Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №45/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ирина ФЕТИСОВА,
г. Волжский,
Волгоградская обл.

Чтобы не было ошибок

Тема. "Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне".

Цели. Формировать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; развивать речь, мышление, воображение, воспитывать интерес к предмету.

Оборудование. Таблицы с буквами, репродукция картины А.Пластова "Первый снег", реквизит для инсценировки, веера с буквами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

На доске снежинки-буквы о, а, е, и, я.

Учитель. Ребята! Почему к нам в гости прилетели эти снежинки?

Дети. Потому, что в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки.

У. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Д. Мы будем упражняться в написании слов с безударными гласными.

У. Молодцы! Правильно.

III. Чистописание

У. Напишем гласные буквы, которые вызывают у нас сомнение при письме.

– Вспомните правило о проверке безударных гласных.

Д. Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно ставь под ударение.

У. На второй строчке напишем слово снежинка. Какая гласная будет писаться в корне слова? Как доказать?

Д. Гласная е, так как проверочное слово снег.

У. Запишите эту пару слов.

Дети пишут в тетрадях:

снежинка – снег.

IV. Словарно-орфографическая работа

У. Снежинки-гласные пригласили к нам в гости Снеговика. Этот Снеговик – словарик.

На доске:

Мороз ветер коньки ребята

– Спишите эти слова в тетрадь, их правописание надо запомнить. Почему?

Д. Безударные гласные в этих словах не проверяются, поэтому их написание надо запомнить.

У. Подчеркните выделенные буквы. Устно составьте предложения с этими словами.

V. Работа по развитию речи

У. Наши гласные-снежинки хотят, чтобы мы увидели снег. Сейчас мы его увидим с помощью картины художника Аркадия Александровича Пластова "Первый снег". Закройте глазки.

Учитель вешает на доску репродукцию картины.

– Откройте. Посмотрите внимательно на картину. Какое впечатление она произвела на вас? Какое настроение вызвала?

Д. Приятное настроение. Радостное чувство.

У. А что вызывает эту радость?

Д. Яркий белый снег, падающий хлопьями на землю.

У. Что делают девочка и мальчик?

Д. Наспех одетые девочка и мальчик выбежали на крыльцо деревенской избы. Они любуются первым ослепительно белым, пушистым снегом.

У. Хочется вам встать рядом с восторженными детьми на крыльцо и протянуть руки к падающим хлопьям снега?

Д. Да, очень.

У. Вы прикоснетесь сейчас руками и мыслями к другим снежинкам. Снежинки-буквы объединились в слоги, слоги – в слова и прилетели к вам на парту ленточкой-задачей. Вам надо разбить, разорвать сплошной текст на предложения, чтобы получился связный рассказ.

Дети работают самостоятельно. Выполняется проверка. Текст записывается в тетрадь с комментированием.

Наступила зима. Робкий, тихий, лёг на чёрную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый. Дети рады зиме.

У. Подходит этот текст к картине?

Д. Да.

У. Почему?

Выслушиваются ответы детей.

VI. Физкультминутка

У. Представьте, что в нашем кабинете пошел снег. Встаньте, улыбнитесь друг другу, воображаемому снегу, протяните руки, ощутите на ладонях пушинки-снежинки, покружитесь... Садитесь.

VII. Закрепление пройденного материала

У. Снежинки довольны вами, ребята! Они решили доверить вам еще одно задание. В этом четверостишии они не встали в слова и хотят, чтобы вы правильно поставили их на место. Что надо знать и помнить, чтобы правильно написать безударные гласные?

Д. Чтобы правильно писать слова с безударными гласными, надо подбирать проверочные слова, в которых интересующая нас гласная стоит под ударением.

На доске:

З*ма сп*шит, хл*почет,
укутала в сн*га
все кочки и п*нечки,
скамейки и ст*га.

Учащиеся с помощью вееров с гласными показывают, какую букву надо вставить в слово. Объясняют, подбирая проверочные слова.

У. Напишите текст красиво, правильно. Пусть ваше письмо будет таким же чистым, как первый снег.

VIII. Итог урока

У. Какое настроение вызвал у вас урок? Что больше всего понравилось, почему?

Ответы детей.

– Придя домой, что вы скажете родителям, начиная свое предложение так: "Я твердо знаю, что..."

Выслушиваются ответы детей.

IХ. Домашнее задание