Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №44/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена МАРТЫНОВА,
учитель школы № 468,
г. Москва

Все могу я сосчитать

Тема. "Закрепление знаний по теме "Устная и письменная нумерация чисел в пределах 100".

Цель. Обобщить знания детей по изученной теме.

Оборудование. Карточки для проведения игры "Эскалатор", изображения сказочных героев, числовые бусы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

Учитель.

Раз, два, три, четыре, пять,
Все могу я сосчитать:
И деревья на горе,
И коляски во дворе,
И девчонок, и мальчишек,
И страницы толстых книжек.

А благодаря какой науке я могу это сделать?

Дети. Математике.

У. Да, она нас уже многому научила. Вспомните, что мы уже умеем делать?

Дети отвечают.

– Ах, как много мы уже знаем! А может, этого уже достаточно?

Д. Наверное, нет.

У. Прочитайте числа. Что вы можете о них рассказать?

На доске записан ряд чисел:

4, 64, 764, ...

Дети последовательно читают числа и дают всю известную информацию о них, но с последним числом возникают проблемы.

– Да, мы лишь начали дорогу в Страну математики. Но чтобы идти вперед, надо помнить уже изученное. Сегодня на уроке мы будем повторять приемы письменного сложения и вычитания в пределах 100, чтобы на следующих уроках идти дальше. А девизом урока нам послужит русская пословица: "Повторение – мать учения".

III. Устный счет

У. Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем повторять.
Устно будем мы считать
Все, но кроме облаков,
Кроме звезд и мотыльков...
Можно сбиться ведь со счета,
Но считать нам их охота?

На доске:

– В свободные кружочки вы должны вставить нужные числа.

Дети "по цепочке" выходят к доске и вписывают пропущенные числа.

– Что интересного увидели в наших капельках?

Д. Четное число можно получить, если сложить два четных или два нечетных числа. Нечетное число можно получить только при сложении четного и нечетного чисел.

У. Какое самое большое число спряталось в облачке?

Д. 17.

У. Что вы можете о нем рассказать?

Д. Нечетное, двузначное, в нем 1 десяток 7 единиц.

– Находится между числами 16 и 18.

У. Легко справились. Молодцы!
Вот вам работа потрудней.
Ну-ка, справитесь вы с ней?
Предлагаю вам сыграть в игру "Эскалатор".

Каждый ученик первого варианта получает карточку с примерами – он "учитель", задает примеры своему соседу по парте. По сигналу учителя ученики второго варианта передвигаются на одну парту вперед. "Учителя" задают примеры новым ученикам. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из "учеников" не окажется на своем месте.

– Важные правила: работать шепотом, быстро и хвалить своих товарищей за правильные ответы. Приступаем.

Примерные задания на карточках.

45 + 1 = 46
80 – 1 = 79
30 + 9 = 39
75 – 70 = 5

89 + 1 = 90
66 – 1 = 65
7 + 80 = 87
64 – 4 = 60

На всю игру уходит 3–4 минуты.

– Что необычного в сегодняшней нашей игре?

Д. Задания записаны на карточках-цветах.

У. Как вы думаете, почему цветы распустились у нас сегодня на партах?

Дети высказывают свои предположения.

– А еще и потому, что сегодня мы познакомимся с милой девочкой Нилочкой.

Учитель вешает на доску рисунок с изображением сказочной девочки.

– А вот и она!

Девочки делают реверанс, мальчики – поклон, все вместе произносят: "Приятно познакомиться".

– Давайте подарим наши цветочки Нилочке.

Дети прикрепляют свои цветочки на доску.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление пройденного

У. Все считается на свете.
Людям всюду нужен счет!
Потому ему почет!
Так давай с тобой учиться!
Открывай скорей страницы,
Чтоб читать и чтоб считать –
Раз, два, три, четыре, пять!

Дети открывают тетради, записывают число.

– Какие цветы есть в букете у Нилочки?

Д. Желтые и синие.

У. Сколько синих?

Д. Тринадцать.

У. Сколько желтых?

Д. Шесть.

У. Сколько всего цветов у Нилочки?

Д. Девятнадцать.

У. Как узнали? Запишите в тетрадь.

Д. 13 + 6 = 19 (ц.)

У. Каких цветов больше?

Д. Синих.

У. На сколько? Как узнать? Запишите в тетрадь.

Д. На семь цветков больше.

– 13 – 6 = 7 (ц.)

У. Нилочка очень добрая. Она оставила себе 4 цветка, а остальные отдала маме. Сколько цветов она отдала маме? Как узнали? Запишите в тетрадь.

Д. Она отдала маме 15 цветов.

19 – 4 = 15 (ц.)

У. Сегодня Нилочка собирается на танцы и, как всякая маленькая кокетка, наряжается. Но вот беда! Бусы рассыпались. Поможем их собрать?

Из разных цифр вот эти бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.

На доске:

Дети находят правильный ответ, записывают пример в тетрадь, расставляют порядок действий, выполняют подсчет.

Разбираются еще 3 варианта таких бус.

На доске:

– Вот стоит Нилочка и думает, а какие же бусы надеть? Вдруг слышит за дверью какой-то странный шум. Подошла, смотрит в глазок, а там прыгает ее друг Милчик и никак до звонка допрыгнуть не может.

Учитель вешает на доску рисунок с изображением мальчика Милчика.

– Ведь его рост всего 50 см. Нилочка подумала, а сколько это дециметров?

Д. 50 см = 5 дециметров.

У. А до звонка 85 см. Сколько это сантиметров и дециметров?

Д. 85 см = 8 дм 5 см.

У. На сколько же сантиметров Милчику надо подпрыгнуть, чтобы достать до звонка?

Д. 85 – 50 = 35 (см).

У. А сколько это сантиметров и дециметров?

Д. 35 см = 3 дм 5 см.

У. Милчик изловчился и допрыгнул до звонка. Мама Нилочки увидела, что Милчик чем-то расстроен... Оказалось, что он два часа бился над задачей и никак не мог ее решить! Поможем?

Д. Да!

В тетрадях дети записывают слово "Задача".

У. Задача была про марки и наклейки.

Дети записывают:

Марки –

Наклейки –

– Было там 39 марок и слова "на__ меньше".

Дети записывают:

Марки – 39 шт.

Наклейки – на 9 меньше,? шт.

– И задача была очень сложная!

Дети изменяют запись:

Марки – 39 шт.

Наклейки – на 9 меньше ? шт. }? шт.

– Какую мы составили задачу?

Д. У мальчика было 39 марок, а наклеек на 9 штук меньше, чем марок. Сколько всего марок и наклеек было у мальчика?

У. Молодцы! Приступайте к решению задачи.

Два ученика решают задачу на "крыльях" доски для дальнейшей проверки работы. Остальные работают самостоятельно.

– Какой у вас получился ответ?

Д. Всего было 69 штук.

У. Посмотрим на решение задачи, записанное отвечавшими у доски.

Выполняется проверка решения по действиям.

1) 39 – 9 = 30 (шт.)

2) 39 + 30 = 69 (шт.)

– Странно, у Милчика все время получалось 96. Почему?

Дети дают свои объяснения.

– Ой, ну какой же ты, Милчик, невнимательный! Математика – точная наука, и она требует аккуратности. Ты перепутал цифры при записи числа, поэтому и получил другой ответ. Аккуратность и внимательность пригодятся вам при самостоятельном решении примеров.

Учитель записывает примеры на доске:

56 + 1
90 – 1
4 + 30
62 – 60

73 – 3
20 + 9
39 – 1
84 + 1

Дети самостоятельно решают примеры.

– Кончил дело – гуляй смело! Теперь можно пойти и отдохнуть!

VI. Итог урока

У. Раз, два, три, четыре, пять.
Не устали вы считать?
Может, лучше бегать, петь
Или в дудочку дудеть?
Раз, два, три, четыре, пять.
Кончил дело – и гулять!
Вспомним-ка сейчас, друзья,
Что учили мы не зря.
Что повторяли сегодня на уроке?

Д. Приемы сложения и вычитания в пределах 100.

У. Что понравилось? Что было очень трудно? Можете ли вы сегодня собой гордиться?

Выслушиваются ответы детей.

VII. Домашнее задание