Галина МАКАРЕВИЧ
Библиотечные штудии
Вымысел не есть обман,
Замысел еще не точка.
Б.Ш. Окуджава
Вечером, когда за окном стемнеет, мы с
Катей, Верой и Сергеем отправляемся в библиотеку.
В тихих коридорах свежо. Мы идем друг за другом
след в след: на оставшихся после недавней уборки
лужицах можно поскользнуться. Нет особой
надобности в том, чтобы проводить литературные
штудии так далеко от нашего кабинета. Но ребята
уверены в магической силе библиотечных стен.
Рядом с бесконечными книжными полками им самим
хочется стать мудрее...
– Я не согласен с тем, что солнечный зайчик
рождается из "полумрака, полузвука", –
Сергей держит в руках книгу Новеллы Матвеевой.
– Как же это происходит? – спрашивает Вера.
Сергей подносит зеркальце к настольной лампе:
– Вот так. Свет отражается от полированной
поверхности. Если руку от лампы убрать, зайчик на
стене исчезнет. Подставить – возникает вновь.
– Ты объяснил появление солнечного зайчика на
самом деле, а мы стихотворение разбираем, –
защищается Катя.
– По-твоему, в стихах чушь допускается?
– Не допускается. Ты одну строку прочел и
выводы делаешь.
– Послушай, – подхватывает Вера, – герой
говорит о себе:
"На грядке стрельчатого лука,
Насквозь проткнувшего зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я..."
– Ты видел, как лук в огороде растет?
– Много раз.
– Какие у него стрелы?
– Зеленые.
– Не просто зеленые. Они гладкие, будто
полированные. Сквозь них идут последние лучи. Что
получается?
– Отраженный свет становится солнечным
зайчиком, и звуки для этого не нужны.
– Значит, ты видишь только часть созданной
автором картины, – заключает Вера.
– Я хочу представить ее целиком.
– Прочти все стихотворение про себя.
Минуты через три библиотечную тишину нарушает
возглас:
– Догадался! Лук от ветра чуть-чуть колышется.
– Разве о ветре в тексте что-нибудь сказано?
– Нет, но без него у меня картина не
вырисовывается.
|