Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2002

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Татьяна СМИРНОВА

Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев

4-й класс

Инструкция по проведению

1. Каждый ученик должен сидеть за отдельной партой. В классе не должны находиться посторонние лица. Перед началом конкурса дежурный по аудитории должен составить список всех присутствующих.

2. Необходимо проинструктировать детей о правилах оформления работы. Затем раздать листы с конкурсными заданиями, зафиксировать время начала работы и сообщить участникам продолжительность и время окончания работы.

3. Продолжительность работы 1 ч 40 мин (100 мин).

4. Если во время проведения конкурса кто-либо из участников захочет временно покинуть аудиторию, то он должен положить на стол дежурного свой листок с заданием. Два участника одновременно не могут покидать аудиторию. При выполнении задания разрешается пользоваться черновиком.

5. Работы участников проверяются не дежурным по аудитории, а членами жюри.

6. Оценка решений и определение максимального количества баллов за каждую задачу – прерогатива жюри.

7. Необходимо вовремя (до 1 апреля) прислать в ФНМЦ заявку на участие в III туре с приложением работы учащихся-победителей по адресу: 125315, г. Москва, ул. Часовая, 21б.

Просим сообщить адреса школ, которые принимают участие.

Примечание. При необходимости жюри может запросить ответы и результаты обработки в ФНМЦ.

Тур I

Литературное чтение

Дорогие юные филологи!

Вы уже знаете, что традиционно персонажами басни (этого древнейшего жанра) бывают животные. Персонажами современной басни нередко выступают вещи. Но истинными героями как древней, так и современной басни, являются, конечно же, люди.

Вашему вниманию предлагается три басни современного писателя Феликса Кривина. Ваша задача – обнаружить воспитательное значение каждой из них: о каком человеке рассказывается в каждой басне? Какое поведение вызывает у писателя улыбку? Какая мораль может следовать из каждой басни?

ПОГРЕМУШКА

Нужно быть проще, доходчивее, – наставляет Скрипку Погремушка. – Меня, например, всегда слушают с удовольствием. Даже дети – и те понимают.

КЛЯКСА

Среди однообразных букв на листе бумаги одна Клякса умеет сохранить свою индивидуальность. Она никому не подражает, у нее свое лицо, и прочитать ее не так-то просто.

ЗАНАВЕС

Всякий раз, когда спектакль близился к концу, Занавес очень волновался, готовясь к своему выходу. Как его встретит публика? Он внимательно осматривал себя, стряхивал какую-нибудь едва заметную пушинку и – выходил на сцену.
Зал сразу оживлялся. Зрители вставали со своих мест, хлопали, кричали "браво". Даже Занавесу, старому, испытанному работнику сцены, становилось немного не по себе оттого, что его так восторженно встречают. Поэтому, слегка помахав публике, Занавес торопился обратно за кулисы.
Аплодисменты усиливались. "Вызывают, – думал Занавес. – Что поделаешь, придётся выходить!"
Так выходил он несколько раз подряд, а потом, немного поколебавшись, и вовсе оставался на сцене. Ему хотелось вознаградить зрителей за внимание.
И тут – вот она, черная неблагодарность! – публика начинала расходиться.

Русский язык

1. Прочитай скороговорки, подчеркни глаголы, укажи число.

На верхушке каланчи
День и ночь кричат грачи.

Испекла Иришка
Куклам по ковришке.

2. В тексте какой скороговорки нельзя изменить число глагола? Почему?

(Ученик может по-своему сформулировать обоснование ответа.)

3. Что нарушится в тексте первой скороговорки при изменении числа существительного грачи?

4. Запиши словосочетания, которые являются антонимами к данным ниже.

свежее утро
свежая булка
свежая рыба
свежая блузка
свежая газета

Математика

1. В непрозрачном бидоне 10 л молока. Из него надо отлить 5 л в 7-литровый бидон. Как это можно сделать, если есть только 2-литровая банка.

2. Ира, Таня, Саша и Катя начертили по одному треугольнику: равносторонний, равнобедренный и прямоугольный. Ира и Таня начертили только равнобедренные треугольники. Саша и Таня – прямоугольные треугольники. Начерти треугольники, удовлетворяющие условию задачи и подпиши имя их автора.

3.

Окружающий мир

1. Ученые разработали формулу абсолютного жидкого растворителя. Он может растворить все. Но сразу возник вопрос: как его хранить?

2. Лабораторная мышь, которая съела экспериментальную таблетку и стала невидимой, сбежала из клетки. Ученые знают, что она все еще в лаборатории, но как ее обнаружить?

Тур II

Литературное чтение

Уважаемые исследователи!

Совсем недавно на уроках вы занимались сравнительным анализом переводов японских трехстиший: учились различать индивидуальный почерк трех замечательных переводчиков Веры Марковой, Татьяны Соколовой-Делюсиной, Александра Долина. То задание, которое надо выполнить сейчас, потребует от вас возвращения к страницам учебника (Н.А. Чуракова. Литературное чтение. 4-й класс. Часть первая. С. 169–171), внимательного и вдумчивого их перечитывания и осмысления.

На этот раз вашему вниманию предлагается девять разных трехстиший японского поэта XVIII в. Ёса Бусона в переводах Веры Марковой, Татьяны Соколовой-Делюсиной и Александра Долина. Каждый из русских поэтов является переводчиком трех стихотворений. Ваша задача – определить переводчиков, то есть распределить стихотворения на три группы: переводчик Вера Маркова, переводчик Татьяна Соколова-Делюсина, переводчик Александр Долин. Необходимой частью работы являются ваши пояснения: почему вы так решили. Пояснения можно давать к каждой группе стихотворений, а не к каждому переводу отдельно. Удачи!

* * *

Как же долго
Не зажигают огня в домах
Под цветущими сливами.

* * *

Нет в Ёсино воров!
Цветущей вишни ветку
Никто не украдет.

* * *

Иду, иду без конца!
Отдых – и снова иду, иду
В просторе летних лугов.

* * *

Того и гляди
луна им на головы рухнет –
вот это пляска!..

* * *

Тихонько сидят
В домиках – вдруг снова дождь? –
Недоверчивые улитки.

* * *

В прошлом году
Такими унылыми не были
Осенние сумерки.

* * *

Срезал пион –
и себе настроенье испортил
на целый вечер...

* * *

Холодная ночь.
Всё гремят котлами соседи –
назло мне, что ли?..

* * *

О, какая жалость!
Этот храм я миновал,
Там цветут пионы!

Русский язык

1. Прочитай стихотворение, в первом четверостишии подчеркни орфограммы в корнях слов. Выдели приставки.

На скрипучие качели
Сели пустые шмели.
Повертелись, загудели,
На веревки налегли.
Плохо кончились затеи
Лопнул старенький канат...
Все упали вверх тормашками
И вздыхали под ромашками:
"Ох, как лапочки болят!"

(М.Моравская)

2. Разбери по членам выделенное предложение. Напиши, какой частью речи выражен второстепенный член предложения.

3. Как называется последнее предложение? Какое чувство выражено интонацией предложения: волнение, тревога, жалоба? Подчеркни свой ответ.

4. Подбери и напиши к фразеологизмам и пословицам пояснения.

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  • За семью замками.

  • Седьмая вода на киселе.

  • Быть на седьмом небе.

  • Семь верст до небес, и все лесом.

Математика

1. Чтобы освободить Василису Прекрасную из плена, Ивану-царевичу надо открыть семь дверей. Ему надо определить, какой ключ из связки из семи ключей подходит к каждой двери. Какое наименьшее количество проб он должен сделать, чтобы подобрать все ключи?

2. 

Окружающий мир

1. Мы живем в прекрасной и великой стране России. Самое большое ее богатство – народ и природа. Будущее России зависит от здоровья людей и окружающей их природы. Это задание о природе, которую надо спасать и беречь. Но это зависит не только от взрослых, но и от вас – детей.

Сделай первый шаг: докажи, что ты знаешь, какие растения, грибы и животные из вашего региона нуждаются в особом внимании, в охране и защите. Составь свою Красную книгу.

Растения

Грибы

Животные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отметь "V" растения, грибы и животных, которые уже занесены в Красную книгу.

2. В пустынях Азии растет саксаул, он запасает воду в корнях; у бутылочного дерева ствол раздут как огромная бутылка – в нем запас воды на все лето; кактус запасает воду в листьях. Арбуз тоже запасает воду в ягоде. Арбуз может расти в пустыне?