Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2002

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Ирина ТОВПИНЕЦ

Окружающий мир

1-й класс

Наша страна

1. Заполни пропуски в предложениях.

Наша страна – __________________________ .
Главный город, столица нашей страны – _____ .
Мой родной город (село) – ________________ .

Неживая и живая природа

2. Рассмотри рисунок.

(Учитель может использовать для демонстрации аналогичный рисунок, где представлены объекты неживой и живой природы.)
Выпиши в два столбика названия объектов неживой и живой природы, которые ты видишь на рисунке. Выпиши столбиком названия объектов, которые не относятся к природе.

Наш сад и огород

3. Запиши, какие овощи и фрукты люди выращивают на своих приусадебных участках, в садах и на огородах (по пять примеров). Обозначь эти группы.

Какие бывают животные

4. Запиши по три примера животных обозначенных групп.

1. Насекомые ___________
2. Рыбы ___________________
3. Птицы _________________
4. Звери __________________

5. Раздели рисунки животных на две группы. Выпиши названия животных в два столбика и обозначь группы (1 и 2). (Учитель может использовать для демонстрации аналогичные рисунки животных.)

 

2-й класс

Неживая и живая природа

1. Приведи по пять примеров объектов неживой и живой природы.

2. Перечисли признаки живых организмов.

Многообразие растений

3. Назови, к каким группам относятся эти растения.

4. Напиши, с какой целью люди выращивают культурные растения.

Многообразие животного мира

5. Рассмотри рисунки представителей разных групп животного мира. Приведи примеры названий животных выделенных групп.

 

Сезонные изменения в природе

6. Приведи примеры приспособлений животных к сезонным изменениям погоды.

3-й класс

Наша страна Россия

1. Дополни предложение.

Главой нашего государства согласно Конституции является _________________ .

2. Назови, какие права гарантирует Конституция гражданам нашей страны.

3. Назови, какие обязанности должны выполнять граждане нашей страны.

4. Напиши сочинение на тему "Моя Родина".

Как изучают окружающий мир

5. Назови, из каких источников ты получаешь информацию (сведения) об окружающем мире.

6. Заполни пропуск.

Компас – это прибор для ____________ .

7. С помощью компаса определи, на какую сторону горизонта выходят окна вашего класса.

8. Что можно определить с помощью географической карты? При подготовке ответа используй физическую карту Российской Федерации.

9. Приведи примеры источников изучения истории.

Вещественные ____________
Письменные _______________
Устные ____________________

Разнообразие природы на Земле

10. Назови пояса освещенности нашей планеты. Раскрой причину изменений природных условий в разных поясах освещенности.

11. Назови природные сообщества окружающей местности.

12. Охарактеризуй значение леса.

13. Составь цепи питания животных хвойного и лиственного леса.

14. Объясни, как ты понимаешь ответственность каждого человека за состояние окружающей природы.

4-й класс

Организм человека

1. Назови функции (назначение) скелета человека.

2. Назови основные органы пищеварительной системы человека и кратко охарактеризуй их функции.Запиши правила здорового питания.

3. Раскрой значение крови в организме человека.

Охрана и укрепление здоровья

4. Дай советы, что полезно и что вредно для здоровья человека.

5. Объясни, почему курение вредно для организма человека.

Основы безопасности жизнедеятельности

6. Назови, какие нужно соблюдать правила противопожарной безопасности.

7. Назови, какие нужно помнить правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

8. Назови меры по улучшению экологической обстановки в городе или селе, где ты живешь. Раскрой, как это помогает сохранению здоровья людей.

Оценка результатов

При обработке результатов проверочных и контрольных работ учитель может использовать уровневую и балльную оценку. Ответ высокого 4-го уровня соответствует отметке "5", среднего 3-го уровня – "4", низкого 2-го уровня – 3 баллам. Практика изучения усвоения программного материала по курсу "Окружающий мир" в системе развивающего обучения показывает, что учащихся, полностью не выполнивших предлагаемые самостоятельные работы, которых можно было бы отнести к самому низкому 1-му уровню, то есть ниже уровня образовательного стандарта, практически не бывает, если иметь в виду нормальное состояние здоровья и самочувствие ребенка.

При выполнении некоторых заданий не предусмотрена уровневая оценка, учитель может их оценивать по двухбалльной системе: "выполнено" – "не выполнено" ("правильно" – "не правильно"). При оценке сочинений учащихся допускается оценка "Тема раскрыта полностью" ("не полностью").

Предлагаемые варианты контрольных работ не рекомендуется проводить на одном уроке по всем заданиям, чтобы не вызвать утомления детей, что приведет к снижению качества ответов.

Дозировку заданий на уроке учитель определяет по собственному усмотрению, создает спокойную доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимое время для выполнения заданий. В случае необходимости дает дополнительно время, фиксируя эти случаи.

Формулировки заданий учитель записывает на доске и зачитывает, дает некоторые пояснения по организации выполнения самостоятельных работ (расположение материала ответов, форма записи и пр.).

1-й класс

Задание 1

Задание не предполагает уровневую оценку, может быть оценено: "выполнено", "не выполнено".

Задание 2

Задание выявляет сформированность у учащихся первоначальных представлений о компонентах окружающего мира: "природа" – "не природа" (создано человеком), группах объектов неживой и живой природы. Было выявлено, что первоклассников затрудняет не столько сложность самого задания, сколько отсутствие навыков самостоятельного выполнения работ подобного рода, неумение организовать себя, неуверенность в оформлении ответа. В этом случае учитель дает детям необходимые разъяснения, чтобы не снизилось качество ответов.

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно выделяют, основываясь на рисунке, по пять объектов обозначенных групп.

  • Средний уровень. Учащиеся выделяют в среднем по 4 объекта обозначенных компонентов окружающего мира.

  • Низкий уровень. Учащиеся выделяют по два-три объекта обозначенных групп, допускают ошибки в группировке.

Задание 3

Задание выявляет уровень сформированности представлений "овощи" – "фрукты" с опорой на накопленные наблюдения.

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно дифференцируют объекты: "овощи" – "фрукты". Выделяют по четыре-пять наименований объектов соответствующих групп.

  • Низкий уровень. Учащиеся выделяют по два–три наименования объектов соответствующих групп, допускают ошибки в группировке.

Задание 4

Задание выявляет уровень представления о классификации животных.

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно приводят по три-четыре примера названий животных указанных групп, что свидетельствует о сформированности элементов обобщенных систематизированных знаний ("группы животного мира и их конкретные представители").

  • Низкий уровень. Учащиеся приводят по одному-два примера названий животных обозначенных групп, допускают ошибки в группировке.

Задание 5

Задание выявляет уровень сформированности представлений о диких и домашних животных.

  • Высокий уровень. После рассмотрения рисунков учащиеся правильно самостоятельно выделяют группы домашних и диких животных и осуществляют группировку объектов.

  • Низкий уровень. Учащиеся нуждаются в помощи: необходимы дополнительные указания этапов организации работы по выполнению задания и оформлению записи. Группировка объектов осуществляется не полностью, имеются неточности в оформлении выполнения задания.

2-й класс

Задание 1

  • Высокий уровень. Учащиеся приводят по пять примеров и правильно их соотносят по выделенным основаниям группировки.

  • Средний уровень. Снижение в ответах количества примеров в среднем до трех при правильной их соотнесенности с выделенными основаниями группировки.

  • Низкий уровень. В ответах содержится два-три примера, имеют место ошибки в классификации объектов.

Задание 2

  • Высокий уровень. Учащиеся выделяют четыре-пять признаков живых организмов.

  • Средний уровень. Учащиеся выделяют по три признака данной категории объектов.

  • Низкий уровень. Учащиеся выделяют два-три признака живых организмов, приводят характеристики недостаточно обобщенного уровня ("звери бегают", "заяц скачет"...).

Задание 3

  • Высокий уровень. По рисункам учащиеся правильно называют все пять групп представителей царства растений.

  • Средний уровень. Учащиеся правильно называют в среднем четыре группы растений.

  • Низкий уровень. В ответах имеются неточности, ошибки при обозначении групп растений.

Задание 4

  • Высокий уровень. В ответах учащиеся выделяют четыре-пять названий культурных растений, отмечают их использование в народном хозяйстве.

  • Средний уровень. Учащиеся выделяют три-четыре названия культурных растений.

  • Низкий уровень. Учащиеся выделяют две-три характеристики значения культурных растений, в приведенных характеристиках преимущественно выделена их роль как источника пищи для человека.

Задание 5

  • Высокий уровень. Учащиеся приводят по три-четыре примера животных выделенных групп.

  • Низкий уровень. Учащиеся приводят по одному примеру, допускают ошибки в классификации животных по шести обозначенным группам.

Задание 6

Задание выявляет очень важное, формирующееся у младших школьников умение устанавливать причинно-следственные закономерные связи неживой и живой природы.

  • Высокий уровень. Учащиеся приводят четыре-пять характеристик особенностей образа жизни, поведения животных, обусловленных изменениями погодных условий (сезонные похолодания, наличие снегового покрова и пр.).

  • Средний уровень. Учащиеся приводят в среднем по три примера особенностей жизнедеятельности животных как приспособительных признаков в связи с изменением погоды в разные сезоны года.

  • Низкий уровень. В ответах приведено в среднем по два примера приспособлений животных к изменениям погодных условий в том или ином сезоне года.

3-й класс

Задание 2

  • Высокий уровень. Учащиеся высказывают четыре суждения о конституционных гарантиях прав и свобод граждан Российской Федерации, дают оценку их значения для личности.

  • Средний уровень. В ответах содержится три сужения о правах граждан.

  • Низкий уровень. В ответах содержится два суждения о констатации прав граждан РФ.

Задание 3

  • Высокий уровень. Учащиеся высказывают три-четыре суждения об обязанностях граждан РФ согласно Конституции.

  • Низкий уровень. Учащиеся высказывают одно-два суждения об обязанностях граждан РФ.

Задание 4

Сочинение "Моя Родина" оценивается: "тема раскрыта полностью", "тема раскрыта не полностью".

Задание 5

  • Высокий уровень. Систематизируя полученные знания, учащиеся приводят четыре-пять примеров информационных источников познания окружающего мира. В ответах содержатся также ценностные критерии, раскрывающие личностное отношение ученика к процессу обогащения знаниями ("ценно", "интересно" и пр.).

  • Средний уровень. В ответах характеризуется три-четыре источника информации.

  • Низкий уровень. Учащиеся перечисляют в среднем по три источника информации.

Задания 6 и 7

Выполнение данных заданий можно оценивать "выполнено" или "не выполнено" ("правильно" – "не правильно").

Задание 8

Выполнение данного задания не предполагает исчерпывающей характеристики географических объектов, условных обозначений изображения земной поверхности, которые представлены на карте. Главная направленность задания – выявить умение учащихся "читать" карту, черпать необходимые сведения из данного источника информации.

  • Высокий уровень. В ответах учащихся выделено шесть-семь географических объектов по физической карте РФ.

  • Средний уровень. В ответах содержится пять-шесть обозначений географических объектов.

  • Низкий уровень. В ответах выделено четыре-пять обозначений географических объектов, имеют место неточности в названиях некоторых объектов.

Задание 9

  • Высокий уровень. Учащиеся приводят не менее трех примеров источников изучения истории.

  • Средний уровень. Учащиеся приводят в среднем по два примера.

  • Низкий уровень. Учащиеся приводят менее двух примеров, допускают фактические ошибки.

Задание 10

  • Высокий уровень. Учащиеся называют все пять поясов освещенности (жаркий, умеренный северный и южный, холодный северный и южный), указывают причину изменения природных условий в разных поясах освещенности – неравномерность солнечного освещения земного шара.

  • Средний уровень. Учащиеся называют не все пояса освещенности, недостаточно четко формулируют причину изменения природных условий в разных поясах освещенности.

  • Низкий уровень. Учащиеся называют три пояса освещенности, не раскрывают причину изменения природных условий в разных поясах освещенности.

Задания 11 и 13

Оцениваются: "выполнено" – "не выполнено" ("правильно" – "не правильно").

Задание 12

  • Высокий уровень. В ответе содержится пять-шесть суждений о значении леса как природного сообщества (взаимосвязь всех живых организмов его населяющих) и его значении для человека.

  • Средний уровень. Ответы содержат в среднем по четыре суждения.

  • Низкий уровень. В ответах содержится менее четырех суждений в среднем, имеет место односторонность характеристик в раскрытии значения леса – в основном для человека как потребителя его природных богатств.

Задание 14

  • Высокий уровень. В содержании ответа адекватно раскрывается тема, выражена рефлексирующая позиция ученика, ценностные ориентации.

  • Средний уровень. Адекватно раскрывается тема, не выражена личностная позиция ученика (в формулировке задания обозначена направленность на выражение личностных ориентаций школьников по затрагиваемой теме).

  • Низкий уровень. Ответ формулируется в плане долженствования ("нужно беречь природу") без выражения личностной позиции ученика.

4-й класс

Задание 1

  • Высокий уровень. В ответах учащиеся выделяют три основные функции скелета: опорную, двигательную, защитную, включают дополнительные сведения (о свойствах костей и пр.).

  • Средний уровень. Учащиеся выделяют основные функции скелета человека, ответы даны в недостаточно обобщенных формулировках.

  • Низкий уровень. Учащиеся неполно характеризуют назначение скелета человека.

Задание 2

Выполнение первой части задания предполагает проверку репродуктивного уровня усвоения знаний по программной теме курса.

  • Высокий уровень. Ответы исчерпывающие, полные, учащиеся раскрывают функции органов пищеварительной системы человека.

  • Средний уровень. Учащиеся правильно называют органы пищеварительной системы человека, неполно раскрывают их функциональное назначение.

  • Низкий уровень. Учащиеся в основном перечисляют органы пищеварительной системы человека.

При выполнении второй части задания на высоком уровне учащиеся самостоятельно формулируют четыре-пять правил здорового питания. На среднем уровне в ответах раскрывается три установки здорового питания. На низком уровне в ответах содержится в среднем два тезиса здорового питания.

Задание 3

  • Высокий уровень. Учащиеся выделяют основные функции крови: обеспечивает кислородом ткани и органы организма человека, выполняет защитную функцию борьбы с микробами, доставляет питательные вещества к органам и системам организма, обладает свойством свертываемости, что помогает останавливать кровотечение.

  • Низкий уровень. В ответах содержится в среднем по два суждения о значении крови, недостаточно полно раскрывающих ее роль в организме.

Задания 4 и 5

  • Высокий уровень. Обобщая полученные данные об организме человека и охране здоровья, учащиеся высказывают пять-шесть позитивных суждений и суждения о запретительных мерах, способствующих сохранению здоровья.

  • Средний уровень. В ответах содержится четыре суждения о сохранении здоровья человека.

  • Низкий уровень. В ответах три суждения о мерах сохранения здоровья человека.

Задания 6 и 7

  • Высокий уровень. Учащиеся формулируют три-четыре правила соблюдения противопожарной безопасности, обосновывают необходимость их выполнения.

  • Низкий уровень. Учащиеся формулируют одно-два правила противопожарной безопасности в быту.

Задание 8

Задание предполагает перенос, переосмысление полученных учащимися знаний об экологических проблемах применительно к конкретным условиям и связь экологии и здоровья человека.

  • Высокий уровень. Учащиеся характеризуют меры улучшения экологической обстановки применительно к региону, где они живут, делают выводы об их значении для сохранения здоровья людей. В ответах в среднем содержится четыре суждения, раскрывающих тему.

  • Средний уровень. В ответах содержится в среднем три суждения.

  • Низкий уровень. В ответах содержится два суждения о мерах улучшения экологии региона, недостаточно четко проведена линия связи: экология и здоровье.