Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2002

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Наталья НЕЧАЕВА

Обучение грамоте

I. ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Устанавливается на основании наблюдений учителя за устной речью учащихся на уроках и вне уроков в результате постепенного накапливания сведений о внешней характеристике речи, о ее развернутости и связности.

1. Оценка внешней характеристики устной речи

Показатели: 1) говорит охотно; 2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации; 3) речь в основном грамматически правильна; 4) артикуляция чистая; 5) громкость нормативная.

  • 4-й уровень – в норме пять показателей;

  • 3-й уровень – в норме четыре показателя;

  • 2-й уровень – в норме два-три показателя;

  • 1-й уровень – в норме один показатель.

2. Оценка связности устной речи

Показатели: 1) типичные единицы высказывания; 2) развернутость характеристики объекта.

  • 4-й уровень – говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекта или явления;

  • 3-й уровень – речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей;

  • 2-й уровень – предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;

  • 1-й уровень – речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.

II. ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

1. Оценка техники чтения вслух, понимания прочитанного

Тексты для чтения*

1. Во вторник у нас был урок труда. Нина Ивановна раздала нам куски ткани, нитки, иголки. Мы шили игрушки малышам к празднику. Работа шла дружно. Мы помогали друг другу. Слоники, зайки и мишки вышли забавными.
Малыши были рады нашим подаркам. Скоро Новый год и каникулы. (44 слова)

Задания 

1. Выбери один из заголовков: "Новый год", "Урок труда", "Подарки малышам".
2. Какие игрушки сшили ученики?

2. У нас будут гости. Мы с братом убрали комнату. Папа купил фрукты и торт. Бабушка поставила на стол пироги с капустой и с грибами.
Звонок. Это пришли гости. Они подарили нам книги, шашки и куклу. Мы были рады подаркам.
Мама пригласила нас к столу. Когда у нас гости – это праздник. (50 слов)

Задания 

1. Выбери один из заголовков: "Наша семья", "Вкусный обед", "Домашний праздник".
2. Сколько детей в семье?

Оцениваются: 1) способ чтения; 2) количество и характер ошибок; 3) понимание прочитанного.

2. Оценка понимания лексического значения слов, умения группировать

1) 1. Попугай. 2. Кошка. 3. Банка. 4. Жук.
2) 1. Доска. 2. Кукла. 3. Глобус. 4. Парта.
3) 1. Вова. 2. Нина. 3. Маша. 4. Лида.

Задание

Прочитай названия предметов. Представь эти предметы. Напиши номер "лишнего" предмета.

3. Оценка умений оформлять предложение, различать на слух границы слов

Наступила зима. Деревья стоят голые. Земля укрыта белым снегом. Голодно животным зимой. Они ждут теплого лета.

Задание

Запиши предложения под диктовку схемами.

4. Оценка дифференциации звуков речи

1) Он, эхо, лук, липа, сосна, звезда, капитан.
2) Сор, спор, спорит, порт, спорт, спортивный.

Задание

Запиши слова под диктовку кружками.

5. Оценка навыка списывания и усвоения фонетических знаний

Ира, дом, Вова, ловил, гриб.

Задания

1. Спиши слова.
2. Проставь ударение.
3. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.
4. Раздели, где можно, слова на слоги вертикальной чертой.

Оцениваются: безошибочность списывания, графика, правильность выполнения заданий.

Уровни выполнения заданий 2–5

Устанавливаются в зависимости от количества правильно выполненных заданий или правильно записанных предложений, слов.


* На выбор учителя. Может быть использован любой другой текст похожей сложности, исходя из количества выученных букв. В данных текстах используются буквы: аиоуыэ йлмнр бвгджз пфктшс.