Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2002

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Роза ЧУРАКОВА,
научный руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова

Пояснительная записка

Контрольные работы разработаны с учетом современных требований к контролю и оценке результатов учебно-воспитательного процесса и принципов дидактической системы Л.В. Занкова. Они полностью соответствуют положениям методического письма МО РФ "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" (155/14 от 19.11.98).

Результат профессиональной деятельности учителя определяется прежде всего глубиной и прочностью программных знаний учащихся, включающих обязательный минимум содержания начального общего образования, а также уровнем общего развития школьников. В данном требовании понятие "обязательный" означает, что содержание обучения обязательно для выполнения любой государственной системой, в том числе и "занковской". Слово "минимум" показывает уровень предъявленного содержания обязательного для усвоения. Данные полугодовые контрольные работы, включая этот минимум, несколько расширят его в соответствии со спецификой программы общего развития: проверяется степень сформированности учебной деятельности младшего школьника – читательской, художественной, математической и степень развития основных качеств умственной деятельности, особенно умения наблюдать и анализировать (уровень выполнения контрольной работы).

Оценка за контрольную работу выставляется учащимся 2-го, 3-го, 4-го классов в соответствии с требованиями, определенными "Методическим письмом МО РФ" за № 1561\14–15 oт l9.11.98.

При условии, что учитель оценивает знания, умения, навыки ученика по полугодиям, при выставлении отметок отдается предпочтение более высоким баллам. Например, школьник выполняет полугодовую контрольную работу на "4", в то время как в процессе текущего контроля (проверка усвоения программного материала по каждой крупной теме) соотношение между "4" и "3" было в пользу "3". Тем не менее учитель имеет право повысить оценку до "4". В то же время другой ученик, который имел твердую "4" в течение всего учебного года, написал контрольную работу на "3". Оценка его текущих работ оставляет за учителем право повысить ему полугодовую отметку до "4".

Мы специально останавливаемся на этих моментах выставления полугодовых отметок, поскольку учителя часто обращаются к нам с вопросами, выставляются ли полугодовые отметки в системе Л.В. Занкова.

В 1-м классе отметки не выставляются. Однако как в 1-м, так и во всех остальных классах, учитель при проверке контрольных работ проводит серьезную классификацию ошибок и недочетов по предметным знаниям, умениям и навыкам учащихся, а также анализирует степень развития основных качеств умственной деятельности по четырем предлагаемым авторами учебников уровням выполнения контрольных работ.

Характеристика цифровой оценки (отметки) контрольной работы с учетом уровня ее выполнения, который характеризует степень развития основных качеств умственной деятельности:

  • отметка "5" (отлично) выставляется тогда, когда в работе отсутствуют ошибки, не более одного недочета, а уровень выполнения работы не ниже 4-го, что свидетельствует о высокой степени развития мышления, подвижности мыслительных процессов, осознанности своих действий применительно к предложенной сложности заданий и рассматриваемым мыслительным операциям;

  • отметка "4" (хорошо) выставляется при наличии 2–3 ошибок или 4–6 недочетов и при уровне выполнения работы не ниже 3-го, что говорит о том, что школьник проявляет способность к рассмотрению объектов под одним углом зрения и осознает свои действия, но пока еще не проявляет способности к переключению внимания на другой аспект рассмотрения объектов, предлагаемых для сравнения и сопоставления;

  • отметка "3" (удовлетворительно) выставляется при 3–5 ошибках или 8 недочетах и при уровне выполнения задания не ниже 2-го, что говорит о том, что ученик уже может проанализировать предложенный материал, но не видит, что найденная закономерность имеет общий, а не частный характер;

  • отметка "2" (плохо) выставляется при наличии более 6 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу и при уровне выполнения задания ниже 2-го, что говорит о том, что у школьника не сформирована деятельность наблюдения.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе отменяется отметка "1", (очень плохо), так как эта отметка учителями-практиками, как правило, не используется.