Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №41/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Зоя БАРАНОВСКАЯ,
учитель средней школы № 659,
г. Москва

Продолжение. Начало см. № 1, 5, 9, 13, 18, 21, 25, 29, 33, 36, 40, 46 /99; 1, 5, 9, 16, 18, 22, 28, 30, 38, 43, 47 /2000; 3, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 42, 47/2001; 4, 8, 12, 18, 21, 25–26, 29, 33/2002.

Поэзия в красках

Урок эстетики № 43

Тема. "Жизнь и творческий путь художника Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960)".

Цели. Познакомить детей с жизненным и творческим путем выдающегося русского художника и реставратора, историка искусства и музейного реформатора Игоря Эммануиловича Грабаря; расширять кругозор, прививать любовь к искусству.

Оборудование. И.Э. Грабарь: "Автопортрет с палитрой (в белом халате)" (1934), "Февральская лазурь" (1904), "Сентябрьский снег" (1903), "Мартовский снег" (1904), "Березовая аллея" (1940), "Светлана" (1933), "Зимой. Портрет Ольги Игоревны Грабарь" (1934); альбом Н.Егоровой "Игорь Грабарь"; эпиграф на доске.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Наш урок мы посвятим знакомству с жизненным и творческим путем выдающегося русского художника и реставратора, историка искусства и музейного реформатора Игоря Эммануиловича Грабаря. Эпиграф к уроку поможет лучше понять оттенки художественного творчества этого мастера. (Эпиграф написан на доске.) Давайте прочитаем эпиграф.

"Свою благословенную профессию мы должны любить страстно и нежно, до самозабвения, как лучшую и единственную на свете... Все это совершалось из страсти к искусству, во имя искусства... без этого я не мог существовать, не мог дышать ни один день моей жизни".

И.Э. Грабарь

III. Знакомство с "Автопортретом с палитрой (в белом халате)" (1934) и ранними годами жизни И.Э. Грабаря

У. Друзья! Рассмотрите автопортрет художника Грабаря, а чуть позже мы поговорим о его ранних годах жизни. (Учитель показывает репродукцию картины.)

И.Э. Грабарь. Автопортрет с палитрой (в белом халате). 1934

И.Э. Грабарь. Автопортрет с палитрой (в белом халате). 1934

Дети. Художник изображен на темном фоне в белом халате.
– Лицо у него очень строгое и умное.
– Он в очках, голова уже лысая.
– Палитру с кисточками он держит в правой руке, а писать приготовился левой.
– Под халатом пиджак и рубашка с галстуком.
– У него небольшие седые усы.

У. Пусть этот портрет будет перед вами, а я расскажу о ранних годах жизни Грабаря.

Происхождение род Грабарей ведет из Угорской Руси, которая являлась в ХIХ в. (дату учитель пишет на доске) частью Австро-Венгрии. В Будапеште 25 марта 1871 г. в семье юриста Эммануила Ивановича Грабаря родился сын Игорь. Так как отец и мать были участниками славянского национально-освободительного движения, детство мальчика было связано с постоянными переездами.

В 1876 г. (дату учитель пишет на доске), опасаясь преследований со стороны властей, семья под фамилией Храбровы переселилась в город Егорьевск Рязанской губернии. В годы учебы в Егорьевской прогимназии и Московском лицее Игорь пишет маслом первые пейзажи, портреты учителей и однокашников. Обучение рисунку в Обществе любителей художеств, постоянные посещения выставок изобразительного искусства, экспозиция Третьяковской галереи, знакомство с известными русскими живописцами Поленовым, Ивановым, Архиповым оказывают благотворное влияние на формирование художественного вкуса юноши.

В 1889 г. (дату учитель пишет на доске) Грабарь поступает на юридический факультет Петербургского университета, где одновременно учится на историко-филологическом отделении. В студенческие годы он проявил себя как талантливый литератор и рисовальщик, принимая участие в издании журналов "Нива", "Стрекоза", "Шут", выполнив в технике акварели и карандаша иллюстрации к повестям Гоголя "Сорочинская ярмарка", "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь". Наиболее удачными среди них оказались рисунки к "Шинели".

Но уже в эти юношеские годы становится ясно, что Грабарь прежде всего обладает даром живописца. В нем постоянно живет восторг перед миром природы. Он не может равнодушно созерцать окружающий его ландшафт, стремится запечатлеть его в красках на холсте.

Желание стать профессиональным художником приводит Грабаря к поступлению в 1894 г. (дату учитель пишет на доске) в Петербургскую Академию художеств, в которой в это время ведущими педагогами были И.Е. Репин, А.И. Куинджи, П.П. Чистяков, В.В. Матэ. Через год он переходит в мастерскую И.Е. Репина. На всю жизнь Игорь Эммануилович сохранил благодарность своему учителю, которого особенно ценил за свободную манеру письма, изящный мазок и "высшие колористические достижения".

Мечтавший о приобретении профессиональных навыков и приемов, которые должны лежать в основе живописной системы, Грабарь снова в 1896 г. (дата пишется на доске) отправляется в Европу, остановившись на рисовальной школе Антона Ашбе в Мюнхене. Там учили решать задачи распределения света на холсте или листе бумаги, задачи построения цветом пространства.

Грабаря привлекают две сферы деятельности – живописца и исследователя истории искусств. Он выступает как неутомимый популяризатор новых явлений в западноевропейском и русском искусстве.

Возвратившись на родину, Грабарь пишет с 1901 по 1908 гг. свои лучшие пейзажи-картины. Восторженная встреча после долгой разлуки с родной природой определила на долгие годы основную тему его произведений.

IV. Знакомство с картиной "Сентябрьский снег" (1903)

У. Друзья! Вашему вниманию предлагаю репродукцию картины "Сентябрьский снег", написанную художником в 1903 г.

И.Э. Грабарь. Сентябрьский снег. 1903

И.Э. Грабарь. Сентябрьский снег. 1903

Д. А разве в сентябре бывает снег?

У. Выходит, что в сентябре 1903 г. было такое редкое явление природы, как снегопад.

Д. Художник изобразил дачу. Веранду покрыл снег.
– Нет его только около двери. Может, уже растаял?
– Перила тоже покрыты снегом.
– День серый, хмурый.
– Деревья частично уже без листьев, а на некоторых желтые листья.
– На веранде большие колонны, и дом тоже большой.
– А некоторые кусты и ветки еще зеленые, посмотрите прямо и за первую колонну.
– Какое необычное сочетание красок: белый снег, серые ветки деревьев, желтые и зеленые листья.

У. В 1903–1905 гг. окончательно сложился творческий облик Игоря Грабаря – поэта русской зимы, осени, весны. Искреннее чувство восторга перед красотой поздней осени с опавшей листвой сада, только что появившегося рыхлого снега он выразил в этой картине. Художник строит изображение широкими плотными мазками. Множество оттенков золотисто-желтого в листве деревьев, светло-серого, голубоватого и сиреневого в досках пола и потолка, на перилах и балясинах балюстрады объединяется общей серо-голубоватой тональностью. Чтобы передать свежесть зимнего дня, холодного снега и еще не успевшую поблекнуть оранжевую с зеленью листву, художник высветляет свою палитру. Вместо темных теней от серой колоннады, потолка и стен дома он выбирает светлые краски.

V. Знакомство с картиной "Февральская лазурь" (1904)

У. От сентябрьского снега перейдем к снегу в феврале. Рассмотрите, пожалуйста, как Грабарь изобразил снег февраля, какой момент природы он уловил. (Учитель показывает репродукцию картины.)

И.Э. Грабарь. Февральская лазурь. 1904

И.Э. Грабарь. Февральская лазурь. 1904

Д. Какая радостная картина, она несет прекрасное настроение.
– Очень сочные краски. Плавный переход светло-голубого фона к фиолетовому.
– А березы на этом фоне выделяются, как красавицы, и сверху – красные косыночки.
– Снег чистый, голубой!

У. Послушайте, друзья, что говорил Грабарь о нашей русской красавице березе: "Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел... Фантастическое, сверхъестественное дерево – сказка! Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну ее только и писал".

Главное, к чему стремился художник, – передать со всей свежестью и остротой непосредственное впечатление от увиденного и восторг перед красотой мира. Грабарь испытывает чувство благоговения перед природой, которая является для него постоянным источником вдохновения. Впечатление от радостного зимнего дня, предвещающего наступление весны, он стремится передать в картине "Февральская лазурь". Работая непосредственно на натуре, в глубокой траншее, вырытой им в снегу, он добился законченности пейзажного образа, сохранив свежесть исполнения. "Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба", – художник постоянно сверял изображение на холсте с объектом наблюдения непосредственно на месте своей работы, на открытом воздухе, на свету.

Форму стволов, ветвей, рельеф бугристого снега, деревьев на дальнем плане Грабарь моделирует цветом. Он прибегает к приему разложения цвета на элементы, нанося каждую краску отдельно плотными ударами кисти, сохраняя ее чистоту, не смешивая ее с другими на палитре. Изображение строится на сочетании разнообразных по форме и цвету контрастных мазков, мазочков и штрихов, расположенных вплотную друг к другу. Такая красочная фактура создает ощущение вибрации, подвижности света. Поскольку игра света, солнечных лучей быстротечна и переменчива, художник стремится как можно скорее запечатлеть красками свои ощущения на холсте. Все пространство наполнено переливами сияющего радужного света, исходящего от лазурного неба. Он окрашивает в золотисто-желтый цвет ажурный узор ветвей, стволы деревьев, полосу леса у горизонта. Тени от берез на снежных сугробах приобретают голубовато-сиреневый, желтый, розовый, красноватый и синий оттенки. Весеннее небо вобрало все оттенки голубого цвета – от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.

VI. Знакомство с картиной "Мартовский снег" (1904)

У. Благодаря Игорю Эммануиловичу Грабарю мы с вами увидели осенний сентябрьский снег, посетили февральскую заснеженную березовую рощу, а теперь я вас приглашаю в путешествие по весне, по весеннему мартовскому снегу. Рассмотрите, пожалуйста, репродукцию картины, которая так и называется – "Мартовский снег" (1904). (Учитель показывает репродукцию картины.)

И.Э. Грабарь. Мартовский снег. 1904

И.Э. Грабарь. Мартовский снег. 1904

Д. Художник написал деревенскую улицу, женщина идет за водой, на плече у нее коромысло.
– На заднем плане домики, рядом с ними березки.
– Но главный на этой картине – снег, он голубой.
– День ясный, солнечный, на снегу видна тень от березы.
– Ясно видны мазки краски.
– И эта картина несет хорошее настроение.

У. Ко времени создания этой картины Грабарь освоил законы живописного и композиционного мастерства, свободно управлял всеми средствами выразительности. Работая на натуре, по собственным его воспоминаниям, он "писал с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары".

Грабарь сумел создать свой неповторимый стиль, обрел собственную индивидуальность. Природа России предстала в картинах художника в новом облике, заискрилась радужными красками, наполнилась простором, воздухом. Свет, озаривший каждый уголок холста, создал радостное и бодрое настроение.

"Признанный жизнелюбец", как сам себя аттестовал художник, в окружающем мире искал мотивы, отмеченные радостной нотой, отвечающие его темпераменту. Разумеется, не мог он остаться равнодушным к моменту, предвещающему наступление весны. В окрестностях подмосковного села Дугино, в деревне Чурилково Грабарь увидел типичный сельский уголок с перспективой подтаявшей дороги и холмистыми далями. "Тема весеннего, мартовского снега, осевшего, изборожденного лошадиными и людскими следами, изъеденного солнцем" увлекла художника.

Художник испытывает радостное волнение от увиденного в природе и от своей власти передать цветом, красками солнечный свет, воздушную среду. Грабарь пишет уверенно, смело, охватывая глазом целостную картину природы, не сосредоточиваясь на одной точке, наблюдая за воздушной перспективой от первого плана до горизонта. Красочная гамма подчинена общему замыслу.

Проблема влияния свето-воздушной среды на краски увлекает художника при работе над каждой картиной.

VII. Знакомство с картиной "Березовая аллея" (1940)

У. Пейзажам более позднего периода Грабаря, созданным в 1940–1950 гг., свойственны те же свежесть и оптимистичность мировосприятия, что и ранним картинам этого жанра.

Друзья! Вашему вниманию предлагаю еще один пейзаж Грабаря "Березовая аллея", написанный им в 1940 г. (Учитель показывает репродукцию картины.)

И.Э. Грабарь. Березовая аллея. 1940

И.Э. Грабарь. Березовая аллея. 1940

Д. И здесь его любимые березы.
– Ясный солнечный день, голубое небо, голубой снег.
– Березы до самого горизонта.
– По аллее проехали сани.
– Такое впечатление, что мы стоим на самом краю этой аллеи; сделать шаг, и мы будем там.
– Вдали видна только узкая щель между березами.
– Верхушки у дальних берез сиренево-розово-фиолетовые.

У. Открытое на первом плане пространство делает нас, зрителей, причастными миру природы, наполненному солнцем, светом и прозрачным воздухом. Голубоватые дали просвечивают сквозь объемы деревьев, образующих глубокие синие тени. Солнечные лучи всюду разбрасывают теплые розовые блики, заставляя переливаться снежные сугробы под березами.

VIII. Знакомство с портретной живописью художника. "Светлана" (1933), "Зимой. Портрет Ольги Игоревны Грабарь, дочери художника" (1934)

У. Друзья! Грабарь был всесторонне одаренным человеком, он не только писал прекрасные пейзажи, но и увлекался портретной живописью.

Конец 1920-х годов ознаменован новой страницей его творчества – обращением к портрету. Художник стремился найти метод для раскрытия психологической характеристики героя, и изучение портретного искусства великих мастеров, поездка в Голландию сыграли в этом решающую роль. "Как никогда прежде, я понял, что высшее искусство есть искусство портрета, что задача пейзажного этюда, как бы она ни была пленительна, – пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Настолько все это увлекательнее и бесконечно труднее!"

Грабарь разрабатывает два варианта портретов – исполненный за один сеанс, написанный этюдно – "сам человек сегодня не совсем тот, что вчера, в чем-то другой, менее живой, желтее или серее, обыденнее и скучнее", и многосеансный, создаваемый на основе длительного вживания в натуру, постижения ее характера и сосредоточения на моделировании формы.

Портреты Грабаря разнообразны по манере письма.

Мы рассмотрим только три портретных работы художника. Один вы уже видели – это автопортрет художника. Следующий портрет, который я вам предлагаю, называется "Светлана" (1933). Рассмотрите его. (Учитель показывает репродукцию картины.)

И.Э. Грабарь. Светлана. 1933

И.Э. Грабарь. Светлана. 1933

Д. Молодая девушка с серьезным выражением лица.
– Розовые щеки, розовые губы.
– Одета она в зимнее пальто с широким меховым воротником.
– Каштановые волосы.
– Пальто и фон зеленоватые, но пальто не сливается с фоном.

У. Индивидуальные черты внутреннего духовного мира, то, что "казалось существенным и единственно важным", раскрыл художник в портрете молодой девушки-подростка Светланы. Он написан с большим вдохновением за один сеанс. Художнику, по его словам, удалось "ухватиться за край чего-то большего, что пока еще не дается, но до чего уже не так бесконечно далеко".

Естественная поза, непосредственность девочки, искренность во взгляде, едва заметная улыбка убедительно переданы живописцем. Красочная гамма – "мышино-серая", по словам художника, состоит из тончайших нюансов плавно перетекающих тонов от светлого серебристого до голубоватого, местами синеватого цвета. Изысканный жемчужно-серый колорит, дополняемый цветовыми акцентами: красного – на ярких губах, золотистого – в волосах, голубоватого – на шарфике, строится одинаковыми по величине, плавно перетекающими мазками, способствуя созданию образа глубоко эмоционального и ярко индивидуального. Быстрота исполнения, артистизм и легкость при наложении краски на холст, богатство оттенков придают холсту черты, присущие импрессионизму. Художника покорила "тихая ласковая девочка-подросток" мягкостью и нежностью лица, душевной теплотой. Этот, по его выражению, "нежный распускающийся цветок" он стремится передать "и в живописи, и в цветовой гамме, более нежной и ласковой".

И еще один портрет предлагаю вашему вниманию: "Зимой. Портрет Ольги Игоревны Грабарь, дочери художника" (1934). (Учитель показывает репродукцию картины.)

И.Э. Грабарь. Зимой. Портрет Ольги Игоревны Грабарь, дочери художника. 1934

И.Э. Грабарь. Зимой. Портрет Ольги Игоревны Грабарь, дочери художника. 1934

Д. Веселое, доброе выражение лица.
– Красные губы, красные бантики.
– Девочка написана на зимнем фоне.
– Одета в зимнее пальто с воротником и в беретку.
– На дальнем плане – лесок.
– К лесу ведет дорожка.

У. Несколько иное состояние модели передает живописец в портрете-картине "Зимой. Портрет Ольги Игоревны Грабарь, дочери художника". В ней он хотел выразить восхищение юностью, присущей ей радостью и молодым задором, светящимся в глазах. Игорь Эммануилович изображает свою дочь Ольгу на фоне любимого им зимнего пейзажа с бело-голубоватыми сугробами снега и порыжевшей полосой леса у горизонта. Девушка на первом плане картины, совсем близко от зрителя, словно обращает к нему свое румяное прекрасное лицо, сияющее юностью и счастьем.

Грабарь-портретист остается верным своим художественным приемам, выявляя эстетическую выразительность модели, – это свет и цветовая насыщенность.

IХ. Заключительная часть

У. Третьяковская галерея вдвойне обязана Игорю Эммануиловичу Грабарю – как прекрасному живописцу, полно представленному в ее коллекции лучшими произведениями, и как многолетнему ее руководителю. В 1913 г. (дату учитель пишет на доске) он стал попечителем галереи, а позже ее директором. Грабарь согласился возложить на себя этот почетный, но и весьма обременительный и ответственный труд в очень сложное для музея, да и для всего русского искусства, время.

Стараниями Грабаря-попечителя собрание галереи пополнилось такими шедеврами, как "Разборчивая невеста" П.А. Федотова, "Сумерки. Стога" И.И. Левитана, "Пророк" и "Портрет жены" М.А. Врубеля, лучшими произведениями художников-современников – А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиева, П.В. Кузнецова.

Совмещая опыт активного участника творческого процесса и ученого-исследователя, Грабарь поставил задачу по переустройству галереи и превращению ее в музей европейского типа, подлинно научное учреждение. Главным для него стало подчинить ранее достаточно хаотичную развеску картин историко-хронологическому и монографическому принципам. Все произведения были инвентаризированы, и в 1917 г. был издан первый научный каталог собрания.

Под редакцией Грабаря продолжаются выпуски томов по истории русского изобразительного искусства. Он является автором ряда глав по истории развития архитектуры.

До последних дней жизни Грабарь находился в центре событий художественной жизни. Его роль в отечественной культуре скульптор С.Т. Коненков назвал "поистине огромной", а самого Грабаря – "гордостью и опорой" русского искусства. С такой оценкой нельзя не согласиться и сегодня, недаром Государственный институт искусствознания Российской Федерации и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, которые долгие годы возглавлял этот выдающийся художник и ученый, носят его имя.

Х. Итог урока

У. С творчеством какого художника вы познакомились на этом уроке? Какие деревья любил изображать художник? Только ли пейзажи писал Игорь Эммануилович Грабарь? Какие портреты вам запомнились? Чем еще занимался художник?

Ответы детей.

Продолжение следует