Галина МАЖУГА,
преподаватель школы № 32
г. Уссурийск
Учимся умножать
Новый вычислительный прием
Важно не просто сообщить детям тему урока
математики и порешать примеры определенного
типа. Нужно подвести учеников к необходимости
овладения новыми знаниями, показать сферу их
применения и обязательно контролировать степень
усвоения материала. Можно это делать так, как
предлагает Галина МАЖУГА, преподаватель школы
№ 32 г. Уссурийска.
Тема. "Умножение вида 24 х 4 и 4 х
24".
Цели. Научить новым вычислительным
приемам; развивать логическое мышление, речь
учащихся; воспитывать культуру общения.
Оборудование. Карточки с цифрами,
геометрические фигуры, перфокарты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Устный счет
Учитель. Угадайте зашифрованное
слово. Для этого решите примеры и воспользуйтесь
буквенным ключом.
На доске:
Дети выполняют задание.
У. Какое слово у вас получилось?
Д. Успех.
У. Что нужно для достижения
успеха?
Дети отвечают.
– Я желаю вам успеха на уроке.
III. Постановка темы урока
У. Выполните действия и покажите
ответы с помощью карточек с цифрами.
На доске:
– Найдите сумму чисел в
треугольниках.
Узнайте частное чисел в кругах.
Вычислите разность чисел в квадратах.
Сосчитайте произведение чисел в
прямоугольниках.
Возникает затруднение: 4 х 6 х 4 = 24 х 4 = ?
– В чем проблема?
Д. Не умеем умножать 24 на 4.
У. Вот этому мы должны сегодня на
уроке научиться.
IV. Знакомство с новым материалом
У. Подумайте, как можно найти
значение выражения 24 х 4.
Дети предлагают:
24 + 24 + 24 + 24 = 96
24 х 4 = (20 + 4) х 4 = 20 х 4 + 4 х 4 = 80 + 16 = 96
– Какой способ рациональнее?
Почему так считаете?
Д. Второй способ рациональнее,
так как легче производить вычисления.
У. Как еще можно найти
произведение чисел в прямоугольниках?
Д. 4 х 4 х 6 = 16 х 6.
У. Давайте найдем значение этого
выражения рациональным способом.
Д. 16 х 6 = (10 + 6) х 6 = 10 х 6 + 6 х 6 = 60 + 36 =
96.
У. Давайте составим план наших
действий – алгоритм. Что мы делали сначала, что
потом?
На доске появляется запись:
1. Заменили...
2. Умножили...
3. Результаты сложили. |
– Используя составленный алгоритм,
найдем значения нескольких выражений.
25 х 3 = (20 + 5) х 3 = 20 х 3 + 5 х 3 = 60 + 15 = 75
22 х 4 = (20 + 2) х 4 = 20 х 4 + 2 х 4 = 80 + 8 = 88
4 х 22 = ?
– Как считать?
Д. Надо воспользоваться
переместительным свойством умножения:
4 х 22 = 22 х 4. А такой пример мы
можем решить.
У. А теперь решим еще несколько
примеров такого типа, но все подробные
объяснения будем давать устно, записывая только
пример и ответ.
У доски решаются примеры:
19 х 3, 3 х 24, 31 х 3, 2 х 42.
– Какая проблема возникла у нас
сегодня на уроке?
Д. Как решать примеры типа 24 х 4.
У. Удалось ли нам ее решить?
Д. Да.
У. Закройте глаза, расправьте
плечи, голову опустите. Медленно повторите, как
умножить двузначное число на однозначное. А
однозначное на двузначное? Откроем глаза и
повторим вслух.
Дети повторяют алгоритм и
переместительное свойство умножения.
V. Физкультминутка
VI. Первичный контроль и оценка
усвоенного материала
У. Запишите выражение и найдите
его значение самостоятельно.
12 х 3
– С помощью карточек с цифрами
покажите ответ, который у вас получился.
Дети поднимают карточки с числом 36.
Если есть ошибки, решение примера устно
проговаривается.
– Составьте задачу по этому
выражению.
Д. В магазине продавалось 3 ящика
винограда по 12 кг в каждом. Сколько
килограммов винограда продавалось в магазине?
У. Измените текст задачи так,
чтобы она стала составной.
Д. В магазине продавалось 3 ящика
винограда и 2 таких же ящика слив по 12 кг в
каждом. Сколько всего килограммов винограда и
слив продавалось?
У. Самостоятельно решите задачу.
Дети решают.
На доске:
К каждому пиджаку пришивали по
5 больших пуговиц и по 6 маленьких. Сколько всего
пуговиц потребуется для 8 пиджаков? |
Учитель дает детям задания разного
уровня. Задачи написаны на карточках.
Уровень 1 (слабые учащиеся)
Сначала узнайте, сколько всего пуговиц
пришивают на один пиджак. Потом узнайте, сколько
пуговиц потребуется для 8 пиджаков.
Уровень 2
Решите задачу одним способом.
Уровень 3 (сильные учащиеся)
Решите задачу двумя способами.
При проверке задачи оба способа
записываются на доске.
– В каком из способов решения задачи
был использован новый вычислительный прием?
Д. Во втором способе.
У. Какую проблему мы ставили
перед собой в начале урока?
Д. Научиться решать примеры вида
24 х 4.
У. Научились их решать?
Д. Да.
Учитель раздает перфокарты.
У. А теперь найдите значения
выражений и впишите их в кружочки.
– Результаты в кружочках соедините
в порядке возрастания. Что у вас получилось?
Д. Цифра 5.
У. Кто правильно решил примеры,
действительно сразу получил оценку за свою
работу. Какие выражения не вошли в вашу схему?
Почему?
Д. Четвертое во втором столбике.
– Мы еще не умеем решать такие примеры.
У. А смогли бы вы найти их
значения?
Д. Да.
У. Что помогло бы вам сделать
это?
Д. Алгоритм.
У. Но это проблема следующих
уроков.
VII. Итог урока
У. Теперь тот, кто хорошо понял
новый вычислительный прием, поднимает карточку
"!". Тот, у кого есть еще сомнения, поднимает
карточку "?".
Дети отвечают.
– Конечно, над этим вычислительным
приемом мы будем работать и дальше. Поэтому если
у кого и остались сомнения, то на следующем уроке
математики мы их разрешим.
VIII. Домашнее задание
|