Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №39/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Татьяна РУСАКОВА,
учитель школы № 125
г. Москва

Знакомьтесь, скорость!

Задачи на движение являются одними из самых трудных в курсе математики начальной школы. Поэтому важно с первого урока построить работу таким образом, чтобы детям было понятно нахождение величин – скорости, времени, расстояния в простых задачах, а затем использовать это умение в усложненных задачах. Познакомить учеников с понятием "скорость движения" можно так, как предлагает Татьяна РУСАКОВА, учитель школы № 125 г. Москвы.

4-й класс (1–4)

Тема. "Скорость. Единицы скорости".

Цели. Познакомить с новой величиной – скоростью, единицами скорости; тренировать в решении задач на нахождение скорости; закреплять вычислительные навыки; на материале текстовых задач расширить представление об окружающем мире.

Оборудование. У учащихся: учебник "Математика" 4-й класс (авт. М.И. Моро, М.А. Бантова и др.); иллюстрация с изображением осеннего пейзажа и парка; чертеж к задаче; рисунки ракеты, самолета, машины, черепахи, человека; карточки с обозначениями скорости движения соответствующих объектов, с величинами; светофоры для оценки ответов учащихся.

ХОДУРОКА

I. Организационный момент

II. Устный счет

Учитель. Найдите значения выражений.

На доске:

– Впишите буквы в клеточки с соответствующим ответом. Прочитайте получившееся слово.

Дети выполняют задание.

– Какое слово у вас получилось?

Дети. Листопад.

Учитель открывает на доске рисунок "Осень".

У. На листочках – номера с заданиями. Вы должны выбрать листок и выполнить соответствующее задание. (К доске по очереди выходят ученики и выполняют задания.)

Задание 1 (на внимание)

У. Посмотрите на таблицу на доске. (Учитель показывает таблицу в течение 1 сек, а затем убирает.)

Таблица:

 – Найдите произведение трех множителей.

Д. 25 х 2 х 4 = 200.

У. Какие числа увидели?

Д. 25, 2, 4.

У. Какие геометрические фигуры и какого они цвета?

Д. Синий ромб, красный треугольник, зеленый прямоугольник.

У. В какие геометрические фигуры вписано каждое из чисел?

Дети отвечают, для проверки повторно рассматривают таблицу.

Задание 2

У. Соедините линией равные значения одной и той же величины. (Величины записаны на карточках. Ученик крепит их на доске. Остальные учащиеся проверяют его работу с помощью светофора и оценивают.)

На доске:

4.gif (4082 bytes)

Какие соотношения величин необходимо помнить?

Д. 1 км – 1000 м, 1 т – 1000 кг, 1 м – 100 см.

Задание 3

У. Расположите в порядке возрастания. (Величины записаны на карточках, которые отвечающий ученик прикрепляет к доске в нужном порядке. Класс проверяет, оценивает с помощью светофоров.)

III. Сообщение темы урока

У. Вы уже знакомы с такими величинами, как масса, длина, время. Сегодня на уроке познакомимся с новой единицей измерения: скоростью.

Задание 4

У. Автомобиль "Запорожец" в час проезжает 90 км, что на 20 км больше, чем пробегает в час сайгак. (Учитель показывает рисунок животного.) Сколько километров пробегает сайгак за 1 ч?

Д. 90 – 20 = 70 (км/ч).

Задание 5

У. В 1920 г. в Нью-Йорке поймали ласточку, на груди которой была прикреплена записка. Ее написал натуралист Геллер своему другу в Нью-Йорке (Северная Америка), которому и принадлежала ласточка. Исследователь заблудился в Южной Америке и просил помощи. Посланная им ласточка всего за 5 дней добралась из Южной Америки в Северную, пролетая в день 600 км. Какое расстояние она пролетела?

Д. 600 х 5 = 3000 (км).

У. Информация для справки: городская ласточка в час пролетает 45 км, деревенская – 25 км, почтовый голубь развивает скорость до 100 км/ч, стриж, самая быстрая птица, в горизонтальном полете развивает скорость до 160 км/ч. Кто из названных птиц летит быстрее всех?

Д. Стриж.

У. Кто медленнее?

Д. Деревенская ласточка.

IV. Работа над новым материалом

У. Давайте решим задачу.

На доске:

 Велосипедист был в пути 3 ч и проехал за это время 36 км. В течение каждого часа он проезжал одинаковое расстояние. Сколько проезжал велосипедист каждый час?

На доске:

У. Сколько часов был в пути велосипедист?

Д. 3 ч.

У. Запишем в таблицу это значение. 3 ч – это время движения велосипедиста. Сколько всего километров проехал велосипедист?

Д. 36 км.

У. Расстояние, пройденное велосипедистом, запишем в таблицу. Что надо узнать?

Д. Сколько километров велосипедист проезжал каждый час.

У. Поставим вопрос в графе "Скорость".

Дети выполняют задание.

– Рассмотрите чертеж. Как изображено расстояние?

Д. Отрезком.

У. Как показано, что велосипедист проезжал каждый час одинаковое расстояние?

Д. Отрезок разделен на 3 равные части.

У. Как узнать, сколько километров проезжал велосипедист каждый час?

Д. 36 : 3 = 12 километров он проезжал за час.

У. Что обозначает скорость движения велосипедиста?

Д. Расстояние, которое проезжал велосипедист каждый час, называется скоростью его движения.

У. Обозначается скорость вот так: 12 км/ч. (Учитель записывает на доске.) Как узнали скорость?

Д. Расстояние разделили на время.

У. Сравним наш вывод с тем, который дан в учебнике.

Дети читают пояснения в учебнике.

– Как формулой записать то, о чем мы узнали?

Д. v = s : t.

У. Запишите ее в тетрадь и запомните.

Дети выполняют задание.

V. Закрепление нового материала

У. Прочитайте в учебнике задачу 468 (1).

Пассажирский поезд прошел 120 км за 2 ч, проходя каждый час одинаковое расстояние. С какой скоростью он двигался? Какие величины известны в задаче?

Д. Расстояние и время.

У. Что требуется узнать?

Д. Скорость поезда.

У. Как найти скорость?

Д. Расстояние разделить на время.

У. Запишем решение задачи.

Один ученик решает у доски.

Д. 120 : 2 = 60 (км/ч).

У. Какая формула помогла в решении?

Д. v = s : t.

У. Я подготовила вам несколько задач на нахождение скорости. Подсказкой в решении будет формула: v = s : t.

Учитель читает задачи, решение записывается у доски и в тетрадях.

Задача 1

У. Гусь пролетел 280 км за 4 ч. С какой скоростью он летел?

Д. 280 : 4 = 70 (км/ч).

Задача 2

У. Автомашина "Москвич" за 3 ч может проехать 360 км. Бескрылая птица страус – лучший бегун в мире – развивает скорость до 120 км/ч. Сравните скорости автомашины "Москвич" и страуса.

Д. 360 : 3 = 120 (км/ч) – скорость движения машины. Скорости автомашины и страуса одинаковые.

Задача 3

У. Машина и мотоцикл проехали 180 км. Машина была в пути 3 ч, а мотоцикл 2 ч. Чья скорость движения больше и на сколько?

Д. 1) 180 : 3 = 60 (км/ч) – скорость движения машины.
2) 180 : 2 = 90 (км/ч) – скорость движения мотоцикла.
3) 90 – 60 = 30 (км/ч) – скорость движения мотоцикла больше.

Задача 4

У. Серый журавль пролетает 150 км за 3 ч, а городская ласточка – 90 км за 2 ч. Кто летит быстрее?

Д. 1) 150 : 3 = 50 (км/ч) – скорость полета журавля.
2) 90 : 2 = 45 (км/ч) – скорость полета ласточки.
3) 50 – 45 = 5 (км/ч) – журавль летит быстрее ласточки.

На доске рисунки:

Рядом – карточки с обозначением скорости.

У. Рассмотрите рисунки. Какие скорости соответствуют ракете, самолету, человеку, автомобилю, черепахе? Выберите соответствующую карточку.

Д. Ракета – 8 км/с, самолет – 850 км/ч, машина – 100 км/ч, пешеход – 5 км/ч, черепаха – 5 м/мин.

У. Объясните, как вы понимаете выражение: скорость самолета 850 км/ч.

Д. За 1 час самолет пролетает 850 км.

У. Скорость пешехода 5 км/ч.

Д. За 1 час пешеход проходит 5 км.

У. Космический корабль летит со скоростью 8 км/с.

Д. За 1 секунду корабль пролетает 8 км.

У. Выразите скорость полета ракеты в метрах.

Д. 8 км/с = 8000 м/с.

У. Обратите внимание на то, что скорость может выражаться разными единицами. Какие из них нам встретились?

Дети отвечают.

VI. Самостоятельная работа

У. Папа сказал, что он идет со скоростью 6 км/ч, на машине ездит в 10 раз быстрее, а на велосипеде – в 4 раза медленнее, чем на машине. С какой скоростью папа ездит на велосипеде?

Решение задачи:

1) 6 х 10 = 60 (км/ч) – скорость движения на машине.
2) 60 : 4 = 15 (км/ч) – скорость движения на велосипеде.

Решение примеров 472 (столбиком).

VII. Подведение итогов

У. С какой величиной вы познакомились на уроке?

Д. Со скоростью.

У. Как она обозначается?

Д. v.

У. Как найти скорость, если известны время и расстояние?

Д. Расстояние разделить на время.

У. Молодцы! Вы все правильно запомнили.

VIII. Домашнее задание