Марина ШАВРИНА,
Дагестан
Добрая сказка учит считать
Урок-сказка
Маленькому ребенку не всегда понятны
цели, которых он должен добиться на уроке:
научиться решать примеры, какого-то вида или
определенного типа задачи. Гораздо доступнее для
него формулировка: "Решив эти примеры, ты
преодолеешь препятствие и поможешь герою..."
Задания в игровой форме ближе детям 6–7 лет,
активизируют их деятельность. Поэтому
урок-сказка, предложенный Мариной ШАВРИНОЙ из
Дагестана, хорошо подходит для уроков
закрепления материала.
2-й класс (1–4)
Тема. "Письменное сложение и
вычитание двузначных чисел. Закрепление".
Цели. Повторить состав чисел от 11
до 20; закреплять навыки письменных приемов
сложения и вычитания двузначных чисел в пределах
100.
Оборудование. Разрезной портрет
Бабы-Яги, рисунки внучки, внука, бабушки, дедушки,
яблони с яблоками, печки.
I. Организационный момент
II. Постановка темы урока
Учитель. Сегодня на уроке мы
закрепляем ваше умение решать примеры в столбик
на сложение и вычитание двузначных чисел. Но урок
у нас будет необычным. Я расскажу вам сказку
"Гуси-лебеди".
Жили-были дед да баба. Были у них внучка
да внучок маленький Ванюша. "Внучка, –
говорили баба с дедом, – мы поедем на базар. Не
ходи со двора, береги Ванюшу. А мы тебе подарки
привезем!"
Уехали баба с дедом, а внучка позабыла,
что ей приказывали, посадила Ванюшу на травку.
Сама на улицу побежала и заигралась. А Ване
скучно стало. Стал он от скуки считать, все, что
вокруг видел.
Поможем ему?!
III. Устный счет
Три человека, вызванные учителем для
индивидуальной работы решают у доски.
Ученик 1
Ученик 2
кур – 15
уток – ? на 5 < } ?
Ученик 3
10 см * 1 дм
6 см * 4 см
2 дм 4 см * 34 см
Ответы ученика 1: 23, 42, 86.
Решение ученика 2: 15 + (15–5) = 25 (птиц).
Ответы ученика 3: знаки =, >,
<.
В это время все остальные ученики
показывают карточки с ответами к предложенным
для устного счета заданиям.
Учитель.
Пять ворон на крышу сели,
Семь еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?
Дети. Карточка 12.
У. Двенадцать щенят в футбол
играли,
Шесть щенят домой позвали.
Ваня наш сидит, считает,
Сколько их теперь играет?
Д. Карточка 6.
У. Стал Ваня палочки по длине
мерить. Давайте и мы сравним, что длиннее, что
короче, что больше, что меньше.
9 см * 1 дм
2 дм 2 см * 24 см
8 см * 9 см
1 дм 6 см * 2 дм
Д. <, <, >, <.
У. А теперь проверим, как наши
ребята справились с заданиями.
Проверка заданий, выполненных на
доске, выставление оценок трем ученикам. Учитель
включает аудиокассету. Звучит тревожная музыка.
– Но вдруг налетели злые
гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли. А кто
им это приказал сделать, мы узнаем, решив примеры.
К доске прикрепляется обратной
стороной разрезанный на 8 частей портрет
Бабы-Яги. На каждой части записаны примеры.
18 – 1
17 – 7
13 + 4
12 – 9
15 + 5
17 – 8
20 – 4
10 + 6
Дети выходят к доске, решают примеры.
Если ответ правильный, карточка с примером
переворачивается. Постепенно открывается
портрет Бабы-Яги.
– Вот кто похитил нашего Ванюшу!
Поможем сестрице спасти братца?
Д. Да!
У. Но сначала откройте тетради.
Запишите число, классная работа. Итак, в путь!
IV. Закрепление пройденного
У. На пути у нас яблонька.
Яблонька, яблонька, покажи нам дорогу к Бабе-Яге.
Яблонька. Покажу, если съедите мои
яблочки. Яблочки у меня непростые – волшебные.
Чтобы яблочко съесть, надо пример решить с
проверкой.
На доске рисунок Яблоньки с
прорезями для яблок, на обратной стороне которых
записаны примеры.
Дети "срывают" яблоки, записывают
примеры и решают их на доске и в тетрадях.
Д.
У. Идем дальше! На нашем пути
печка. Печка, печка, покажи нам дорогу к Бабе-Яге.
Печка. Покажу, если съедите мой
пирожок. Пирожок не простой, а трудная задача.
Из-за заслонки учитель достает
листок, на котором записано условие задачи, и
читает ее текст.
У. Бабушка испекла 24 пирожка с мясом,
а с вареньем на 13 пирожков меньше. Сколько всего
пирожков испекла бабушка?
Один ученик решает у доски с
объяснением.
1) 24 – 13 = 11 (п.)
2) 24 + 11 = 35 (п.)
У. И вот перед нами густой лес.
Деревья расступятся, если мы правильно укажем
состав чисел.
На доске:
Дети "по цепочке" выходят к
доске и вставляют в "окошки" нужные числа.
– Ребята! А вот и избушка Бабы-Яги.
Учитель прикрепляет на доску
картинку с изображением избушки.
– Баба-Яга! Отдай нам Ванюшу!
Баба-Яга. Отдам, но сначала решите
мои примеры.
V. Самостоятельная работа
Двое учащихся одновременно работают
на индивидуальных досках.
Вариант 1
Ответы: 35, 73, 31.
Вариант 2
Ответы: 57, 39, 42.
Учитель выборочно проверяет
несколько тетрадей учеников, а затем по
индивидуальным доскам отвечавших у доски
проверяются результаты всем классом.
VI. Итог урока
У. Молодцы, ребята! Вы спасли
Ванюшу. А за это вам дед с бабой гостинцы
привезли!
Учитель раздает детям конфеты.
VII. Домашнее задание
|