Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №38/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Марина ШАВРИНА,
Дагестан

Добрая сказка учит считать

Урок-сказка

Маленькому ребенку не всегда понятны цели, которых он должен добиться на уроке: научиться решать примеры, какого-то вида или определенного типа задачи. Гораздо доступнее для него формулировка: "Решив эти примеры, ты преодолеешь препятствие и поможешь герою..." Задания в игровой форме ближе детям 6–7 лет, активизируют их деятельность. Поэтому урок-сказка, предложенный Мариной ШАВРИНОЙ из Дагестана, хорошо подходит для уроков закрепления материала.

2-й класс (1–4)

Тема. "Письменное сложение и вычитание двузначных чисел. Закрепление".

Цели. Повторить состав чисел от 11 до 20; закреплять навыки письменных приемов сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100.

Оборудование. Разрезной портрет Бабы-Яги, рисунки внучки, внука, бабушки, дедушки, яблони с яблоками, печки.

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы закрепляем ваше умение решать примеры в столбик на сложение и вычитание двузначных чисел. Но урок у нас будет необычным. Я расскажу вам сказку "Гуси-лебеди".

Жили-были дед да баба. Были у них внучка да внучок маленький Ванюша. "Внучка, – говорили баба с дедом, – мы поедем на базар. Не ходи со двора, береги Ванюшу. А мы тебе подарки привезем!"

Уехали баба с дедом, а внучка позабыла, что ей приказывали, посадила Ванюшу на травку. Сама на улицу побежала и заигралась. А Ване скучно стало. Стал он от скуки считать, все, что вокруг видел.

Поможем ему?!

III. Устный счет

Три человека, вызванные учителем для индивидуальной работы решают у доски.

Ученик 1

Ученик 2

кур – 15
уток – ? на 5 < } ?

Ученик 3

10 см * 1 дм

6 см * 4 см

2 дм 4 см * 34 см

Ответы ученика 1: 23, 42, 86.

Решение ученика 2: 15 + (15–5) = 25 (птиц).

Ответы ученика 3: знаки =, >, <.

В это время все остальные ученики показывают карточки с ответами к предложенным для устного счета заданиям.

Учитель. 

Пять ворон на крышу сели,
Семь еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?

Дети. Карточка 12.

У. Двенадцать щенят в футбол играли,
Шесть щенят домой позвали.
Ваня наш сидит, считает,
Сколько их теперь играет?

Д. Карточка 6.

У. Стал Ваня палочки по длине мерить. Давайте и мы сравним, что длиннее, что короче, что больше, что меньше.

9 см * 1 дм
2 дм 2 см * 24 см
8 см * 9 см
1 дм 6 см * 2 дм

Д. <, <, >, <.

У. А теперь проверим, как наши ребята справились с заданиями.

Проверка заданий, выполненных на доске, выставление оценок трем ученикам. Учитель включает аудиокассету. Звучит тревожная музыка.

– Но вдруг налетели злые гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли. А кто им это приказал сделать, мы узнаем, решив примеры.

К доске прикрепляется обратной стороной разрезанный на 8 частей портрет Бабы-Яги. На каждой части записаны примеры.

18 – 1
17 – 7
13 + 4
12 – 9
15 + 5
17 – 8
20 – 4
10 + 6

Дети выходят к доске, решают примеры. Если ответ правильный, карточка с примером переворачивается. Постепенно открывается портрет Бабы-Яги.

– Вот кто похитил нашего Ванюшу! Поможем сестрице спасти братца?

Д. Да!

У. Но сначала откройте тетради. Запишите число, классная работа. Итак, в путь!

IV. Закрепление пройденного

У. На пути у нас яблонька. Яблонька, яблонька, покажи нам дорогу к Бабе-Яге.

Яблонька. Покажу, если съедите мои яблочки. Яблочки у меня непростые – волшебные. Чтобы яблочко съесть, надо пример решить с проверкой.

На доске рисунок Яблоньки с прорезями для яблок, на обратной стороне которых записаны примеры.

Дети "срывают" яблоки, записывают примеры и решают их на доске и в тетрадях.

Д. 

У. Идем дальше! На нашем пути печка. Печка, печка, покажи нам дорогу к Бабе-Яге.

Печка. Покажу, если съедите мой пирожок. Пирожок не простой, а трудная задача.

Из-за заслонки учитель достает листок, на котором записано условие задачи, и читает ее текст.

У. Бабушка испекла 24 пирожка с мясом, а с вареньем на 13 пирожков меньше. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

Один ученик решает у доски с объяснением.

1) 24 – 13 = 11 (п.)

2) 24 + 11 = 35 (п.)

У. И вот перед нами густой лес. Деревья расступятся, если мы правильно укажем состав чисел.

На доске:

Дети "по цепочке" выходят к доске и вставляют в "окошки" нужные числа.

– Ребята! А вот и избушка Бабы-Яги.

Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением избушки.

– Баба-Яга! Отдай нам Ванюшу!

Баба-Яга. Отдам, но сначала решите мои примеры.

V. Самостоятельная работа

Двое учащихся одновременно работают на индивидуальных досках.

Вариант 1

Ответы: 35, 73, 31.

Вариант 2

Ответы: 57, 39, 42.

Учитель выборочно проверяет несколько тетрадей учеников, а затем по индивидуальным доскам отвечавших у доски проверяются результаты всем классом.

VI. Итог урока

У. Молодцы, ребята! Вы спасли Ванюшу. А за это вам дед с бабой гостинцы привезли!

Учитель раздает детям конфеты.

VII. Домашнее задание