Людмила ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник
Института общего среднего образования МО РФ.
Русский язык
Предлагаемые контрольные работы по
русскому языку (диктанты, проверочное
списывание, грамматические задания, работа над
предложением и текстом) позволят учителю узнать,
насколько прочно, осознанно усвоен учащимися
материал по пройденным темам.
1-й класс (1–4)
Цель работы – проверить умение
писать под диктовку изученные буквы, дописывать
слова простейшей слоговой структуры, определять
количество слогов, записывать под диктовку
слова, отдельные слова, написание которых не
расходится с произношением, списывать с
печатного текста.
1. Рядом с печатными буквами
записать письменные.
П ... У ... Т ... Н ... С ...
и ... р ... ы ... е ...
2. Прочитай слова. Выпиши из каждого
слова буквы гласных звуков.
Лиса, горы, ус, лес.
3. В именах людей допиши пропущенные
слоги. Рядом с каждым словом допиши цифрой
количество слогов.
...ра, Ни...та, Ни...
4. Выпиши односложные слова из ряда
слов.
Лист, лиса, кусты, лес.
5. Прочитай слова. Запиши эти слова,
под каждым из них начерти схему этого слова.
Кот, осы.
Примечание. Набор букв, слогов,
слов может быть изменен в зависимости от порядка
пройденных букв по азбуке.
6. Послушай загадки. Запиши под
диктовку отгадки.
Всех на свете обшивает,
Что сошьет не надевает.
(Иголка.)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа.
Очень уж суровы
Филины и...
(Совы.)
7. Спиши. Поставь точку в конце
каждого предложения.
У елки нора там сидит лиса
2-й класс (1–4)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить у
учащихся сформированность умений и навыков,
связанных с оформлением и записью предложений,
большой буквы в собственных именах, с написанием
гласных после шипящих, сочетаний чк, чн,
слов с мягким знаком в конце и середине слова.
При диктовке текста учитель четко
проговаривает слова с неизученными
орфограммами.
Объем работы: 25–30 слов.
В гостях у деда
Алеша и Павлик в саду играют в шашки.
Они гостят у деда Ивана в деревне Росы. Дед ставит
на стол чайник и чашки. Все будут пить чай с
душистым медом.
Слово для справки: гостят.
Летом
Выдалось жаркое лето. Все лето мы жили
на даче. Дача стояла на берегу речки Малютка. Там
водится рыба. Брат купил удочки. Раз он поймал
маленькую щучку. И такой улов хорош!
Слова для справок: стояла, берегу,
водится, улов.
Кот и собака
У Марины дома живет кот. Девочка
назвала его Дымок. Во дворе живет собака Жучка.
Кот любит играть с собакой. Он хватает Жучку за
хвост и уши. Жучка рычит.
Слова для справок: во дворе,
хватает.
Воробей
Воробей Чик прыгал у крыльца. Раньше
тут была вода. Утром тонкие льдинки покрыли лужи
и ручейки. Чик хотел пить. Пробежал по луже малыш,
льдинки лопнули. Можно пить воду.
Слова для справок: покрыли, хотел,
пробежал.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проанализировать,
как формируется у учащихся умение списывать
текст без пропуска и замены букв.
Объем работы – 25–30 слов.
Брат приехал
У Кати большая радость. Из плавания вернулся
брат Алёша. Он долго был в море. Алеша любит море и
часами говорит о нем. Алеша привез
Кате бусы из ракушек.
Тишина
Вчера весь день падал пушистый снег. Он
принес в лес тишину. Каждый звук только усиливал
её. На сосну села сорока. Упал ком снега. А тишина
от всего этого только росла.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение
воспроизводить текст по законченным частям
(свободный диктант), по примерно составленному
плану; составлять самостоятельно текст по
опорным словам.
1. Свободный диктант.
Тайны леса
Вот и первые снежинки. Они тихо падали
на землю. А ночью повалил густой снег.
Днем внук с дедом пошли в лес. Дедушка знал все
тайные тропки.
Он подвёл внука к ели. Там уже большой сугроб. В
сугробе спал медведь. Во сне он ел малину. Вкусна
малина!
Слова для справок: ночью, повалил,
пошли, подвёл, сугроб.
2. Обучающее изложение по плану.
Доктор
Идет дождь. Капли стучат по стеклам. В
доме тихо. Я работаю.
Мой сынишка Никита играет. Он доктор. Никита
надел белый халат. Он лечит лапу зайцу. На столе
бинт и вата.
Я смотрю с улыбкой на сынишку. Хороший доктор,
любит животных.
План
1. В доме тихо.
2. Никита лечит зайку.
3. Хороший доктор.
Слова для справок:
II часть: доктор, надел, лечит, на
столе.
III часть: смотрю, животных.
3. С данными словами и
словосочетаниями составить предложения так,
чтобы получился связный текст. Озаглавь текст.
Сильная жара, ждали дождя, серая
туча, закрыла солнышко, проворчал гром, хлынул
ливень, спрятались в сарае.
3-й класс (1–4)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить умение
выделять в тексте повествовательные,
вопросительные, побудительные, восклицательные
предложения, в соответствии с этим ставить знаки
препинания; проследить, как идет закрепление
материала по пройденным ранее темам (безударные
гласные в двусложных словах, удвоенные
согласные, разделительный мягкий знак,
звонкие/глухие согласные в конце слова).
Объем диктанта: 35–45 слов.
Моя деревня
На холме стоит деревня Горка. Я люблю
свою маленькую деревню. Осенью она особенно
красива. Под тяжестью спелых яблок ветки
спустились до земли. Я с бабушкой с гряды собираю
огурцы. Она солит их.
После обеда бегу к реке. Как здесь весело! Теплая
вода манит и ласкает тело.
Слово для справки: собираю.
Лужайка
Лужайка усыпана одуванчиками. Ты видел
такие лужайки? Цветы гордо держат свои белые
шары. Пробежал по лужайке ветер. Он чуть дунул. На
лугу остались только голые стебли. Вот шалун!
Кому игрушки, а кому слезки. Скучно стало на лугу.
Луг притих и уснул.
Слова для справок: усыпана, видел,
кому.
Первый снег
Осыпались с деревьев листья. Пришла
пора мороза и холода. Скучно. Все ждут снега.
Какой он, первый снег?
Первый снег робок и тих. Ночью он медленно лег на
землю. Хлопья снега заснули на склоне холма. Снег
замел след полевой мышки. Лети, гость севера,
засыпай землю белым пухом!
Слезы
Аннушка и Ольга шли по аллее. Это их
класс посадил молодые деревца. Теперь это уже
большие деревья. Они окрепли и разрослись.
Девочки остановились около берёзки. Из глубокой
ранки капал сок. Кто поранил березу? Больно было
смотреть на её слёзы.
Слова для справок: разрослись,
смотреть.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить
сформированность умения списывать текст с доски.
Объем работы: 35–45 слов.
Мороз и воробей
Мороз увидел воробья. Напустил
холод-стужу. Воробей по двору прыгал и крошки
клевал. Он и не замечал мороза. Мороз дунул изо
всех сил. Воробей полетел к избе. Там он залез под
крышу. Мороз ждал час, другой. А воробей и носа не
показывал. Печальный ушел мороз.
(По сказке)
В лесу
...Опустел холодный лес,
Замер понемногу:
Кто в норе, а кто залез
В зимнюю берлогу.
Снится мишкам молодым
Мёд, душистый, свежий.
Отощала без еды
Вся семья медвежья!
Скучно зверю в холода.
Вьёт пурга до ночи.
Даже белка из гнезда
Вылезать не хочет...
(Я. Аким)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение
выделять в сплошном тексте предложения, грамотно
оформлять их при письме; определять тему и
дополнять текст на эту тему; по опорным словам
составлять текст на заданную тему.
1. Спиши, правильно оформляя начало и
конец предложения.
Утро в лесу
Утро лес стоит яркий, светлый он
умылся росой и густым туманом под деревьями
дрожат солнечные зайчики пчелка села на чашечку
цветка она жадно пьет сладкий сок хорош сок
подала голос ворона кто её потревожил я
огляделся около дерева кружил пёс Тузик вот и
виновник тревожного крика птицы
2. Прочитай. Определи тему. Дополни
текст предложениями на тему. Озаглавь текст.
Запиши.
Это было летом. Мы жили у деда в
деревне. Дед любил ловить рыбу. Однажды он взял
нас с собой на рыбалку.
3. По опорным словам и
словосочетаниям составь текст на тему
"Друзья". Запиши.
Учатся в школе, любят играть, часто
ходят, помог, вместе смастерили.
4-й класс (1–4)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить, как
учащиеся усвоили тему "Однокоренные члены
предложения", как идет совершенствование
навыка грамотного письма по темам программы
начальной школы (безударные гласные в корне
слова, проверяемые ударением, звонкие/глухие,
удвоенные, непроизносимые согласные).
Объем диктанта: 60–65 слов.
Розы
Около изгороди рос пышный куст роз.
Нежный запах разливался по всему саду. Я каждое
утро поливал розы, рыхлил землю. Куст рос на
глазах. По саду важно ходила наша собака Жулька.
Она осматривала все посадки. Чудный наряд роз
манил её. Она ложилась у куста, закрывала глаза и
дремала. Её не пугали острые шипы. К другим цветам
в саду она была равнодушна.
Слова для справок: ложилась,
равнодушна.
Красота
С давних пор русский народ окружал
себя красотой. У домов ровными рядами
выстроились рябинки. Ранняя осень. Ягодки на
деревьях уже покраснели. Под лучами солнца они
блестят, переливаются. Человек всегда хотел
красивое видеть рядом. Вот и пустырь преобразили.
Особенно нарядны новые избы. Народные умельцы
вырезали из дерева тонкие кружева. Резьбой по
дереву они украшали наличники на окошках,
крыльцо, крышу дома. С каждым годом хорошеет наше
село.
Слова для справок: видеть,
преобразили.
Вот и осень
Закончилась пора жарких дней. Вот и
осень ненастная подкралась. Она пришла с дождями
и холодами. Редеет и пустеет лес. Луг притих,
выглядит уныло. Земля мокнет под частым дождем.
Потянулись с севера на юг длинные караваны гусей,
уток, журавлей. По опушкам алеют ягоды малины.
Осенний ветер раскачивает ветки. На верхушке
дерева сидит стайка птиц. Местность огласилась
шумом. Это пролетела сорока. Кто ее встревожил?
Слово для справки: огласилась.
Пастух
Закат утонул в лесах. По берегу озера
из леса шло стадо. Увидев дом, коровы замычали и
зазвенели колокольчиками. Из домов выходили
женщины и звали своих Ночек, Пеструшек, Зорек,
Чернушек.
Стадо гнал пастух Василий. Он ходил в резиновых
сапогах, на плече носил сумку, в руках был кнут.
Хозяйки уважали Василия, угощали его вкусным
обедом. Особенно хороши были щи с мясом у бабки
Натальи.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить у
учащихся орфографическую зоркость.
Объем работы: 60–65 слов.
Стужа
Зима выдалась необычайно студёной
даже для Сибири. Деревья то и дело трещали – это у
них внутри каменели соки, разрывая живую ткань.
Птицы нередко падали на землю мертвыми. И даже
рыбам приходилось худо. Лёд на реке лёг метровой
толщины, и мелкие затоны промерзли почти до дна. В
таких местах рыбе не хватало кислорода. Она
задыхалась, сама выпрыгивала из пробитой
проруби. Мы каждую неделю пробивали лунки.
Лебединое гнездо
Ханс Кристиан Андерсен жил в Дании.
Если посмотреть на карту Дании, то увидишь
острова, островки, проливы.
Закрой глаза и представь себе скалистые берега,
узкие, извилистые бухты среди гор – незнакомый
тебе далекий северный край. Чужаку эта местность
покажется суровой и хмурой, но Ханс Кристиан
называл Данию "лебединым гнездом". Там, в
городе, который называется Оденсе и родился
великий сказочник. Кто не знает сказок Андерсена?
Таких людей нет!
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение
воспроизводить готовый текст по самостоятельно
составленному плану; продолжить текст, соблюдая
логическую последовательность изложения.
1. Текст для изложения.
Цветы
Мы с друзьями любили залезать в чужие
сады. Раз я забрался в сад. На клумбе росли
огромные шапки цветов. Я бросился к ним.
Меня остановил хозяин сада. Он сам срезал пять
тюльпанов и дал мне. Я опустил глаза, было стыдно.
Наступила осень. По дороге в школу я повстречал
хозяина сада. Он пригласил меня в гости и дал
несколько луковиц тюльпанов.
Мы с братом посадили их у дорожки. С тех пор я стал
сам выращивать цветы.
Слова для справок:
I часть: бросился.
III часть: пригласил, несколько.
IV часть: с этих пор, выращивать.
2. Составить и записать последнюю
часть текста.
Свобода
Во дворе у нас один мальчик держал
пёсика на цепи – кутёнком его посадил, с детства.
Принес я ему однажды куриные крылышки, еще
теплые, пахучие. Тут мальчик спустил беднягу
побегать по двору. Снег во дворе пушистый,
обильный. Шарик весело запрыгал по двору, хвостом
виляет, на вкусный корм и не глядит. Рад побегать
по двору...
3. Составить текст по опорным словам,
словосочетаниям и заголовку.
Утро в лесу
Солнце, над лесом, золотились
первые пряди, запах трав, искрились огоньками, в
травинке вспыхнул, дружный хор.
2-й класс (1–3)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить,
насколько прочно у учащихся сформирован навык
правописания слов с разделительным мягким
знаком, удвоенными согласными, звонкими/глухими
согласными в корне слова, безударными гласными,
проверяемыми путем изменения формы слова.
Объем диктанта: 40–45 слов.
Прогулка
С дочкой Аллой мы отправились в лес.
Тихо падал снег. Он плавно ложился на землю. На
снегу оставался след наших лыж. Медленно
всходило солнышко. Деревья были укутаны шапками,
шубками, белой шалью. Они искрились под лучами
солнышка. Лес казался сказочным. Только мороз
немного щипал нос.
Слова для справок: ложился,
немного, щипал.
Мы рисуем
Идет дождь. Капли стучат по стеклу.
Скучно. Ко мне пришел мой друг Илья. Он принес
краски и кисточки. Мы стали рисовать. Илья
нарисовал луг с красивыми цветами. Я люблю
сказки. Я нарисовал Емелю и чудесную щуку. Вот и
дождь кончился. Можно идти гулять.
Слова для справок: пришел, ко мне,
Емеля.
Стук топора
Наступило раннее утро. Солнышко
поднималось над лесом. Лес весь заискрился
веселыми звездочками. Каждый листок, травка
улыбались капельными глазками. Запели птицы.
Вдруг послышался стук топора по дереву. Холодно
стало от этого стука. Птицы стихли. Я вышел на
поляну. Там лежали сучья и листья от березки.
Слова для справок: от этого, вышел.
Я люблю зиму
Я иду по тропке. Рядом бежит пес Рябка.
Всюду властвует мороз. Он румянит щеки и нос. На
кустах искрится снег. Я люблю русскую зиму.
Царицей стоит русская елка. Масса шишек висит на
ее ветвях. Сыты зимой пташки и мелкие зверьки.
Слова для справок: искрится, висит.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умение
сличать написанное с образцом, самостоятельно
исправлять ошибки.
Объем работы: 40–45 слов.
Про умную собаку
У нас жила собака Вьюнок. Она была
очень умная и любила маму. Она всегда поджидала
ее с работы. Собака ложилась на ковре у двери. Она
узнавала по шагам, хорошее у мамы настроение или
плохое. Если плохое, уходила медленно за шкаф и
там сидела тихо.
Лесные спаленки
Летом каждый кустик ночевать пустит.
Зимой все кусты под пушистым снежком. Хитрая
лисица на ночь в нору спряталась. Голый нос
пушистым хвостом накрыла. А в лесу снаружи мороз
трещит.
Белка сплела на елке шар из сучьев и веток. Вход
закрыла и спит до утра без забот.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение
выделять в тексте основную мысль, подбирать
более точный заголовок для текста; включать в
текст основную часть, составлять и записывать
текст на одну из тем.
1. Прочитай текст. Озаглавь.
Подчеркни предложения, в которых выражена
основная мысль текста.
Русский язык очень богат. Его
богатство в словах. Слов в языке так много, что
ими можно нарисовать такую же яркую картину,
какую красками рисует художник. С помощью слов
передаются различные чувства, мысли.
Ты читаешь книгу. Тебе то грустно, то весело. Наш
язык богат интонациями. В нем звучит внутренняя
музыка.
(По С. Иванову)
2. Прочитай. Из каких частей состоит
этот текст. Какая часть текста пропущена? Запиши
текст, вставляя в него основную часть – описание
первого снега.
Первый снег
Утром Танюша поглядела в окно и
увидела чудо. Это был первый снег.
Скорей во двор. Там уже полно ребят.
3. Подготовь и запиши текст на одну
из тем: "Осень", "Цветы загрустили".
Прощальный круг над родным болотом.
Узор из опавших листьев.
3-й класс (1–3)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить, как
теоретические сведения об однородных членах
предложения, о безударных окончаниях имен
существительных 1-го склонения учащиеся могут
использовать на практике.
Объем диктанта: 60–65 слов.
Ключ
Я медленно шел по лесной тропинке. Она
вывела меня к оврагу. Я сел отдохнуть, хотелось
пить. Мой взгляд задержался на дне оврага. По
веревочной лестнице я спустился вниз. Там еле
заметно бил ключ. Я взял в валежнике сук и стал
рыть землю. Забил фонтанчик. Я припал к воде ртом
и жадно ее пил. Струйка воды побежала по оврагу. К
извилистой струйке потянулись жучки, муравьи,
паучки.
Слова для справок: вниз, еле,
фонтанчик.
Дюймовочка и ласточка
Наступила ночь. Мышь легла спать.
Дюймовочка тихо пробралась к птице. Ласточка
открыла глаза. Она лежала в теплой постельке. А в
поле выл ветер. Валил снег. Девочка принесла
ласточке в цветочной чашечке воды и несколько
ячменных зерен. Бедняжка поела и рассказала
девочке о своем горе. Она поранила себе крыло о
колючий куст. Все ее подружки улетели в теплые
края. Она осталась одна. Жаль было ласточку.
(По сказке)
Слова для справок: несколько,
поранила.
На помощь Жучке
День только начинался. По бледному
небу клочьями неслись мохнатые облака. Над
сараем легкой дымкой стоял туман. На террасе было
пусто. Только на скамейке белел платок мамы. Она
его вечером оставила здесь. Тема побежал по
главной аллее. Он перелез через стену и упал в
мокрую траву. Холодная ванна мгновенно освежила
его. Он осмотрел местность и бегом пустился к
колодцу. Там сидела его Жучка и тихо скулила.
Слова для справок: начинался,
терраса.
Ураган
Ураган все бушевал и бушевал. Домик
качнулся и понесся по воздуху. Тотошка бегал по
комнате с громким лаем. Элли чувствовала себя
очень одинокой. Ветер гудел, ревел и крушил все на
пути. Девочке казалось, что домик упадет и
разобьется. Время шло. Домик летел и летел. Элли
подползла к Тотошке и легла рядом. Под гул
яростного ветра она крепко заснула. Утром домик
приземлился на опушке леса.
(По сказке)
Слова для справок: ураган,
разобьется, приземлился, казалось, что.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить
сформированность навыка орфографической
зоркости и самоконтроля.
Объем работы: 60–65 слов.
В школе
Лев Николаевич Толстой улыбался. Мне
показалось, что лицо его очень доброе,
приветливое.
Мы поднялись по длинной лестнице и очутились в
большой комнате. Посреди комнаты стояли длинные
скамейки и такие же длинные столы. На стене
висели две черные доски, на полочке лежал мел. В
углу стоял большой шкаф с книгами. Незаметно
кончилась дождливая осень. Наступила зима. Мы
успели ознакомиться со стенами школы, привыкнуть
ко Льву Николаевичу.
(По В. Морозову)
Лоси
Гордой поступью шагают по нашим лесам
могучие лоси. Ноги у них стройные, длинные, а
голова увешана ветвистыми рогами, которые похожи
на сказочный цветок.
Красив и страшен лось в гневе, беспощаден в бою с
волками. Его оружие – острые копыта и ветвистые
рога. Железные мускулы играют под шелковистой
кожей.
На территории нашей Родины водилось множество
лосей. Но на них так усердно охотились, что этот
обитатель леса едва уцелел.
(Б. Ржевский)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение
воспроизводить текст, в который включено
описание; по самостоятельно составленному плану
восстанавливать текст.
1. Изложение.
Маленький художник
Я брел по бульвару. Мое внимание
привлек художник. Он стоял на перекрестке дорог.
Это был хрупкий мальчик лет десяти. Рубаха его
была измазана краской. На голове лихо сидел
картуз. Он легко владел кистью.
Мальчик рисовал рог изобилия. Из рога вылетали
пирожки, пончики, ватрушки. Видно было, что он
голоден. Я решил ему помочь и купил у него эту
картину.
Маленький художник был очень доволен. Взяв
деньги, он быстро зашагал домой.
Слова для справок:
I часть: внимание.
II часть: измазана.
III часть: изобилие, помочь.
IV часть: доволен.
2. Расположи части так, чтобы
получился связный текст.
После смерти артиста его открыли, и
тайное стало явным.
Портфель был кожаный, объемный. В нем лежал
маленький ящик. Никто не имел права
дотрагиваться до него.
Федор Иванович Шаляпин. Все годы, прожитые за
границей, великий русский певец возил с собой
портфель.
В нем оказалась горсть земли. Певец взял ее перед
отъездом за границу – горсть русской земли,
земли с Родины.
(По А. Лис)
Какой заголовок ты выберешь для этого
текста?
"Тайное стало явным"
"Сокровище"
"Драгоценный ящик"
"Горсть русской земли"
|