Нинель ДМИТРИЕВА,
Аркадий КАЗАКОВ.
Интегрированный курс "Мы и
окружающий мир", 3-й класс
Интересно и сложно готовиться и
проводить уроки по окружающему миру, особенно
если этот учебник впервые держишь в руках.
Каково основное содержание курса? На что
обратить внимание при подготовке к урокам? Как
распланировать время, чтобы охватить весь объем
материала, данный в книге? На эти и многие другие
вопросы отвечают авторы курса.
Предварительные советы по работе с
комплектом
Прежде чем читать наши советы
по работе с предлагаемым курсом, просмотрите
весь учебник, рабочую тетрадь, выполните все
задания, ответьте на все вопросы, параллельно
конспективно фиксируйте ваши мысли по
организации процесса обучения. Только после
вашего самостоятельного осмысления комплекта
проработайте с карандашом в руках предлагаемые
ниже методические пояснения.
Один и тот же материал может быть
по-разному реализован на уроке. Мы предлагаем
варианты уроков или их фрагменты не для их
копирования, а для того, чтобы у вас возник свой
вариант, наиболее подходящий вашим ученикам,
наиболее соответствующий окружающему вас миру и
вашей индивидуальности. Но ваш вариант будет
естественным и продуктивным, если вы выполнили
первое условие – самостоятельно осмыслили
содержание и методический аппарат курса.
Хорошо зная все содержание курса
третьего класса, вы сможете при случае (на
перемене, на прогулке, на других уроках) ставить
перед детьми проблемы, которые будут обсуждаться
в дальнейшем на уроках "Мы и окружающий мир".
Например: как меняется погода в нашей местности?
Везде ли такая погода, как у нас? От чего это
зависит? Где живут животные, которых мы видим в
зоопарке? Почему они не живут у нас? Почему у нас
не растут пальмы, а в Сочи плохо растут березы?
Какое у нас жилище? Какая бытовая техника нам
помогает? Как мы одеваемся? Что едим? Всегда ли
так было? А как было?
Не забывайте название изучаемого
предмета – это весь ежеминутно, а не только на
уроке, существующий вокруг нас мир,
следовательно, его познание учениками
осуществляется постоянно.
Содержание курса "Мы и окружающий
мир" теснейшим образом связано с другими
учебными курсами системы общего развития
школьников. Например, при изучении литературы и
русского языка дети узнают об истоках сказочных
сюжетов, работают с загадками, пословицами и
поговорками; знакомятся с историей речи и, в
частности, русского языка; обсуждают темы
нравственности, семьи, друзей, взаимоотношений в
обществе. При ознакомлении с процессом выработки
человеком приемов труда, умения обрабатывать
природные материалы вы можете привлечь уже
знакомые им сведения из учебника "Умные
руки" для 2-го и 3-го классов, например, о лепке
глиняных фигурок, а также собственный опыт детей.
Практически все учебные предметы в
большей или меньшей мере формируют адекватное
восприятие временных и пространственных
отношений – основных категорий, которые
определяют наше существование и существование
всего мира. Также на общеучебном уровне решается
задача развития устной и письменной речи.
Организуйте единый, комплексный подход по
усвоению всех этих ведущих для продуктивного
обучения понятий и умений.
Основным источником проблем,
связанных с изучением окружающего мира, и их
решений являются непосредственные наблюдения
детей. Поэтому экскурсии рассматриваются как
форма обучения, равноценная и даже более
предпочтительная, чем урок в классе.
В ходе вашего общения с детьми у них
могут возникать вопросы об окружающем мире.
Ситуация в классе поможет вам отобрать те
вопросы, на которые вы отреагируете сразу, и те,
которые вы запишете и положите в "копилку".
По мере ознакомления с окружающим миром дети
сами постепенно смогут ответить на возникающие у
них вопросы.
Примерное планирование курса (68 ч)
Основное содержание курса: изучение
разных природных условий на Земле (природные
зоны и сообщества), жизнь людей, их занятия в этих
разных условиях в период от Зарождения
человечества до начала Нового времени (в
основном на примере России при сопоставлении с
другими районами мира).
Природные условия Земли (12 ч)
Знания, нужные для изучения
окружающего мира (2 ч).
Что такое погода (2 ч).
Народные приметы погоды (1 ч).
Климат (2 ч).
Почва (3 ч).
Природные зоны (2 ч).
Человек в далеком прошлом (5 ч).
Происхождение человечества (2 ч).
Жизнь древних людей (1 ч).
Наследие Древнего мира (2 ч).
Земли восточных славян (16 ч).
Восточно-Европейская равнина (1 ч).
Степи (4 ч).
Лесная зона (7 ч).
Первые люди на нашей земле, быт славян (1 ч).
Расселение славян в лесах (1 ч).
Путь "из варяг в греки" (1 ч).
Обожествление природы (1 ч).
Первое Древнерусское государство
(10 ч).
Первые русские князья и русские витязи
(1 ч).
Принятие Русью христианства (1 ч).
Как учили школьников (1 ч).
Расцвет Киевской Руси (1 ч).
Древнерусская культура (2 ч).
Ослабление Киевской Руси (1 ч).
Ордынское нашествие (1 ч).
Ледовое побоище (2 ч).
Объединение русских земель вокруг
Москвы (10 ч).
Залесская земля (1 ч).
Что такое природное сообщество (1 ч).
Законы лесной жизни (1 ч).
Луг (2 ч).
Озеро (2 ч).
Поле (1 ч).
Возвышение Москвы (1 ч).
Освобождение Руси (1 ч).
Путь от Руси к России (11 ч).
Восстановление русской культуры
(2 ч).
Русские первопроходцы (1 ч).
Природа Сибири (4 ч).
Тайга
Природное сообщество болото
Сквозь сибирские дебри
Природа тундры (2 ч).
Люди в тундре
Арктическая пустыня (ледяная зона) (1 ч).
Народы Сибири (1 ч).
Заключение (1 ч).
Проверочные работы (3 ч).
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ К
НЕКОТОРЫМ ТЕМАМ УЧЕБНИКА
Тема. «ЗНАНИЯ, НУЖНЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» (2 ч)
(Приглашение к путешествию)
Опорные понятия: ориентирование,
пространство, масштаб, время, годы, века, эры,
лента времени, природные условия, тепловые пояса,
история народов (выделены новые понятия).
Заголовок первого параграфа
"Приглашение к путешествию" дает вам
методический прием, который можно использовать в
течение всего учебного года. Предложите ученикам
роль путешественников-исследователей по своему
родному краю, путешественников-переселенцев по
России, по всей Земле. Ведь окружающий нас мир
состоит из природы, из близких и далеких соседей,
из нашей и их истории. Понять одно без другого
невозможно. Но именно это понять и хочет любой
человек, который оказывается в новом месте или
который хочет все знать о месте, где он живет.
Учитель. Представьте, что в наш
город (село) хочет перебраться жить семья из...
(указывается контрастный по природным
особенностям район России). При окончательном
принятии решения о переселении что будет
интересовать членов этой семьи? Как бы вы
рассказали об условиях жизни в нашей местности?
Предлагаю разделиться на две группы: одна даст
ответ на первый вопрос, другая подготовит ответ
на второй вопрос.
Разделите доску на две части. По ходу диалога
между представителями двух групп фиксируйте в
краткой форме вопросы переселенцев и ответы на
них.
– Почему в нашей местности сложились такие
природные условия и условия для жизни, работы,
учебы, для свободного времяпрепровождения?
Подведите детей к выполнению следующих заданий
(задания в учебнике могут быть в начале текста,
стимулируя самостоятельную мысль детей, в
тексте, как бы разрывая, дробя его на более мелкие
смысловые части, и после текста, нацеливая на
выводы и обобщения).
– В каком тепловом поясе мы живем? Какие
тепловые пояса бывают? Какова причина их
образования?
Дети. Шарообразная форма Земли.
У. А если бы Земля была плоская, как
экран, как бы распределялись на ней тепловые
пояса?
Д. Она обогревалась бы одинаково,
так как солнечные лучи падали бы на нее под одним
углом (в 90°).
Описанную ситуацию в случае
необходимости легко смоделировать в классе.
(Напомним, что причиной сезонных изменений на
Земле является наклон ее оси.) Отвечая на вопросы,
ученики обязательно показывают по карте все
упомянутые границы и географические объекты. Все
эти знания необходимо актуализировать для
понимания причин разной погоды и разного климата
на Земле (см. следующую тему).
У. Вы сумели убедить всех членов
семьи в том, что им будет хорошо жить в нашей
местности. Представьте, что они переехали и вы
вместе с вашими родителями хотите показать им
наши достопримечательности. Какие знания, какие
умения потребуются, чтобы путешествовать по
нашему краю? Что нужно знать и уметь для
воображаемых путешествий по России, по всему
миру?
Эти вопросы выводят на разговор о
необходимости ориентироваться в пространстве и
времени, о разных картах, об их масштабе.
Задания и коментарии к ним
Задание 1
Ниже написаны слова, найдите
"лишнее" слово: север, северо-восток, влево,
запад, назад, утром, юго-запад, вперед, восток.
Оставшиеся слова распределите на группы.
Дополните каждую группу.
Задание 2
На какие материки (континенты)
разделена суша Земли? Покажите их на карте.
Какими океанами они омываются?
Задание 3
К каким отрезкам времени относятся
следующие понятия: осень, декабрь, понедельник,
вечер, минута? Дополните каждую группу.
Получившиеся варианты обсудите.
Внимательно прочитайте эти три
задания. Подумайте, какие из них вы предложите
самостоятельно выполнить ученикам (мысленно или
в тетради) с последующей проверкой и обсуждением,
какие из них будете выполнять в ходе фронтальной
работы. В каком случае вы будете первым вызывать
слабого ученика, в каком – сильного, а в каком –
желающего? На эту преамбулу обратите особое
внимание. Она относится к организации работы с
любым заданием. К сожалению, как правило, вначале
трое-четверо учеников обсуждают вопрос, делают
выводы, а класс записывает результаты их работы.
Активность слабых, а часто и средних по
возможностям обучения учеников сводится к
припоминанию того, о чем говорили их
одноклассники. Такая позиция, повторяющаяся из
урока в урок, не может вызвать
заинтересованности всего класса в обсуждаемых
проблемах.
Полагаем, что задания 1 и 3 имеет смысл
предложить для самостоятельного выполнения в
тетради по окружающему миру. Затем результаты
сверяются, доказываются и в случае необходимости
вносятся исправления. Самостоятельно выполняя
задания на классификацию, ребенок демонстрирует
свои возможности в свободном оперировании
известными ему знаниями, то есть определенный
уровень умственного развития. В данном случае
задача усложняется тем, что один и тот же ряд
понятий ученик анализирует многоаспектно,
рассматривая их с разных точек зрения. Вначале в
задании 1 понятия осмысливаются как указатели
направления и времени (исключается слово
"утром"). Оставшиеся понятия группируются на
те, которые называют "географическое
направление", и те, которые называют
"направление относительно собственного
тела". Каждая из составленных групп
дополняется соответствующими понятиями.
Для выполнения задания 2 повесьте на
доску карту полушарий двух разных масштабов и
откройте соответствующие страницы атласа.
Вызовите троих учеников, каждый из которых на
своей карте будет показывать материки и океаны.
Почему на разных картах у материков и океанов
разные размеры?
Свои предположения дети затем сверяют с текстом
учебника о масштабе карт и выполняют следующие
задания.
Задание 4
Какой масштаб крупнее, а какой
мельче: 1:250 000, 1:25 000 000, 1:25 000?
Обменяйтесь с одноклассниками подобными
заданиями.
Задание 5
Один третьеклассник масштаб
1:5 000 000 прочитал так: "Один сантиметр
равен пяти километрам". Его поправили: "Не
равен, а соответствует пяти километрам". Какая
разница в этих словах?
Понимание масштаба карт –
обязательное знание, поэтому задания, подобные
приведенным выше, следует практиковать в течение
всего года. Сравнивая масштабы разных карт
(полушарий или мира, России, вашей местности,
города, карты одного названия настенные и в
разных атласах), мы употребляем слова
"крупный", "мелкий". Часто дети ошибочно
воспринимают слово "мелкий" как показатель
меньшего числа масштаба (масштаб 1:250,
с их точки зрения, мельче, чем масштаб 1:25 000). Но
это не так. На карте мира дан чертеж больших
территорий, и поэтому их изображение не
подробное, мелкое. На карте России или какой-то
местности дается чертеж меньшей территории.
Поэтому их изображение более подробное, крупное.
Карта с масштабом 1:250 000 крупнее показывает
местность, чем карта с масштабом 1:25 000 000, но
мельче, чем карта с масштабом 1:25 000. Подходите к
пониманию масштаба не от цифр, а от смысла чисел,
которые они обозначают, от смысла значения слова
"масштаб".
Очень простой прием поможет детям на
образном уровне понять, и что такое масштаб, и что
уменьшаются на карте на одну и ту же величину все
изображенные на ней объекты. Предложите им
нарисовать на выбор предметы, которые у всех
перед глазами, например, дом. В это же время вы
нарисуйте этот же дом на оборотной стороне доски,
нарушая соразмерность его частей. Рисунки
сравните и по их размерам, и по соразмерности
частей. А как можно изобразить в тетради линейку
длиной в 30 см? Надо: или 2 см поместить в
одном сантиметре (масштаб 1:2), или 3 см
поместить в одном сантиметре (масштаб 1:3) и т.д.
Какой масштаб мельче, какой крупнее?
Люди каких профессий не могут обойтись
без знания масштаба? (Все, кто имеет дело с
картами, рисунками, чертежами, схемами, планами.
Любое изображение чего-либо требует знания
масштаба.) Покажите детям иллюстрацию любого
наскального рисунка первобытных людей. Они не
знали ни цифр, ни слова "масштаб", но
интуитивно чувствовали необходимость
соразмерного уменьшения изображаемого предмета.
Современные люди могут это уже точно рассчитать.
Имея такие знания, вы можете
продолжать путешествие.
Учитель. Представьте, что вы
вместе с исследователями, которых вы видите на
рисунке (3 кл., ч.1, с. 4)1, впервые приехали в
изображенную местность. Что вас будет
интересовать? Какие вопросы вы будете задавать
населению? На что вы обратите внимание?
При обсуждении акцентируйте внимание
на приспособленности человека к природным
условиям. Третьеклассники уже обладают
достаточным опытом деятельности наблюдения. Они
отметят и особенности жилища, одежды, причесок,
склада лица; бубен и барабан – инструменты,
сопровождающие танец этого северного народа.
Почему именно северного народа? Об этом
свидетельствуют олени, чум, безлесье, а
национальная одежда, обувь сделаны из оленьего
меха и кожи. Эти люди сохранили творчество своих
предков, они дорожат своей историей и с
удовольствием общаются с приезжими
учеными-этнографами (этнографы – народ, писать,
т.е. ученые, изучающие все особенности быта,
нравов, культуры какого-либо народа,
народностей).
– Что вы знаете об истории нашей
местности? Примерьте события в нашей местности к
ленте времени. Соотнесите с лентой времени
следующие три рисунка.
Даны три рисунка, относящиеся к разным
эпохам и разным географическим территориям.
Нельзя требовать от третьеклассников точных
ответов о времени и местонахождении этих
объектов, потому что у них еще нет достаточных
научных знаний. Но необходимый минимум знаний и
житейских представлений позволяет им, рассуждая,
прийти к определенным выводам. На первом рисунке
изображен замок, в котором жили рыцари. На то, что
это старые рыцарские времена, указывают
изображение рыцаря в доспехах на коне и с копьем
в руке, отсутствие машин. На втором рисунке
изображены местность и древнейшие люди. Похожий
рисунок дети рассматривали и обсуждали в первом
классе. Мы надеемся, что третьеклассники докажут,
что на рисунке изображены первобытные люди в
жарком тепловом поясе. Самый простой вариант –
на третьем рисунке. Дети докажут, что это
современный город, Москва.
Таким образом, с данными рисунками
активно могут работать дети с разным кругозором,
с разными аналитическими возможностями. В ходе
работы вскроется недостаточность исторических
знаний, возникнет потребность выяснить, что
такое век, как он соотносится с годами. В этом
детям поможет текст учебника.
Темы. "ЧТО ТАКОЕ ПОГОДА?" (2 ч),
"НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ ПОГОДЫ" (1 ч),
"КЛИМАТ" (2 ч)
Опорные понятия: погода, показатели
погоды, погода устойчивая и изменчивая
(неустойчивая), разнообразие погодных
условий на Земле, климат, показатели климата,
причины образования климатов, основные
климатические пояса при сопоставлении с
тепловыми поясами (курсивом обозначен новый
материал, предъявляемый на уровне
представления).
Особенности растительного и животного
мира природных зон, о которых вы будете говорить
в течение года, определяются климатом местности
и характерными для нее почвами. Чтобы вы в
дальнейшем свободно оперировали связями:
неживая – живая природа – условия жизни
человека, мы подробнее остановимся на раскрытии
понятия "климат", так как при его
определяющей значимости оно обычно дается в
школе слишком бегло.
Тема начинается с понятия
"погода".
Учитель. Все люди, прежде чем
выйти на улицу, выглядывают в окно. Зачем?
Дети. Чтобы узнать, какая погода.
Чтобы знать, как одеться.
У. А какая бывает погода?
Д. Хорошая, плохая, дождливая,
ясная, ветреная, морозная, теплая...
Запишите на доске все признаки погоды,
которые назовут дети. Здесь будут и существенные
признаки, которые дети отмечали, эпизодически
наблюдая за погодой в 1-м и 2-м классах, будут и
несущественные, а также слова-синонимы.
У. Этот список поможет нам назвать
показатели погоды, которые бывают независимо от
времени года.
После обсуждения останутся те
компоненты, которые включает в себя понятие
"погода" (температура, ветер, осадки,
облачность). Такой окольный путь к показателям
погоды, которые, в общем, известны детям,
заставляет их осознаннее оперировать этими
понятиями. Ребята придут к выводу, что такие
разные слова, как "морозная", "теплая",
"жаркая", "холодная",
"похолодание", "потепление" и т.д.,
характеризуют один показатель погоды –
температуру воздуха. Подобным образом
осмысливаются предложенные детьми слова,
которые раскрывают признаки других показателей
погоды.
Для усвоения понятия "погода"
необходимо, чтобы учащиеся научились подмечать и
достаточно полно фиксировать характерные
метеорологические явления; коротко, ясно, но в то
же время исчерпывающе описывать весь комплекс
наблюдаемых явлений; объяснять причины
происходящих явлений.
Наука определяет погоду как
совокупность процессов, происходящих в
атмосфере в данное время над определенной
территорией.
Анализируя погоду нескольких
последних дней, ученики придут к выводу о ее
изменчивости. Так чем же определяется устойчивая
и неустойчивая погода? Сейчас осень. Если погода
меняется, то какой показатель определяет эти
изменения? Если погода не меняется, держится
устойчивой, подумайте, что способствует этому.
Рассуждая и анализируя показатели погоды (а для
этого они должны быть зафиксированы), школьники
приходят к выводу, что главным фактором
изменчивости погоды оказывается ветер,
остальные показатели являются его следствием.
Именно ветер меняет погоду, принося тепло, влагу,
холод, сухость воздуха.
После ознакомления с народными
приметами погоды предложите их распределить в
две группы: 1) признаки хорошей погоды;
2) признаки плохой погоды. У взрослых дети
узнают о местных признаках погоды и дополнят уже
имеющийся перечень, сопроводив репродукциями,
рисунками.
Задания и комментарии к ним
Задание 1
Опишите словами погоду каждого из этих
дней.
Практикуйте задания по переводу
погодных показателей из словесной формы в
знаковую, из знаковой в словесную. Умение
оперировать разными знаками (кодами) для
человека, живущего в XXI веке, является
обязательным. Это умение требуется при работе с
электронными устройствами, на которых держится
вся современная жизнь.
Задание 2
Дается заранее на предыдущих уроках.
Распределитесь на четыре группы и послушайте
прогноз погоды на один и тот же день. Одна группа
запишет показатели погоды в Санкт-Петербурге,
вторая – в Сочи, третья – в Якутске, четвертая –
во Владивостоке.
На планируемом уроке члены каждой группы сверяют
свои записи. Представители каждой группы на
доске записывают данные о погоде выбранной
местности.
Показатели погоды... IX, 200... г. |
Санкт-Петербург |
Сочи |
Якутск |
Владивосток |
Местность школы |
tо |
|
|
|
|
|
Ветер |
|
|
|
|
|
Осадки |
|
|
|
|
|
Сравните данные погоды по
разным городам, обсудите причины различий.
Ученикам помогут физическая карта России и
знания, полученные в 1-м и во 2-м классах. Сравните,
какие различия представлены в данной таблице и
какие показаны в таблице к заданию 1. (В данной
таблице показаны различия погоды в один и тот же
день одного сезона – осени. Объясняются эти
различия огромными размерами нашей страны. В
таблице задания 1 представлены сезонные различия
погоды.)
Задание 3
Сравните пары показателей температур.
При какой температуре воздуха холоднее, при
какой – теплее?
–35 °С –20 °С –5 °С +5 °С
–20 °С –5 °С +5 °С +20 °С
Задание показывает относительность
показателя температуры воздуха. Его трудность
для младшего школьника в противоречии (коллизии),
когда один и тот же показатель ребенок
осмысливает и с позиции "тепло", и с позиции
"холодно".
Мы оцениваем погоду и температуру
воздуха относительно предыдущих дней или с таким
же временем в предыдущие годы. Температура
воздуха –20 °С будет оцениваться как более теплая
относительно –35 °С и как более холодная при
сравнении с температурой –5 °C. Весной, после
холодных дней, когда была температура –5°С,
пригрело солнышко, воздух прогрелся до +10 °С. Мы
говорим: "Как тепло". Летом стоят теплые дни
с температурой +20 С°, но вот погода изменилась, и
температура воздуха опустилась до +10 °С. Мы
говорим: "Как холодно".
Задание 4
Что, по-вашему, определяет
устойчивость и неустойчивость погоды весной,
зимой?
Весной устойчивость погоды выражается
в общем потеплении, неустойчивость выражается в
прорывах холодных ветров, приносящих ненастье,
осадки в виде снега и дождя. Зимой, при устойчивых
холодах, прорывы теплых ветров приносят
потепление и осадки в виде снега.
Задание 5
Когда человек будет чувствовать себя
лучше (комфортнее) – при температуре –20 °C без
ветра или при температуре –15 °С с ветром?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо
вспомнить, что воздух плохо проводит тепло
(неподвижный воздух между двумя рамами в окнах,
воздух между волосками шерсти). В безветренную
погоду теплее, комфортнее, так как воздух вокруг
тела человека не движется и сохраняет его тепло.
С ветром идет постоянный отток воздуха от тела
человека, тепло уносится от него, создается
дополнительное охлаждение. Вот человеку и
кажется, что при температуре –15 °С с ветром
значительно холоднее, неуютнее, чем при
температуре –20 °С без ветра.
Задание 6
Распределитесь на группы с целью
наблюдения за сезонными изменениями в природе в
течение всего учебного года. Одна группа будет
наблюдать за изменениями погоды. Вторая – за
изменениями в царстве растений. Третья – в
царстве животных. А четвертая группа будет
собирать материал о том, как человек
приспосабливается к сезонным изменениям в
природе, о его деятельности в селе (городе).
Результатом наблюдений будет подготовленное
группой сообщение, оформленное в виде альбома.
Это задание вызвано разнообразием
природных условий, в которых мы живем. В России
есть практически все природные зоны, кроме
жаркой пустыни. Мы предлагаем систематически
фиксировать наблюдения за сезонными изменениями
природы в местности, где находится школа, чтобы
использовать этот краеведческий материал при
изучении соответствующей природной зоны и для
сравнения с другими зонами.
Для человека важна погода каждого дня,
но не она определяет природные условия, в которых
мы живем, а климат. Ученики уже накопили столько
знаний, что могут сами раскрыть причины
образования климатов. Они знают, что именно
Солнце является источником тепла и света на
Земле, им известно, что Земля имеет форму шара,
знают причины образования тепловых поясов,
ветров и смены времен года. Эти знания, а также
осмысление устойчивых признаков погоды разных
сезонов года на предыдущих уроках подготовили
детей к восприятию понятия "климат". Поэтому
данный параграф в учебнике начинается с
обсуждения учениками существенных признаков
местного климата.
Задание 7 (дается заранее,
работа с учебником на с. 11)
Обсудите с родителями, какая погода
характерна для вашей местности летом. Какая
погода характерна для зимы, весны, осени?
Таким образом, дети вместе с
родителями определят погодные условия, которые
устойчиво повторяются в их местности из года в
год, то есть климат своей местности.
Климат (по-гречески буквально –
наклон; подразумевается наклон земной
поверхности к солнечным лучам) – это многолетний
режим погоды, характерный для какой-либо
местности.
Задание 8
Сравните показатели погоды и
показатели климата.
Показатели погоды (в данный момент
времени)
Температура воздуха
Направление ветра
Атмосферные осадки
Показатели климата (в течение года)
Среднегодовая температура воздуха
Преобладающее направление ветров
Годовое количество осадков
Обсудите главные причины образования
на Земле разных климатов.
Исследуйте значение для Земли важнейших
показателей климата – солнечного тепла и влаги,
которую приносит или не приносит ветер.
Учитель. Представьте, что наша
Земля перестала получать тепло от Солнца. Какие
будут для нее последствия?
Дети. Земля станет безжизненной.
У. Представьте, что воздух вокруг
нас не движется, что на Земле исчезли ветры. Как
это скажется на нашей Земле?
Д. Тогда вода будет испаряться с
океанов и туда же выливаться. Ветер не будет
распространять ее на сушу. Таким образом, суша не
будет получать влаги, значит, она станет
безжизненной.
Тепло и ветер, приносящий влагу, разделили Землю
на пространства с близкими показателями климата
– на климатические пояса. Чем отличаются
климатические пояса от тепловых поясов? Сравните
в конце учебника карту тепловых поясов и
климатических поясов мира. Границы тепловых
поясов ровные, ими являются тропики и полярные
круги. А границы климатических поясов очень
неровные, волнистые. Значит, на их образование
еще что-то влияет. Дети уже знают, что изменил
границы тепловых поясов учет влаги, приносимой
ветрами. Дальше, читая текст учебника и работая с
картой и рисунками, дети сравнивают территории с
контрастными климатами. Самостоятельно выводят,
что на образование климата также влияют близость
морей и океанов и рельеф местности.
Изучая данную тему, учащиеся должны
познакомиться с характерными, наиболее яркими
особенностями климатических поясов Земли, не
заучивая цифровой материал (какая температура
летом, зимой, сколько осадков выпадает и т.д.). Они
нацеливаются на понимание природных явлений и
процессов, на сравнение территорий, где теплее,
холоднее, где очень влажно, а где дождей почти не
бывает, и на объяснение причин, от чего это
происходит.
Например, когда на
Восточно-Европейскую равнину прорывается
арктический воздух, он, не встречая преград,
может дойти до Кавказских гор, но здесь его
задержит мощный Кавказский хребет. Вот почему в
Предкавказье могут быть морозы, а за Кавказским
хребтом тепло.
Общепринятой классификации климатов
до настоящего времени еще не выработано, так как
разновидностей климатов много и трудно
установить точные границы между климатическими
поясами. Но расположены они в основном в широтном
направлении, друг над другом с юга на север.
Важно, чтобы дети поняли, что климат
влияет на многие компоненты природы и на образ
жизни человека. Люди вынуждены
приспосабливаться к особенностям климата, в
котором они живут. Например, строя современные
дома на севере, человек учитывает низкие
температуры воздуха и дополнительно утепляет
жилье. Современные дома в жарком поясе должны
иметь хорошую систему кондиционирования. В
местностях, где выпадает много осадков, дома
строят с покатой крышей, где осадков мало – с
плоской. Или возьмем машины. Современные
автомашины, которые легко передвигаются по
асфальтированным дорогам, не могут двигаться по
бездорожью: по глубокому снегу на севере или по
пескам пустыни. Нужны другие специальные машины.
Завершается параграф следующим
заданием, которое дифференцирует понятия
"погода" и "климат".
Что в рассказе одного третьеклассника
правильно, а что неправильно?
"Я живу в Воронеже. Погода у нас
умеренная. Сегодня было холодно, климат
дождливый. К вечеру выглянуло солнышко, погода
изменилась. Климат стал безоблачным, теплым и
сухим".
Тема. "ПОЧВА" (3 ч)
Опорные понятия: грунт, почвы, состав
почвы, разнообразие почв, плодородие, зависимость
почв от климата, охрана почв.
Приведем фрагмент урока по теме
"Почвы" учителя Быстровой Ж.Д.
Учитель. Сравните в рабочей
тетради три облика нашей Земли в разные периоды
ее развития.
Дети. Земля безжизненная,
каменистая.
– Земля с жизнью только в океане.
– Земля современного природного облика.
У. Почему изменился облик Земли?
Д. Появилась вода, вода и тепло
создали условия для появления жизни в океане и
для ее распространения на сушу.
У. Растения или животные первыми
вышли на сушу?
Этот вопрос вызвал спор.
Д. Растения. Я помню рисунки из
первого класса.
– Это не интересно. Ты докажи, почему растения
вышли первыми.
– Можно я: действительно, первыми вышли
растения, а потом животные. Чем бы питались
животные?
– Друг другом.
– Тогда бы первые хищники сразу бы друг друга и
съели. Я не знаю, но, наверное, первые животные
были травоядные.
– Конечно, представьте, сколько сразу
хищников должно было выйти из океана, чтобы они
смогли сохраниться на Земле.
– Ну и что! Могли сразу выйти все хищные
динозавры и крокодилы.
Возникла тупиковая ситуация, поэтому
вступила учительница. Но обратите внимание, она
не подсказывает, а, подхватывая мысль детей,
рассуждает, моделирует ситуацию.
У. Ребята, давайте представим.
Вот плывет стадо крокодилов и вдруг решает:
давайте-ка жить на суше. Вышли и сразу стали жить
на суше. В это же время (ведь крокодилам хочется
есть) решило жить на суше и стадо динозавров.
Причем не очень больших по размерам, а таких, с
которыми крокодилы сумели бы справиться.
Дети улыбаются, смеются.
– Но в то же время настолько
больших, чтобы они смогли справиться с
крокодилами.
Д. Да, этого не могло быть.
Животные вышли после растений. Им надо было много
времени, чтобы привыкнуть к условиям Земли. Они,
наверное, вначале были по нескольку минут на
суше. Поедят на берегу травку или что там было –
водоросли, папоротники – и опять в воду. Прошло,
наверное, очень много тысяч лет (учитель
уточняет – миллионов), миллионов лет, пока они
привыкли к суше и стали здесь жить.
– А крокодилы так и живут в воде и на
земле.
У. Ребята, вы сейчас назвали
самое главное условие жизни любого животного.
Это растения.
Д. Не будет растений, не будет
никаких животных – ни травоядных, ни хищных.
У. А что потребовалось
растениям, чтобы они вышли из воды и стали жить на
суше?
Какое-то время дети думают,
переговариваются. Учительница вывешивает на
доску две репродукции: голые скалы и горы,
заросшие растениями.
Д. На голых скалах растения не
растут, а такой раньше была вся суша.
– А я видела, как березка
выросла на крыше старого каменного дома. Я знаю,
туда, наверное, попала земля.
Учителю осталось ввести понятие
"почва". Дальше дети читали начало текста о
почве, выполняли практическую работу по изучению
состава почвы. Теперь у них достаточно сведений,
чтобы воспринимать и следующий текст учебника.
Чтение проходит эмоционально, так как многое, о
чем они читают, они уже обсудили в начале урока.
Задания и комментарии к ним
Задание 1
У. На всей ли земной суше сейчас
есть почвы?
Д. Нет, не на всей. Почв нет на
скалах.
Задание 2
У. В каких климатических
условиях быстрее будут перегнивать погибшие
организмы: 1) в жарком и сухом или в жарком и
влажном; 2) в холодном и влажном или в холодном и
сухом?
Д. Быстрее перегнивать погибшие
животные будут: 1) в жарком и влажном климате;
2) в холодном и влажном, но значительно
медленнее, чем в первом случае. В обоих случаях
ускоряющим условием будет наличие влаги.
При сравнении жаркого и влажного
климата с холодным и влажным различие в
температуре является решающим. В жарком и
влажном экваториальном климате создаются
особенно благоприятные условия для роста
численности микробов и бактерий, разрушающих
остатки погибших растений и животных. В холодном
и влажном климате таких условий нет.
Задание 3
Рассмотрите рисунок на с. 19 учебника.
Расскажите, как почва вместе с теплом, светом и
влагой "работает" на живую природу.
Трудность этого задания в его четком
словесном решении с правильным употреблением
терминологии. Сделайте это предупреждение
ученикам.
Задание 4
Представьте, что произойдет с жизнью
на Земле, если вдруг исчезнут все бактерии. А если
исчезнут все растения?
Если на Земле исчезнут все бактерии,
то, учитывая их роль в гниении, прекратится
образование почвы. Если исчезнут все растения,
исчезнет основная пища для всех живых
организмов, исчезнет источник кислорода.
Следствием будет гибель всего живого.
Задание 5
Какое значение для почвы имеют опавшие
листья?
Дети привыкли видеть, как собирают
опавшие листья и сжигают их. Правильно ли это?
Правильно только в том случае, если растения
заражены какой-либо болезнью или на их листьях
много вредных насекомых и их личинок. Но в
обычных условиях сжигать листья нельзя:
1) листья укрывают землю и корни растений от
морозов; 2) перегнивая под деревьями, они
образуют новый слой почвы, богатой питательными
веществами.
Обратите внимание на то, что
выполнение всех предыдущих заданий подводит
детей к обсуждению следующей темы учебника – о
закономерностях образования природных зон суши.
Задание 6 (сопровождается
рисунком)
Какой тракторист правильно пашет поле,
а какой неправильно, имея в виду образовавшийся
овраг?
Правильно пашет тот тракторист,
который борозды делает параллельно оврагу, чтобы
вода, которая может в них попасть, не стекала в
овраг.
Задание 7
Прежде чем сажать огородные культуры,
люди тщательно готовят землю: 1) перекапывают
ее и разбивают большие комки; 2) выбирают корни
сорняков; 3) вносят удобрения; 4) аккуратно
выравнивают грядку. Зачем они это делают?
Все действия направлены на то, чтобы
повысить плодородие почвы. Перекапывают землю и
разбивают комья, чтобы облегчить доступ
кислорода к корням растений, сохранить влагу и
чтобы легче прорастали растения. Выбирают корни
сорняков, чтобы они не заглушали рост культурных
растений и не забирали у них питательные
вещества. Вносят удобрения для повышения
плодородия почвы. Выравнивают грядки для того,
чтобы при поливе вода равномерно распределялась
на почве и не стекала.
Тема. "ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ" (2 ч)
Опорные понятия: климат, почва,
растения, животные, природная зона, лес, степи,
пустыня, тундра.
Понятие "природные зоны" прямо
вытекает из содержания тем "Климат" и
"Почвы". Она является центральной в третьем
классе и начинается с обзора природных зон Земли.
Мы полагаем, что вначале необходимо осознать
общность причин их образования и выяснить
закономерность их смены в зависимости от уже
известных детям причин: от количества тепла и
влаги. Новое знание – значение почв в
образовании ландшафта той или иной природной
зоны.
Методика изучения природных зон в
целом известна учителям-занковцам по курсу
"Естествознание", задания, разработанные к
текстам, помогут организовать творческую,
продуктивную деятельность разных групп
учеников. Вначале раскроем позиции, общие при
изучении любой природной зоны или природного
сообщества.
Основные методы осмысления признаков
природных зон и природных сообществ: наблюдения
и сравнение, сопоставление. Например,
сравниваются африканские пустыни с ледяной
арктической пустыней, степи (саванны) – с
российскими степями, леса (джунгли) – с
российскими лесами. Но в то же время сравнение
осуществляется и по другим линиям, например,
тундра сравнивается со степью и с лугом. Таким
образом, перекрещиваются понятия "природная
зона" и "природное сообщество". Именно на
таких перекрестках признаки понятий выступают
наиболее четко.
Суть нашего интегрированного курса
составляет раскрытие взаимосвязи особенностей
природных условий и особенностей уклада жизни
человека, расширения знаний человека о природе и
изменения уклада жизни человека. В историческом
плане прослеживается, как постепенно человек
преодолевал свою зависимость от природы и
усиливал свое влияние на нее. При изучении
природных зон и природных сообществ дети
моделируют варианты вмешательства человека в
природу и их последствия.
Основными средствами, организующими
познание природы, являются непосредственные
наблюдения; работа с гербарным материалом,
коллекциями, рисунками, просмотр диа- и
кинофильмов; работа с физической картой, картами
климатических поясов и природных зон, с
контурными картами, со схемами и таблицами,
представленными в учебнике и составленными
учениками; осмысление текстового материала
учебника и подбор дополнительного материала,
выполнение письменных работ. Все темы по
изучению природных объектов и явлений связаны с
непосредственными наблюдениями. Но это должно
быть не простым накоплением фактов. Главное –
увидеть и осознать закономерные связи между
живыми организмами и неживой природой и между
живыми организмами. Поэтому к каждому выходу в
природу нужно тщательно готовиться.
1. Познакомьте учащихся с целью и
объектом(ами) наблюдения.
2. Коллективно разработайте и запишите план
наблюдений.
3. Определите форму фиксирования наблюдаемых
фактов (в виде записей или рисунков).
4. Обсудите форму обобщения результатов
наблюдений.
Например, перед учащимися ставится
цель изучить, какие изменения происходят с
растениями леса осенью. Объект наблюдения –
участок леса площадью приблизительно 3 ґ 3 м. В
связи с поставленной целью возможен следующий
вариант плана наблюдений: 1) видовой состав
данного участка леса (какие деревья, кустарники,
травы входят в данное сообщество);
2) местоположение растений по отношению друг к
другу (как выражается ярусность); 3) форма
листьев и их расположение на ветках деревьев и
кустарников (почему не затеняют друг друга);
4) цветовая окраска листьев в сравнении с
летним периодом; 5) начало увядания
травянистых растений и листопада у деревьев и
кустарников; 6) наличие почек; 7) наличие
плодов у растений.
Итак, вернемся к первому уроку по теме
"Природные зоны". Возможны разные подходы к
активизации самостоятельной мысли детей.
Можно начать с обсуждения схемы
природных связей Земли.
Задание и комментарий к нему
Разберитесь в природных связях Земли.
Что в них служит причинами, а что является
следствиями?
Анализ схемы выводит на
формулирование существенных признаков
природной зоны и дает возможность далее работать
с текстом и заданиями учебника.
Можно самостоятельно выстроить схему природных
связей Земли, отталкиваясь от вопросов и
рассматривания видов основных природных зон в
учебнике.
В любом случае подчеркивается исходная причина
разнообразия природных условий Земли: климат и
почвы определяют растительность данной
местности, а также и ее животный мир.
Причины природных
явлений --> |
их следствие |
тепло, ветры, вода |
климат |
климат |
почвы |
климат, почвы |
растительность |
растительностьклимат,
почвы |
животный мир |
растительность,
животный мир |
природная зона |
Подкрепите выводы детей образным,
ярким рассказом об особенностях экзотических
природных зон, например, пустынь и
экваториального леса. Мы не случайно выбираем
эти районы мира, а с учетом следующей темы –
"Человек в далеком прошлом", с учетом
сравнения природных зон Африки с природными
зонами России. Возможные варианты текстов
приводим ниже.
Теперь предложите детям сравнить
карту природных зон Земли и карту ее климатов.
Дети, как и при сравнении тепловых и
климатических поясов, увидят их несовпадение. В
образование природных зон включились
дополнительные факторы: растительность,
животный мир. В экваториальном и тропическом
климатических поясах есть природные зоны лесов,
степей и пустынь. В умеренном климатическом
поясе – тоже зоны лесов, степей и пустынь. В
арктическом климатическом поясе есть зоны
тундры и пустынь. В антарктическом – только
пустыни.
Возникает коллизия: одинаковые
природные зоны соответствуют разным
климатическим поясам. Что общего, например, между
лесной зоной экваториального пояса и лесной
зоной умеренного пояса? Только то главное, что
определяет любую природную зону, – деревья как
тип растительности. А о различиях деревьев в том
и другом климатических поясах учащиеся уже
осведомлены.
И степи, и пустыни в каждом поясе имеют
и общие, и отличительные особенности. И дети
никогда не спутают ледяную арктическую пустыню с
пустыней Сахара.
ПУСТЫНЯ
Когда слышишь слово "пустыня",
представляешь песчаные холмы – барханы,
глинистую и каменистую землю, опаленную солнцем.
В Сахаре дуют постоянные сухие
восточные ветры, они почти совсем не приносят
влаги – по нескольку лет не бывает дождей.
Раскаленный, стремительно несущийся вихрь самум
поднимает в воздух тучи песка. Если на его пути
встретится зелень, он сожжет ее. Если встретится
караван путешественников – берегись, засыплет с
головой.
Днем песок в пустыне раскаляется до 70
°С. В таком песке вполне можно испечь яйцо, но
очень трудно выжить растениям. Среди песка и
камня лишь кое-где виднеются чахлые стебли
жесткой травы да еще реже – колючие кустарники.
Растения пустыни очень хорошо приспособились к
засухе. Листья у них мелкие, почти незаметные, а у
некоторых превратились в колючки или чешуйки.
Такие листья меньше испаряют воды. Корни одних
растений проникают очень глубоко в почву, чтобы
добраться до воды. Корни других распространяются
в верхнем слое, захватывая большую площадь и
впитывая влагу росы, которая ночью оседает из
воздуха на песчинки.
В пустыне все непривычно. Озера без
воды. Реки, никуда не впадающие. Сухие русла,
когда-то бывшие реками. Дожди, высыхающие, не
долетев до земли. Даже зонтиком защищаются здесь
не от дождя, а от солнца.
Именно в пустыне чувствуешь, какое
великое благо вода! Богатая растительность
развивается в редких оазисах около источников.
Здесь растут финиковые пальмы и акации. Финики –
основная пища населения и домашних животных. Ими
кормят верблюдов, лошадей, собак. Неурожай
фиников так же страшен для местного населения,
как неурожай хлеба в Европе. Стволы финиковой
пальмы используют как строительный материал,
листьями покрывают крыши, из жилок листьев и
волокон коры изготовляют веревки, канаты,
циновки. А по берегам реки Нил люди издревле
занимаются сельским хозяйством.
Кто из вас не любит арбуз?! А знаете ли
вы, что его родина – Африка? А знаете ли вы, что
арбуз – лиана? А знаете ли вы, что плод арбуза –
ягода?
На длинных, стелющихся по земле
стеблях образуются небольшие плоды – арбузики
величиной с теннисный мяч. Многие животные с
жадностью поедают эту сочную ягоду. Плод дикого
арбуза весит 250 граммов, а плод культурного может
достигать 15–20 кг. Вот это ягодка!
Теперь арбузы выращивают во многих
странах мира, в том числе и в южных районах
России.
ЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ ЛЕС
В нашем представлении экватор
связывается с вечным летом. А лето – это солнце,
синее небо и каникулы. Хорошо жить на экваторе!
Солнца там действительно хватает. Но
небо ежедневно затягивают тяжелые тучи, из
которых льются даже не ливни, а целые водопады.
Влажную жару тяжело переносит человек, но это как
раз то, что нужно растительности. Экваториальные
леса – это бескрайний зеленый океан. Растения
здесь цветут и плодоносят круглый год. Нередко на
деревьях одновременно развиваются бутоны,
цветут цветки, образуются завязи и висят уже
спелые плоды.
Экваториальный лес поражает
богатством, разнообразием растительности.
Деревья достигают высоты двадцатиэтажного дома,
трудно увидеть их крону. Их стволы обвивают
ползучие растения – лианы, вырастающие длиной до
400 метров. Деревья-гиганты заслоняют небо
деревьям второго, третьего и других ярусов,
которые тоже тянутся вверх, к солнцу. Весь лес
приобретает многоярусный характер. Внизу, у
земли, всегда царит зеленая мгла.
Прочитайте, каким представил
экваториальный лес русский ученый и писатель
И.А. Ефремов в повести "На краю Ойкумены".
"Гигантские канаты ползучих
растений, достигавшие иногда толщины
человеческого тела, обвивали спиралями гладкие
стволы деревьев, сплетались вверху в исполинскую
сеть, свисали завесами и отдельными широкими
петлями. Ветви деревьев расходились на
недостижимой высоте, стволы расплывались в сером
сумраке. Лужи гниющей, покрытой плесенью воды
часто встречались на пути. Невиданные
папоротники в четыре человеческих роста
простирали, как крылья, свои огромные перистые
бледно-зеленые листья.
Мшистый зеленый покров одевал гребни
высоких корней. Эти плоские корни, нередко
высотой более двух метров, отходили от ребер
гигантских стволов как наклонные подпорки. Корни
деревьев заходили друг за друга и чрезвычайно
затрудняли движение. Ноги тонули в массе
полусгнивших веток, листьев и высохших побегов,
устилавших почву толстым слоем. Кучками
встречались белесые грибы с тяжелым трупным
запахом".
Все необычно для нас в экваториальном
лесу. Многие деревья не имеют ветвей, например,
все пальмы. А цветки и плоды у них образуются
прямо на стволе. Листья у деревьев крупные и
жесткие, по ним легко стекает вода. В течение года
лес выглядит неизменным. Но листопад здесь идет
постоянно, и так же постоянно вырастают новые
листья.
Встречаются здесь и травы, но только вы
их не узнаете. Попробуйте пройти по "лугу",
на котором стеной стоят "травинки", стволы
которых достигают 30 см в толщину и около 10 м
в высоту. Это древовидные папоротники и бамбуки.
Здесь же "травка" до 15 м в высоту, плоды
которой любят дети всей планеты, – банан. Стать
похожими на деревья их заставила опять-таки
борьба за место под солнцем. Правда, дикий банан
несъедобен".
Тема. "СТЕПИ" (4 ч)
Основные вопросы: географическое
положение зоны степей, сезонные изменения в
степях, приспособление растений и животных к
степи и сезонным изменениям, раннецветущие,
засухоустойчивые растения, особенности жизни
людей в степях.
Можно изучение темы построить как
продолжение путешествия по нашей Земле. Для
исследования необходимы карты природных зон
России и физическая карта России. Предложите
детям представить, что когда-то люди впервые
пришли в степи. Когда дети слышат слово
"степь", что они представляют (см. вопрос на
с. 48 учебника). Имея представление о саванне,
опираясь на житейский опыт, они отметят самый
главный признак степей: наиболее
распространенной растительностью в этой
природной зоне являются травянистые растения,
здесь почти не встречаются деревья.
Учитель. Какой климат свойствен
этой местности, какой здесь рельеф? Какие карты
помогут ответить на эти вопросы?
А теперь представьте, что люди,
измученные тяжелой и долгой дорогой, добрались
до этих земель ранней весной, когда только-только
сходит снег. Их встретили яркое солнце, большие
открытые пространства, уже покрытые
нежно-зеленой травой и цветами. Как вы думаете,
привлечет ли эта местность переселенцев, если
основными видами их занятий было скотоводство и
земледелие? Докажите вашу точку зрения.
Люди, конечно же, остановились в этом
благодатном крае. Но вот прошел месяц. С каждым
днем становилось все жарче и жарче. Отцвели
цветы, пожухла зелень, степь стала серо-зеленой,
покрытой жесткими травами. Рассмотрите и
сравните гербарные экземпляры растений,
растущих в степи ранней весной, и растений,
растущих там в течение лета.
Дети отметят отличия в строении
подземной части растения (корневище, луковицы), а
также в строении листьев и цветков. Как
отмеченные ими различия связаны с природными
условиями обитания?
Читая текст, ученики еще раз обсудят
свои умозаключения, обсудят значение понятий
"раннецветущие" и "засухоустойчивые"
растения. Они обобщат добытые ими знания и
прочитанные в учебнике сведения об особенностях
растительности природной зоны степей, размышляя
над проблемой: ветер занес в степь семена
деревьев – клена и осины. Будут ли они там расти?
(См. с. 51 учебника.)
Теперь, когда ученики знают о климате,
рельефе, растительном мире степей, они готовы
отвечать и на те проблемные вопросы, с которых
начинается тема "Животный мир степей" (см. с.
51–52 учебника).
У. Откройте в учебнике рисунок, на
котором изображены животные степей, и продолжите
исследование приспособления животных к степным
условиям.
Где устраивают птицы гнезда?
Дети. Искусно маскируют в траве.
У. Где прячутся звери?
Д. Роют норы и норки в земле.
У. Чем они питаются?
После обсуждения этих вопросов и
вопросов, помещенных в учебнике, дети обращаются
к тексту.
Изучение любой природной зоны России
предполагает исследование процессов, связанных
с сезонными изменениями, что подводит детей к
пониманию непрерывности жизни на Земле.
Сезоны – это временныRе отрезки, в
которые происходит процесс последовательных
изменений состояния объектов природы.
На территории России почти
повсеместно прослеживаются все сезоны года.
Однако сезонные изменения в живой и неживой
природе в каждой природной зоне будут обладать
не только общими закономерностями, но и
признаками, характерными только для данной зоны.
И это понятно, так как в каждой зоне свои
особенности климата, почв, растительности и
животного мира.
Организуйте работу таким образом,
чтобы изучение процесса сезонности в изучаемой
природной зоне осуществлялось при сравнении с
наблюдениями за сезонными изменениями в природе
в своей местности. Соответствующее задание дано
в первой главе, на с. 15. Например, осенние
наблюдения детей в природе своей местности по
времени обучения совпадут с изучением сезонных
изменений в степях. Поэтому когда ученики будут
говорить об особенностях осени в степи, они
смогут их сравнить с осенними изменениями в
своей местности по непосредственным
наблюдениям. При разговоре о других временах
года они смогут опереться на свои прошлогодние
наблюдения (причины сезонных изменений – тема
второго года обучения). Когда зимой дети будут
знакомиться по учебнику с сезонами лесной зоны,
они смогут уже опираться на непосредственные
наблюдения, проведенные осенью и зимой. Таким
образом, весной при изучении особенностей
природы тундры у учеников накопятся
непосредственные наблюдения по осенним, зимним и
весенним сезонным изменениям своей местности.
Все объекты природной зоны или
сообщества подвержены сезонным изменениям,
которые меняют системы связи между ними. Перед
детьми встает задача раскрыть специфику
изменений этих взаимосвязей (а не отдельных
объектов) для каждого сезона.
У. Почему желтеют и отмирают
надземные части трав?
Д. Световой день становится короче,
понижается температура воздуха и почвы, растения
начинают готовиться к зиме.
У. Почему исчезли насекомые?
Д. По первой причине.
У. Почему улетают некоторые
птицы?
Д. По первой и второй причинам.
У. Почему человек занимается
посадками весной, а не летом, когда гораздо
теплее? Почему человек, как белочка, старается
сделать заготовки на зиму? И т.д.
Каждый сезон дает возможность
провести "сезонный праздник". Например,
осенью может быть праздник урожая.
В текстах о природных зонах и
природных сообществах упомянуто достаточное
количество названий природных объектов. Как
правило, они изображены на рисунках. Мы
предполагаем, что по крайней мере типичные из них
представлены в имеющихся в школе гербариях,
коллекциях или таблицах. Дети запоминают лишь
самые распространенные в данной местности
растения и животных. Самое же главное, чтобы они
могли сформулировать отличительные особенности
рассматриваемых объектов природы по их
существенным признакам.
Одним из способов различения
существенных и несущественных признаков
объектов природы, а также запоминания их
названий может стать следующая игра.
У. Дети, я предлагаю Коле (среднему
по успеваемости ученику) загадать любой объект
природы, а я его отгадаю. Сейчас я выйду из класса,
а Коля поделится с вами, какой объект он загадал.
Если он захочет, он может прислушаться к вашим
советам и изменить свой пример. Я выхожу на 15
секунд.
Учитель начинает отгадывать.
У. Это живая природа?
Д. Да.
У. Это растение?
Д. Нет.
У. Я делаю вывод, что задумано
животное. Птица?
Д. Нет.
У. Рыба?
Д. Нет.
У. Млекопитающее?
Д. Да.
У. Дикое?
Д. Нет.
У. Я делаю вывод – домашнее. У
него есть хвост?
Д. Да.
У. Что-то не пойму. У него копыта
или когти?
Д. Когти.
У. Вы задумали млекопитающее
домашнее животное, это кошка или собака. Как же
мне это выяснить? Оно лает?
Д. Нет.
У. Тогда это кошка.
Д. Да!
Восстановите вместе с детьми все ваши
вопросы на доске. Их анализ поможет выделить
вопросы, которые отражают существенные признаки
задуманного объекта разного уровня обобщения:
признаки всех классов животных, животных,
относящихся к отдельным классам, и те, которые
отражают частные признаки отдельного животного.
Нужен ли был весь перечень вопросов? (Вопрос "У
него есть хвост?" никак не продвинул вас в
отгадывании объекта.) А может быть, были
пропущены какие-то очень важные вопросы? (В таком
случае вы бы не вышли на отгадку.)
Теперь вы загадайте объект природы,
например змею или березу. Предложите ученикам
записать ход отгадывания для последующего
анализа его рациональности.
Продолжаем комментарий к теме
"Степи".
Обзорные знания о природных объектах,
как правило, конкретизируются более подробным
рассказом об одном из них. Например, в теме
"Степи" дети более подробно узнают о
тюльпане и о волке. Но этот материал не только
конкретизирует общие сведения, он и обобщает их,
интегрируя сведения о среде обитания, внешних
особенностях, питании и размножении. Популярно
написанные тексты с явной авторской позицией
(кроме текстов авторов учебника, см. отрывки из
рассказов В.Бианки, Г.Скребицкого,
К.Паустовского) активизируют не только
интеллектуальную деятельность ребенка, но, что
самое главное в данном случае, их
нравственно-эмоциональную сферу. Они призваны
прежде всего сформировать сочувственное
отношение к природе, уберечь от бытового
понимания ее "вредности" и
"полезности". Этому посвящена вся книга, мы
лишь подчеркиваем особую значимость данного
материала.
В учебнике периодически
рассказывается о том, как живут люди в тех или
иных природных условиях: в степи, в лесу, тундре и
Сибири. Следующий комментарий относится ко всем
этим темам. Такие уроки следует готовить заранее,
поручив группам учеников подобрать
соответствующие текстовой и иллюстративный
материалы, которые бы раскрывали особенности
образа жизни и организации народа, его культуру,
род занятий, жилище и быт, особенности обучения
подрастающего поколения, средства защиты от
врагов. Занятие может быть театрализованным: с
пением, танцами, рассказыванием, загадками,
кроссвордами и т.п. Во всех случаях необходимо
обсудить результаты воздействия человека на
природу, ситуации, когда оно становится столь
интенсивным, что нарушает существующее в ней
равновесие и может даже привести к экологическим
проблемам.
Жизнь человека тесно связана с
природой живой и неживой. На доступном и понятном
детям материале обсудите вопросы взаимосвязи
человека и природы, его активного вмешательства
в нее. Попросите детей рассказать о сегодняшнем
утре. Как они узнали, что уже надо вставать?
Разбудил будильник. А что это за предмет? Откуда
он взялся у человека? Это объект природы? Нет, его
сделал человек, и на изготовление его деталей
понадобились некоторые природные материалы. А
может, разбудил солнечный свет? А он откуда?
Солнечный свет – это природное явление. Он
существует независимо от человека. Разбудила
мама (бабушка). Она подошла, погладила и сказала:
"Пора вставать!" А кто придумал, что так надо
будить, что нужно говорить именно эти слова?
Человек.
Уже в первую минуту пробуждения мы
сталкиваемся с окружающим миром – с разными
объектами и явлениями природы, с людьми, которые
нас окружают, с предметами, сделанными человеком.
Дальше дети стали одеваться. Во что? Откуда это
появилось? Они сели завтракать. Что они ели?
Откуда это появилось?
Человек не может выжить без природы.
Природа дает не только необходимые материалы для
изготовления домов, машин, поделок, одежды, но и
продукты питания. Не менее важно воспитание
чисто эстетического отношения к природе.
Необходимо обращать внимание детей на красоту не
только одного цветка, но и целого ландшафта.
Разве не красив по-своему мощный горный хребет,
несмотря на всю свою суровость. Море прекрасно
под ласковым солнцем, и так и тянет в воду. Но
разве хуже оно во время шторма, когда проявляется
вся его мощь. Недаром картина Айвазовского
"Девятый вал" стала одним из самых
известнейших произведений художника. Красива
цветущая весенняя тундра, и уж совсем потрясающе
зимнее северное сияние. Красота, если
присмотреться, есть во всем. Надо только
присмотреться и увидеть ее. И этому надо учить
детей, потому что человек, понимающий красоту, не
способен на дурные поступки.
Перед детьми возникает проблема:
природу надо охранять, но одновременно человеку
приходится постоянно брать из природы все
необходимое для своей жизни. Вторгаясь в природу,
вырубая леса, распахивая целинные земли, человек
вытесняет растения и животных из их естественных
мест обитания, обрекая их на гибель. Как
поступить?
Автомобиль превратился в злейшего
врага природы. Он занимает первое место по
количеству выбрасываемых в воздух вредных
веществ. Дороги, гаражи, стоянки занимают
огромные площади, вытесняя растения, животных из
естественных мест обитания, нарушают
естественное движение воды. Под колесами машин
гибнут животные и растения, например, в Западной
Европе совсем не осталось лягушек.
Следует отметить также, что попытки
искусственно воспроизвести природу в городских
условиях не могут дать значительных результатов.
Газон – это не луг, парк – не лес. Но, конечно, это
лучше, чем ничего.
В данном учебнике рассматривается
несколько аспектов экологии: экология человека,
экологические проблемы, возникающие во
взаимосвязи человек – природа, экология
внутриприродных сообществ или природных зон и,
наконец, культура поведения в природе.
Здесь же впервые дети встречают текст,
помеченный знаком "ОБЖ", который теперь
будет регулярным. В данном случае речь идет о
пожаре в степи. Ученики, зная особенности степных
засухоустойчивых растений (мало влаги),
самостоятельно должны прийти к выводу об их
свойстве быстро вспыхивать и о стремительном
распространении по ним пламени. Это чрезвычайно
опасная ситуация для любого человека, с ней с
огромным трудом справляются взрослые с помощью
мощнейшей техники. Представив ситуацию пожара в
степи, дети могут сами сформулировать
предостережения: никогда не уходить в степь без
взрослых; никогда самостоятельно не разводить
костер в степи.
Усвоение представленных в учебнике
основ безопасности жизни ребенка предполагает
следующие этапы:
1) вы представляете ситуацию;
2) осмысление ситуации учениками
(инсценирование с обсуждением, выявление причин
ее возникновения);
3) поиск вариантов недопущения опасной
ситуации, способов ее решения, если она
случается;
4) ознакомление с текстом учебника;
5) индивидуальное самостоятельное
формулирование и запись положений, которые
обеспечат, по мнению ребенка, его безопасность;
6) обсуждение вариантов формулировок правил
безопасного поведения;
7) окончательное редактирование своих работ.
Мы считаем наиболее продуктивной
следующую последовательность этапов: 1, 5, затем
пункт 6 с одновременным осуществлением пунктов 2,
3, затем пункты 4, 5, 7. Возможны и другие
модификации в соответствии с особенностями
класса и обсуждаемой проблемы. Важно, чтобы
организация работы подвела детей к собственным
формулировкам, которые лишь по общему смыслу
будут совпадать с предложенными в учебнике.
Пояснения к заданиям и вопросам
С. 56. Перемещение сайгаков зимой в
южные районы связано с особенностями их питания.
(Перемещения любых животных – птиц, зверей и т.д.
– всегда связаны прежде всего с поисками пищи.)
Сайгак – самая северная антилопа. Обычно
антилопы предпочитают африканские саванны.
Питаются сайгаки разными травами. В снежные зимы
этим животным трудно добраться до корма, и они
вынуждены откочевывать на юг.
С. 57. К первому вопросу. У травоядных
копытных животных хорошо развиты зрение и
обоняние, что позволяет кому-нибудь из стада
вовремя обнаружить опасность и спастись
бегством. Гораздо надежнее это происходит в
большом стаде.
К третьему вопросу. Разъясняем
применительно к разным природным условиям. Надо
различать три состояния животных зимой:
активность, сон и спячка. Зимняя спячка – это
особое состояние организма с замедлением всех
жизненных функций. Понижается температура тела,
замедляются работа сердца и дыхание. Животное в
это время не питается, а очень экономно расходует
питательные вещества, накопленные в теле еще
осенью. Таким животным совершенно не нужны
запасы пищи в норе (суслики, сурки, ежи, барсуки).
Другие животные погружаются в зимний сон,
который не такой продолжительный и глубокий, как
спячка. Животные периодически просыпаются и
едят. Вот им-то и нужны запасы пищи (хомяк,
бурундук). Но есть животные, которые зимой ведут
активный образ жизни и все же делают запасы –
некое подспорье к скудной зимней еде (мыши,
полевки, белки). Таким образом, эти примеры
выявляют закономерность: в спячку впадают
растительноядные и насекомоядные животные. А как
же медведь? Ведь он всеядное и очень сильное
животное, может убить и лося?! Сравните с детьми
образ жизни волков зимой (стаей) и медведя,
который предпочитает одиночество, сравните
возможности охоты зимой по снегу для достаточно
легкого волка и весьма тяжелого медведя.
Выше мы дали пояснение к трем вопросам.
Обратите внимание, что основой всей
жизнедеятельности животных является
приспособление к окружающей среде для добычи
питания и сохранения жизни. Травоядным – добыть
растительную пищу и спастись от хищников, а
хищникам – догнать и справиться с травоядными
животными. При этом в природе удивительным
образом выдерживается точное соотношение между
количеством растений, травоядными животными и
хищниками. (К этому выводу дети приходят
самостоятельно, выбирая пирамиду природного
равновесия, то есть экологическую пирамиду. См.
№ 39 в рабочей тетради.)
С. 62. К первому вопросу. Дети
кочевников учились ориентироваться в степи,
ухаживать за скотом (домашними животными,
лошадьми), ездить верхом, ставить кибитку (юрту),
находить хорошее место для стоянки (водоемы,
луга), владеть оружием, шить одежду.
С. 64. К последнему вопросу. Опираясь
на рисунок и уже известные им сведения о саванне,
дети устанавливают ее сходство с нашей степью:
это большие открытые пространства, покрытые
травянистой растительностью. Отличия между ними
во всех остальных параметрах, характеризующих
природную зону: в климате, в видовом составе
растительности и животного мира. Причина, как
всегда, в особенностях неживой природы, которые
проявляются в климате местности.
С. 65. К последнему заданию по теме.
Возможные варианты цепей питания.
Растение – кузнечик – ящерица – змея.
Растение – суслик – волк.
Насекомое – жаворонок – степной орел.
Нарушение цепи питания может
произойти при нарушении любого ее звена.
Например, при распахивании целины под поля
уничтожается начальное звено любой пищевой цепи
– степная растительность – и, таким образом,
разрушается вся цепь. Полное уничтожение
сусликов ведет к голоду и вымиранию хищников.
Отлавливание змей приведет к размножению мелких
грызунов и, соответственно, к большим потерям
урожая.
Тема. "ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ И
РУССКИЕ ВИТЯЗИ." (1 ч)
Основные события, понятия и имена: образование
Киевской Руси, государство, страна,
князь, Рюрик, Олег, Святослав.
Приводим начало урока на обозначенную
тему.
Учительница начала урок с
рассматривания исторической карты на с. 104
учебника.
Учитель. Рассмотрите карту. О чем
она рассказывает?
Дети. О реках и морях.
– Какие народы жили на этих землях.
– О городах и государствах.
У. Какие государства вы здесь
нашли?
Д. Польша и Венгрия.
– Карта называется "Киевская Русь в
IХ – начале ХII века". Это тоже государство.
У. Ребята, как вы понимаете,
зачем нужно государство, чем оно занимается?
При обсуждении дети употребляли слова
власть, правительство, защита государства,
которые учительница записывала на доске. Они
вспомнили то, о чем говорили при изучении первых
древних государств: государство строит школы,
больницы, дороги, для этого собирает налоги, еще
содержит армию.
– Я тоже выписала то главное, что
выполняет государство. Давайте сверим наши
мнения.
На другой половине доски открывается
запись.
На доске.
Государство
осуществляет власть;
защищает границы;
собирает налоги;
издает законы;
организует нужные для всего населения работы. |
Учитель при подготовке к уроку
исходит из следующего определения: государство
– это власть, защищающая общественные интересы.
Оно регулирует отношения между людьми, опираясь
на вооруженную силу.
Ученики сравнивают записи и с
восторгом говорят о том, что они почти все
назвали, только по-другому и подробнее.
Пропустили то, что государство издает законы, но
они знают об этом. Далее соотносят частные
функции и их обобщенные названия.
– Мы с вами несколько уроков будем
говорить о первом русском государстве. Кто
управлял им? Найдите ответ в тексте на с. 103–105
учебника.
При обсуждении текста выявите
личностную позицию учащихся в оценке качеств
князя Святослава.
Обсуждаемый материал прямо выводит
детей на современность. Не упустите возможность
выявить их осведомленность о государственном
устройстве Российской Федерации.
Мы вынуждены ограничивать
исторический материал учебника, выдвигая на
первый план перемены в жизни людей. Но если у вас
будет возможность, расскажите детям
хрестоматийные сведения о первых русских
князьях.
Дополнительный материал к теме
Древнерусское государство
складывалось на протяжении многих веков. К
середине X века киевские князья уже собирали с
населения налоги (дань, или на древнерусском
языке – подать). Это одно из главных отличий
государства от родоплеменных обществ.
В других славянских землях шли такие
же процессы. На будущих новгородских землях
образовался союз трех племен – двух славянских и
одного чудского (угро-финского, сравните: Чудское
озеро). Этот союз постепенно превращался в
государство, но ни одно племя не хотело уступить
главенство другому. И было принято решение
поставить во главе союза посредника, не
связанного ни с одним племенем. Им и стал Рюрик.
Но его власть была ограничена советом бояр и
народным вече.
Олег считается родственником Рюрика. О
нем до нас дошли уже достаточно достоверные
сведения. Он ходил походами на Константинополь и
добился заключения выгодного для Руси договора с
Византией. В знак победы над греками он прибил к
воротам Константинополя, Царьграда, как называли
его на Руси, свой щит.
Не все восточнославянские племена
вошли в Киевское княжество добровольно. Поэтому
киевским князьям постоянно приходилось
проявлять свою власть. Осень и зиму князь
разъезжал с дружиной, собирая дань с подвластных
земель. Такие походы назывались "полюдьем" и
иногда были не менее кровавыми, чем походы на
врагов.
Преемник Олега князь Игорь отправился
как-то на полюдье в землю племени древлян. Собрал
с них дань, но уже на обратном пути решил, что
доход был невелик. С небольшим отрядом он
вернулся назад и стал требовать дополнительной
дани. Древляне возмутились и перебили всю
дружину
Вдова Игоря – княгиня Ольга – решила
отомстить за мужа. Сохранилась легенда, что она
потребовала от древлян очень скромную дань – по
три голубя и три воробья с каждого двора.
Древляне подчинились, собрали птиц и принесли их
княгине. Дальше рассказывает летописец: "Ольга
же раздала воям (воинам) по голубю, и другим по
воробью и повелела к каждому голубю и воробью
привязать серу, обернув ее в маленькие платки... И
повелела Ольга воинам своим, как только
смеркнется, поджечь серу и выпустить голубей и
воробьев. Голуби же и воробьи полетели в гнезда
свои... И так загорелись голубятни, где стрехи, где
башни, где хлевы, и не было двора, где бы не горело,
и нельзя было гасить, потому что все дворы
загорелись. И побежали люди из города..."
Дружина Ольги дотла сожгла город.
В учебнике мы традиционно
останавливаемся на личности Святослава – сына
князя Игоря и княгини Ольги, выделяя для
третьеклассников только его благие для России
дела. Тем самым подчеркиваем мысль, что правитель
государства должен заботиться о его могуществе,
о приумножении его богатств.
Теперь, когда мы подробно раскрыли
содержание раздела, у вас не возникнут
затруднения при работе с его методическим
аппаратом.
Тема. "ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ
ХРИСТИАНСТВА" (1 ч)
Основные события, понятия и имена:
язычество, религия, христианство, православие,
принятие христианства, князь Владимир Святой.
Сосредоточьте внимание учащихся на
деятельности князей в деле укрепления
государства.
Возможная схема урока.
Учитель. Что объединяет понятия
жертвоприношения, Перун, Даждьбог, духи,
многобожие? (Слова записаны на доске.) Что можете
рассказать о верованиях древних славян? Тема
урока –"Принятие Русью христианства". Какие
вопросы у вас возникают в соответствии с темой
урока?
Дети. Зачем приняли
христианство и отказались от язычества?
– Когда было принято христианство и кем?
– Чем христианство отличается от язычества?
(Вопросы записываются на доске.)
У. На какие вопросы вы уже можете
ответить сами?
Высказывания детей, чтение текста
учебника, дополнения к высказываниям.
– Назовите понятия, которые
относятся к христианству.
Д. Вера в единого бога, Иисус
Христос, иконы.
– Крест, храмы.
Ответы записываются на доске рядом с
понятиями язычества.
У. Определите значение принятия
христианства для Руси.
Высказывания детей, которые
подтверждаются чтением текста. На доске
появляется запись:
Единое мировоззрение;
укрепление государства;
новая нравственность;
укрепление связи с христианским миром. |
Дополнительный материал к
теме
С принятием христианства в правление
князей Владимира и его сына Ярослава Мудрого
наступил расцвет Киевской Руси. К этому времени в
нее вошел весь древнерусский народ. При
Владимире и Ярославе богатели и обустраивались
русские города. Летопись, которая в IХ веке
насчитывала всего 19 городов (их могло быть и
больше, просто не все упоминались), в ХI–ХII веках
насчитывает около 300 городов. Их искусные
ремесленники делали товары в расчете не только
на местный рынок, но и на продажу по всей Русской
земле и даже за границу.
Монархи – правители европейских стран
– считали за честь породниться с киевским
княжеским домом. Князь Владимир женился на
сестре византийского императора. Одна из дочерей
князя Ярослава Мудрого стала королевой Франции,
другая – женой норвежского короля, внучка
Ярослава – императрицей Германии. В те давние
времена такие формы связей были равнозначны
нынешним договорам о сотрудничестве между
государствами.
Князь Ярослав Мудрый недаром остался в
истории с таким прозвищем. Он был выдающимся
устроителем государства. С его именем связан
первый записанный закон Киевской Руси –
"Русская правда".
Устные законы на Руси существовали и
раньше. Но они основывались на обычаях родового
общества и не годились для нужд государства.
Таким обычаем была, например, кровная месть. За
всякую обиду потерпевший или его родственники
мстили обидчику или его семье по правилу "око
за око, зуб за зуб". От этого в стране
происходили непрерывные кровавые раздоры.
Ярослав запретил кровную месть, установив вместо
нее виру – штраф в пользу князя.
"Русская правда", которая позднее
не раз дополнялась, означала колоссальный шаг
вперед в развитии общества. Последний ее список
относится уже к XVIII веку.
|