Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №32/2002

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Надежда МАЛЫШЕВА

Продолжение. См. № 31, 38, 39/99; 1, 32/2000; 2, 24/2001; 3/2002

Остановись перед красотой

Художественный труд

Мы продолжаем знакомить вас с методическими рекомендациями по проведению занятий к программе непрерывного обучения детский сад – начальная школа "Художественный труд", получившей гриф "Допущено Министерством образования Российской Федерации".

Главная задача предмета "Художественный труд", которому посвящены эти публикации, направлена на максимальное раскрытие творческих способностей в созидательной деятельности каждого ребенка, развитие его инициативности, умения самовыражаться, уверенности в себе.

4-й класс

I ЧЕТВЕРТЬ

В I четверти дети расширяют свои познания, продолжая знакомиться с различными поделочными материалами и их художественной обработкой. Так как художественный труд направлен в первую очередь на освоение видов декоративно-прикладного искусства (коллекции, панно, оформление пространства и костюма, игрушки, сувениры, полезные предметы).

Большое внимание уделяется комбинированным работам из различных материалов. Важно научить грамотно сочетать разнообразные материалы, готовые элементы, формы, выполненные в разных техниках, которые дети уже могут сделать самостоятельно, а затем правильно соединять их в одной работе.

Некоторые задания приводятся как итоговые, и достаточно сложны для большинства учащихся. Но если учитель уделял достаточное внимание заданиям творческого характера, научил детей работать коллективно (соединять вместе готовые элементы, формы), то эти панно-проекты наглядно покажут, чему научились дети, работая с разными материалами в разных техниках.

Занятие 1

На что похоже?

В работе используются бывшие в употреблении пластмассовые формы: стаканчики, бутылочки, пробки. Дополнительные материалы и их художественная обработка могут быть разными. Разнообразие этих форм должно натолкнуть детей на образы, которые они будут мастерить.

У нас получились вазы, горшочки для цветочков, забавная семья инопланетян, разнообразные цветы и Змей Горыныч.

Вазу или горшочек (рис. 1) можно выполнить из одного или нескольких стаканчиков (из-под йогурта), флакона из-под шампуня и пр.

Рис. 1. Ваза и горшочек

Рис. 1. Ваза и горшочек

Сначала выбранную форму обмажем пластилином нужного цвета (слой 0,5 см). Для украшения можно использовать "налепы" из пластилина другого цвета; блестящие шарики (пластилиновый шарик завернуть в фольгу); семена разной формы, размера и цвета, готовые элементы из них (ромашки, бутоны, сложные цветы и пр.); ломтики из пластилина, состоящие из нескольких цветов, полученные следующим способом: жгутик одного цвета завернуть в лепешечку пластилина другого цвета, затем заготовку нарезать ломтиками одинаковой толщины при помощи петли из тонкой проволоки (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Для инопланетян (рис. 3) возьмем стаканчики разной формы и размера, пробки, цветной картон, нитки, лоскутки не сыпучей ткани, кусочки трикотажа или кожи, пуговицы, бусины, проволоку в цветной оболочке, пластилин, клей ПВА.

Рис. 3. Инопланетяне

Рис. 3. Инопланетяне

Можно сделать целую семью веселых инопланетян. Волосы – это и узкие полоски ткани с бусинками, и волнистые нитки, полученные от распускания трикотажа, и проволока, накрученная на карандаш, – связанные посередине. Соединим их со стаканчиком при помощи кусочка пластилина. Глаза – пуговицы, рот – кусочек ткани, кожи – также крепим на пластилин. Ноги сделаем из цветного картона и соединим с туловищем при помощи клея ПВА.

Цветы (рис. 4). Пластмассовые цветные или прозрачные бутылки лучше разрезать дома на три части (рис. 5, а), а в пробке пробить отверстие (для трубочки-стебелька).

Рис. 4. Цветы

Рис. 4. Цветы

Для работы понадобятся трубочки для коктейля, краски, гуашь, пластилин для крепления пробки, волнистые нитки, полученные от распускания трикотажа (для серединок цветов); инструменты: ножницы, кисточка для гуаши.

Выберем цветок: подснежник, василек, ромашка (рис. 5, б), лепестки которого мы будем вырезать из части бутылки с горлышком и крышкой. Вырежем лепестки и покрасим гуашью внутреннюю часть заготовки. Серединка – пробка, обмазанная пластилином, в которую вдавим нитки (рис. 5, в). Из средней части вырежем листья и также покрасим. А из ее нижней части сделаем основание для крепления цветов и листьев. Потом соединим ее с большим куском пластилина. Листики, стебелек цветка (трубочку также покрасим или возьмем соответствующего цвета) вставим в основание. К стебельку прикрепим цветок (при помощи пластилина).

Рис. 5
Рис. 5

Змей Горыныч (рис. 6). Для работы понадобятся: большая шишка, веточка с тройным разветвлением, чашечки от желудя, футляры от киндер-сюрпризов, пластилин, полоски цветного целлофана (упаковочные мешочки), кусочки кожи.

Рис. 6. Змей Горыныч

Рис. 6. Змей Горыныч

Глаза (рис. 7) выполним так. В чашечку от желудя вдавим шарик светлого пластилина, затем на середину прижмем шарик темного пластилина (такое чередование можно повторить еще раз).

Рис. 7. Глаз Змея Горыныча

Рис. 7. Глаз Змея Горыныча

Крылья – завяжем бантики на нескольких полосках целлофана. Хвост – полоски целлофана. Ноги – половинки футляров от киндер-сюрпризов, заполненные пластилином. Детали соединяем при помощи пластилина.

Поделки можно выполнить на одном уроке, поделив детей на группы, четко обговорив задание каждому ученику, учтя индивидуальные возможности и желания, либо посвятить несколько занятий и дать домашнее задание.

Работа развивает воображение, творческое мышление. Ученики приобретают умение совмещать в одной работе различный материал.

Занятие 2

Петух-качалка (рис. 8)

Рис. 8. Петух-качалка

Рис. 8. Петух-качалка

Для выполнения этой поделки потребуются приобретенные ранее навыки: по обработке картона – разрезание ножницами, сгибание; по обработке бумаги – разрезание по прямой, фигурное вырезание ножницами, сгибание.

Для работы понадобятся бумажная тарелочка, цветной картон или двусторонняя цветная бумага, поперечные полоски цветной креповой бумаги, клей ПВА, скотч, ножницы.

Основной способ соединения деталей головы – с помощью клея (рис. 9, а). Соединение деталей хвоста – с помощью скотча. Соединение хвоста с туловищем – при помощи прорези, а шеи и туловища – при помощи щелевого замка (рис. 9, б).

Рис. 9

Рис. 9

Каждый ученик выбирает свой способ изображения птицы, опираясь на приобретенный опыт, воплощая фантазию или реальный образ, упрощая или усложняя работу. То есть сам определяет технологическую цепочку выполнения поделки.

* * *

Макраме – плетение из веревки; толстой, упругой, крученой нитки; круглых шнуров. Для плетения используются самые разнообразные материалы: льняные, шелковые, шерстяные, синтетические нити, сутаж, бумажный шпагат, бельевая веревка, рыболовные шнуры и пр. От толщины материала зависит размер поделки. Чем тоньше нитка, тем сложнее, кропотливее работа, поэтому от выбранного материала зависит сложность работы. Для цепочек лучше использовать тонкую тесьму в виде "трубочки", тонкую жесткую веревку толщиной 2–4 мм или бумажный шпагат.

Репсовый (рис. 10) и двойной плоский узел (сокращенно – ДПУ, рис. 11) – два основных узла макраме, на базе которых строятся большое количество узоров и цепочек. Остальные узлы вспомогательные.

Рис. 10. Репсовый узел

Рис. 10. Репсовый узел

Напомним, как завязывается ДПУ.

Рис.11. Плоский узел

Рис.11, а. Правый плоский узел
б. Левый плоский узел
*в. Двойной плоский узел (ДПУ)

ДПУ выполняется на четырех нитях. Две средние в плетении не участвуют, на них навязываются узлы. В разной литературе они называются узелковыми, или нитями основы, их длина во время плетения не убывает. Крайние нити – рабочие, они при плетении расходуются в 4–8 раз больше длины готового изделия.

Занятие 3

Узоры и цепочки из ДПУ

На занятии по макраме понадобятся приобретенные во 2–3-м классах навыки (№ 1/2000, № 2/2001, № 3/2002)**.

Впоследствии готовые узоры и цепочки можно использовать в коллажных работах, поэтому для работы возьмем декоративную веревку – бумажный шпагат.

Цепочка, сплетенная из чередующихся левых и правых плоских узлов, называется цепочкой из ДПУ (рис. 12).

Рис. 12. Цепочка из ДПУ

Рис. 12. Цепочка из ДПУ

Узор "Ягодка"

Рис. 13. Узор "Ягодка"

Рис. 13. Узор "Ягодка"

Завязываем ДПУ, опускаемся на 5 мм ниже и завязываем еще четыре ДПУ, далее принимаем нити основы вверх и протаскиваем их на изнаночную сторону через промежуток между первым и вторым ДПУ. Нити основы направляем вниз и закрепляем еще одним ДПУ (рис. 13).

Цепочка "Хамелеон"

Рис. 14. Цепочка "Хамелеон"

Рис. 14. Цепочка "Хамелеон"

Крепим две нити (2н) разного цвета. В работе четыре конца (4к): 1, 4 – одного цвета, 2, 3 – другого цвета. Завязываем ДПУ нитями 1, 4, потом меняем местами основу и рабочие нити, завязываем другой ДПУ нитями другого цвета (2 и 3). Плетем цепочку, меняя местами рабочие нити и основу (рис. 14).

Цепочка "Паутинка"

Рис. 15. Цепочка "Паутинка"

Рис. 15. Цепочка "Паутинка"

Крепим 3н за середину, получаем 6к. Считаем нити слева направо. Завяжем ДПУ на нитях 2, 3, 4, 5 (нити 3, 4 – основа для всех ДПУ). Следующий ДПУ завяжем на нитях 1, 3, 4, 6. Опускаемся на один сантиметр ниже и повторяем работу.

Цепочка из ДПУ с "пико"

Рис. 16. ДПУ с "пико"

Рис. 16. ДПУ с "пико"

Завязываем ДПУ, затем на расстоянии 2–3 см (в зависимости от того, какой величины "пико") еще один ДПУ.

Придерживаем основу, подтягиваем нижний ДПУ к верхнему. Получаем воздушные петельки слева и справа – это и есть "пико". Плетем цепочку нужной длины.

Здесь хорошо дать детям творческое задание сплести цепочки разного вида, выполняя величину "пико" в убывающей или возрастающей последовательности, чередуя маленькие и большие "пико" и т.д.

Общий узел

Рис. 17. Общий узел

Рис. 17. Общий узел

Обычный ДПУ завязываем на четырех нитях, а общий узел – это ДПУ, который завязан на большем числе нитей (основы и рабочих нитях).

ДПУ в шахматном порядке – шахматка

 Рис. 18. "Шахматка"

Рис. 18. "Шахматка". Схема

Рис. 18. "Шахматка"

Крепим 6н на нить, закрепленную на рабочей подушке (можно использовать мягкое сидение стула, (№ 3/2002, с. 4), получилось 12к. Делим число нитей на группы по 4.

1-й ряд – завязываем три ДПУ.
2-й ряд – оставляем две первые нити свободными. Завязываем ДПУ на нитях 3, 4, 5, 6 и далее еще один ДПУ на нитях 7, 8, 9, 10. Две последние нити тоже остаются свободными.
3-й ряд – как первый.
4-й ряд – как второй.

"Шахматка на уголок"

Рис. 19. "Шахматка на уголок"

Рис. 19. "Шахматка на уголок". Схема

Рис. 19. "Шахматка на уголок"

Для того чтобы сплести этот узор, нужно в каждом последующем ряду оставлять справа и слева непровязанными две крайние нити. Число узлов в каждом следующем ряду будет уменьшаться на один. Размер уголка зависит от числа узлов в первом ряду.

Начало работы с угла

Рис. 20. Начало работы с угла

Рис. 20. Начало работы с угла. Схема

Рис. 20. Начало работы с угла

1-й ряд – складываем две нити пополам, укладываем их петельками вверх, закрепляем булавочками к рабочей подушке. Завязываем узел ДПУ.

2-й ряд – добавляем справа и слева по одной нити, сложенной пополам, завязываем два узла ДПУ (в работе 8 концов).

3-й ряд – добавляем еще две нити по краям. Завязываем три узла ДПУ (в работе 12к). Так увеличиваем полотно до нужной ширины.

"Ловушка"

Этот прием используется для закрепления пучка нитей. Берем дополнительную нить длиной 20 см. Ее длина зависит от толщины пучка и высоты обмотки.

Укладываем дополнительную нить петлей вниз, как показано на рис. 21, а. Один конец нити направлен вверх, другим обматываем пучок. Витки укладываем очень плотно друг к другу. Затем конец нити опускаем в петлю (рис. 21, б) и за верхний конец подтягиваем петлю вверх. Кончик нити прячется под обмотку (рис. 21, в).

Рис. 21. "Ловушка"

Рис. 21. "Ловушка"

Плетению цепочек и узоров следует посвятить несколько занятий в классе и попросить детей выполнить их дома, используя другие материалы, чтобы хорошо закрепить этот навык. На базе этого навыка строятся занятия 4 и 5.

Конспект занятия 4

Коллективная работа с детьми

Кашпо для комнатного растения

Задачи. Проверка уровня усвоения программного материала. Формирование интереса к лучшим традициям народных ремесел. Учить детей согласовывать свои действия с действиями других детей, выполняя коллективную работу. Развивать эстетический вкус, желание мастерить красивые полезные вещи для украшения дома.

Материал. Веревка толщиной 3–4 мм, нарезанная в соответствии с деталями кашпо (для четырех цепочек "хамелеон" 8н по 2,5 м; для верха кашпо 2н – 1 м; для четырех ромбиков "шахматка" 24н – 1 м 20 см; для четырех цветочков 4н – 60 см; для кисточек – остатки ниток). Цветные нитки, крючок, рабочая подушка для крепления веревок, булавочки, ножницы. Материал разложен в соответствие с будущим заданием.

 Рис. 22. Схема кашпо

Рис. 22. Схема кашпо

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог вместе с учениками рассматривает образцы различных узоров и цепочек, выполненные детьми на предыдущих занятиях и дома, отмечает четкость, красоту цепочек и узоров, обращает внимание детей, на каком расстоянии завязаны ряды узлов в "шахматке", как из-за этого узор из плотного становится воздушным.
Раздается стук в дверь, и входит бабушка, в руках у нее красивое комнатное растение с длинными стеблями.

Бабушка. Здравствуйте! Не знаю, сюда ли я попала или нет? Мне говорили, что здесь дети умеют плести узлы и цепочки в технике макраме. Это не вы?

Ученик 1. Да, мы уже умеем плести несколько узлов: двойной плоский узел, репсовый узел и узел "фриволите".

Ученик 2. Плести из одинаковых узлов цепочки и тесьму.

Ученик 3. Соединить узлы в узор "шахматка" и плести ее на уголок.

Бабушка. Как я рада, что нашла вас. У меня вырос красивый цветок (показывает вьющееся растение), но веточки стали такие длинные, что не умещаются на подоконнике. Помогите мне для него сплести кашпо и научите меня завязывать узлы макраме.

Ученики. Мы вас научим.

Педагог. Кашпо одно, а нас много, разделим работу на всех. Одни будут плести подвески (цепочка "Хамелеон"), другие – ромбики для горшочка, третьи выполнят украшения для кашпо: цветы и кисточки. Располагайтесь поудобнее на рабочих местах, будем плести детали кашпо, а бабушка будет смотреть и учиться.

Организационный момент

Педагог дает задания каждой подгруппе детей.

1-я подгруппа – 4 ученика плетут на четырех концах (4 к) (2 нити сложены посередине и приколоты петелькой) цепочку "хамелеон" (рис. 14) из 11 узлов, расстояние между узорами 2 см. В конце цепочки выполняют "ягодку" (рис. 13) из 5 узлов ДПУ.

2-я подгруппа – 4 ученика плетут ромбики для цветочного горшка. Начинают работу с угла
(рис. 20), расширяют узор "шахматки" до 12 концов путем прибавления с краев по одной нити в каждом ряду. В 3-м ряду 3 узла ДПУ. Далее плетем "шахматку на уголок" (рис. 19), оставляя в каждом следующем ряду по два конца справа и слева.

3-я подгруппа – 4 человека плетут цепочки узлом "фриволите с пико" (№ 1/2000, с. 8), завязывают 9 узлов. Связывают концы цепочек, превращая их в цветочки.

4-я группа из обрезков веревки и цветных ниток мастерит 4–8 кисточек длиной 5–6 см.

Педагог соединяет вместе детали в петельку вверху и кисточку внизу (используя прием "ловушка").

Практическая часть

Ученики принимаются за плетение. Готовые детали показывают педагогу.

Педагог вместе с учеником проводит сборку деталей: в верхние петельки цепочек "хамелеон" попарно протягивает крючком по одной веревочке (2н по 1 м), завязывает 2 узла ДПУ, затем еще 3 узла ДПУ на расстоянии 2 см. На концах завязывает "капуцины" (№ 2/2001, с. 3).

Нижние концы цепочек "хамелеон" скрепляем с ромбиками узлами ДПУ. Все концы соединяем в большую кисть "ловушкой" (длина 15–20 см, можно вставить цветные нитки). На "ягодки" наденем украшения – цветочки. Кисточки привяжем к кашпо в свободной композиции или в нижней части ромбиков.

Педагог. Бабушка, вам нравится кашпо? Посмотрите, как дети постарались – сплели его ровно, аккуратно и красиво.

Бабушка. Мне нравится ваша работа. Вы и меня научили. Спасибо! Теперь я и своих внучат научу.

Ученики. Пожалуйста!

Занятие 5

Плетем по схеме

Ученики легко справляются с плетением по схеме, наработав технику плетения узлов, цепочек и узоров (графическое обозначение узлов, цепочек и узоров мы давали в материале занятия 3).

Предлагаемые варианты поделок содержат элементы разной сложности и трудоемкости, поэтому при их выполнении можно осуществить дифференцированный подход к каждому ученику.

Рыбка

Рис. 23, а. Общий вид поделки "Рыбка"

Рис. 23, а. Общий вид поделки "Рыбка"

Рис. 23, б. Схема поделки "Рыбка"

Рис. 23, б. Схема поделки "Рыбка"

Для работы понадобятся 8н–16к по 70–90 см, толщина веревки 1,5–2 см, обрезки цветных ниток, крючок.

Начало работы с угла (см. схему). Провязываем 4 ряда (1-й ряд – 1 ДПУ, 2-й ряд – 2 ДПУ плюс по 1н слева и справа, 3-й ряд – 3 ДПУ плюс по 1н слева и справа, 4-й ряд – 4 ДПУ плюс по 1н слева и справа). В работе 16к.

5-й ряд – оставляем две первые нити свободными, завязываем ДПУ на 3-й, 4-й, 5-й, 6-й нитях, далее плетем "ягодку" из 4 ДПУ на 7-й, 8-й, 9-й, 10-й нитях, затем ДПУ на 11-й, 12-й, 13-й, 14-й нитях. Две последние нити оставляем свободными.

6-й ряд – завязываем 4 ДПУ, используя крайние нити.

Отделим головку рыбки от туловища горизонтальными узлами (рис. 24, см. также № 3/2002, с. 4). То есть возьмем крайние нити, сложим вместе так, чтобы они смотрели в разные стороны, – это основа. В работе 14 нитей, завяжем их на основе репсовыми узлами (рис. 10).

Рис. 24  Горизонтальный ряд: а - слева направо,  б - справа налево

Рис. 24  Горизонтальный ряд: а - слева направо,  б - справа налево

Подтянем нити основы и плетем 8 рядов "шахматки". Далее все нити завязываем "ловушкой" (можно добавить цветные нити) и подровняем ножницами хвост рыбки. Для плавников используем обрезки цветных нитей. Нити сложим пополам и втянем в отверстие между узлами по верхнему и нижнему краю плетения. Кончики нитей опустим в образовавшуюся петельку и подтянем их. Прием повторяем несколько раз, пока не выполним большие и маленькие плавники.

Собачка

Рис. 25. "Собачка"

Рис. 25. Схема поделки "Собачка"

Рис. 25. Общий вид и схема поделки "Собачка"

Для работы возьмем 12н по 100–110 см толщиной 1,5–2 мм, палочку длиной 12 см, крючок.

Крепим на палочке 12н (№ 3/2002, с. 4). Плетем "шахматку" из "ягодок" на уголок, то есть в каждом последующем ряду справа и слева оставляем непровязанными две крайние нитки. Число "ягодок" в каждом следующем ряду будет уменьшаться на одну.

Брови выполняем диагональными узлами (рис. 26; как горизонтальный узел, только основу держим по диагонали). Натянем нить 5 справа налево под наклоном, завяжем на нее нити
4, 3, 2, 1 репсовыми узлами. С противоположной стороны сделаем то же самое, но нить основы 20 натягиваем слева направо и на нее завязываем репсовыми узлами нити 21, 22, 23, 24. Далее натянем нить 7 справа налево, завяжем на нее репсовые узлы нитями 6, 5, 4, 3, 2, 1; повторим то же с другой стороны: натянем нить основы 18 слева направо и завяжем на нее нити 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заколем крайнюю нить слева, повернем ее вправо (направление под наклоном к средней "ягодке") и завяжем репсовыми узлами половину всех нитей, начиная с первой (см. схему).

Рис. 26. Диагональный ряд

Рис. 26. Диагональный ряд

То же сделаем с правой стороны: заколем крайнюю нить, повернем ее влево (направление под наклоном к средней "ягодке") и завяжем на нее репсовыми узлами вторую половину нитей, начиная с последней. Нити основы встретились на середине плетения, завяжем их одну на другую репсовым узлом. Далее держим основы от центра работы на края под наклоном (как буква "х"), завязываем диагональные узлы (см. схему собачки), начиная также от середины. Затем на всех нитях выплетаем "шахматку с угла" узлами ДПУ. Закончим работу общим узлом, заклеим узел ПВА и отрежем нитки на расстоянии 3 см от узла. Завернем общий узел наизнанку и закрепим его клеем.

Из остатков ниток сделаем ушки. Нарежем 10–15 ниток по 15–12 см на каждое ушко. Нитки завяжем посередине, приклеим к палочке. Глазки и нос вырежем из драпа или замши и приклеим к плетению.

Сова

Рис. 27. "Сова"

Рис. 27. Схема поделки "Сова"

Рис. 27. Общий вид и схема поделки "Сова"

Для работы возьмем 14 нитей по 150–160 см толщиной 1,5–2 мм, крючок, палочку 12 см.

Крепим 14н на палочку, получим 28 к. Слева и справа на крайних 4к плетем цепочку ДПУ (рис. 12) 6 см. На средних 20к плетем "шахматку на уголок", в конце делаем "ягодку" из 6 ДПУ. На уровне "ягодки" на нитях слева и справа завязываем по общему узлу (место для крепления глаз). Две средние нити завязываем репсовым узлом (это будущие основы) и плетем на них вправо и влево диагональные узлы (рис. 26), начиная от середины (см. схему). Повторяем эту операцию еще раз, плетем еще две линии диагональных узлов, начиная от середины (отделили голову от туловища).

Далее плетем "шахматку с угла", затем 7–8 рядов "шахматки". Для крыльев понадобятся дополнительные 1н–2к основы по 60 см и 1н–2к рабочие по 180 см. Протянем нить 60 см за цепочку ДПУ слева, на нее завяжем рабочую нить 180 см (подложив серединой под основу) узлом ДПУ. Плетем цепочку ДПУ с "пико" (рис. 16; ее длина равна длине туловища). То же сделаем с правой стороны (плетем правое крыло). Присоединим крылья к туловищу, провяжем 1–2 ряда "шахматки". Далее все нити разделим пополам и завяжем "ловушки"-лапки. Нити обрежем, оставив 6–8 см. Из остатков ниток сделаем два полупомпона, оперение вокруг глаз и челку. Детали пришьем, зрачки глаз вырежем из кусочков ткани и приклеим на полупомпоны. Оформление совы может быть разным. На рисунке оперение вокруг глаз выполнено в виде цветочка "фриволите с пико".

Занятие развивает образное мышление, формирует способность выстраивать последовательности технологической цепочки в плетении.

Занятие 6

Итоговая коллективная работа детей

Панно "Собор"

Коллаж (рис. 28; размер 60ґ40 см), соединяет детали, изготовленные в технике аппликация из ниток и макраме (цепочки, узоры, выполненные на занятии 3; см. также № 1, 2/2000, с. 8).

Для панно можно выбрать лучший детский эскиз, выполненный на уроке ИЗО, или готовый рисунок. Основа: коробочный картон; детали панно, выполненные в технике макраме (рис. 29) и затем приклеенные к основе; аппликация из ниток. Небо выполнено на основе (нитки, полученные от распускания трикотажа, нарезаны "ломтиками", кладем на клей, уплотняем настил при помощи кончика кисточки; № 2/2001, с. 10). Рамочка сделана отдельно (№ 2/2001, с. 2) и приклеена на основу.

Рис. 28. Панно "Собор"

Рис. 28. Панно "Собор"

Рис. 29. Фрагмент схемы панно "Собор"

Рис. 29. Фрагмент схемы панно "Собор"

Поделка учит работать коллективно и грамотно сочетать аппликацию из ниток с плетеными элементами макраме.

Занятие 7

Украшение

Рис. 30. Фенечка "Радость"

Рис. 30. Фенечка "Радость"

Соединим в одном изделии плетение узлов, мелкие бусы и бисер. Такое плетеное изделие украсит горловину, рукав джемпера, бретели сарафана, заколку для волос или это может быть фенечка – нитяной браслет, украшение на шею.

Для нитяного браслета длиной 14 см (рис. 30) нужно 2н по 80 см (жесткая крученая нитка № 0) и цветные бусинки с большими отверстиями (работаем без иголки, поэтому концы нитки лучше смазать лаком для ногтей).

Петельку выполняем так. На середине одной нитки (основы) завязываем рабочей ниткой 8 узлов "фриволите". Цепочку сгибаем в петельку, прикалываем к рабочей подушке и на 4к плетем цепочку ДПУ нужной длины (10–11 см), периодически надевая бусины на средние нити. На конце изделия плетем "ягодку", на которую будем застегивать петельку. Последний узел заклеиваем ПВА или зашиваем, нити подрезаем, оставив концы 3 мм.

Для тесьмы, которую будем пришивать по краю горловины, петельку и "ягодку" выплетать не надо.

Украшения будут разными, если заплести разные узлы в цепочках или узорах, использовать цветные нитки, бусы, взять разное количество ниток, например 2н – 4к, 4н – 8к, 6н – 12к.

Для самостоятельной работы предлагаем схему фенечки "Змейка" (рис. 31).

Рис. 31. Фенечка "Змейка"

Рис. 31. Фенечка "Змейка"

Работа позволяет экспериментировать, развивать творческую активность, желание созидать, придумывать и выполнять поделки в единственном экземпляре, самовыражаться.

Занятие 8

Необычные цветы

Сделаем поделку, которая станет замечательной поздравительной открыткой (рис. 32), соединив в одной работе декоративную обработку бумаги и аппликацию из бисера. Для аппликации используем бракованный и неровный бисер.

Рис. 32. Поздравительная открытка "Необычные цветы"

Рис. 32. Поздравительная открытка "Необычные цветы"

Возьмем альбомный лист рисовальной бумаги (лучше акварельной), бисер, клей ПВА, цветные чернила или сделаем насыщенный раствор акварели, пипетки (для каждого цвета), губочку, блюдечко с водой, коробку с низкими бортиками (из-под конфет).

Смочим поверхность листа губкой, обмакнув ее в воду. На мокрую поверхность листа капнем из пипетки чернила или краску. Капли расплывутся в цветные пятна, соприкасаясь друг с другом, создадут новый цвет. Сделаем несколько вариантов. После высыхания выберем лучший декоративный лист, положим его в коробку с низкими бортиками. На середину пятна нанесем клей и засыпем его бисером. Лишнее стряхнем в коробку. Готовую работу сушим врастяжку (прикалываем поделку булавочками по периметру к коробочному картону).

Работа развивает творческую активность, желание экспериментировать.

Занятие 9

Коллективная работа детей

Во саду ли...

Цель – проверить знания и умения в работе по образцу и умение работать по схеме. Учить составлять композиции из готовых деталей.

Для работы понадобятся цветной ровный бисер, бусины, тонкая проволока и графические схемы.

Рис. 33. Композиция "Во саду ли..."

Рис. 33. Композиция "Во саду ли..."

Сначала вспомним, как плетутся листик и лепесток (№ 3/2002, с. 7–8; № 1/2000, с. 14). Из отдельных листочков скрутим веточки, соединим веточки в ветки, а ветки в ствол дерева. Окрутим проволочный ствол бисерной цепочкой, получилось дерево. Лепестки разной формы и тычинки соединим в цветы: лилии, незабудки и мелкие цветы (они нам понадобятся для коллективной композиции, рис. 33).

Рис. 34. Сказочные персонажи

Рис. 34. Сказочные персонажи

Другие сказочные персонажи для панно (рис. 34) дети выполняют по предложенным схемам (рис. 35) или придумывают сами, продумав и нарисовав схему, учитывая цветовую гамму.

Рис. 35. Схема плетения ламы

Рис. 35. Схема плетения поросенка

Рис. 35. Схемы плетения ламы и поросенка

Работа развивает инициативу, самостоятельность, аккуратность.


* Здесь и далее по тексту справа или внизу от рисунка дается его графическое изображение.
** Здесь и далее по тексту ссылка на публикацию в газете "Начальная школа" "Остановись перед красотой".

Продолжение следует