Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №32/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
направляет для использования в работе "Методические рекомендации по проведению "Урока гражданина" в первом классе".

Приложение: письмо на 2 л.
Руководитель Департамента А.В. Баранников.

Методические рекомендации по проведению
"Урока гражданина" в первом классе

Любовь к родному городу (поселку, селу), гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

Первый урок, с которого начинается учебный год в первом классе, – "Урок гражданина".

Задача урока – вызвать у детей интерес к родной стране, дать первоначальные представления о родном крае, о Родине, познакомить с понятиями "государство", "гражданин", "законы страны", "государственные символы: флаг, герб, гимн", "права и обязанности гражданина".

На уроке рекомендуется использовать изображения Государственного герба и Государственного флага России, картин природы родного края, нашей Родины, запись Государственного гимна Российской Федерации, музыкальные записи народных песен, плясовых и хороводных мелодий. Для создания эмоционального настроя на уроке можно начать его с прослушивания песни "С чего начинается Родина" (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера).

На уроке дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне. Для этого целесообразно начать знакомство детей с малой Родины – города (села), где они живут, и постепенно подвести к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, граждане страны. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. Первоклассник – маленький гражданин большой страны, ее будущее. Званием гражданина России следует гордиться. За время учебы в школе дети многое узнают о родной стране, ее прошлом и настоящем.

Можно задать первоклассникам вопросы: "Как называется наш город (село)?", "Как называется наша большая страна?", "Какой город в нашей стране самый главный?" Беседа сопровождается показом иллюстраций картин природы родного края, его достопримечательностей, а также картин природы России и др. Это дает возможность вызвать у детей чувство гордости за свой родной край. Можно предложить ученикам объяснить смысл некоторых пословиц и поговорок о Родине. Например: "Береги землю родимую, как мать любимую", "Всякому мила своя сторона".

Что нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория, единый язык, законы. Также у страны есть государственные символы: флаг, герб и гимн. Учитель показывает детям изображения флага и герба и рассказывает, что эти символы можно увидеть в городах и селах, на границе нашей Родины, на форме защитников Отечества, на российских космических кораблях, на скафандрах космонавтов, на костюмах олимпийской сборной и пр.

На уроке возможен небольшой рассказ о земляке – жителе родного города, села, прославившем свой край успехами в труде или бою, в науке или искусстве.

Можно рекомендовать при приеме детей в школу (апрель–август) предложить родителям к "Уроку гражданина" подготовить вместе с ребенком материал из опыта семейной жизни (пословицы, поговорки, песенки, обычаи). На уроке заслушивается несколько детей (можно пригласить поучаствовать в уроке бабушек, мам или других родственников). После этого учитель помогает детям сделать вывод, что все мы разные, но живем в одной стране – мы граждане России.

В первом классе целесообразно ограничиться знакомством с символикой России. Ученики должны зрительно представлять, как выглядят Государственный флаг и Государственный герб России. Значения символов раскрываются в последующих классах.

Для первоначального знакомства с понятиями "права" и "обязанности" разговор на уроке идет о важном для каждого ребенка событии – с сегодняшнего дня они ученики, школьники. Детям разъясняется, что они как граждане России имеют право на образование. Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Главная задача школьников – старательно учиться. Следует подчеркнуть, что кроме права на учебу у школьников есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своем рабочем месте.