Аркадий КУЗНЕЦОВ
Путешествие в Страну исторических
источников
Путешествие девятое
Двадцать одна версия
Придя на очередное занятие, Сергей
Сергеевич достал из портфеля какой-то листок.
– Вот, смотрите, – сказал он ученикам, – это
приглашение на ученый диспут во Дворец
Топонимики.
Ребята прочитали содержание листка.
"Накануне 11 апреля (4 апреля
по старому стилю) – дня 855-летия первого
упоминания в летописи города Москвы, в Стране
исторических источников, во Дворце Топонимики,
состоится ученый диспут "Как произошло
название "Москва". Приглашаются все друзья
Топонимики. |
– Поняли? – добавил
преподаватель. – В прошлый раз мы знакомились с
одной частью области Ономастики. Какой?
– Антропонимикой, – ответил Ваня.
– Правильно, наукой об именах людей, а теперь
вас ждет топонимика – дисциплина о
географических названиях.
– То есть названиях городов? – уточнила Даша.
– Городов, рек, гор, морей, лесов, сел – в общем,
всего, что есть на карте и вокруг нас. Но поспешим.
Они уже начинают...
* * *
Когда после заклинания ребята открыли
глаза, они увидели большой круглый зал, в котором
за круглым столом сидело несколько десятков
ученых. Сергей Сергеевич молча указал на места у
стены, и все стали слушать
председательствующего.
– Я как Главный Топонимист Страны
исторических источников прошу присутствующих
специалистов высказать свои точки зрения на
топоним "Москва" – как он возник, как мог
изменяться, пока не стал названием российской
столицы. Слово имеет академик гидронимики.
– Общеизвестно, – начал академик, – что город
Москва возник тогда, когда уже длительное время
существовало название реки Москвы. Весь вопрос в
том, почему так назвали реку. И кто ее так назвал:
славяне-вятичи или жившие ранее на ней финские
племена? Во всяком случае, окончание "ва"
присутствует у многих рек Средней России: Протва,
Болва... Из финских языков выводят значение этого
"ва" – вода, река. Что же тогда означает
"моск"? Пусть свое мнение представят все
желающие об этом подискутировать.
– Я беру слово, – в разговор вступил ученый с
пристальным взглядом. – Я лингвист, специалист
по языкам. Предложена такая версия: "моск" –
от "муст" – черный, темный.
– Разрешите не согласиться, – сказал сосед
глазастого ученого. – Я предлагаю свою версию:
"маска" – медведь. В измененном виде
славяне-охотники усвоили это имя и стали
называть хозяина леса "миша", чтобы его
задобрить. То есть Москва – "медвежья река".
– Нет никаких оснований, – заговорил важный
ученый, сидевший в дальнем углу, – считать, что
Москва – "медвежья река". Для финских племен
было характерно скотоводство. Вот и назвали реку
"коровья", от "моска ва" – "коровья
вода".
– Позвольте мне высказать свое мнение, –
сказал еще один участник диспута. – Я как
эллиновед – специалист по древним грекам – хочу
напомнить, что историк пятого века до нашей эры
Геродот упоминает, что где-то севернее скифских
степей жило некое племя – мосхи. Они вполне могли
обитать в бассейне Москвы-реки, и, значит, это –
река мосхов!
– Эллиноведа может дополнить востоковед, –
заявил еще один участник диспута. – В иранских
источниках племя мосхов названо "мушки".
Тоже похоже на "Москва", тем более что на
Востоке и город Москву называли Мушкаф.
– Послушайте еще и слависта, – отозвались
рядом. – В пользу того что Москва – не финское и
не скифское, а славянское название, говорит то,
что в Польше существует река Московица, а в
Восточной Германии, там, где когда-то жили
славяне, – река Москава. Что же означает
славянский корень "моск"? Да то же, что слово
"промозглый" – "влажный". Славянские
предки москвичей – вятичи – могли произносить
"мозглый" как "москы"...
– А как же "ва"? – послышался вопрос.
– А "ва" – это все равно что "вая" –
"московая", то есть очень влажная река.
– У меня как главного специалиста Страны
исторических источников по этимологии –
объяснению слов – есть возражение, – сказал
участник диспута, только что задавший вопрос. – В
русском языке имеется собирательный суффикс -ва-:
листва – много листьев, синева – много синего
цвета. Не логично ли предположить, что
"Москва" – это искаженное "мостква" или
"моства" – река, место, где много мостов или
мостиков? Как в песне: "И не
москвичка-московитка поставит ведра на
мостки!"
В зале произошло оживление, многие ученые
заулыбались, кто-то, в свою очередь, запел: "Для
нас Москва всегда права – как ширь, как неба
синева"... Главный Топонимист вновь взял слово.
– Коллеги, давайте поменьше лирики! Итак,
прозвучало семь версий происхождения названия
"Москва". Слово брали уважаемые академик
гидронимики, три лингвиста, эллиновед,
востоковед, славист и этимолог. У кого есть еще
мнения? Мы спокойно выслушаем все точки зрения.
– Разрешите вставить слово
ученому-диалектологу, исследующему особенности
речи в разных местностях – диалекты. Кто сказал,
что название "Москва" происходит от
общеупотребительного слова, а не от диалектного,
известного только на небольшой территории? Так
вот, диалектное слово "мосох", сохранившееся
в западных областях Центральной России, означает
"болото".
А Москва-река начинает свое течение из
болотистой местности. Не зря ведь в некоторых
старинных русских былинах река Москва
называется Смородиной – от слова "смород" –
"смрад", запах болота.
– А вот еще одна версия, которую позвольте
озвучить мне, исследователю наследия великого
русского историка Василия Татищева,
государственного деятеля восемнадцатого века.
В "Истории Российской" он выдвинул гипотезу
происхождения названия "Москва" от
скифо-сарматского корня, означающего
"крутящаяся" или, в переносном смысле,
"искривленная".
В самом деле, река Москва удивительно извилистая.
Кто из москвичей не знает излучину у Серебряного
Бора или "подкову", образующую
Замоскворечье...
– Вот и опять возникли скифы! Просто Татищев,
при всем уважении к нему, жил в те времена, когда
старались привязать любое географическое
название к чему-то древнему и благородному, если
не к греческому – так к скифскому... Лично у меня,
историка восточнославянских племен, больше
доверия вызывает другая версия, связанная с
характером реки, – от древнеславянского корня,
означающего "бежать, убегать, идти". Когда-то
на перекатах Москва была действительно
стремительной рекой – пока не обмелела и ее не
перекрыли в черте города плотины.
– Вспомним о глине, в большом количестве
добывавшейся на берегах реки Москвы. Каждый,
конечно, судит обо всем со своей колокольни, но
мне как искусствоведу очень симпатична гипотеза
о происхождении имени "Москва" от слова,
означающего "мягкий". Как-никак, из мягкой
глины делались кирпичи, из которых построены
церкви, боярские палаты и сам Кремль.
– Здесь не прозвучало еще мнение религиоведа,
изучающего древние верования. А почему бы не
предположить, что "Москва" – притяжательная
форма от имени какого-нибудь языческого
божества? Вполне возможно, что было божество этой
местности – Моск или Мосх. И стояло на берегу
реки святилище этого бога – Москово.
– Есть два особых мнения, – сказал
председательствующий. – Сюда приглашены
священник, исследователь Библии, и народный
сказитель былин.
– Из Области фольклора? – тихо спросил
педагога Ваня.
– Как видно, – ответил Сергей Сергеевич.
– Вам слово, святой отец, – обратился к
вошедшему священнику Главный Топонимист.
– Священное Писание свидетельствует, что у
праотца Ноя, продолжившего род людской после
Всемирного потопа, был сын Иафет, прародитель
народов полунощных, а у него – сын Мосох (или
Месех). Преподобный диакон Киево-Печерской лавры
Тимофей писал в веке семнадцатом от Рождества
Христова: "Некогда пришел Мосох, шестой сын
Иафетов, в те земли и на то место, где мы ныне
жительствуем, и, придя, поселился на сем
избранном, высочайшем и всепрекрасном месте над
двумя реками, на котором ныне стоит святой и
всепревеликий град Москва, названный по имени
реки, под ним текущей".
Продолжение следует
|