Валерий КУПРОВ,
г. Рязань
Продолжение. Начало см. в № 27–28/2002
Три встречи с Лесовичком на
экологической тропе
Учитель. К путешествию на
цветочную поляну мы готовились серьезно и
немало. В течение нескольких специальных занятий
на уроках литературного чтения, природоведения,
рисования и музыки читали поэтические тексты,
взятые из русской литературы прошлого и
настоящего. Словаренок от нас, возможно, пойдет к
Лесовичку. Он-то ведь знает, где живет его старый
друг? Порадуйте их поэтическими строками о
цветах.
Дети читают стихотворения.
ЦВЕТЫ
По утрам умываясь росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой,
И спросил я: – А как назывались? –
И мерещилось многие дни
Что-то тайное в этой развязке:
Слишком грустно и нежно они
Назывались – "анютины глазки".
(Н.Рубцов)
ФИАЛКА
На солнечной опушке
Фиалка расцвела –
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед.
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмет.
(Е.Серова)
МИЛЫЙ САД
Посадили мы в саду
Цвет душистый – резеду,
У крыльца для тени –
Два куста сирени.
Вдоль аллейки – ноготки,
Ярко-рыжие цветки,
А на главной грядке –
Астры в беспорядке.
Прямо к окнам, на фасад,
Цепляется, вьется,
Лезет дикий виноград,
Лезет – не сдается.
А на самом на виду
Будут георгины...
Посадили мы в саду
Деревце рябины.
Зеленеет милый сад,
Расцветает пышно.
Птицы в нем поют, свистят,
Далеко их слышно.
(Е.Благинина)
ЛАНДЫШИ
Проснулся лес, весной разбуженный,
Деревья по ветру парят,
Веселых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
Пусть дуют ветры прокаленные,
И дождик хлещет на цветок,
Но лес зелеными ладонями
Прикрыл дрожащий огонек.
(С.Красиков)
ЛЮТИК
Звать его нам нечего,
Он и так придет,
Расцветет доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем налитой
Лютик золотой.
(Е.Серова)
КОЛОКОЛЬЧИК
Рассветное пламя
Изодрано в клочья.
Звенит над лугами
Весь день колокольчик.
О, сколько в нем страсти!
О, сколько в нем пыла!
От знойного счастья
Лужайка застыла.
Под выплески солнца
Смеется влюбленно.
И пьет-не напьется
Лилового звона.
(С.Красиков)
ГВОЗДИКА
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это дикая гвоздика
Жаркий празднует денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок:
– До утра! До новой встречи! –
И погаснет огонек.
(Е.Серова)
ПИОН
Взгляните на раскрывшийся пион
С пунцовыми литыми лепестками,
И он напомнит вам волшебный сон,
Волшебный сон из сказки с чудесами.
Он затаенным пламенем горит,
Но ярко лепестки его лучатся,
И аромат такой вокруг разлит,
Что можно в аромате искупаться.
(С.Красиков)
ОДУВАНЧИК
Разливает белый сад,
Знойный, душный запах.
Одуванчики стоят
В облачных папахах.
Тихо клонятся к ногам,
Слабый ветер дунет –
И осыплет на луга
Белый пух июня.
(С.Красиков)
ЧЕРЕМУХА
И вся благоухая,
Роняя лепестки,
Цветет, цветет черемуха
В овраге у реки!
С утра до поздних сумерек
Со всех концов земли
К цветам ее торопятся
Тяжелые шмели.
(В.Жуковский)
Встреча 3. До свидания, лес, полный
сказок и чудес!
За время подготовки и проведения
заключительной встречи на экологической тропе
дети не только ближе познакомятся с природой, но
также получат знания и навыки по туризму. Эту
встречу желательно проводить в конце лагерной
смены, причем она может быть заключительным
мероприятием по экологическому просвещению
детей.
План в ярком и красочном оформлении должен быть
вывешен за 5–8 дней до проведения заключительной
встречи с Лесовичком. Для более близкого
знакомства с окружающей природой необходимо с
каждым отрядом младших классов (можно и средних
классов) в течение смены совершить 1–2 экскурсии
в лес, на луга и водоемы, показать детям растения,
животных, рассказать об условиях их жизни, пользе
или вреде, которые они приносят человеку.
Заключительная встреча рассчитана на два дня:
1-й день –игра "Путь лесного
следопыта". Эстафета Лесовичка;
2-й день – конкурсы, викторины,
итоговая линейка. Вечером – костер для
Лесовичка.
Последовательность частей встречи
можно изменить в зависимости от местных и
природных условий и от возможностей.
Ведущий. Ребята, сегодня чудесная
погода, лагерная смена близится к концу, позади
две встречи с Лесовичком. Пойдем гулять в лес, на
нашу старую, так полюбившуюся всем нам, поляну.
Рассмотрим деревья, траву, цветы, послушаем пение
птиц, погреемся на солнышке, проведем игру
"Путь лесного следопыта". И непременно
встретимся в третий раз с Лесовичком. Только
давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу?
Можно ли ломать ветки? Рвать много цветов? Пугать
птиц? Громко разговаривать в лесу? Сшибать
несъедобные и старые грибы?
Дети отвечают.
Участники последней встречи идут в
лес, останавливаются на поляне и видят ужасную
картину.Здесь Баба-Яга и Леший хулиганят (ребята,
исполняющие этих героев, заранее готовились в
лагере, приходили на эту поляну).
Баба-Яга. Чой-то я сегодня, милый
друг, какая-то вредная. Не люблю, когда в лесу
красиво, когда окаянные птицы поют, у меня от них
голова болит. Не люблю, когда кругом тишина и
покой. Давай мы с тобой, дружочек, все здесь
по-своему переделаем! А?
Леший. Это ты хорошо придумала,
Бабуся-Ягуся! Ты цветов нарви, да побольше.
Кикимора их очень любит. А я веточек для веников
наломаю, вот будет нам хорошая банька!
Баба-Яга. Молодец, Леший!
Баба-Яга и Леший начинают
безобразничать, громко кричать. Потом Леший
лезет в гнездо.
Ведущий. Ребята, что мы видим! Ужас
какой! Хорошо или плохо делают Баба-Яга и Леший?
Дети. Плохо! Так делать нельзя. Их
надо остановить.
Ведущий. Крикнем все громко:
"Нельзя!"
Дети (хором). Нельзя! Нельзя!
Баба-Яга. Ой, что это? Гром, что ли?
Али сила нечистая? Мы, кажется, ее и не звали, сами
все управимся.
Леший от крика ребят падает с дерева
и за ним "гнездо с птенцами".
Леший. Ой, боюсь! Сгинь нечистая
сила! Сгинь! Ой-ой-ой!
Ведущий. Это вы тут хулиганите, все
ломаете, рвете, гнезда разоряете?
Леший. Бабусенька-Ягусенька, к нам
гости пожаловали! Милые гости, не ждали мы вас, а
то бы побольше нарвали цветов, наломали веток,
вместе бы в баньку сходили. Хи-хи-хи! Вы, наверное,
тоже вредные, не любите природу, все живое и
красивое, все поющее и все цветущее? Бабуся, давай
их пригласим вместе с нами похулиганить.
Баба-Яга. Проходите, гости дорогие.
Будем вместе вредничать и безобразничать.
Ведущий. Друзья, надо что-то делать,
как-то остановить Бабу-Ягу и Лешего.
Кто-то из детей предлагает позвать
старого друга Лесовичка. Все дружно зовут
Лесовичка.
Лесовичок здоровается с ребятами.
Лесовичок. Ах вы, нехорошие! Это что
же вы творите? (Обращается к Бабе-Яге и Лешему.)
Разве можно лес обижать? Цветы и веточки ломать?
Птичьи гнезда разорять? Грибы и ягоды топтать? (Обращается
к детям.) А вы как считаете, мои юные друзья?
Дети (хором). Конечно, нельзя.
Ведь деревья, цветы, трава и птицы – все они
живые.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они –
На планете мы останемся одни!
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Прекрасна, прекрасна родная Земля,
Прекраснее не найти никогда.
Зеленые дали, леса и поля,
И синяя в речке вода.
Леший. Ребятушки, мы все поняли и
теперь не будем вредничать и хулиганить в лесу.
Бабуся-Ягуся, это ты первая начала вредничать.
Уйду я далеко в лес, не хочу больше с тобой
дружить. (Уходит с поляны.)
Баба-Яга просит прощения у детей,
обещает бережней относиться к природе.
Лесовичок. А теперь приберемся на
поляне, соберем весь мусор. Баба-Яга, помогай и ты
нам.
Участники встречи наводят порядок на
поляне и вокруг.
Лесовичок. Вот и порядок на поляне,
сразу стало чисто и красиво. Теперь можно начать
игру "Путь следопыта".
В игре проверяются знания ребят о
природе. Игра проводится с помощью вожатых. В ней
участвуют дети от 7 до 12 лет. Отряд разбивается на
три звена.
Задания звеньям.
1. Описать 3–5 растений
(текст-описание).
2. Описать 3–5 полезных птиц и зверей
(текст-описание).
3. На маршруте № 1 отгадать предложенные
старшими ребятами загадки о природе.
4. На маршруте № 2 закончить пословицы и
поговорки о природе.
5. На маршруте № 3 выразительно прочитать
(наизусть) заранее приготовленные стихи о
природе, об охране природы.
Подготовка игры
Для проведения игры "Путь
следопыта" выбирается участок леса (не более
3 км), желательно с просеками и дорогами. На
краю леса выбирается поляна для общего сбора. От
поляны надо наметить исходные места для трех
маршрутов. У начала каждого маршрута перед игрой
прячется вторая половина письма (можно в
спичечном коробке). Подготовку маршрутов,
раскладку заданий и вывод на начало маршрутов
должны делать проводники из числа старших ребят.
Примерный текст письма
Первая половина выдается на руки
старшему звена по жребию.
Пройдите 10 шагов от сосны по
прямой линии и ищите свое задание. Пройдите 10
шагов вправо от сосны (для 2-го звена) и также
ищите свое задание. Для 3-го звена предлагается
пройти 10 шагов влево. |
Вторая половина прячется у
начала маршрутов – после 10 шагов.
На маршрутах игроки должны на деревьях
увидеть для каждого звена определенного цвета
флаг: красный, зеленый, синий, снять его и
продолжать путь дальше, выполняя задания,
которые будут предлагать вожатые на маршрутах.
Чем полнее и лучше будут выполнены
задания на всех пунктах маршрута, тем больше
будет набрано очков. У старшего звена на руках
карточка учета заданий.
После обеда – эстафета и подведение
итогов первого дня.
Содержание эстафеты
В эстафете участвуют те же дети, что и в
игре. На каждый этап выставляется по одному
человеку. В качестве эстафетной палочки служит
рюкзачек.
1. Бег 80–100 м.
2. Переход по буму.
3. Подъем по дереву (по столбу) – 4–5 м – за
укрепленным флажком.
4. Определение высоты дерева любым способом.
5. Нахождение различных мелких пред-метов,
расположенных на протяжении 10–15 м.
6. Определение деревьев и кустарников по
веткам (три–четыре вида).
7. Преодоление условного "болота" по
"кочкам" и прыжок через "ров" с шестом.
8. Определение названий цветов (три–четыре
вида).
9. Метание мяча в цель (каждый член звена по
одному разу).
У каждого этапа выставляется
посредник, отмечающий правильность прохождения
этапа и все отклонения или недовыполнения.
Эстафета оценивается по количеству полученных
очков и по этапам с учетом времени. За
неправильность или недовыполнение задания очки
снижаются. Оценка эстафеты входит в общее
первенство, с учетом итогов игры "Путь
следопыта".
Загадки, пословицы, поговорки и стихотворения о
природе можно найти в разных сборниках и книгах.
При подведении итогов первого дня обязательно
присутствует Лесовичок, который поздравляет
всех ребят: "Родную природу, цветущий наш край
всем сердцем люби, береги, охраняй!"
На территории лагеря звучат из репродуктора
песни "Живи, родник, живи!", "Не рубите,
мужики!" и "Скворцы" (Н.Расторгуев).
Во второй день можно провести
конкурсы, викторины, игры. Конкурсы (их условия
сообщаются заранее): на лучший букет, на лучшее
блюдо из растений леса, чай из листьев брусники,
вереска или шиповника, на лучший рисунок (дети
готовят зарисовки леса, его обитателей, лесных
походов, экскурсий и т.п.), аукцион цветов и птиц.
Ведущий называет какую-нибудь букву алфавита, а
дети говорят названия цветов или птиц,
начинающиеся с нее. Выигрывает тот, кто назвал
последний цветок или птицу на эту букву. Ему
вручается приз – лучшая самоделка из материалов
леса (из коры, шишек, желудей, цветов, семян, трав,
веточек, сучьев и т.п.). Жюри организует выставку
этих поделок и оценивает их качество.
Викторина "Пусть бьется зеленое
сердце природы!"
Все вопросы викторины вывешиваются на
большом листе, и дети готовятся к ней.
1. Какие съедобные грибы появляются
первыми? (Сморчки и строчки.)
2. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)
3. Какой у нас самый маленький зверек? (Землеройка-малютка.
Длина ее всего 3,5 см, без хвоста.)
4. У каких певчих птиц самцы красные, а самки
зеленые? (У клестов.)
5. Почему весной не охотятся на пушных зверей? (Весной
пушные звери линяют, теряют густой и теплый
подшерсток, это обесценивает мех. Кроме того,
весной у зверей детеныши.)
6. Какие цветы первыми расцветают у нас весной?
(Мать-и-Мачеха, пролеска и подснежники.)
7. Кто раньше появляется весной: летучие мыши
или летучие насекомые? (Летучие мыши появляются
после вылета насекомых, которыми они питаются.)
8. Какие жуки носят название того месяца, в
котором появляются? (Хрущи – майский и
июньский.)
9. Почему стрекочут кузнечики? (На ноге у
кузнечика зазубринка, на крыле – зацепочки.
Треск получается от трения ноги о крыло.)
10. У кого на ногах уши? (У кузнечика. Орган
слуха у него помещается не в голове, а в голени
передней пары ног.)
11. Какая птица кричит, как кошка? (Иволга.)
12. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)
13. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах?
(Яйца легко помять, особенно насиженные.)
14. Какой зверек вьет гнезда на траве и в кустах?
(Мышь-малютка.)
15. Есть ли у нас хищные растения? (Есть. На
моховых болотах растет росянка, которая ловит
садящихся на ее круглые клейкие листочки
комаров, мошек и других насекомых. В реках и
озерах растет пузырчатка, она ловит забирающихся
в ее пузырьки водяных рачков и насекомых.)
16. Кто строит себе под водой дом из воздуха? (Водяной
паук-серебрянка.)
17. В какое время года хищным зверям и птицам
сытней всего живется? (Летом, когда много
беспомощных птенцов и зверят.)
18. Какие звери летают? (Летучие мыши и
белки-летяги, полетухи; живущая в наших лесах
белка с кожистыми перепонками между лопатками.)
19. Какие ядовитые грибы встречаются в наших
лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложный опенок,
ложная лисичка.)
20. Какую ягоду можно собирать осенью, зимой и
весной? (Клюкву.)
21. Из сока какого дерева можно получить сахар? (Из
сока клена.)
22. Какой лесной житель сушит себе грибы на
деревьях? (Белка.)
23. Что делают мелкие птички, когда днем заметят
сову? (Собираются стаями, кричат и кидаются на
сову, пока не прогонят.)
24. Какая самая маленькая птичка в наших лесах? (Королек.)
25. У какого зверя осенью в листопад еще родятся
детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и
называются "листопадники".)
26. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины,
осины, клена.)
27. Куда зайцу удобнее бежать: с горы или на
гору? (На гору, так как у зайца передние ноги
короткие, а задние – длинные.)
28. Из какого сорного растения сырых и тенистых
мест можно приготовить вкусный салат? (Из
мокрицы.)
29. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за
муравейником? (Перед дождем муравьи прячутся в
муравейник и закупоривают все входы в него.)
30. Что можно приготовить из лопуха? (Корни
лопуха, собранные весной или осенью, заменяют
морковь и петрушку. Их можно есть сырыми,
печеными и жареными. Из них можно получить
повидло, лекарство для наружного употребления –
при нарыве и лишаях, репейное масло. Из семян
можно сделать игрушки, а из листьев – шляпу.)
31. Какие дикорастущие растения могут заменить
картофель? (Корневище стрелолиста, который
растет по берегам рек и прудов. Он содержит 35%
крахмала. Корень лопуха, который содержит 45%
крахмала. Если собрать корни лопуха рано весной,
обмыть, высушить и испечь на костре или на плите,
то он вполне тоже может заменить картофель. При
поджаривании образуется сладкая, румяная
корочка.)
32. Как отличить ужа от гадюки? (По бокам
головы ужа два белых или оранжевых пятна.)
33. Какая птица дольше всех живет? (Ворон.)
34. Назови трех–четырех животных, впадающих на
зиму в спячку. (Медведь, сурок, черепаха, еж,
бурундук.)
35. Какая птица наших мест выкармливает птенцов
зимой? (Клест.)
36. Какие виды ласточек живут у нас? (Касатка,
городская и береговая.)
37. Кто прилетает раньше весной: ласточки или
стрижи? (Ласточки.)
38. Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге?
(Нет.)
39. Какая маленькая птица своих птенцов
выкармливает рыбой? (Зимородок.)
40. Какая птица штукатурит свое гнездо
гнилушками? (Певчий дрозд.)
41. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть:
большая гаечка, гаечка, хохлатая, лазоревка и
длиннохвостая.)
42. Пользу или вред приносят человеку синицы
зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. Зимой
синицы отыскивают зимующих насекомых.)
43. Какие дрозды водятся в наших лесах? (Рябинник,
деряба певчий, белобровик и черный.)
44. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева,
рябчики.)
45. Какая птица самая глупая? (Глупыш.)
|