Зоя БАРАНОВСКАЯ
учитель школы № 659,
г. Москва
Продолжение. Начало см. № 1, 5, 9, 13, 18, 21, 25, 29, 33, 36,
40, 46 /99; 1, 5, 9, 16, 18, 22, 28, 30, 38, 43, 47/2000; 3, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33,
37, 42, 47/2001; 4, 8,
12, 18, 21, 25–26/2002
Поэзия в красках
Урок эстетики 41
Тема. "Жизнь и творческий путь
Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942)"
(продолжение).
Цели. Продолжить знакомить детей с
творчеством Михаила Васильевича Нестерова.
Прививать любовь к искусству, расширять
кругозор, исторические знания.
Оборудование. "Портрет
О.М. Нестеровой-Шретер" (1906); "Портрет
Е.П. Нестеровой" (1905); "Портрет
И.П. Павлова" (1935); Энциклопедический
словарь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Друзья! На этом уроке мы
продолжим знакомство с творчеством Михаила
Васильевича Нестерова, его семьей.
III. Продолжение знакомства с
жизненным путем М.В. Нестерова
У. Однажды в Уфе, в парке,
внимание юного художника было всецело поглощено
двумя барышнями, одна из которых была высокой,
стройной, темной шатенкой. Вот что вспоминал об
этой встрече сам художник и что из этой встречи
вышло: "Лицо цветущее, румяное, немного
загорелое, глаза небольшие, карие, не то
насмешливые, не то шаловливые, нос небольшой,
губы полные, но около них складка какая-то
скорбная, даже тогда, когда лицо оживлено улыбкой
очень особенной – наивной, доверчивой и
простодушной... Голос приятный, очень
женственный. Звали ее Марией Ивановной
Мартыновской".
Родители юного Михаила были против его женитьбы.
И только после получения звания "свободного
художника" молодым людям суждено было
обвенчаться.
Звание "свободного художника" давалось
окончившим училище без "дипломной" работы,
но получившим за время прохождения курса две
малые серебряные медали за рисунки и эскизы. Для
получения звания "классного художника" надо
было написать картину на большую серебряную
медаль.
Свадьба была донельзя скромной, денег было мало.
В церковь и обратно шли пешком. Нестеров
вспоминал: "Невеста моя, несмотря на
скромность своего наряда, была прекрасна. В ней
было столько счастья, так она была красива, что у
меня и сейчас нет слов для сравнения... А рядом я –
маленький, неуклюжий, с бритой после болезни
головой, в каком-то "семинарском" длинном
сюртуке – куда был неказист. И вот во время
венчания слышу справа от себя соболезнование
какой-то праздно глазеющей старухи: "А,
ба-а-тюшки, какая она-то красавица, а он-то ай-ай,
какой страховитый".
После свадьбы начались рабочие будни, необходимо
было самим зарабатывать на жизнь. Началась
погоня за заказами. Они помогли выйти из трудного
финансового положения.
Вскоре в семье появилась дочь Ольга, но радость
отцовства омрачилась смертью любимой жены Маши.
Из воспоминаний Нестерова: "Похоронили мою
Машу в Даниловском монастыре, на той же дорожке,
где лежал дорогой мне человек – учитель мой
В.Г. Перов. Еще на Пасхе мы с Машей были здесь у
Перова, сидели, говорили, а теперь вот и она тут
лежит... Так все скоро, так все неожиданно,
страшно...
А Олюшка... Дядюшка Кабанов предложил ее увезти к
себе в Тверскую губернию. Там было много народа,
женщин, там девочке будет хорошо, будет кому с ней
нянчиться".
А вот какой она стала в будущем, мы сейчас увидим.
IV. Знакомство с "Портретом
О.М. Нестеровой-Шретер"
М.В. Нестеров. Портрет
О.М. Нестеровой-Шретер. 1906.
|
У. Друзья! Рассмотрите,
пожалуйста, репродукцию "Портрета
О.М. Нестеровой-Шретер", написанного
художником в 1906 г. Это и есть его старшая дочь
Ольга.
Учитель показывает репродукцию.
Дети. Очень красивая женщина.
Стройная, высокая, худая.
– Умное, доброе лицо, задумчивое.
– Одета в черный костюм, в перчатках и с
палочкой-тростью.
– На голове красная шляпка, волосы темные.
– Нестеров написал ее потрет на фоне природы.
– Вся природа немного "розовая": речка,
поля, небо.
– Запоминающаяся фигура.
У. В 1906 г. Нестеров написал
произведение, в котором ему не только удалось
наиболее полно и совершенно выразить свое
понимание портретного жанра, но и создать один из
самых пленительных в русской живописи начала
ХХ в. женских образов – портрет старшей дочери
Ольги. На фоне безлюдного, притихшего,
освещенного заходящим солнцем пейзажа стоит
девушка в амазонке. Ее облик дышит внутренней
чистотой и женственностью, печальная дума
глубока и значительна. Пейзаж изображен с очень
высокой точки зрения, он растекается у ног
девушки, фигура которой господствует в
окружающем пространстве. Это впечатление еще
более усиливается благодаря контрасту ее
темного, резко очерченного силуэта со светлыми
тонами обобщенно написанного пейзажа.
Наиболее веско и полно творческий взлет
Нестерова проявился в созданных им портретах. В
1905–1906 гг. Нестеров рассматривал этот жанр как
сугубо личную область своего творчества. В
качестве моделей художник избирал исключительно
близких себе людей. Художник изображает человека
таким, каким хочет его видеть.
V. Знакомство с "Портретом
Е.П. Нестеровой"
М.В. Нестеров. Портрет
Е.П. Нестеровой. 1905.
|
У. Нестеров много путешествовал,
много работал. жизнь шла своим чередом. Из
воспоминаний Нестерова: "В апреле я показал
"Святую Русь" своим знакомым. Видел ее и
бывший тогда в Киеве и заезжавший иногда ко мне
Шаляпин. Картину хвалили. Я радовался, хотя знал,
что немало еще придется мне над ней поработать,
особенно над Христом.
В те дни, когда была открыта "Святая Русь", в
моей мастерской перебывало немало народа. Бывали
знакомые и незнакомые, с рекомендательными
письмами, с карточками. Однажды начальница
института попросила меня разрешить посмотреть
картину одной из институтских классных дам,
лично мне неизвестной, но о которой я слышал
восторженные отзывы от своей Ольги, что она и
красива, и симпатична, и молода. Я дал свое
согласие, и дня через два мне доложили, что меня
спрашивает госпожа Васильева.
Вошла высокая, красивая, одетая в черное скромная
девушка. Поздоровались, в сдержанных словах она
высказала свое желание посмотреть картину, о
которой слышала. Я пригласил ее в мастерскую,
открыл ей картину.
Долго и молча смотрела моя гостья на "Святую
Русь". Ничего экспансивного, все просто,
естественно. Картина очень понравилась, а
госпожа Васильева понравилась мне. Я попросил ее
присесть. Разговорились с неразговорчивой
девушкой. Она понравилась мне не только своей
красивой внешностью, но и своей скромностью,
вернее, какой-то сдержанностью, замкнутостью.
Просидела она долго, быть может, дольше, чем в
таких случаях бывает. Прощаясь, я пригласил ее
заглянуть как-нибудь еще, что и последовало через
несколько дней. Завязалось знакомство, явные
симпатии. Дальнейшие визиты привели к тому, что
она стала моей невестой, а спустя месяца два я
женился на ней.
Свадьба наша была в Кисловодске, после чего мы в
тот же день уехали в Абастуман.
Когда я женился второй раз, мне было сорок лет,
моей жене Екатерине Петровне двадцать два года. В
Абастумане я был теперь с молодой женой".
А вот так выглядела его вторая жена.
Учитель показывает репродукцию
портрета.
Д. Очень приятное лицо, прямой
нос, родинка на подбородке.
– Волосы темные, сзади пучок завязан.
– Она сидит в кресле. Одной рукой облокотилась
на спинку, а другой – на подлокотник.
– Одета в белую блузку и темную длинную юбку.
На шее галстук.
– И в наше время тоже иногда женщины надевают
галстук.
– Взгляд ее куда-то устремлен, она как будто о
чем-то задумалась.
– Находится дома, занавешено розовой шторкой
окно, оттого и кофточка чуть розовая.
– Кресло стоит рядом со столиком, на котором
букетик цветов и большой букет в голубой вазе.
– На столике и на стене картины.
У. Портрет жены художника
Нестерова был первым среди портретов. Замысел
его возник внезапно. Как-то зимним солнечным
утром жена сидела в кресле у окна. Нестеров
остановился возле нее и сказал: "Вот так и
написать. Сиди, как сидишь". Это
жизнерадостное, оптимистическое произведение
художника.
Естественная непринужденная поза задумавшейся
женщины, изящен ее облик. Вся обстановка комнаты
свидетельствует о тонком вкусе хозяев. Краски
сверкают, создавая радостную празднично
звучащую колористическую гамму. Тихое,
просветленное настроение женщины передается и
нам, зрителям.
VI. Знакомство с "Портретом
И.П. Павлова"
М.В. Нестеров. Портрет И.П. Павлова.
1935
У. Друзья! Прежде чем приступить
к знакомству с репродукцией следующего портрета,
я обращусь к Энциклопедическому словарю. Вот о
ком я там хотела узнать.
"Иван Петрович Павлов (1849–1936) (запись даты на
доске) – великий ученый, физиолог, создатель
учения о высшей нервной деятельности животных и
человека, академик. Советское правительство
неизменно оказывало Павлову моральную и
материальную поддержку в проведении научных
работ. В 1921 г. был издан декрет о создании
благоприятных условий для научной работы
Павлова. По планам Павлова была построена
Биологическая станция в селе Колтуши, названная
им впоследствии "столицей условных
рефлексов". Научное значение трудов Павлова
столь велико, что история физиологии делится на
этапы – допавловской и павловской".
Портрет Ивана Петровича Павлова работы
художника Нестерова я и предлагаю вашему
вниманию.
Д. Это уже очень старый человек:
у него седая борода и седые волосы.
– Руки лежат на столе – тоже старческие.
– Художник изобразил его в профиль в очках.
– Он сидит за столом в кресле, руки почему-то
сжаты в кулаки.
– На столе скатерть и цветок в горшке.
– За окном видны дома, такое впечатление, что
они новые.
– Ясный осенний день.
– Павлов одет в пиджак.
У. Вот что вспоминает сам
Нестеров об истории написания портрета
знаменитого академика: "О Павлове я знал давно,
знал его приятелей-сослуживцев по
Военно-Медицинской академии. В последние лет 10–15
имя Ивана Петровича, его исключительное
положение, его "линия поведения" в науке и в
жизни становились "легендарными"... быль и
небылицы переплетались, кружились вокруг него. И
вот с этого-то легендарного человека мне
предлагают написать портрет.
Было лето 1930 года. Июль. Я позвонил к Павловым,
меня пригласили в пять часов к обеду.
Дома меня встречает небольшого роста полная,
приветливая, несколько старомодная старушка: это
жена Ивана Петровича, Серафима Васильевна, более
пятидесяти лет бывшая умным, преданным спутником
жизни, другом его. Не успел я осмотреться, сказать
несколько слов, ответить на приветствие супруги
Ивана Петровича, как совершенно неожиданно, с
какой-то стремительностью, прихрамывая на одну
ногу и громко говоря, появился откуда-то слева,
из-за угла, из-за рояля, сам "легендарный
человек". Всего, чего угодно, а такого
"выхода" я не ожидал. Поздоровались, и я
вдруг почувствовал, что с этим необычайным
человеком я век был знаком. Целый вихрь слов,
жестов понесся, опережая друг друга... более яркой
особы я и представить себе не мог. Я был сразу им
покорен навсегда. Иван Петрович ни капельки не
был похож на те "официальные" снимки, что я
видел, и писание портрета тут же мысленно было
решено. Иван Петрович был донельзя самобытен,
непосредствен. Этот старик 81 года был "сам по
себе" – и это "сам по себе" было настолько
чарующе, что я позабыл о том, что я портретист, во
мне исчез страх перед неудачей, проснулся
художник, заглушивший все, осталась лишь
неутомимая жажда написать этого дивного
старика...
Страстная динамика, какой-то внутренний напор,
ясность мысли, убежденность делали беседу с
Иваном Петровичем увлекательной, и я не только
слушал его с огромным интересом, но вглядывался в
моего собеседника. Он, несмотря на свой 81 год, на
седые волосы, бороду, казался цветущим, очень,
очень моложавым; его речь, жест (ох, уж этот мне
"жест"!), самый звук голоса, удивительная
ясность и молодость мыслей, часто не согласных с
моими, но таких убедительных, – все это увлекало
меня. Казалось, что я начинаю видеть "своего
Павлова", совсем иного, чем он представлялся до
нашей встречи.
На другой день мы уехали в Колтуши, и я,
осмотревшись там, решил написать потрет с Ивана
Петровича на застекленной террасе, где он любил
работать, читать своих любимых авторов –
Шекспира, Пушкина, Льва Толстого или что-нибудь
по своей научной специальности.
Принимая во внимание возраст моей модели, я
остановился на более удобной позе: за чтением.
Сеанс начался. Сидел Иван Петрович довольно
терпеливо, если не считать тех случаев, когда ему
хотелось поделиться своими мыслями. Однажды
попался ему свежий английский журнал с
критической статьей на его научные теории, надо
было видеть, с какой горячностью Иван Петрович
воспринимал прочитанное: по мере своего
возмущения он хлопал книгой об стол, начинал
доказывать всю нелепость написанного, забывая,
что я очень далек от того, что так взволновало
его. В такие минуты, положив палитру, я смиренно
ожидал конца гнева славного ученого. Буря
стихала. Сеанс продолжался до следующей вспышки.
Так шли дни за днями, наши отношения упрощались.
Недели через три портрет был закончен, я показал
его близким Ивана Петровича, в Колтушах. Портрет
находили похожим, его решено было приобрести для
Института экспериментальной медицины".
После этого Нестеров был неоднократно гостем
семьи Павловых, у них сложились дружеские
отношения.
Иван Петрович в разговоре частенько ударял
кулаком по столу. Именно таким и предстает перед
нами Павлов. Он изображен сидящим за столом на
террасе своего дома. Ученый весь в действии. Он
говорит о чем-то серьезном и значительном и
подкрепляет свои слова сильным, волевым
движением рук, напряженно сжатых в кулаки. Перед
нами старый человек, но ни в лице его, ни в фигуре
нет и тени усталости. От всего его облика исходит
бодрость, жизнерадостность, кипучая энергия.
Фигура Павлова помещена против света, и от этого
она еще более четко и рельефно выделяется на фоне
освещенного бледным светом солнца осеннего
пейзажа. На зеленом лугу аккуратно разместились
группы маленьких коттеджей. Это новый городок,
построенный в Колтушах для Павлова и его
сотрудников. Фигура связана с пейзажем не только
композиционным, но и смысловым единством. Сам
Павлов считал, что такой фон придает портрету
"историчность".
VII. Заключительная часть
У. В конце 1930–1940-х годов
здоровье Нестерова все более ухудшается. Но он
по-прежнему энергично работает.
1 января 1942 г. вышла книга воспоминаний
Нестерова "Давние дни".
1 июля 1942 г. художнику исполнилось 80 лет. В
ознаменование его творческих достижений и в
связи со славным юбилеем он был награжден
Орденом Трудового Красного Знамени и удостоен
звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
18 октября 1942 г. Нестерова не стало. Умер
большой художник, никогда не лгавший и не
лицемеривший в своем искусстве, весь творческий
путь которого был пронизан страстным
стремлением к правде, искренности и красоте.
VIII. Итог урока
У. С творчеством какого
художника мы с вами знакомились на протяжении
двух уроков? Что запомнили из жизни художника?
Какие произведения он написал? С какими
знаменитыми людьми ему довелось встречаться?
Ответы детей.
Продолжение
|