Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №28/2002

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Елена ТИХОМИРОВА,
г. Москва

Чем занимались наши предки

Какие ремесла существовали несколько веков назад и дошли ли они до наших дней? Чем люди пользовались для работы раньше и пользуются сегодня? Что помогло им выжить?
Ответы на эти вопросы вы можете найти в работах Елены ТИХОМИРОВОЙ из г. Москвы. Материалы, предложенные автором, могут быть использованы на уроках истории или ознакомления с окружающим миром.

Урок 1

Цели. Начать знакомство учащихся с ремеслами наших предков; познакомить учащихся с работой плотника и ткача раньше и сегодня; развивать наблюдательность, мышление, память, монологическую речь, умение анализировать и сравнивать; воспитывать уважение к людям различных профессий.

Тип урока. Интегрированный (история, окружающий мир, чтение, рисование, музыка).

Понятия. Землянка, изба, терем, дворец, плотник, ткач, домотканая одежда, прялка, веретено, ткацкий станок, прядение, сорочка, рубаха, порты, полотно, ремесло.

Оборудование. Иллюстративный материал, кинофильм "Москва златоглавая", видеомагнитофон, телевизор, кассета с записью кантаты Чайковского "Москва", магнитофон, рисунок из тетради Виноградовой "Окружающий мир" (1-й класс), цветные карандаши, коллекция "Лен", эстампы с изображениями деревянных строений, рисунки девушки и молодого человека, старинной одежды, таблички с понятиями, плакат с изображениями ткацких принад-лежностей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель. На уроках истории мы с вами уже успели познакомиться с жизнью наших предков XII–XV веков, узнали, откуда они появились на этой земле, в каких домах жили, какое хозяйство вели. Начнем сегодняшний урок с проверки домашнего задания. Я просила вас подготовить небольшой рассказ о профессиях ваших родителей. Давайте послушаем.

Рассказы детей.

– Молодцы! Вот чем занимаются люди сегодня. А теперь перенесемся на 600–700 лет назад.

III. Постановка темы урока

У. Я предлагаю вам игру.

Учитель открывает крыло на доске.

– Вы видите рисунки с изображениями предметов, принадлежащих разным ремесленникам. Ваша задача – отгадать, кому они принадлежат.

На доске рисунки: удочка, топор, лук, корзина, молот, прялка, гончарный круг с горшком.

Дети. Удочка – рыбаку, топор – плотнику, лук – охотнику.
– Молот – кузнецу, прялка – ткачу, гончарный круг – гончару.
– Корзина – человеку, собирающему что-то.

У. Правильно. На нескольких уроках речь будет идти о ремеслах (занятиях) людей. Сейчас я уберу несколько рисунков, и на доске останутся только предметы, принадлежащие ремесленникам, о которых пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Учитель убирает с доски "лишние" предметы. Остаются топор и прялка.

– О ком пойдет речь?

Д. О плотнике и ткаче.

IV. Изучение нового материала

1. Плотник.

У. Почему плотницкое ремесло было очень важно для жителей того времени?

Д. Людям надо было где-то жить.

У. Вспомните, что служило жильем древним славянам.

Д. Землянки.

У. Мы много говорили об их неудобстве. Что пришло им на смену?

Д. Избы.

У. Из чего их строили?

Д. Из дерева.

У. Почему?

Д. С незапамятных времен дерево на Руси было самым любимым материалом, так как вокруг было большое количество леса.

– Вместо временных тесных землянок люди рубили теплые, надежные избы, сараи, помещения для скотины.
– А еще рубили они бани, так как издавна любили париться, веничком хлестаться.

У. Какие были основные инструменты у плотников?

Д. Топоры, пилы, ножи.

У. Правильно. Старинная пословица гласит: "С топором весь свет пройдешь". Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д. Плотник везде мог найти себе работу, а следовательно, прокормить себя.

У. Раньше строили вообще без гвоздей, укладывая бревна одно на другое. Посмотрите на эту картину, здесь хорошо видно, как это делалось. Получались замечательные дома.

Учитель показывает эстамп.

– Постепенно мастера научились строить не просто избы, а красивые терема. Сколько этажей могло быть в тереме?

Д. Два-три.

У. Вот какие красивые строения могли получаться.

Учитель показывает эстампы.

2. Практическая работа.

У. А сейчас я предлагаю вам перенестись на много лет назад. Теперь мы жители не ХХI века, а XIV–XV веков. Вместе с плотниками вы строите себе терем, украшаете его. Перед вами лежит рисунок с изображением терема.

Рисунок взят из пособия Виноградовой "Окружающий мир" (1-й класс).

– Терем у вас уже есть, надо только оживить его. Хотя у всех одинаковые рисунки, но терема у всех получатся разные, каждый раскрасит свой дом по своему желанию. Сейчас вы возьмете в руки карандаши и приступите к работе. Чтобы вам легче было представить стародавние времена, я включу запись кантаты Чайковского "Москва". Когда музыка закончится, мы посмотрим, что у вас получилось.

После выполнения задания учитель показывает несколько выполненных работ.

3. Дворец в Коломенском.

У. Простой люд жил в избах, кто побогаче – в теремах. Где жили самые богатые?

Д. Во дворцах.

У. Об одном таком дворце из дерева мы говорили на уроках. Его называли "восьмым чудом света". Где же находилось это чудо?

Д. В Коломенском.

У. Правильно. Мы рассматривали его изображение и даже раскрашивали фрагмент. Весь дворец был украшен резьбой и позолотой. В нем было 270 комнат. Любили цари этот дворец, но простоял он всего 100 лет, а потом его разобрали за ветхостью и ненадобностью. Сейчас в усадьбе "Коломенское" можно увидеть только фрагменты, оставшиеся от этого чудесного дворца. Сегодня вы имеете возможность их увидеть.

Показ фрагмента кинофильма "Москва златоглавая".

– Коломенское – очень красивое место. Пригласите родителей совершить с вами поездку в один из выходных дней.

4. Современные плотники.

У. Ремесло плотника ценилось в старину. Есть ли у нас сейчас плотники, работники по дереву? Что они делают?

Д. Ремонт деревянных вещей.
– Строят деревянные дома, дачи, бани...

У. Нам в почтовые ящики часто бросают рекламные листки с изображениями домов, которые могут поставить мастера. Я специально собрала такие листки, чтобы показать вам, что строится современными мастерами. Рассмотрите образцы.

Дети рассматривают рекламные листки.

– Раньше на торге (рынке) продавали готовые срубы, которые надо было только перевезти и собрать на нужном месте. Вот так же работают и современные плотники. Дом компонуется заранее, привозится и устанавливается на загородных участках в считанные дни. Мы с вами видим, что прошли столетия, а работа плотников не исчезла, она существует и сегодня.

5. Ткач.

У. А теперь перейдем к работе ткача. Она была необходима, так как людям всегда надо было во что-то одеваться. Раньше не было магазинов, как теперь, поэтому готовой одежды не продавалось. Люди сами пряли нити, делали ткань и шили одежду. Отсюда ее название – "домотканая", то есть "ткали дома". Прясть и ткать тогда умела каждая женщина, а учили ее этому с малолетства. Осенью женщины и девицы выходили в поле и дергали лен.

Учитель показывает коллекцию "Лен".

– Стебли связывали в снопики и ставили в поле просыхать. У просохшего льна отрезали головки на масло, а потом топили в речке "безголовые пучки". Когда сгнивала наружная оболочка, снопы снова вынимали и сушили.

Учитель показывает один из образцов коллекции.

– Высушенный лен колотили и трепали. Посмотрите на плакат на доске. Здесь изображены ткацкие инструменты. Рассмотрите вот эти два приспособления. От бедного льна отходы летели во все стороны. И выглядел он после этого уже вот так (показ образца). Вытрепавши, лен чесали гребнем с длинными и редкими зубьями (рисунок на плакате) до тех пор, пока он не сделается мягким и шелковистым. (Учитель показывает образец.) Наступала зима, собирались женщины и девицы со всего села. Чтобы скучно не было, в одну избу садились с прялками.

На доске рисунок с изображением прялки.

Ткацкие инструменты славян

Ткацкие инструменты славян

V. Физкультминутка

У. Давайте мы с вами проделаем всю ту работу, о которой я вам рассказала. Конечно, у нас нет льна, но мы вообразим, что он у нас есть. Повторяйте за мной все движения. Движения имитируют действия со льном: срезаем, топим, колотим и т.д.

VI. Литературные произведения

У. Вспомните, какая из сказок Пушкина начиналась словами: "Три девицы под окном пряли поздно вечерком..."

Д. "Сказка о царе Салтане".

У. Вот так они сидели, брали в левые руки веретена и крутили их между пальцами. Beретено – это гладкая, с заостренными концами палочка (рисунок на доске). И крутилось, и жужжало веретено в тонких девичьих пальцах, и выходила из льняной пряжи нитка. И пели девицы либо старые бабушкины сказки сказывали.
Вспомните еще одну сказку, в которой жизнь королевской дочери зависела от веретена. Что это за сказка?

Д. Спящая красавица.

У. Что предсказала колдунья?

Д. Девушка уколет палец веретеном и умрет.

У. Зная теперь, что пряли в каждом доме, можно догадаться, что девочка рано или поздно должна была взять в руки веретено, уколоть палец и умереть. Но в каждой сказке добро побеждает: девушка не умерла, а лишь заснула.

VII. Продолжение знакомства с работой ткача

У. Мы остановились на получении льняной нити. Что же дальше? Ближе к весне ткач или ткачиха начинали полотно ткать. Приспособлением для этого служила простая деревянная рама, которую укладывали на небольшие подпорки, с одного конца до другого натягивались нити – основа будущей ткани. Поперек этих нитей ткачи протаскивали вручную другие нити и прижимали плотно друг к другу. Каждой девушке на приданое полагалось наткать много метров ткани. На это уходило много лет, так как готовую ткань еще морозили на морозе, расстилали на снегу. Весной льняное полотно расстилали на траве на солнышке и сбрызгивали водой. И превращался холст из серого в белый.

Учитель показывает образцы.

– На ткани вышивали узоры, иногда окрашивали растительными красками. Теперь вы можете представить, сколько сил и труда уходило на то, чтобы сшить простую домотканую рубаху. Как же она в итоге выглядела? Помните, какая одежда была у женщин?

Д. Сорочки, рубахи.

У. Посмотрите на эту девушку.

Учитель показывает рисунок.

– Какая на ней сорочка?

Д. Нижняя.

У. Могла ли она появиться в этой сорочке на людях?

Д. Нет.

У. А что ей надо было надеть?

Д. Верхнюю рубаху.

У. Давайте наденем на нашу девушку верхнюю одежду.

Дети на девушку надевают нарисованную одежду тех времен, накладывают сверху сарафан, душегрею.

– Можете ли вы ответить, замужняя она или нет?

Д. Она не замужем, так как у нее мы видим заплетенную, не убранную под головной убор косу.

У. Представим, что наша девушка наткала много ткани и расстелила ее весной на травке. Трудолюбие девушки тогда можно было определить по количеству вытканной ею ткани. Чем больше ткани, тем трудолюбивее девушка. Вот и ходили молодые ребята, смотрели на это, прежде чем выбрать себе жену. Вот у нас такой молодой человек (рисунок на доске). Одет он в наряды того времени, также домотканые. Вспомните ли вы, как они называются?

Д. Порты, рубаха. А еще у него есть лапти.

У. Одежда была раньше светлых тонов. Гораздо позже люди научились красить ткань, и наряды стали яркими, красочными.

Учитель показывает рисунки.

– Еще позже стали появляться простейшие ткацкие станки, которые облегчали работу ткачам. Конечно, их нельзя сравнить с современными станками, которые стоят на ткацких прядильных фабриках сегодня. Рассмотрите у себя на партах образцы тканей и попробуйте определить, какой могла быть ткань раньше, а какая выпускается сейчас и продается в магазинах.

Дети рассматривают образцы различных тканей.

VIII. Закрепление пройденного

Закрепление опирается на понятия, которые были вынесены на доску и закрыты полосками бумаги в начале урока. По мере знакомства с терминами полоски убирались, таким образом к концу урока все новые понятия оказались открытыми.

У. Давайте подведем небольшой итог тому, о чем мы узнали сегодня на уроке. О каких ремесленниках шла речь?

Д. Плотник, ткач.

У. Назовите основные орудия труда плотника.

Д. Топор, пила, нож.

У. Прочитайте еще раз все понятия, которые выписаны у меня на доске. Какие из них обозначают орудия труда ткача?

Д. Прялка, веретено.

У. Почему одежды назывались домотканые?

Д. Ткали дома.

У. Как определяли трудолюбие девушки?

Д. По количеству ткани, вытканной ею.

IХ. Итог урока

У. Молодцы! Вы хорошо работали. На следующих уроках мы продолжим знакомиться с ремеслами древних славян.

Урок 2

Цели. Познакомить учащихся с ремеслами рыбака, земледельца, охотника, с условиями их занятий; развивать умение анализировать и сравнивать; воспитывать уважение к людям различных профессий, бережное отношение к природе.

Тип урока. Интегрированный (история и природоведение, чтение).

Понятия. Земледелие, охота, рыболовство, рало, соха, плуг, борона, жито, амбар, сусек, сети, невод, бредень, перемет, острога, капкан, западня, сеть, рожон, заповедник, заказник, браконьер, линька.

Оборудование. Кроссворды, рисунки с изображениями рыб, орудий труда земледельца, охотника, рыбака.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель. На прошлом уроке мы начали разговор о занятиях людей Древней Руси – об их ремеслах. С какими ремеслами вы познакомились?

Дети. Плотник, ткач.

У. Вспомним материал прошлого урока, для этого решим кроссворд.

По горизонтали:

5. Район Москвы, где был построен дворец, названный "восьмым чудом света".
6. Предмет для прядения нити – палочка, заостренная с двух сторон.
8. Ткань, которую изготавливали в домашних условиях.
9. Основное приспособление для прядения нити.

По вертикали:

1. Мастер-древодел.
2. Растение, из которого делали ткань на Руси.
3. Основной материал, из которого делали дома.
4. Орудие труда, необходимое для рубки избы.
7. Как называли человека, умеющего делать ткань?

Ответы.

По горизонтали: 5. Коломенское. 6. Веретено. 8. Домотканая. 9. Прялка.

По вертикали: 1. Плотник. 2. Лен. 3. Дерево. 4. Топор. 7. Ткач.

III. Постановка темы, составление плана урока

У. Сегодня мы продолжим знакомиться с ремеслами. Расшифруйте их названия.

На доске.

ЗЕМ охо РЫ ле ТА бал ДЕ ка ЛИЕ

– Какие слова вы нашли?

Д. Земледелие, охота, рыбалка.

На доску вывешиваются рисунки – плуг, удочка, лук, которые использовались на предыдущем уроке.

У. Это наш с вами картинный план урока. В таком порядке мы будем вести разговор о ремеслах.

IV. Изучение нового материала. Земледелие

У. Вспомните, как выглядела местность, в которой жили славяне.

Д. Леса, реки.

У. Какие территории нужны для занятия земледелием?

Д. Ровные и открытые поля.

У. Что же делать, если таких территорий было мало?

Д. Вырубали деревья.

У. Правильно. Люди корчевали лес, расчищали поля, пахали землю. Работа эта была не из легких. Я расскажу вам, как корчевали лес.
Сначала вокруг каждого дерева откапывали те корни, которые находились неглубоко, в разные стороны расходились, их и перерубали. Затем самый ловкий мальчишка влезал на дерево и около вершины привязывал к стволу веревку. Мужики изо всех сил тянули за конец веревки. Дерево кряхтело, стонало, качалось и в конце концов падало. Тонкие деревья корчевали мальчишки. Стволы, корни, пни оттаскивали в кучи и сжигали.
Расчищенное поле давало урожаи несколько лет, потом земле надо было дать отдых, чтобы восстановить плодородие. А люди вновь вынуждены были расчищать новые поля, удобрять их золой, пахать.
Какими же орудиями население обрабатывало землю? Может быть, вы вспомните это по каким-то сказкам или рассказам?

Рассказы детей.

– Землю пахали ралом, сохой, плугом (рисунки вывешены на доске). После вспашки сеяли: человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Горсти зерен разбрасывались налево и направо. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. При ветре не сеяли, боялись, что он разметет семена.

Земледельнические орудия труда

Земледельнические орудия труда:
1. Соха; 2. Цеп; 3. Рало; 4. Палка; 5. Серп; 6. Коса; 7. Борона-суковатка.

V. Физкультминутка

У. Давайте представим себя сеятелями. Одной рукой мы придерживаем лукошко, а другой размеренно разбрасываем семена. Повторяйте эти упражнения за мной.

Звучит русская народная музыка.

VI. Земледелие (продолжение)

У. Продолжаем разговор. Чтобы семена прикрыть, проходили с бороной-суковаткой (рисунок на доске), которую делали из ели, обрубая вершину и мелкие сучья. Суковатку тащили по полю руками или использовали лошадей. Борона шла неровно, вращалась из стороны в сторону, разрыхляла почву и закапывала семена. Что могли сеять?

Д. Пшеницу, рожь, овес, просо, гречиху, кукурузу, рис, горох.

У. Основные кормильцы – пшеница, рожь, ячмень – имеют особое название – жито. Хранили зерно в земле, в ямах, вырытых где-нибудь на холме, в сухой почве. Хранили зерно в корзинах и в глиняных сосудах. Были для хранения зерна и деревянные строения – амбары. А отделение амбара называлось сусеком. Откуда нам известно это слово?

Д. В сказке "Колобок" старуха мела по сусекам, чтобы набрать муки.

У. Возле своих жилищ люди разводили огороды, вскапывали землю лопатами и мотыгами, удобряли золой и навозом, сажали овощи. Какие?

Д. Репу, лук, чеснок, капусту, морковь, свеклу, огурцы...

У. Занимаются ли люди земледелием в наши дни? Где?

Д. Занимаются – в совхозах, колхозах, фермерских хозяйствах.

У. Приходилось ли вам или вашим родственникам заниматься земледелием? Где?

Д. В деревне, на даче...

У. Вот видите, прошло несколько веков, а люди продолжают возделывать землю, выращивать урожай.

VII. Продолжение нового материала. Рыболовство

У. Посмотрите на наш картинный план. О чем будет идти разговор дальше?

Д. О рыбалке.

У. Ремесло называется "рыболовство". Почему люди могли заниматься этим ремеслом?

Д. Рядом были реки.

У. Наши предки ловили рыбу различных видов: сома, судака, осетра, щуку, налима. Не брезговали и более мелкой: карпом, лещом, карасем, ершом и другими.

Изображения рыб вывешены на доске.

– Какую рыбу можно купить сегодня в магазинах?

Д. Карпа, щуку, горбушу...

У. Раньше выбор был очень богатый. Чем же можно было ловить рыбу? Кто из вас бывал на рыбалке и знает, как это делается?

Д. Удочкой.

У. Что еще можно использовать для ловли рыбы? В какой сказке это описывается?

Д. В "Сказке о рыбаке и рыбке" Пушкина: "Старик ловил неводом рыбу..."

Невод

Невод

У. Конечно, у наших предков раньше не было таких удочек, какие есть у современных рыбаков. Раньше использовали сети, невод (рисунок на доске), которые плели обычно из конопли, реже – из льняных нитей. Сети обычно ставили в воде неподвижно, и рыба запутывалась в ячейках. Невод – это сетевидная ловушка, состоящая из большого мешка и крыльев по бокам. Сети и невод держались на воде с помощью поплавков, привязанных к краю, по нижнему краю сетей привязывались глиняные или каменные грузила. Рыболовством занимались и зимой, и летом. Каждую зиму плели сети из тонких веревок, латали старые. С приходом весны спускали лодки, запускали длинный невод в реку или озеро и, сидя в лодках, тянули его за два конца, окружали участок воды и вытягивали концы на берег. Попадалось много рыбы, но брали только крупную, а мелочь выкидывали обратно в воду.

А еще ловили рыбу вдвоем бреднем. Бредень – это сеть, которую два человека тянут по дну водоема. Шли они так по дну против течения – один у берега, а другой подальше время от времени бредень вытаскивали.

Посмотрите на доску. Перед вами несколько глаголов. Найдите среди них "родственника" слову бредень.

Д. Идти, бежать, брести, ползти – это брести.

У. Что значит "брести"?

Д. Медленно идти.

У. Вот и с бреднем приходилось идти медленно, чтобы не потревожить рыбу. На мелких местах рыбок-одиночек ловили переметом. В дно вбивалось два кола, между ними протягивали длинную веревку, к ней привязывали короткие веревки с крючками на концах, а на крючки наживляли маленьких рыбешек. На следующий день перемет вытаскивали и вынимали попавшуюся рыбу.
Ловили рыбу с лодок острогой (рисунок на доске) и, конечно, удочками. Рыбу варили, жарили, вялили, сушили, коптили, солили. Рыбы было много, но лучшей считались стерлядь, осетр, севрюга, белуга. От этих пород ценилась черная икра.

 

1. Острога; 2. Багор; 3, 4. Крючки рыболовные

Давайте еще раз посмотрим на рисунки и назовем все приспособления для ловли рыбы.

Д. Сеть, невод, бредень, перемет, острога, удочки.

У. Кто из вас знает, как сейчас ловят рыбу?

Д. Для себя – удочкой.

– Существуют специальные морские суда, они ловят рыбу большими сетями, затем сдают ее на заводы, где рыбу разделывают, упаковывают и отправляют в магазины на продажу.

У. Какой вывод можно сделать об этом ремесле?

Д. Оно сохранилось до наших дней.

VIII. Продолжение нового материала. Охота

У. Переходим к следующему пункту плана. О каком ремесле пойдет разговор?

Д. Об охоте.

У. Где люди охотились?

Д. В лесах.

У. Правильно. Послушайте несколько отрывков. Первый – из "Повести временных лет", ХII век: "Были кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей..." Второй отрывок из "Поучения" Владимира Мономаха, русского князя: "...по Руси также ловил я диких коней собственными руками; два тура поднимали меня на рога вместе с конем; олень бил меня рогами, а два лося – один топтал меня ногами, а другой бодал рогами; дикий кабан оторвал у меня меч от пояса; медведь вырвал у меня кусок седла под коленом; лютый зверь бросался на меня и повергнул меня вместе с конем... и с коня моего падал, голову разбил себе дважды, случалось, что вредил себе руки и ноги".
Что вы можете сказать об охоте и охотниках, услышав эти фрагменты?

Д. Охота – это опасное занятие.

– Охотники должны быть сильными, ловкими, мужественными.
– За зверями гонялись с собаками, стреляли их из лука стрелами. Ловили зверей и живьем – капканами, западнями, сетями.

У. Как охотились на птиц?

Ответы детей.

– Послушайте отрывок:

Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил...

Кто же этот охотник?

Д. Гвидон из "Сказки о царе Салтане...".

У. Приблизительно так и делались луки, из которых били птиц. Лебедей, гусей, цапель ловили иногда при помощи специально приученных охотничьих птиц. Помните, мы говорили о царской охоте? Каких птиц специально обучали и выпускали на охоту?

Д. Соколов и ястребов.

У. Сокол недвижно парил в воздухе, зорко высматривая добычу. Заметив добычу, он камнем падал вниз. Сильной грудью он ударял птицу, иногда сразу убивая ее. Охотники с собаками искали и поднимали добычу.
Желанную добычу охотника в те времена составляли бобры, которые жили по берегам рек. На них охотились из-за сала и пушистой шкурки, из которой шили шапки и шубы.

IX. Лексическая работа

У. Я хотела рассказать вам историю одного выражения, которое мы употребляем сегодня, не зная, откуда оно пошло. А связано оно с охотой. Часто мы говорим кому-то: "Не лезь на рожон". Что же это значит? Связано это с охотой на медведя. На него ходили с рогатиной-копьем. Оно было короче боевого, с толстым древком и тяжелым, острым железным наконечником, называвшимся "рожон". Медведь – сильный и свирепый зверь – в борьбе с человеком часто погибал из-за своей слепой ярости. Завидя врага, он поднимался на дыбы и с ревом шел ему навстречу. При этом медведь не замечал препятствий на своем пути. Но вдруг перед лесным гигантом оказывалось острое копье, задний конец которого укрепляли в земле. Острие вонзалось в грудь зверя, а тот в ярости стремился вперед, все глубже вонзая в себя металл...
Как вы думаете, что имели в виду люди, когда говорили "лезть на рожон"?

Д. Предпринимать что-нибудь заведомо рискованное.

У. Охотятся ли люди сегодня?

Д. Да.

У. Но теперь это уже не так легко делать, как раньше. Во-первых, охота теперь ведется с помощью огнестрельного оружия, ружей. Для этого люди должны получить разрешение как на покупку ружья, так и на право охотиться. Охотиться можно не везде и не всегда. Есть территории, на которых это запрещено. Как называются такие территории?

Д. Заповедники, заказники.

У. Эти места охраняются, и людей, которые все-таки проникают туда с целью отлова или отстрела животных, строго наказывают. Кто из вас знает, как называются люди, охотящиеся без разрешения?

Д. Браконьеры.

У. Я уже сказала, что охотиться можно не всегда, есть определенные ограничения. Как вы думаете, когда нельзя охотиться?

Д. Во время выведения потомства и линьки.

У. Конечно, такие правила существуют относительно недавно. Люди ввели их для того, чтобы как-то помочь животным не исчезнуть вообще. Помните, сколько сортов рыбы мы перечислили сегодня? Той рыбы, которая раньше водилась в наших местах? Теперь этой рыбы стало гораздо меньше. Исчезли многие виды животных и птиц, их можно увидеть только на страницах Красной книги. Вот для того, чтобы таких животных не становилось с каждым днем все больше и больше, введено много ограничений для охоты.

Х. Закрепление пройденного

У. Чтобы еще раз повторить слова, встречающиеся на уроке, предлагаю решить кроссворд.

 

По горизонтали:

1. Острый железный наконечник рогатины-копья, с которым ходили на медведя.
5. Трезубец, с помощью которого ловили рыбу с лодок.
9. Орудие, которым пахали землю.
10. Длинная веревка для ловли рыбы, к которой прикреплялись короткие веревки с крючками.
11. Сеть, которую два человека тянут по дну озера или реки.

По вертикали:

2. Пшеница, рожь, ячмень – общее название.
3. Сетевидная ловушка, состоящая из большого мешка и крыльев по бокам.
4. Орудие, которым пахали.
6. Овощ, употребляемый в пищу сырым, вареным, пареным.
7. Деревянное строение для хранения муки.
8. Где мела старуха муку для колобка?
9. Орудие, которым пахали.
12. Желанная добыча охотника, от которой получали сало и мех.

Ответы.

По горизонтали: 1. Рожон. 5. Острога. 9. Борона. 10. Перемет. 11. Бредень.

По вертикали: 2. Жито. 3. Невод. 4. Соха. 6. Репа. 7. Амбар. 8. Сусек. 9. Бобр.

ХI. Итог урока

У. Что объединяет все ремесла, упоминавшиеся сегодня?

Д. Давали людям пищу.

У. Почему среди ваших родителей нет профессиональных земледельцев, рыбаков, охотников?

Д. В большом городе этим нельзя заниматься, так как нет лесов, полей, реки загрязнены и в них рыбы почти нет.

ХII. Домашнее задание

У. Подобрать пословицы о тех ремеслах, с которыми мы познакомились, – ткач, плотник, охотник, рыбак, земледелец.

Урок 3

Цели. Познакомить учащихся с работой гончара; познакомить с центрами народных промыслов – Хохлома, Филимоново, Дымково; развивать эстетический вкус, наблюдательность; воспитывать аккуратность, уважение к людям различных профессий.

Тип урока. Интегрированный (история, труд, рисование).

Понятия. Гончарный круг, корчага, ставец, кашник, горлач, ладка, кубок, изразец.

Оборудование. Пословицы, загадки, рисунки с изображениями орудий труда, изделий народных промыслов, посуды, изделия Хохломы, Дымково, Филимоново; пластилин, дидактический материал по труду, диафильм "Глина и ее использование".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Пословицы.

Учитель. Дома вы должны были подобрать пословицы о ремеслах. Что вы нашли? (Пословицы см. в Приложении.) Объясните смысл нескольких из них.

Какова пряха, такова на ней рубаха.

Дети. Чем лучше работница, тем лучше на ней и ее родственниках вещи.

У. Плотник без топора, что изба без угла.

Д. Топор – основное орудие труда плотника. Без него – нет работы.

У. Умелый охотник зря стрелу не выпустит.

Д. Хорошему охотнику требуется меньше стрел, чтобы поразить цель, так как он меткий.

У. Худой сетью рыбы не наловишь.

Д. Если в сети дыра, то вся рыба пройдет мимо, поэтому рыбаки следят за состоянием сетей, чинят их.

У. Глубже пахать – больше хлеба ждать.

Д. Если борозда мелкая, то семена смоет дождем, съедят птицы.

2. Загадки.

У. У меня в руках карточки с загадками. Если вы их правильно отгадываете, то я переворачиваю карточки, и на обратной стороне вы увидите изображение предметов. Ваша вторая задача – определить ремесленника, которому принадлежит этот предмет. (Загадки см. в Приложении.)

Борона, грабли, коса, серп, соха – земледельцу; веретено, гребень, игла – ткачу; лук и стрела – охотнику; молоток, пила, топор – плотнику; сеть, удочка – рыбаку.

III. Постановка темы

У. Вычеркните повторяющиеся буквы, и у вас останется слово – название того ремесла, о котором пойдет речь на уроке.

еуглздонудлчзеадзрле

– О ком мы будем говорить?

Д. О гончаре.

IV. Знакомство с новым материалом

3. Гончар.

У. Те ремесла, о которых вы уже знаете, дали возможность человеку где-то жить, быть одетым и сытым. Но еду надо было в чем-то готовить и хранить, из чего-то есть. Без посуды обойтись было нельзя. Из какого материала могла быть посуда в Древней Руси?

Д. Из дерева и глины.

У. Деревянную посуду изготавливали мастера-древоделы очень искусно. Сегодня мы тоже можем приобрести деревянную посуду, но больше как сувениры.

Учитель показывает изделия из Хохломы.

– А подробнее поговорить я хотела о глиняной посуде. Древнейшее ремесло – гончарное. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепились руками, позже появился гончарный круг, приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий.

Учитель показывает рисунок гончарного круга.

Гончар за гончарным кругом

Гончар за гончарным кругом

– Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины и толкал круг ногами или рукой. Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определенную форму. После того как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах. (Рисунок на доске.) Иногда глиняные изделия славяне украшали орнаментом или расписывали красками.

Гончарная печь

Гончарная печь

Форма сосудов была разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. В одной посуде хранили сыпучие продукты (зерно), другие использовали для варки пищи, а из какой-то ели. Рассмотрите рисунки с изображениями посуды. Попробуйте определить, какую посуду для чего можно было использовать.

Учитель демонстрирует рисунки.

– Всю глиняную посуду можно разделить, говоря современным языком, на кухонную и столовую. К кухонной относились корчаги, горшки, ладки. Корчага – это большой, наподобие кувшина, сосуд с узким горлом. Его название связано с древним славянским словом "корк" – шея. В корчагах хранили зерно и другие сыпучие продукты. Иногда корчаги называли "зерновиками". Горшки всяких размеров, ставцы или кашники использовались для варки пищи. Горлач – для розлива молока. В ладках – широких и глубоких глиняных тарелках – жарили-парили еду.

В качестве столовой посуды использовали глиняные кувшины, миски, чаши, блюда. Гордостью владельцев были кубки, изготовленные с более тонкими стенками, чем обычная посуда, и украшенные различными орнаментами.

Какая современная посуда пришла на смену предметам старины?

Д. Кастрюли, банки для сыпучих продуктов, графины для воды, чашки, тарелки, блюдца.

Учитель демонстрирует предметы.

У. Из каких материалов эта посуда?

Д. Из стекла, пластмассы, металла.

У. Действительно, появились новые материалы, но столовая посуда, которой мы пользуемся, – из глины. Хотите узнать, как делают посуду? Для этого посмотрим фрагмент диафильма "Глина и ее использование".

Просмотр фильма.

– Кроме посуды делали гончары изразцы. Вспомните, что это такое.

Д. Керамические плитки для украшения печей.

У. Также делали гончары и игрушки.

Сейчас мы можем пойти в магазин и купить желаемую игрушку, выпущенную специальными заводами. Из каких материалов делаются игрушки?

Д. Из пластмассы, дерева, резины, стекла, железа, ткани, меха…

У. Современные игрушки могут двигаться, летать, ходить, плавать и говорить. А из какого материала могли быть сделаны игрушки в Древней Руси?

Д. Из дерева, ткани и глины.

У. Правильно, а еще в ход шли солома, шишки, желуди и многое другое. Но мы с вами говорим о гончаре и его игрушках из глины. Как вы думаете, сегодня делают игрушки из глины?
И сегодня можно приобрести глиняные игрушки, но уже в качестве сувениров. Посмотрите на эти предметы и рисунки. Это предметы народных промыслов из Дымково и Филимоново. Там делают и расписывают многочисленные сувениры, которыми украшают жилье.

Учитель демонстрирует игрушки из Дымкова и Филимонова.

V. Практическая работа

У. Я предлагаю вам самим побыть гончарами. Конечно, у вас нет глины и гончарного круга. Вместо них – пластилин и парта. Вы можете вылепить посуду или игрушку. Это могут быть звери, птицы, люди, может быть что-то другое. Посмотрите, что, например, можно сделать.

Учитель демонстрирует кадры из диафильма и рисунки из дидактического материала по труду.

VI. Итог урока

У. Вы попробовали быть гончарами. Как вы думаете, какими качествами должен был обладать гончар?

Д. Терпением, аккуратностью, хорошим вкусом.

У. Молодцы! Об изделиях народных промыслов мы будем говорить на уроках рисования.

Учитель демонстрирует поделки ребят.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Орудия труда

Борона

В поле едет на спине, а по полю на ногах.
Зубов с полста, а безо рта, две пары гребней, а причешись-ка ей.
На весенних полях бродит стадо черепах.
И совсем не на ногах, а на собственных зубах.

Веретено

Чем больше я верчусь, тем толще становлюсь.

Грабли

Двенадцать коней одним поводом веду.

Гребень

Зубастая щука идет через лес.
Зубов много, а ничего не ест.

Игла

Зубастая бабушка весь свет одевает.
Всех на свете обшивает, что сошьет, не надевает.
Хвост тащу, сама иду, петли рядышком кладу.
Прошагала раз полста, оглянулась – нет хвоста.
Я одноглазая старуха, я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха, как паутину, я тяну.

Коса

Сейчас я, правда, устарела, а прежде было много дела –
Как выйду на зеленый луг, так забываю про досуг.
Блестит, сверкает, по полю гуляет, все цветы срезает.

Лук и стрела

Брат не летает, летает сестра – ветра быстрее, легка и остра.

Молоток

Сам худ, а голова с пуд.
Деревянная шея, железный клюв, стучит "тук-тук-тук".

Пила

Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
Железная сестрица зубаста и остра:
Ее и клен боится, и липа, и сосна…
И даже дуб боится попасть на зуб сестрице.

Серп

Маленький, горбатенький, все поле обскакал.

Сеть

Дверей не счесть, а не вылезть, не пролезть.

Соха

Летом обута, зимой разута.

Топор

В лес идет – домой глядит, из лесу идет – в лес глядит.
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется.
Замечательный дружище: деревянная ручища,
Да железный обушок, да каменный гребешок.
Он у плотника в почете, каждый день с ним на работе.

Удочка

Наклонилась над рекой – уговор у них такой:
Обменяет ей река окунька на червяка.
Что это у Галочки? Ниточка на палочке,
Палочка в руке, а ниточка в реке.

Охота

Без собаки зайца не поймаешь.
На хорошего охотника и зверь бежит.
Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто попадает.
Умелый охотник зря стрелу не выпустит.

Рыболовство

Рыбака кормит сеть.
Удица крива, да рыбица пряма.
Худой сетью рыбы не наловишь.

Земледелие

Будет плуг, да не будет рук.
Глубже пахать – больше хлеба ждать.

Другие ремесла

Бортник горек, да мед его сладок.
Мед есть – в улей лезть.
Все бондари, да немногих благодарят.
Грибов ищут – по лесу рыщут.
Клеек да рубанок – столяру отцы родные.
Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь.
Не собрав клепок, не собьешь и бочки.

Разные ремесла

Ткачество

Без веретена пряжки не спрядешь.
Для того наперсток сделан, чтобы руки не наколоть.
Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Кривое веретено не оденет.
По ножницам портной, а по щетине – чеботарь.
Прялка не бог, а рубаху дает.

Кузнечное дело

Без клещей кузнец что без рук.
Вскипело б железо, а молотки сыщутся.
Для того кузнец клещи кует, чтобы рук не ожечь.
Кому до чего, а кузнецу до наковальни.
Куй железо, пока горячо.
Не кует железа молот – кует кузнец.
Не огонь железо калит, а мех.

Плотничество

Без клина и плахи не расколешь. Клин плотнику товарищ.
Без топора не плотник, без иглы не портной.
Не топор тешет, а плотник.
Плотник без топора, что изба без угла.
С топором весь свет пройдешь.

Урок 4

Цели. Познакомить учащихся с бортничеством, животноводством, собирательством; повторить возможности использования человеком домашних животных, грибов, растений; воспитывать уважение к людям различных профессий, бережное отношение к природе.

Тип урока. Интегрированный (история, природоведение, музыка, чтение).

Понятия. Собирательство, животноводство, бортничество, борть, бортник, улей, пасека, пчеловод, пчеловодство, домашние животные, съедобные и ядовитые грибы.

Оборудование. Геометрические фигуры со слогами, картинки с грибами, ягодами, загадки, диапозитивы с изображением домашних животных, диапроектор, магнитофон, аудиозапись песен "Ой, цветет калина", "Рябинушка", книжки с детскими сказками, кроссворд.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. На прошлых уроках мы вели разговор о ремеслах Древней Руси. Сегодня мы продолжаем знакомиться с этими занятиями. Чтобы узнать названия новых ремесел, нам надо распределить фигуры на группы и составить слова.

во ра ство чест ство

вот би вод борт

со ни тель но жи

– Какие слова получились?

Дети. Собирательство.
– Животноводство.

У. Какое слово вызвало сомнение?

Д. Бортничество.

У. Слово новое, совершенно незнакомое. В конце урока вы сами сможете объяснить его смысл.

III. Объяснение нового материала

1. Собирательство.

У. Как вы понимаете смысл этого слова?

Д. Что-то собирается.

У. А что могли собирать славяне?

Д. Грибы, ягоды.

У. Правильно. Что помогало существовать этому занятию?

Д. Кругом было много лесов.

У. Собирательство – сбор диких ягод, грибов, трав – играло в жизни людей большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы.

Учитель показывает рисунки.

– Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки. Крапиву подмешивали в хлеб, восполняя недостаток муки, а также ели свежей, квасили, варили, сушили. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Заготавливали березовый сок.

Что могли собирать летом?

Д. Ягоды.

У. Правильно. Посмотрите на названия ягод (написаны на доске), которые собирали раньше: земляника, малина, черника, ежевика, брусника, голубика, княженика, куманика, морошка. Некоторые нам сегодня не очень известны. Хотя это далеко не весь перечень даров леса. Не все ягоды легко давались в руки человеку, ради некоторых приходилось и пострадать. Так, например, малина и ежевика. Как вы думаете, из-за чего ягоду могли назвать "ежевикой"?

Д. Вероятно, ежевика получила свое название за ветки, снабженные колючками, напоминающими ежа.

У. Набирали про запас черемуху, из которой получалась чудесная начинка для пирогов. По берегам рек и озер, у болот, в сырых лугах собирали смородину. Кто из вас скажет, какого цвета ягоды у смородины?

Д. Красного и черного.

У. У смородины есть еще сорт, ягоды которого при созревании белые. Позднее поспевали дикая вишня, слива, боярышник, яблоки. Вспомните еще раз названия ягод, упоминавшихся сейчас. Какие из них мы с вами употребляем в пищу?

Д. Земляника, малина, смородина, вишня, слива.

– Реже – ежевика, брусника, черника.

У. Где мы берем ягоды?

Д. Покупаем в магазине или на рынке.

– Выращиваем на дачах.

У. Вот видите, это занятие сохранилось и по сей день, только часть ягод мы выращиваем сами, они теперь уже не дикие, а садовые, специальных сортов. Что же дарила природа с приходом осени? Замечательными подарками становились россыпи клюквы, грозди рябины и калины. Эти ягоды – любимые персонажи русского фольклора.

Дети слушают песни "Ой, цветет калина" и "Рябинушка".

– Запасали наши предки на зиму и грибы, которых было великое множество. Кто из вас ходил с родителями по грибы? А какие грибы вы собирали в наших лесах?

Д. Подберезовики, подосиновики, сыроежки, опята, маслята, волнушки…

Учитель показывает рисунки.

Практическая работа. Игра "Грибники"

У. Посмотрите на доску. Перед вами рисунки с изображениями грибов. Многие из них вы уже назвали. Есть здесь грибы съедобные и ядовитые. Я предлагаю вам побыть древними собирателями и сделать запасы на зиму. Нужно выбрать только съедобные грибы, а ядовитые отложить в сторону. Вы сидите группами, вот этими группами вы и пойдете "в лес". Вот вам лукошки и картинки с изображениями грибов. У меня на доске такой же комплект. Та группа, которая сделает заготовки на зиму, выйдет к доске и рассортирует мои грибы, чтобы все могли проверить себя.

Самостоятельная работа учащихся, проверка.

– Что еще, кроме знаний о съедобных и ядовитых грибах, надо было знать, когда люди шли в лес?

Д. Надо знать правила поведения в лесу, правила сбора ягод и грибов. Ведь если они делали это неправильно, то через год-два люди могли остаться без этих необходимых в хозяйстве припасов.

У. Проверим, какие из этих правил знаете вы.

Используются экологические знаки Плешакова.

– Что еще, кроме ягод и грибов, можно собирать в лесу?

Д. Орехи.

У. Правильно. Орехи любят как взрослые, так и дети. А еще собирали наши предки лекарственные травы. Давайте вспомним некоторые из них.

Белым шариком пушистым  красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок – и остался стебелек.

Д. Одуванчик.

У. Не огонь, а жжется – в руки не дается.

Д. Крапива.

У. Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг, лечит ранки ног и рук.

Д. Подорожник.

У. Стоит в саду кудряшка – белая рубашка.
Сердечко золотое. Что это такое?

Д. Ромашка.

У. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой.

Д. Береза.

У. С моего цветка берет пчелка вкусный мед.
А меня все обижают: шкурку тонкую сдирают.

Д. Липа.

2. Бортничество.

У. Мы с вами продолжаем ходить по лесу. Следующее занятие также связано с лесом. Его название нам сегодня не известно. Это бортничество. Что же это такое? Подскажу вам. "Борть" – это дупло большого дерева, в котором жили дикие пчелы. Вы уже догадались, что делал человек, которого называли бортник? Он собирал мед. Это было очень сложное занятие. Оно требовало от людей большого труда, времени и, конечно, смелости. Как вы думаете, почему?

Д. Пчелы могли ужалить.

У. Бортники проходили по лесу десятки километров, чтобы найти такие дупла, где жили пчелы, выбирали из них часть меда (а часть оставляли пчелам на зиму). Даже простой подъем к борти требовал специальных навыков, определенной сноровки. Залезали на дерево с помощью специальных приспособлений. Но найти дерево с бортью и взять оттуда мед – это полдела. Каждый бортник закреплял за собой право на пользование этим дуплом, защищал его. От кого?

Кто в лесу глухом живет неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу?

Д. Медведь.

У. Да, медведи – большие лакомки. Они могут залезть на дерево без всяких приспособлений, необходимых человеку. Как же охраняли борть от косолапого захватчика?
На нижние ветки, под бортью, на веревках вешались деревянные чурбаки. Медведь, залезая на дерево, добирался до них и лапами отталкивал. Чурбаки раскачивались и ударяли медведя. Часто от этих ударов медведь терял равновесие и падал на землю.
Но, кроме медведей, охотились за медом и люди, желающие взять мед и воск из чужой борти. Кража меда в то время считалась тяжелым преступлением и сурово наказывалась.
Для чего людям были нужны мед и воск?

Д. Сахара раньше не было, поэтому готовили и ели блюда с медом.
– Воск шел на изготовление свечей.

У. Итак, вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале урока: кто такой бортник?

Д. Человек, добывающий мед.

У. Существует ли это занятие сегодня? Как оно называется?

Д. Пчеловодство.

У. Разбросанность деревьев с дуплами по всему лесу привела людей к мысли об искусственном бортничестве. Для этого в деревьях стали специально вырубать дупла и переселять рой пчел в них. Со временем дупла заменили специальными домиками. Кто из вас знает, как они называются?

Д. Ульи.

У. А как называется место, на котором собрано много ульев?

Д. Пасека.

У. Теперь люди так же, как и раньше, получают от пчел мед, воск, но теперь это профессия называется "пчеловод".

3. Животноводство.

У. Охота и рыболовство давали людям продукты. Но их не всегда хватало. Поэтому люди стали разводить животных у себя дома. При раскопках археологи находят остатки костей домашних животных того времени. Посмотрим, каких.

Загадки сопровождаются диапозитивами.

– Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет?

Д. Овца.

– Овца – шерсть.

Лежит замарашка в щетинистой рубашке.
Хвост крендельком, нос пятачком.

Д. Свинья.

– Свинья – сало, мясо, щетина, кожа.

У. Рыжий молокозавод день жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко переделать в молоко!

Д. Корова.

– Корова – молоко, все молочные продукты, мясо, кожа.

У. С бородой, а не старик, с рогами, а не бык.
Доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плетет.

Д. Коза.

– Коза – молоко, шерсть, мясо.

У. Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.

Д. Курица.

У. По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки.

Д. Гусь.

У. Весь день на воде, а водой не насытится.

Д. Утка.

– Курица, утка, гусь – яйца, мясо, пух и перья.

У. Крупных животных пасли на лугах, где было много травы. Птицеводством можно было заниматься где угодно, так как для этого не надо было огромных территорий. На зиму животным запасали корм. Сохранилось ли животноводство сегодня?

Д. Да, но за пределами крупных городов, так как в городах нет для этого условий.

Работа с литературой

У. О том, что рядом с человеком жили животные, можно узнать из русских народных сказок. Вспомните какие-то сказки и животных, упоминающихся в них.

Д. "Курочка Ряба" – курица.
– "Репка" – собака, кошка.
– "Зимовье зверей" – бык, баран, гусь, петух, свинья.
– "Как мужик гусей делил" – гуси.
– "Коза-дереза" – коза, петух.
– "Петух и собака" – петух, собака…

IV. Закрепление пройденного

У. Чтобы выяснить, как хорошо вы запомнили материал, я предлагаю вам отгадать кроссворд. Если вы правильно угадываете все слова, то по вертикали откроется еще одно слово – название ремесла.

1. Ягода, которая бывает белой, красной, черной.
2. Как называют человека, который в наши дни разводит пчел?
3. Дупло большого дерева, в котором жили дикие пчелы.
4. Ягода, название которой напоминает о ее "колючем" характере.
5 и 14. Что собирали наши предки в лесу?
6. Какая трава заменяла хлеб в голодное время?
7. Какая домашняя птица часто встречается в сказках?
8. Продукт добычи бортника.
9. Домашнее животное, на котором передвигались, пахали.
10. Крылатый, горластый, красные ласты.
11. Хвост крючком, нос пятачком.
12. Какой продукт делали из молока?
13. Зимой спит, летом ульи ворошит.

Ответы. 1. Смородина. 2. Пчеловод. 3. Борто. 4. Ежевика. 5. Грибы. 6. Лебеда. 7. Петух. 8. Мед. 9. Лошадь. 10. Гусь. 11. Свинья. 12. Творог. 13. Медведь. 14. Орехи.

V. Итог урока

У. О каких ремеслах мы говорили сегодня?

Д. Собирательство.
– Бортничество.
– Животноводство.

У. Что их объединяет?

Д. С их помощью люди добывали себе пищу.

У. У нас с вами ко всем ремеслам были подобраны условные знаки, по которым мы узнавали эти занятия. Какие значки можно подобрать к сегодняшним ремеслам?

Д. Собирательство – корзина.
– Бортничество – улей.
– Животноводство – одним значком сложно обозначить.

У. Как же поступить?

Д. Можно разделить рисунок на две-три части и нарисовать несколько животных, например корову и курицу, лошадь и петуха или кого-то еще.

У. Хорошо, молодцы. К следующему уроку нарисуйте знаки, обозначающие эти ремесла.

Урок 5

Цели. Познакомить учащихся с работой кузнеца, кожевника, древодела; закрепить знания, полученные на предыдущих уроках, о ремеслах; воспитывать уважение к людям различных профессий.

Понятия. Кузнец, горн, наковальня, кувалда, златокузнец, руда, столяр, смолокур, бондарь, бочар, ладейщик, древодел, кожевник, сапожник, сумочник, седельщик, профессия.

Оборудование. Пословицы, стихотворение М.Люфти, рисунки с изображениями орудий труда, инструменты, используемые кузнецом.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Загадки по теме "Собирательство" (см. Приложение).

Учитель. О чем были все загадки?

Дети. О ягодах, грибах, растениях.

У. Какое отношение они имеют к занятиям людей?

Д. Их собирали в лесу.

У. Как называлось это занятие?

Д. Собирательство.

У. Поднимите рисунки, которые вы выполнили к этому ремеслу.

Учитель отбирает лучшие рисунки.

Загадки по теме животноводство (см. Приложение).

У. Что объединяет этих животных?

Д. Они домашние. Их держали раньше и держат сейчас.

У. Как называется занятие по выращиванию и разведению животных?

Д. Животноводство.

У. Покажите знаки, составленные вами к этому ремеслу.

Учитель выбирает удачные знаки.

У. На какие группы можно разделить животных из этих загадок?

Д. Птицы, звери, насекомые.

У. Как называется занятие по разведению птиц?

Д. Птицеводство.

У. Какое занятие в Древней Руси было связано с насекомыми?

Д. Бортничество – добыча меда.

У. Как сегодня называется это занятие?

Д. Пчеловодство.

У. Какие знаки вы составили?

Учитель выбирает наиболее удачные знаки.

III. Постановка темы урока

У. Сегодня у нас заключительный урок из цикла "Занятия наших предков". Мы познакомимся еще с несколькими ремеслами и подведем итог.

IV. Знакомство с новым материалом

1. Кузнец.

У. Послушайте стихотворение М.Люфти "Кузнец" и скажите, о ком пойдет речь.

Чтобы железо в огне накалилось,
Горн раздувает он.
Чтобы железо в огне размягчилось
Сразу со всех сторон,
Он на огне его держит и вертит,
Знает, когда достать…
А как достанет, может, поверьте,
Все, что хочешь, сковать:
Плуг и мотыгу, клинок и лопату,
Цепи, подкову, струну…
Может любую игрушку ребятам
Сделать в минуту одну.
Может отлить вам ворота литые,
Ну и засов заодно...
Иль откует вам решетки резные,
Чтобы украсить окно.

Так о ком же идет речь в стихотворении?

Д. О кузнеце.

У. Правильно. С кузнечного дела мы и начнем разговор. Вспомните стихотворение. Какие вещи может выковать кузнец?

Д. Различные орудия труда, украшения, игрушки.

У. Давайте познакомимся с работой кузнеца.
Кузницу устраивали в некотором отдалении от жилья и покрывали слоем земли, чтобы не возник пожар от искр. Большая каменная печь для выплавки руды называлась горном.

Учитель демонстрирует рисунок.

Кузнечный горн

Кузнечный горн

– В каждый такой горн можно было загрузить 8–10 кг руды, которую сушили и измельчали.

Учитель показывает образец руды, из которой добывали железо.

– В горне было много горячих углей, а сбоку приделан большой мех. Бравые молодцы раздували меха, нагоняли в горн через глиняные отверстия воздух и поднимали жар до 1300 градусов. При такой температуре руда расплавлялась; затем ее охлаждали, опуская в воду. Так получались удлиненные куски железа. Из 10 кг руды получалось не более 1 кг железа. Далее эти куски железа отправляли кузнецам, которые были во многих населенных пунктах. Мастера пользовались большим уважением. Какими же инструментами работали кузнецы?

Учитель показывает рисунки.

Инструменты славянских кузнецов

Инструменты славянских кузнецов

– Это прежде всего наковальня – железная подставка, опора для ковки металла, затем – тяжелый молот-кувалда, маленький молоток и разных размеров клещи с длинными ручками.
Клещами кузнец брал из горна раскаленный кусок железа, клал его на наковальню и бил кувалдой. Регулярно подручный раздувал мехами угли в горне. Стоял сильный звон. От жары было трудно дышать.
Для отделки использовались более тонкие инструменты – зубила, щипцы, щипчики, кусачки, сверла, паяльники.
Учитель показывает современные инструменты, взятые в кабинете труда.
– Как вы думаете, что делали с их помощью?

Д. Пробивали отверстия, разрубали предметы на части, подпиливали, паяли...

У. Умели кузнецы обрабатывать и благородные металлы – золото и серебро. Для этого брали маленькие наковальни и молоточки. И получались изделия удивительной красоты: серьги, кольца, браслеты. Таких кузнецов звали златокузнецами. Давайте подведем небольшой итог. Прочитайте пословицы, написанные на доске.

На доске.

  • Без клещей кузнец что без рук.

  • Кому до чего, а кузнецу до наковальни.

  • Куй железо, пока горячо.

  • Не огонь железо калит, а мех.

– Объясните смысл пословиц.

Дети выполняют задание.

– Как называется вещество, горная порода, содержащая металлы?

Д. Руда.

У. Что такое горн?

Д. Кузнечная печь для плавки металла.

У. Поняли ли вы, что такое мех, меха в кузнечном деле?

Д. Приспособление для подачи воздуха в печь.

У. Как называется подставка, опора для ковки металла?

Д. Наковальня.

У. Какие кузнечные инструменты вы можете назвать?

Д. Молот, щипцы, щипчики, кусачки, сверла, напильники, паяльники, зубила...

2. Древодел.

У. Посмотрим, чем же еще занимались люди в то время. На первом уроке, посвященном ремеслам, мы говорили о плотниках. С каким материалом они работали?

Д. С деревом.

У. Деревообработка – древнейшее ремесло на Руси. Говоря об этом ремесле, мы не можем ограничиться только плотничеством. По дереву работали плотники, столяры, бондари, смолокуры, бочары, ладейщики. Кто же они такие?
Столяр – рабочий, специалист по обработке дерева (более тонкой и тщательной, чем при плотничьих работах) и изготовлению изделий из него. Это ремесло сохранилось до сегодняшнего дня. Современные столяры делают мебель, декоративную посуду, сувениры из дерева, резные наличники для домов и многое другое, что служит для украшения дома.
Смолокуры гнали из сосны смолу, из которой готовили вар.
Бондари – мастера, которые изготавливали бочки, кадки, ведра, лохани. Они раскалывали определенным образом поленья, подгоняли эти детали и соединяли обручами.
Бочары – мастера по изготовлению посуды. Посуда наших предков была необыкновенно разнообразной: миски, блюда, черпаки, ложки, ковши, солонки, хлебницы...
Вырезая различную столовую утварь, мастер старался в каждое изделие внести частицу красоты. Ковшам придавался силуэт плывущей птицы (рисунок на доске). Ручки приобретали сходство с головой и шеей фантастических животных. Поверхность посуды украшали резьбой.
Из длинных берестяных лент, снятых с березы ранним летом, плели кузовки, короба. В берестяных туесках хранили различные соления, квас, молоко. Вырезали также совки, ковши, солонницы. Из корней деревьев плели корзины, хлебницы, формы для выпечки хлеба и многое другое. Из обработанных корней можно было делать посуду очень сложной формы. Мастера плели корневушки так плотно, что в них можно было хранить даже соль и другие сыпучие продукты.
Из дерева делали лодки, ладьи. Для изготовления ладьи брали дуб, делали ладьи специальные мастера – ладейщики.
Использовали различные породы дерева: для топорищ, ручек к различным орудиям и инструментам шла береза, для изб и теремов – ель и сосна, для заборов – дуб, на мебель – липа.
Прочитайте названия ремесел, о которых мы говорили.

На доске.

– Прочитайте еще раз, кто что делал.

Дети выполняют задание.

3. Кожевник.

У. Было еще одно ремесло, которое люди знали издавна и без которого нельзя было обойтись. Как вы думаете, откуда люди брали кожи?

Д. От домашних животных, от диких – убитых на охоте.

У. Правильно. Из шкур коней, коров, овец, коз, свиней выделывали кожу. От коней и коров получали более толстую кожу. Обрабатывать кожу было тяжело. Сначала со шкуры соскабливались остатки волос, жил, мяса, затем шкуры замачивали в специальных чанах, потом мяли кожу руками, затем обрабатывали специальными веществами и снова мяли, сушили, ровняли, иногда красили. Труд кожевника был тяжелым и вредным. В народе кожевники слыли силачами. Есть в летописях сказание о могучем удалом молодце Никите Кожемяке. А что делали с обработанной кожей?

Д. Шили разные предметы.

У. Готовую кожу отдавали сапожникам, сумочникам, седельщикам. Что это за мастера? Что они делали?

Д. Сумки, сапоги, седла.

У. Конечно, мы с вами за эти несколько уроков не смогли познакомиться со всеми ремеслами, существовавшими в Древней Руси. Но они так или иначе будут упоминаться на других уроках.

V. Закрепление пройденного

У. Вспомним все то, о чем мы говорили на пяти уроках: о ремеслах, о предметах, с помощью которых люди трудились. Работать мы будем всем классом, так как все полностью вы, вероятно, не запомнили, да это и не требовалось. Я хотела, чтобы вы имели некоторое представление о занятиях людей того времени. Разгадываем кроссворды, которые я составила по материалам уроков. (Кроссворды см. в Приложении.) Какие слова появились в выделенных клеточках?

Д. Ремесла предков, предмет труда.

У. Почему именно эти слова получились?

Д. В одном кроссворде все слова обозначают названия ремесел, а во втором – предметы, с помощью которых люди выполняли свою работу.

У. Молодцы!

VI. Итог урока

У. Давайте подведем некоторый итог нашим урокам. Как раньше жили люди? Что они умели делать?

Д. Многое делали сами, так как не было магазинов и заводов, как теперь.

У. Можно ли было прожить, ничего не делая?

Д. Нет, иначе можно было умереть от голода или холода.

У. Какие ремесла дошли до наших дней?

Д. Почти все. Но они существуют в разных местах: некоторые – в городах, а некоторые – за их пределами.

У. Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали почти все сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась, а потом обменивались результатами своей работы. Кто-то охотился, а кто-то шил одежду, кто-то разводил животных, а кто-то рыбачил. Со временем совершенствовались орудия труда, они облегчали труд людей. Вот так через века эти ремесла, которые мы сейчас называем профессиями, дошли до XXI века.
Труд был всегда уважаем, люди сочинили много пословиц о труде. Прочитайте некоторые из них (см. Приложение). Объясните смысл выделенных.

Дети выполняют задание.

– Какую из пословиц мы могли бы выбрать девизом наших уроков?

Д. Мастерство везде в почете.

У. Вот на этой мысли мы и остановимся, закончим наш разговор о ремеслах Древней Руси.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пословицы о труде, ремеслах

Без дела жить – только небо коптить.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Берись за то, к чему ты годен.

Век живи, век трудись, и трудяся, век учись.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Все скоро сказывается, да не все скоро делается.

Всяк своим разумом кормится.

Всяко ремесло честно, кроме воровства.

Всякая работа мастера хвалит.

Всякое умение трудом дается.

Два дела разом не можно взять в руки.

Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.

Имею ремесло – и на камне хлеб достану.

Каждое дело любовью освещается.

Как шьется, так и носится.

Каков мастер, такова и работа.

Кончил дело – гуляй смело.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Кто не работает, тот не ест.

Кто рано встает, тому бог подает.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Мастерство везде в почете.

На чужой каравай рта не разевай,

а пораньше вставай да свой добывай.

Не просит ремесло хлеба, а само кормит.

Загадки по теме "Чем занимались наши предки" Собирательство

Ягоды

Земляника

На припеке у пеньков много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек.
Разгибаем стебельки – собираем огоньки.
Цветик-невеличка, будет...

Клюква

Я красна, я кисла, на болоте я росла,
Дозревала под снежком, ну-ка, кто со мной знаком?
Когда весною талые сойдут с болот снега,
Она, как бусы алые, усеет берега.

Смородина

Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая – чернеет.

Крыжовник

Низок, да колюч, сладок, да пахуч,
Ягоды сорвешь, всю руку обдерешь.

Грибы

Землю пробуравил, корешок оставил;
Сам на свет явился, шапочкой покрылся.

Боровик

И под старою сосною, где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею, первый найден...

Лисички. Золотистые... – очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Опята

Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.

Подберезовик

Не спорю, не белый – я, братцы, попроще...
Расту я, обычно, в березовой роще.

Подосиновик

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту, зовусь я...

Сыроежка

Вдоль лесных дорожек много белых ножек,
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай, не мешкай, это – ...

Растения

Орех

Маленький Иван – костяной кафтан.
Круглый, зрелый, загорелый, попадался на зубок.
Попадался на зубок, расколоться все не мог.
А попал под молоток, хрустнул раз – и треснул бок.

Крапива

Что это за растение, которое даже слепые узнают?
Мне зеленый кипяток ноги голые обжег.
У заборов он бывает, никогда не остывает.

Мак

Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку.

Животноводство

Баран

Заплелись густые травы, закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога.
По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

Кролик

Угадайте, что за шапка: меха целая охапка.
Шапка бегает в саду, щиплет травку на виду.

Конь

Один бежит, старается, другой сидит, катается.

Лошадь

Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива.

Корова

Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла.
Голодная – мычит, сытая – жует. Всем ребятам пить дает.

Свинья

Лежит замарашка в щетинистой рубашке.
Хвост крендельком, нос пятачком,
Ничем не больна, а все стонет она.
У кого короткий хвост крючком?
Кто копает землю пятачком?

Коза

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,
Доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плетет.

Птицеводство

Гусь

В воде купался, а сух остался.
Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки.
Спит или купается, все не разувается:
День и ночь на ножках красные сапожки.
Крылатый, горластый – красные ласты.

Индюк

Он живет у нас давно, приходит часто под окно,
Берет он хлеб из наших рук: совсем ручной у нас...

Кошка

Живет в доме хозяйка: шубка атласная, лапки бархатные, ушки чуткие.
Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище.
Днем спит или сказку говорит, ночью бродит, на охоту ходит.

Курица

Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает.

Петух

Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног.
Я не будильник, а бужу, я с бородой и в шпорах.
С большою важностью хожу и вспыльчив, словно порох.
Хвост узорами, сапоги со шпорами, ночью распевает, время считает.

Утка

Она крякает в пруду: "Я найду себе еду.
Для меня нырнуть пустяк, если есть на дне червяк".

Пестрая крякуша ловит лягушат. Ходит вразвалочку-спотыкалочку.

Пчеловодство

Пчела

Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком.
В темной избушке живут чернушки,
Вяжут кружево без узлов и петель.

Собака

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет – она знать дает.
Заворчал живой замок, лег у двери поперек.

Кроссворд 1

1. Приспособление для ловли животных.
2. Приспособление для прядения нити.
3. Приспособление для вычесывания льна.
4. Сеть, которую два человека тянут по дну озера или реки.
5. Приспособление для подачи воздуха в кузнечный горн.
6. Ручное орудие в виде изогнутого ножа для срезания хлебных культур.
7. Большой тяжелый кузнечный предмет, которым били по металлу.
8. Приспособление для прядения в виде заостренной палочки.
9. Острый кол, применявшийся при охоте на медведя.
10. Из чего стреляли во время охоты?
11. Сетевидная ловушка для рыбы, состоящая из большого мешка и крыльев по бокам.
12. Железная подставка, опора для ковки металла.

Ответы. 1. Капкан. 2. Прялка. 3. Гребень. 4. Бредень. 5. Меха. 6. Серп. 7. Молот. 8. Веретено. 9. Острога. 10. Лук. 11. Невод. 12. Наковальня.

Кроссворд 2

1. Человек, который ловит рыбу.
2. Мастер, изготавливающий различные предметы из железа.
3. Как называлось занятие по выращиванию растений?
4. Мастер, выделывающий кожу.
5. Человек, делающий мебель.
6. Кто гонит из сосны смолу?
7. Мастер по изготовлению тканей.
8. Мастер-древодел, рубящий избы.
9. Человек, из-под чьих рук выходит прекрасная глиняная посуда.
10. Занятие, в результате которого у человека оказываются заготовленными грибы, ягоды, орехи, травы.
11. Мастер, изготавливающий бочки.
12. Человек, добывающий диких зверей и птиц.
13. Собиратель меда.
14. Занятие, при котором человек выращивает домашних животных.

Ответы. 1. Рыбак. 2. Кузнец. 3. Земледелие. 4. Кожевник. 5. Столяр. 6. Смолокур. 7. Ткач. 8. Плотник. 9. Бончар. 10. Собирательство. 11. Бондарь. 12. Охотник. 13. Бортник. 14. Животноводство.