Алла БАХТИНА,
школа № 933
г. Москва
Фонетика, фонетика – наука очень
сложная
(Упражнения для развития
фонематического слуха)
Фонетический разбор очень часто
вызывает затруднения у младших школьников. Как
сделать этот вид работы интереснее,
занимательнее? Как можно "сыграть" и
"нарисовать" правило? Своим опытом в области
фонетики на уроках делится учитель начальных
классов школы № 933 г. Москвы Алла БАХТИНА.
1-й класс
В 1-м классе провожу следующую работу.
1. "Азбука" (с. 5) – речь
состоит из предложений. Каждое предложение
пишется с большой буквы, в конце предложения
ставится точка. Дается схема: . Я добавляю к схеме зеленой ручкой
два круга: . Дети
проговаривают эти правила и показывают их.
2. "Азбука" (с. 8) –
предложение состоит из отдельных слов, каждое
слово в предложении пишется отдельно. Дана схема:
. – Осень
наступила.
Играю с ребятами: каждое предложение –
это паровозик (связь с детской игрой). У
паровозика есть голова, то есть дизель, есть
отдельные вагоны. У паровозика может быть 2, 3, 5, …
, 10 отдельных вагонов, но все они образуют один
большой состав. Так и в предложении может быть 1, 2,
3, … , 10 слов, все они пишутся отдельно. В схеме
добавляю:
Но по смыслу в предложении все слова
взаимосвязаны, хотя может быть и их перестановка.
Дети учатся отличать большое слово – большой
вагончик (то есть в схеме большой – длинный
прямоугольник). Маленькое слово – маленький
вагончик (маленький прямоугольник в схеме).
Например:
Мама пошла в магазин.
На этом этапе обучения у детей в игре
отрабатываются правила предложения.
Начало предложения пишется с большой
буквы.
Каждое слово (большое и маленькое)
пишется отдельно.
В конце предложения ставится точка.
3. "Азбука" (с. 9) – в конце
предложения может быть и восклицательный, и
вопросительный знак. Схема изменяется, а
дополнения не применяются:
Игра 1. "Хлоп-хлоп"
Ребенок слушает предложение и хлопком
показывает наличие каждого слова. "Слово – не
воробей, вылетит – не поймаешь" – я это
понимаю. Но игра есть игра. Здесь работают
двигательные мышцы обеих рук, развиваются
внимание, слух, приходит осознанность правила:
предложение состоит из слов.
Игра 2. "Покажи предложение"
(работают кисти рук)
Игра заключается в том, что ребенок
показывает все три правила предложения, которые
он уже знает.
Мама купила хлеб.
Начало предложения (ладошки на большом
расстоянии) – большая буква.
Пунктиром показано движение ладошек.
Ладошки вместе – показывают (в этом случае), что
слово закончилось, существует промежуток,
начинается другое слово – с маленькой буквы, в
конце предложения звучит хлопок, то есть
ставится на письме точка.
4. "Азбука" (с. 11) – деление
слова на слоги, ударный слог. Использую те же
самые хлопки. Сколько слогов – столько хлопков.
Например: воробей – 3 гласных, 3 хлопка.
Добавляю игру "Тише – громче": воробей
– 3 хлопка, ударный слог (бей – третий по счету),
значит, первые два хлопка – тихие, а третий –
сильный, громкий. Схема: .
Пример: чайка – 2 слога, 2
хлопка, первый слог ударный – громкий хлопок,
второй слог – тихий хлопок. Схема: .
5. "Азбука" (с. 18) – гласные
звуки в слове. Схема: (маRки).
Игра на пальчиках: "Лови!"На левой
руке каждый пальчик – это какой-то звук (то есть
левая рука – это слово). А правая рука будет
считать звуки (показывать на пальчиках левой
руки наличие звука), дотрагиваться и считать.
[м] – звук
– показываем наличие звука соприкосновением
пальцев правой руки с указательным пальцем
левой.
[а] – звук – переводим соприкосновение на
средний палец.
[к] – звук – переводим соприкосновение на
безымянный палец.
[и] – звук – переводим соприкосновение на
мизинец.
Получили 4 соприкосновения – 4 звука в
слове маки, где второе соприкосновение
сильнее – ударение на эту [а] гласную (больше силы
голоса – больше (сильнее) соприкосновение).
6. "Азбука" (с. 25) – наличие
звуков в слове больше, чем 5. Применяю игру
"Уточка": у каждого ребенка две уточки (левая
– левая рука, правая – правая рука). Попутно идет
развитие мелкой моторики кистей обеих рук. Кисть
складывается:
Уточка клювом ловит звуки.
Например: ландыш – 6 звуков – 6 раз клюв
открывается и закрывается.
7. "Азбука" (с. 31) – звук и
буква И, и. Игра с конвертами.
Имена людей пишутся с большой буквы.
У каждого ребенка по 2 конверта: один –
схемы слов (для работы над предложением), второй
– схемы звуков, слогов, полосочки для
слогораздела (для работы со словом). Дети с
удовольствием двигают карточки: составляют,
изменяют схемы, попутно проговаривают уже
изученные правила.
Идет распространение предложения.
Дети играют в паровозик. ("Сколько вагонов в
его составе?") Работа по развитию речи.
4. Девочку зовут Ира.
Ребята уже знают, что начало
предложения пишется с большой буквы (схема ),
обычные слова – с маленькой (схема ).
Новое сегодня: 1) Ира –
имя девочки пишется с большой буквы, да и вообще
имена людей пишутся с большой буквы. Значит,
нужна схема: .
2) В любом месте предложения (начало,
середина, конец) имя пишется с большой буквы
(схема ).
Это игра – работа со схемами из
первого конверта. Работа со вторым конвертом:
разноцветные схемы для работы.
Например:
Ира (с. 31) – ребенок выкладывает у себя на
столе схему слова, устно проговаривая правила.
Дети. В этом слове 2 гласные – 2
слога: первый [и] – красный квадрат, второй [р] [а]
– слог-слияния согласного и гласного (на этом
этапе согласный – белого цвета). Ставлю
слогораздел (выкладывает большую полосочку
черного цвета). Первый слог ударный, ставлю
ударение (выкладывает маленькую черную
полосочку под наклоном) – это имя, его нужно
писать с большой буквы, показываю (выкладывает
большую черную полосочку на красный квадрат).
Отмечаю: ребенок уже знает много
правил по русскому языку, он их проговаривает и
"показывает" в игре на различных схемах, а
ведь писать он еще не умеет. Я уверена, это
большая подготовка к письму отдельных слов и
целых предложений.
8. "Азбука" (с. 44) – обращение,
оформление обращения на письме. Я работаю, играю
со схемами, ребята легко запоминают запятые при
обращении, двигая, переставляя слова-схемы у себя
на парте. Например:
Сами посмотрите, сколько правил уже
знают и показывают дети по схемам.
Начало предложения пишется с большой
буквы.
Каждое слово (большое или маленькое)
пишется отдельно.
В конце предложений ставится точка.
Имена людей пишутся с большой буквы.
На письме обращения выделяются
запятыми, если:
– обращение в начале предложения,
то запятая справа;
– обращение в конце предложения, то запятая
слева;
– обращение в середине предложения, то оно
выделяется с двух сторон.
Кроме двух конвертов в помощь ребятам
и их родителям я завожу тетрадочки по чтению. В
этих тетрадях дети чертят схемы простым
карандашом, делают зарисовки, штриховки цветными
карандашами, зеленой ручкой – показывают
правила предложения. Это трудная работа для
малыша.
9. "Азбука" (с. 53) – появляются
цветные схемы слоRва (гласный – красный,
согласный – синий или зеленый – зависит от
написания и произношения). И дети принимают игру
с цветными схемами из второго конверта. Схемы
можно поменять местами – исправить
быстро-быстро, а в тетрадочке это сделать
сложнее, труднее, нужно зачеркивать, исправлять,
если не так… Дети больше волнуются, переживают,
что у них не так, как у всех, замыкаются. А при
работе с конвертом (двигающимися схемами) этого
нет, ребенок переставил карточку, проговорил
правило, и у него на парте перед собой такие же
(как нужно!) схемы. Он такой же сразу хороший, как и
все остальные.
Звуковые схемы:
Например:
10. При изучении йотированных букв,
мягкого и твердого (с первого и по четвертый
классы) знаков я придумала и использую игру
"Плюс-минус". Игра заключается в том, что
проставляется над буквой знак "+", или
"++", или "–" (зависит от того, сколько
звуков обозначается одной буквой). При изучении
йотированных букв я, ю, е, ё
использую схемы и , четко заучиваем
правила (всем известные).
Звуковые схемы:
Два звука йотированная буква
обозначает: в первом случае – так как стоит в
абсолютном начале слова, то есть первая в слове;
в третьем случае йотированная буква
стоит после гласной;
в четвертом случае йотированная буква
стоит после ь и ъ знаков.
Один звук йотированная буква
обозначает, когда стоит после согласной, как во
втором случае.
При изучении ь и ъ знаков
знакомимся с правилом: ь и ъ знаки – это
только буквы, знаки, а звуков они не обозначают.
Для того чтобы не забыть, не ошибиться в подсчете
букв и звуков (при звуко-буквенном анализе слова),
над буквами ь и ъ знаки пишем "–"
(минус).
Например:
11. "Азбука" (с. 124–125) – дети
знакомятся с прямой речью и ее оформлением,
диалогом (с. 131, 139, 145 и т. д.) и его оформлением.
Сами понятия трудные, сложные. На помощь приходит
конверт 1 (схемы предложения).
Например:
Мама говорит о дедушке: "Сам стар, а
душа молодая". (С. 125.)
"Будем вместе играть", –
сказал Юра. (С. 131.)
Конечно, мы вернемся основательно к
этой теме в 3–5-м классах. А сейчас в игре даются
понятия (слова автора, непосредственно прямая
речь) и знаки препинания. Со схемами легче
проходят понимание и запоминание.
12. "Азбука" (с. 131) – вежливые
слова. Слово пожалуйста, запись и
оформление запятыми.
Например:
– Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, –
просит Оля.
1) большая буква – начало
предложения;
2) большая буква – имена детей;
3) оформление прямой речи;
4) Слово пожалуйста в середине
предложения – запятые с двух сторон.
Эти правила ребенок видит, оформляет
схемами, устно многократно проговаривает
правила, а он только в первом классе, да еще не
весь алфавит прошел.
Ну а почему бы еще ребят не познакомить с таким
правилом: слово пожалуйста в начале
предложения, в конце предложения, оформление на
письме, ведь в устной речи дети употребляют слово
пожалуйста не с первого класса, а гораздо
раньше.
Например:
2-й класс
Во 2-м классе ввожу для
звуко-буквенного анализа следующую работу.
Делаем запись: Устно проговариваем:
Например:
– 2 слога, 4 буквы,
4 звука.
Записали слово мама. Вижу
гласную а, ставлю под гласной точку, вижу
гласную а, ставлю под гласной а точку,
получим 2 точки –
2 гласные. Гласные образуют слог, значит, у нас два
слога (показываю их дугами под словом). Если два
слога, то должно быть ударение (знаю: ударение не
ставится в слове с одним слогом и если в слове
есть буква ё, она всегда ударная). Зову (мама),
ударение ставится на первый слог ма.
Буквы я вижу, считаю. Получила 4 буквы. Звуки я
слышу, обозначаю "+" и "–" наличие
звуков у каждой буквы. Называю букву и произношу
звук: буква эм – звук [м], аR – звук [аR], эм – звук
[м], а – звук [а].
Получила 4 плюса – 4 звука. Записываю
после тире характеристику: 2 слога, 4 буквы, 4
звука.
Например:
Проговариваю:
1) всю работу как со словом мама
(см. выше);
2) если есть различие между
количеством букв и звуков, проговариваю еще и
конкретное правило.
Например:
День – 4 б., 3 зв., так как ь знак
звука не обозначает, букв больше, чем звуков.
Яблоко – 6 б., 7 зв., так как
йотированная буква я стоит в абсолютном
начале слова – в этом случае она обозначает два
звука; поэтому букв меньше, чем звуков.
Солнце – 6 б., 5 зв., так как
буква л – пишется, а звук ни [л], ни [лў] – не
произносится, здесь правило непроизносимого
согласного, будет букв больше, чем звуков.
3-й класс
В 3-м классе этот вид работы
(звуко-буквенный анализ слова) дополняю работой,
как бы это слово я перенесла, но отрабатываю все
возможные случаи. Игра "Покажи перенос" с
помощью ладошек и в третьем классе проходит, дети
с удовольствием показывают перенос на доске.
Например:
Написано:
Работа проводится как со словом мама.
Дополнение (устно): перенос слова возможен – кар-тина
и карти-на – и сопровождается движениями.
1. Кар-тина – закрывают
ладошкой кар- – первый слог, остается
запись -тина – ее видно, можно перенести,
и правая ладошка (ребром ладони) показывает часть
этого слова для переноса вправо.
2. Карти-на – закрывают ладонью карти-
– часть слова, остается -на – часть,
которую видно, следовательно, ее можно перенести,
и правая ладонь движением вправо показывает этот
перенос. А потом дети в 3-м и 4-м классах заучивают
полные характеристики звуков, делают
общепринятые записи. В 1-м классе вводятся три
ручки (красная, зеленая, синяя) для печатания
слов, где гласный звук – красный цвет, согласный
твердый – синий, согласный мягкий – зеленый: . Я
использую два конверта в работе над
предложением, словом, звуком, считаю, что эта вся
"игра" детям в помощь. И в 3-м, и в 4-м классах у
ребят нет страха по работе над буквой и звуком (в
полном звуко-буквенном анализе любого слова),
работе с предложением (составь, запиши, оформи
правила). Думаю, это хорошая база для работы на
уроках русского языка в среднем звене. Удачи всем
тем, кто заинтересовался моими игровыми
моментами. Попробуйте сами, ведь учиться, играя,
интереснее и легче.
|