Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №28/2002

Галина МАКАРЕВИЧ

В ритмах света и тени

Державу природы
Я должен рассечь
На песню и воды
На сушу и речь.
И хлеба земного
Оведав, пройти
В свечение слова
К началу пути.

А.А. Тарковский

Уже вторую неделю я наблюдаю за девочкой на берегу соседнего острова. Детвора рядом со мной неумолчно галдит, играя в карты или "Монополию". Девочка под красным, похожим на мухомор, зонтом торопливо переворачивает очередную страницу и продолжает читать толстую книгу.
Что она читает?
Детектив? В складках губ нет напряжения и азарта. Значит, исторический роман (я в свое время "глотала" их один за другим). Но дышит девочка спокойно, размеренно и слез не пускает. Может научная фантастика увлечь одиннадцатилетнего ребенка? Тогда в глазах появится романтический блеск...
Что же читает девочка?
Я плыву на другой берег и подсаживаюсь к ней. Ветер высушивает легкие каштановые волосы девочки. Травинка щекочет ей пятку. Около нас шуршит по гальке задумчивый краб. Солнце заглядывает под зонт: задорный зайчик перепрыгивает с глянцевой страницы на лицо девочки. Она зажмуривается и вдруг ощущает и ветер, и травинку, и краба.
– Все как в книге, – раздается ее удивленный шепот.
– Что ты сейчас читаешь?
– "Записки охотника" Ивана Сергеевича Тургенева.
– Скучно! Пылинки-дождинки, и никакого действия, никакого движения.
Девочка открывает глаза:
– Краски, запахи и звуки в природе постоянно меняются.
– В природе, а не в книге. Красивые описания меня не интересуют. Герой в них растворяется и теряет себя.
– Да в ритмах ручья, в пульсации света и тени больше движения, чем в действиях героев. Это как в кинотеатре. При просмотре фильма мы не замечаем мелькания кадров, а видим лишь цепь событий. Вырежьте часть пленки – цепь распадется.
С моего бывшего острова раздается рок-музыка. Слышны разгоряченные молодецкие крики. Совсем не хочется возвращаться туда.
– Оставайтесь здесь, – приветливо приглашает девочка.
– Зачем?
– Будем вместе читать Тургенева.