Державу природы
Я должен рассечь
На песню и воды
На сушу и речь.
И хлеба земного
Оведав, пройти
В свечение слова
К началу пути.
А.А. Тарковский
Уже вторую неделю я наблюдаю за
девочкой на берегу соседнего острова. Детвора
рядом со мной неумолчно галдит, играя в карты или
"Монополию". Девочка под красным, похожим на
мухомор, зонтом торопливо переворачивает
очередную страницу и продолжает читать толстую
книгу.
Что она читает?
Детектив? В складках губ нет напряжения и азарта.
Значит, исторический роман (я в свое время
"глотала" их один за другим). Но дышит
девочка спокойно, размеренно и слез не пускает.
Может научная фантастика увлечь
одиннадцатилетнего ребенка? Тогда в глазах
появится романтический блеск...
Что же читает девочка?
Я плыву на другой берег и подсаживаюсь к ней.
Ветер высушивает легкие каштановые волосы
девочки. Травинка щекочет ей пятку. Около нас
шуршит по гальке задумчивый краб. Солнце
заглядывает под зонт: задорный зайчик
перепрыгивает с глянцевой страницы на лицо
девочки. Она зажмуривается и вдруг ощущает и
ветер, и травинку, и краба.
– Все как в книге, – раздается ее удивленный
шепот.
– Что ты сейчас читаешь?
– "Записки охотника" Ивана Сергеевича
Тургенева.
– Скучно! Пылинки-дождинки, и никакого
действия, никакого движения.
Девочка открывает глаза:
– Краски, запахи и звуки в природе постоянно
меняются.
– В природе, а не в книге. Красивые описания
меня не интересуют. Герой в них растворяется и
теряет себя.
– Да в ритмах ручья, в пульсации света и тени
больше движения, чем в действиях героев. Это как в
кинотеатре. При просмотре фильма мы не замечаем
мелькания кадров, а видим лишь цепь событий.
Вырежьте часть пленки – цепь распадется.
С моего бывшего острова раздается рок-музыка.
Слышны разгоряченные молодецкие крики. Совсем не
хочется возвращаться туда.
– Оставайтесь здесь, – приветливо приглашает
девочка.
– Зачем?
– Будем вместе читать Тургенева.