Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №26/2002

ТРАДИЦИОННАЯШКОЛА

М.А. АНДРЕЕВА,
Е.В. ОЛЕЙНИКОВА,
школа № 5,
г. Лесосибирск

Волшебная страна

Игра-путешествие

В какой стране вы хотели бы жить? С какими людьми общаться? Давайте вместе с М.А. АНДРЕЕВОЙ и Е.В. ОЛЕЙНИКОВОЙ, педагогами средней школы № 5 из г. Лесосибирска, отправимся в волшебную страну* на остров Дружбы, где люди живут в мире и согласии.

Цель. Формировать потребности понимать других и желание приобрести навыки эффективного взаимодействия (целеполагание).

Условия проведения. Помещение: просторный зал без стульев, аудиоаппаратура, коврики.

Оборудование. Аудиокассеты со звуками природы, "Веселая планета", песня о дружбе; четыре плаща для волшебников с элементами растительного мира, птиц, огня, воды; ватманы, фломастеры, цветные карандаши, журналы, клей, ножницы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит музыка "Веселая планета". Дети по кругу проходят в зал, удобно рассаживаются.

Ведущий. Здравствуйте! Сегодня я вас приглашаю в удивительную сказку, в которой мы сами сможем играть всех сказочных героев. Согласны?

Дети. Да!

Ведущий. Тогда в путь.

Под музыку ведущий начинает читать текст, а дети вместе со взрослыми обыгрывают действие, которое там происходит. Все действия происходят без слов, только с помощью жестов и мимики.

Ведущий. Когда-то давным-давно на Земле существовала удивительная страна, в которой жили все люди Земли. Эта страна была прекрасна и богата реками, озерами, зелеными лесами и величественными горами. Люди жили между собой очень дружно. Они все говорили на одном языке, а очень часто понимали друг друга и без слов; они вместе строили прекрасные дома, проводили веселые праздники, вместе работали и вместе отдыхали. Они никогда не ссорились.
Однажды в эту страну прилетели четыре волшебника (входят волшебники) с разных островов Земли. Им очень понравилось, что люди такие добрые и дружные, и каждый захотел, чтобы на их островах тоже жили такие люди и создавали прекрасные творения. Каждый волшебник приглашал людей жить именно на свой остров и предлагал за это волшебные сокровища.
Первый волшебник обещал научить переселенцев на свой остров парить в небесах, понимать язык птиц.
Второй волшебник обещал научить людей плавать, как рыбы, и погружаться в глубины океана.
Третий обещал раскрыть тайны и секреты растительного мира.
Четвертый предлагал людям стать властителями огня.

Волшебники приглашают на свои острова с помощью слов, дети делятся на четыре группы.

Ведущий. Долог был путь людей в чужие земли. Добравшись до места, переселенцы стали осваивать свои острова.

На ватманах дети вместе с волшебниками рисуют свои страны соответственно тому, на какой остров они попали.

Ведущий. С тех пор на Земле появилось четыре народа, четыре страны. На одном острове жили люди-птицы, которые могли свободно летать и наблюдать с высоты красоту Земли.
На втором острове жили люди-амфибии, которые с удовольствием погружались в океанские глубины, где могли общаться с рыбами и знакомиться с богатствами подводного мира.
На третьем острове жили люди-друиды, которые с помощью растений научились укрываться от холода и жары, создали из разных ягод и трав эликсир здоровья и долголетия.
На четвертом острове жили люди – повелители огня. Они научились управлять силой огня и строить быстрые огнелеты, возводить с помощью огня прочные замки. Люди этих стран были сильны и могущественны, но очень часто они вспоминали с тоской о своей родине и о друзьях, с которыми расстались.
И однажды люди-птицы, люди-амфибии, люди-друиды, люди – повелители огня решили вернуться к себе на родину, в свою страну. Наступил день, когда они все встретились на родной земле и бросились друг к другу навстречу с объятьями, чтобы выразить радость встречи и поделиться новыми знаниями. Но оказалось, что за время, которое они жили далеко от родного места, они стали говорить на разных языках и разучились понимать друг друга. И теперь, для того чтобы стать счастливыми, им нужно научиться понимать друг друга. Для того чтобы жить вместе, людям необходимо открыть секрет понимания и дружбы, секрет взаимовыручки и доверия. Только этот секрет поможет им вспомнить их родной язык и опять жить в любви и согласии.

Дети садятся в круг. Ведущий задает вопросы.

  • Кто такие переселенцы?

  • Почему люди забыли родной язык?

  • Что плохого в том, что люди разделились и разъехались в разные страны?

  • Приобрели ли люди что-то полезное, живя в разных странах? Чем они могут поделиться?

  • Чем люди разных национальностей могут делиться друг с другом?

Ведущий. Вы хотели бы помочь этим героям вновь научиться понимать друг друга?

Дети. Да!

Ведущий. Ведь для того чтобы помочь другим, нужно хорошо научиться самому. Вы все хорошо умеете понимать других, жить в мире и согласии?

Дети. Да.
– Нет.

Ведущий. Тогда давайте все вместе попробуем понять, умеем мы это делать или нет. А для начала мы составим карту, которая поможет добраться до волшебной страны, чтобы помочь жителям. На стене висит ватман, на котором в правом углу нарисован остров. С чего начинается дружба?

Дети. Со знакомства.

Ведущий. А как мы знакомимся?

Дети. Сначала рассказываем о себе (ведущий отмечает в карте "Кто я?"), потом узнаем других (отмечает в карте "Какие они?"), потом начинаем дружить (отмечает в карте "Дружба").

Ведущий. Значит, откуда мы начнем свой путь?

Дети. Узнаем, какие мы.

Ведущий. Дальше?

Дети. Узнаем других.

Ведущий. А дальше?

Дети. Попадем на остров Дружбы.

Ведущий. Молодцы. По дороге на этот остров каждый класс будет собирать ключик, который поможет открыть секрет дружбы. Пройдя каждый пункт, вы будете получать частичку от вашего ключика, и когда вы пройдете все пункты, у вас будет целый ключ. Тогда мы с вами соберемся и поможем жителям острова опять научиться жить в мире и согласии. В добрый путь!

Карта вывешивается на стену в фойе и в течение трех недель заполняется (см. приложение).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры заполнения карт