Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №26/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила СПИРИДОНОВА,
учитель начальных классов школы № 10,
п. Новомихайловский Краснодарского края

Час занимательной математики

Внеклассное занятие

Уроки математики бывают каждый день. А часто ли вы проводите занимательные уроки? Внеклассные занятия, составленные Людмилой СПИРИДОНОВОЙ, учителем начальных классов школы № 10, п. Новомихайловский Краснодарского края, помогут вам заинтересовать детей, возбудить желание решать нестандартные задачи, преодолевать трудности.

Оформление класса. Плакаты: "Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит" (М.В. Ломоносов); "Наука математика – царица всех наук" (Гаусс); "Математика – гимнастика ума" (А.В. Суворов). Пословицы: "Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое"; "Ум имей хоть маленький, да свой"; "Усердие – мать удачи".

Занятие 1

Ведущий. К нам на час занимательной математики прибыл проездом из Индии знаменитый математик Абдурахман ибн Хоттаб.

Входит Хоттабыч и приветствует всех по-восточному, приложив руку к сердцу, губам и ко лбу.

Хоттабыч. Уважаемые учащиеся! Всю свою жизнь посвятил я изучению наук и постиг много тайн, не известных простым смертным.

Дети. Откройте нам хоть одну!

Хоттабыч. У меня в конверте запечатано число, которое получится у вас после решения вами придуманного примера.
Придумайте число, прибавьте к нему 6, от суммы отнимите 2, затем отнимите еще задуманное число, к результату прибавьте 1.

Хоттабыч отдает конверт тому, кто быстрее закончил вычисления. Дети удивлены, просят показать еще что-либо.

Хоттабыч. У меня имеется и другое великое открытие. Я могу отгадывать числа, которые вы задумаете. Хотите в этом убедиться?
Задумайте число, прибавьте к нему 2, полученную сумму умножьте на 4, от произведения отнимите 8. Сколько у тебя, ... (называет имя), получилось?

Ученик. 32.

Хоттабыч. Ты задумал число 8.

Хоттабыч спрашивает еще 5–7 учащихся. Все убедились в силе его заклинаний.

Ведущий. Давайте проведем эстафету. Для этого разделитесь на две команды по 6 человек.

Дети делятся на команды. Ведущий на доске записывает примеры.

На доске.

Две команды учащихся выстраиваются друг за другом. Каждая команда решает свой вариант, причем первый ученик решает первый пример, второй – второй и т.д. Выигрывает команда, которая раньше и правильно решила примеры.

Ведущий. Внимание! Викторина.

 Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый?

Дети. 4 часа.

Ведущий. Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?

Дети. По 30 км.

Ведущий. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?

Дети. 8 детей.

Ведущий. Что легче: килограмм ваты или килограмм железа?

Дети. Одинаково.

Ведущий. Сколько пальцев на двух руках? Сколько пальцев на 10 руках?

Дети. 10 пальцев; 50 пальцев.

Ведущий. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц?

Дети. 4 минуты.

Ведущий. 5 ворохов сена и 7 ворохов сена свезли вместе. Сколько получили сена?

Дети. Стог сена.

Ведущий. От стола отпилили угол. Сколько углов осталось?

Дети. 5 углов.

Ведущий. Давайте посмотрим инсценировку "Треугольник и Квадрат" в исполнении одноклассников.

Ученик 1.

Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный (показывает картинку),

Добродушный, приятный.
Младший – треугольный (показывает картинку),

Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат.

Ученик 2. Почему ты злишься, брат?

Ученик 1. Тот кричит ему.

Ученик 3. Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.

Ученик 1.

Но Квадрат ответил:
– Брат! Я же старше, я – Квадрат.
И сказал еще нежней:
– Неизвестно, кто нужней!

Ученик 2.

Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал...

Ученик 3.

Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был Квадратом,
А проснешься без углов!

Ученик 1.

Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата...
Онемел... стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Далее дети разыгрывают интермедию "Найди х".

А. Коля, ты можешь решать уравнения?

К. Да, могу. Кто их не может решать!

А. Вот я сейчас напишу уравнение, а ты попытайся его решить.

К. Зачем сейчас, я лучше дома...

А. Испугался?!

К. Я и здесь могу!

А. (пишет на доске). (43 – 15) : х + 13 = 20.

К. (думает, потом обращается к А.). А... что нужно сделать?

А. Решить, найти х.

К. Гм... гм... Так это нам запросто. Гм... Вот он! (Указывает пальцем на букву х.)

Ведущий предлагает ребятам вспомнить пословицы, в которых встречаются числа. Дети называют.

  • Один за всех, все за одного.

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

  • Семеро одного не ждут.

  • Одна книга 1000 людей учит.

Ведущий добавляет.

  • Расставшийся с другом плачет 7 лет, расставшийся с Родиной – всю жизнь.

  • Ум хорошо, а два лучше.

  • Смелый умирает один раз, а трус – 1000 раз.

  • Одного храброго и 1000 трусов не заменят.

  • Лжецу верят не более 1 раза.

  • У лодыря все 10 пальцев бездельничают.

Далее дети играют.

Игра "Таблицу знаю".

Играющие становятся в круг. По указанию ведущего они начинают порядковый счет: 1, 2 и т.д., но вместо чисел, которые делятся на 3, играющие говорят: "Таблицу знаю". Тот, кто допустил в счете ошибку, выходит из игры. Счет ведется до 30. Оставшийся ученик – победитель.

Игра "Борьба за цифру".

Составляются две совершенно одинаковые таблицы. Выходят два ученика.

По команде ведущего они начинают громко считать от 1 до 24 подряд. Каждый из участников соревнования называет громко число лишь тогда, когда найдет его в таблице и покажет указкой. Выигрывает тот, кто раньше назовет последнее число.

Ведущий. Среди изображенных пяти фигур четыре имеют в чем-то сходство, а одна от них отличается. Найдите эту "лишнюю" фигуру. Чем она отличается от остальных?

Дети. "Лишняя" фигура под номером 4. Везде круг и квадрат, а в ней круг и треугольник.

Ведущий. Разгадайте ребус и выполните указанное действие.

Дети. В о семнадцать + в о семь = 18 +   8 = 26.

Занятие 2

Ведущий. Сегодня, ребята, вы познакомитесь с загадочным и интересным миром занимательной математики. Увидите, как он разнообразен и увлекателен. Вы, конечно, хотите знать, чем будете заниматься? Для этого надо отгадать ребусы: на одной стороне – ребус, а на обороте – слова, чем будем заниматься.

Дети. Первое слово – патриот, второе – ласточка, третье – актриса.

Ведущий. А теперь надо решить задачу в стихах. Будьте внимательны.

ЛЮБИТЕЛЬ ПОРЯДКА

Настольная лампа.
Зеленый диван.
Сидит на диване
Матюшкин Иван.
Он пишет...
Не будем мешать,
А только тихонько
Заглянем в тетрадь.
В тетрадке написано
Все по порядку:
"В семь двадцать встаем,
Производим зарядку.
В семь тридцать,
Умывшись холодной водой,
Застелим постель
И займемся едой.
Без четверти восемь
Дрова мы приносим.
Готовим по плану
Похлебку Полкану
И в класс направляемся
В восемь ноль пять".

На доске запись.

7.20 – зарядка.
7.30 – умывание.
7.45 – приносим дрова.
8.05 – направляемся в школу.

Ведущий. Сколько времени проходит у Матюшкина Ивана от подъема до выхода в школу?

Дети. 45 минут.

Ведущий. А теперь решите задачу потруднее. Но сначала ответьте на вопросы: сколько ног у жука?

Дети. Шесть.

Ведущий. Сколько ног у паука?

Дети. Восемь.

Ведущий. Я читаю задачу, а вы считайте, сколько всего ног в моем живом уголке.

Ведущий показывает картинки жука, паука, ежа, чижа.

Ведущий.

У меня в одной коробке 3 жука,
А в другой имею я 3 паука.
В уголке шуршат бумагой 2 ежа,
А в двух клетках распевают 2 чижа.
Кто, ребята, сосчитать бы мне помог,
Сколько вместе все они имеют ног?

Дети. 6 х 3 + 8 х 3 + 2 х 4 + 2 х 2 = = 18 + 24 + 8 + 4 = 54 ноги.

Ведущий. А сейчас проведем игру "Концовка". Я начинаю предложение, а вы должны его закончить, но для этого надо подумать – сообразить, чтобы концовка была по смыслу правильной. Слушайте внимательно и думайте.
Если красный карандаш по длине равен желтому, то желтый карандаш...

Дети. По длине равен красному.

Ведущий. Если Оля сидит позади Тони, то Тоня...

Дети. Сидит впереди Оли.

Ведущий. Зная, что Лена и Зина живут в разных домах на одной и той же улице, закончи следующее предложение.
Если Зина вышла из дома одновременно с Леной, то Лена вышла из дома...

Дети. Одновременно с Зиной.

Ведущий. Если тонна бумаги в 10 раз тяжелее центнера железа, то...

Дети. Центнер железа в 10 раз легче тонны бумаги.

Ведущий. Задачи-смекалки.

Как в комнате расставить 5 стульев, чтобы у каждой из четырех стен стояло по 2 стула?

Ведущий. А теперь расставьте 11 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.

Ведущий. Уберите 4 палочки так, чтобы осталось только 5 одинаковых квадратов.

Ведущий. Задачи-шутки.

На столе лежали 3 конфеты в одной кучке. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Как это понимать? Сколько человек взяли конфеты?

Дети. Трое: бабушка, мама и внучка.

Ведущий. Кто назовет пять дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца, не называя дней недели?

Дети. Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Ведущий. Логические задачи.

В соревновании по бегу Ваня, Гриша и Дима заняли 1-е, 2-е и 3-е места. Какое место занял каждый, если Гриша занял не 2-е и не 3-е место, а Дима – не 3-е?

Дети. 1-е место занял Гриша, 2-е – Дима, 3-е – Ваня.

Ведущий. Как разделить фигуру на две части, чтобы из них получить прямоугольник?

Ведущий. Какая фигура "лишняя"? Почему?

Дети. "Лишняя" первая, так как у фигуры непрямые углы.

Ведущий. Разгадываем ребусы "100".

(Эстония.)

(Пистолет.)

(Простор.)

(Листок.)

(Расстояние.)

Ведущий. А теперь – веселый счет от 700 до 940.

Ведущий. Логическая задача.

Имеется 9 кг крупы и чашечные весы с одной гирей весом 200 г. Попробуйте за три взвешивания отвесить 2 кг крупы.

Решение:

I – гирю на чашу весов (200 г).
4400 + 4600.
II – 4400 : 2 = 2200 (г).
III – 2200 – 200 = 2000 (г).

Ведущий. Игра "Поработаем на ЭВМ".

Ведущий. На табло появилось число 36. Какое число было заложено в машину?

Дети. 24.

Ведущий. Игра "Кто быстрее?". Написаны все числа от 1 до 25, кроме одного. Какое число пропущено?

Дети. 20.

Ведущий. Эстафета. Нарисованы часы, на циферблате вместо чисел стоят буквы. При решении примера записываем букву, соответствующую этому числу.

36 : 6 =
54 – 45 =
800 : 80 =
72 : 6 =
57 : 19 =
96 : 12 =
98 : 14 =

72 : 12 =
96 : 8 =
200 : 20 =
81 – 69 =
33 : 11 =
104 : 13 =
91 : 13 =

Дети. Мы все поняли: мы вдвойне молодцы!