О. И. БРОСТЮК,
г. Москва.
Обязанности пассажиров
Лето – пора поездок, как в населенном
пункте, так и за его пределами. Поэтому
необходимо еще раз вспомнить с детьми правила
поведения в общественном транспорте. А в этом вам
поможет материал, предложенный Ольгой Игоревной
БРОСТЮК, г. Москва.
Тема. "Обязанности
пассажиров".
Цели. Научить детей находиться в
ожидании общественного транспорта только на
остановках; дать понятие, как нужно вести себя в
транспорте; научить детей правильно входить и
выходить из общественного транспорта; приучать
детей к культуре общения в транспорте; учить
ребят безопасному поведению на остановках.
Оборудование.
Информационно-указательные знаки, обозначающие
остановку автобуса, троллейбуса и трамвая;
таблички, обозначающие вид общественного
транспорта и номер маршрута; схемы перехода
улицы; картинки с изображением: улицы и разных
видов общественного транспорта на ней, входа и
выхода из общественного транспорта, дорожных
ситуаций; сочинения детей; отпечатанные
обязанности пассажиров.
Статья опубликована при поддержке компании XL-General — Сети установочных центров и оптово-розничных складов автостекол для автомобилей, автобусов, грузовиков и строительной техники. В каталоге на сайте http://xl-general.ru/ представлен широкий ассортимент автостекол всех мировых производителей для любых марок автомобилей. В компании предлагают как оригинальную, так и неоригинальную продукцию, которая по своим потребительским свойствам лишь немногим уступает ( а порой совсем не уступает) в качестве, но зато ощутимо – в цене. Кроме того, прежде чем покупать, например, лобовое стекло, советуем Вам проконсультироваться со специалистами XL-General: в большинстве случаев его можно отремонтировать! В специализированных сервисных центрах XL-General, оснащенных самым современным оборудованием, отремонтируют стекло на Вашем автомобиле, ликвидируют трещины и сколы на самом высоком профессиональном уровне и в самые короткие сроки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы
Светофорчик и помощник инспектора ГАИ
дают ребятам задание разгадать кроссворд, чтобы
узнать, о чем будет идти речь на уроке.
На доске.
Светофорчик 1.
Полосатая дорожка,
Ее зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут.
Дети. Пешеходный переход.
Светофорчик 2.
Я песок погрузил,
Он сам отвез и сам свалил.
Мне в работе помогал
Этот чудо-...
Д. Самосвал.
Светофорчик 3.
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
Д. Троллейбус.
Светофорчик 4.
Что за чудо – этот дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Д. Автобус.
Светофорчик 5.
Дом чудесный – бегунок.
На своей восьмерке ног
День-деньской в дороге!
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
Д. Трамвай.
Светофорчик 6.
В голубом иду я круге,
И понятно всей округе,
Если вдуматься немножко,
Здесь (демонстрирует знак)...
Д. Пешеходная дорожка.
Светофорчик 7.
В два ряда дома стоят.
10, 20, 100 подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят.
Д. Улица.
Светофорчик 8.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь.
Д. Светофор.
Учитель. Ребята, какое слово
получилось по вертикали?
Д. Пассажир.
У. А кто такой пассажир?
Д. Пассажир – тот, кто совершает
поездку на каком-нибудь виде транспорта, не
являясь его водителем.
У. Пассажиры имеют определенные
обязанности. И вот о них мы сегодня поговорим с
вами.
III. Беседа
У. По улицам городов кроме
автомобилей двигаются и трамваи, троллейбусы,
автобусы – это общественный транспорт. Все они
имеют свои особенности.
На доске изображение улицы.
– Трамваи ходят только по рельсам,
проложенным, как правило, посередине улицы.
Троллейбусы – только по проводам, около
тротуаров.
Автобусы в своем движении более свободны, чем
троллейбусы и трамваи, но и они держатся к
тротуарам ближе, чем легковые и грузовые
автомобили.
Посмотрите, сколько различного транспорта на
наших улицах. Каждое транспортное средство
перевозит людей. Все люди являются пассажирами
или пешеходами. И у всех есть свои права и
обязанности. Рассмотрим, как должны себя вести
люди в различных ситуациях.
IV. Остановки
У. Остановки трамваев устроены в
середине улицы, остановки троллейбусов и
автобусов – около тротуаров.
Все остановки общественного транспорта имеют
свои информационно-указательные знаки и
таблички, которые находятся рядом с посадочной
площадкой.
На доске.
– Табличка трамвая висит на
проводах над трамвайными рельсами.
Табличка троллейбуса прикреплена к столбам,
несущим электрические провода.
Там, где есть крытые остановки, таблички
прикреплены к защитным навесам.
Табличка автобуса прикреплена к столбам
осветительных фонарей или к защитным навесам
крытых остановок.
Ребята, как нужно вести себя на остановках? Где
нужно находиться?
Д. Стоять на посадочной
площадке. Нельзя выходить на проезжую часть и там
ждать транспорт.
У. Можно ли бегать, играть,
толкаться? Почему нельзя?
Д. Можно создать опасную
ситуацию на дороге, в которой могут пострадать
люди.
V. Правила нахождения пассажиров в
общественном транспорте
У. Вам нужно куда-то ехать. Вы
пришли на остановку. Чтобы сесть в общественный
транспорт, нужно знать некоторые правила, их
немного, но они очень важны. Кто знает эти
правила?
Д. Ждать автобус на остановке.
– Не выходить на проезжую часть дороги.
– Прежде чем выйти, нужно подождать полной
остановки транспорта.
Учитель подводит итоги.
У. Прежде всего надо дать
возможность выйти из транспорта приехавшим
пассажирам и лишь потом входить самим.
Обычно входят через заднюю дверь, а выходят через
переднюю. Входить через переднюю дверь имеют
право инвалиды, пожилые люди и дети (включая
учащихся младших классов).
При входе и выходе из транспорта нужно
пропускать пожилых людей вперед, помогая им.
Но вот вы приехали туда, куда вам нужно.
Выходите из салона через переднюю или среднюю
дверь. Из троллейбуса или автобуса сойти очень
просто: один шаг – и вы на тротуаре. Из трамвая
сложнее. Вы выходите на трамвайную остановку,
которая находится в середине улицы, далеко от
тротуара.
Что в таком случае вам надо сделать? Кто знает,
поднимите руку.
Д. Нужно сойти и посмотреть на
ближайший светофор.
– Подождать, пока зажжется зеленый свет, и
тогда перейти через улицу на тротуар.
– Если светофора нет, подождать, пока машины
проедут, и спокойно перейти мостовую.
У. Как обходить автобус,
троллейбус и трамвай при переходе на другую
сторону улицы при регулируемом переходе?
Д. Нужно смотреть на сигнал
светофора или на позу регулировщика,
соответствующую этому сигналу.
Дети вспоминают позы регулировщика,
соответствующие сигналам светофора.
У. А если пешеходный переход
нерегулируемый? Что обязательно нужно помнить
при переходе проезжей части?
Д. Должен быть хороший обзор
дороги.
VI. Разбор ситуаций
На доске.
У. Как переходят дорогу с
односторонним движением транспорта?
Д. Посмотреть в сторону, откуда
движутся машины. Если переход регулируемый –
подчиниться сигналам светофора или
регулировщика.
VII. Поведение людей в общественном
транспорте
У. Теперь поговорим о поведении
людей в общественном транспорте.
Инсценировка произведения С.Михалкова "Одна
рифма".
– Что вы можете сказать о поведении этих
мальчиков? А как бы вы себя вели в такой ситуации?
Ответы детей.
Дети читают сочинения на тему "Вежливые
пассажиры", которые они написали дома, и
обсуждают их.
VIII. Физкультминутка
Дети выполняют команды,
соответствующие сигналам светофора. Красный
свет – стоять, желтый – хлопают в ладошки,
зеленый – маршируют.
IX. Решение задач
Решение задач, написанных в виде
текста. Разбор этих задач и ситуаций.
У. Выберите правильный ответ.
Задача 1
Где должен остановиться пешеход, если
на середине проезжей части его застал красный
сигнал светофора?
1. Вернуться к тротуару, от которого
начал переход проезжей части.
2. Закончить переход, дойдя до тротуара или
обочины на противоположной стороне дороги.
3. Должен оставаться на линии, разделяющей
транспортные потоки противоположных
направлений.
Задача 2
Где можно переходить дорогу вне
населенного пункта, если в пределах видимости
нет пешеходного перехода и перекрестка?
1. На повороте дороги.
2. В местах, где дорога хорошо просматривается
в обе стороны.
3. На крутом подъеме.
Перед каждым ребенком лежат
отпечатанные обязанности пассажиров (см.
Приложение.) Дети их читают вслух и вспоминают
все, о чем говорили на уроке. Самые активные
награждаются медальками.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обязанности пассажиров
1. Ожидать общественный транспорт
только на остановках.
2. Входить в задние двери, а выходить из
передних дверей транспорта.
3. Прежде чем зайти, выпустить тех, кто выходит
из транспорта.
4. При нерегулируемом переходе улицы трамвай
обходить спереди, а автобус и троллейбус сзади.
5. В транспорте вести себя достойно:
– не шуметь и не толкаться;
– уступать места пожилым людям и инвалидам,
женщинам с тяжелыми сумками;
– не отвлекать водителя во время движения
транспорта;
– держаться во время движения транспорта за
поручни;
– вежливо спрашивать и вежливо отвечать на
вопросы пассажиров;
– не забывать оплатить свой проезд или
предъявить проездной документ;
– никогда не стремиться сесть в транспорт на
ходу (можно соскользнуть со ступенек и попасть
под колеса этого автобуса);
– не входить в переполненный автобус,
троллейбус или трамвай;
– острые и неудобные для других пассажиров
предметы хорошо упаковывать и аккуратно ставить,
чтобы они никому не мешали.
|