Оксана МАНИНА,
учитель школы № 125,
г. Москва
Урок логики
1-й класс (1 - 4)
Тема. "Развитие мыслительных
приемов "сравнение", "сериация".
Цели. Продолжить формирование
мыслительных приемов "сравнение",
"сериация" (логическое мышление); продолжить
знакомство с признаками, формировать умение
выделять существенные признаки, признаки
сходства и различия; развивать память, внимание,
воображение; совершенствовать образное
мышление.
Оборудование. Набор
геометрических фигур, наборное полотно, тетрадь
по логике; карточки с названиями признаков,
психических познавательных процессов, огурец,
банан, таблица (сходств, различий), набор
геометрических фигур, наборное полотно,
аудиозапись, запахи (хвоя, малина), карточки по
сериации, набор признаков для игры "Волшебный
мешочек", предметы (часы, мяч, ручка).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка цели
Учитель. Сегодня на уроке логики мы
будем продолжать учиться сравнивать предметы,
выделять существенные (главные) признаки
сходства и различия. А также поиграем в игры на
развитие памяти, внимания, воображения.
К нам на урок пришла обезьянка Анфиса и принесла
много интересных заданий. Чтобы их выполнить, нам
понадобятся...
На доске.
Дети читают хором.
III. Игра на развитие внимания
У. Играем в любимую игру Анфисы
"Обезьянки". Приготовили...
(стульчик, кораблик, веер, воздух,
обезьянки, дождик, ветер, обезьянки, ученик)
Приготовили...
(крыша, дождик, воздух, обезьянки, веер,
стульчик, шарик, обезьянки, ученик)
Итак, мы готовы. Давайте научим Анфису
сравнивать предметы.
IV. Сравнение предметов
У. Ребята, давайте вспомним, что
значит сравнить два предмета.
Дети. Найти признаки сходства и
различия.
У. Сейчас мы будем сравнивать
два предмета, а какие, вы узнаете, отгадав
загадки.
В южных странах он растет,
Этот всем известный плод.
Гроздья штук по пять, по шесть!
Так и хочется их съесть!
Выбирать нужно умело.
Если желтый – значит спелый.
За деньгами лезь в карман,
Чтоб купить себе...
Д. Банан.
У. Растет на грядке и в теплице,
В салате очень пригодится.
Зеленый, длинненький бывает.
Пока не вырос, не срывают.
Поливки требует, прополки,
А подрастет – идет в засолку.
Кто догадался – молодец!
Растет на грядке...
Д. Огурец.
У. Итак, мы сказали: чтобы
сравнить два предмета, надо найти признаки
сходства и различия.
Дети заполняют таблицу.
– Давайте сделаем вывод, каких
признаков больше.
Д. Признаков различия больше,
чем признаков сходства.
У. Молодцы!
V. Развитие зрительной памяти
У. Откройте тетради на с. 15 и
прочитайте задание 1. Сейчас мы будем
тренировать зрительную память. Приготовьте свои
фотоаппараты. Фотографируем знак.
– Закрыли глазки, представили знак.
Проверка.
Аналогично проходит работа с другими знаками.
VI. Физкультминутка
У. Сейчас мы отправимся в очень
приятное путешествие, услышим звуки, почувствуем
запахи. Во время прогулки включаем воображение.
Дети закрывают глазки.
– Итак, где были? Какие запахи
почувствовали?
Ответы детей.
– А сейчас встали. Я включаю музыку
еще раз, а вы показываете животных, которых могли
встретить в лесу.
Дети выполняют задание.
VII. Работа с признаками предметов.
Игра "Измени порядок"
У. А сейчас играем с
геометрическими фигурами. Назовите
геометрические фигуры.
– Давайте прочитаем, какие признаки
фигур мы будем изменять. Приготовили фигуры.
VIII. Изменение признаков
У. А сейчас мы продолжим работу с
геометрическими фигурами в тетради, с. 15,
задание 4. По какому признаку чередуются бусинки?
Запишите.
Д. Размер.
У. Дорисуйте бусы, используя
этот признак.
Дети выполняют задание. Далее следует
проверка.
– По какому признаку чередуются
бусинки? Запишите.
Д. Форма.
У. Дорисуйте бусы, используя
этот признак.
Дети выполняют задание. Далее следует
проверка.
– Какой признак повторяется?
Д. Размер.
У. Продолжите цепочку. Добавьте
еще один признак, чтобы бусы были красивыми.
Какой этот признак?
Д. Цвет.
У. Добавьте этот признак в бусы.
Дети выполняют задание. Далее следует
проверка.
– Какой признак повторяется?
Д. Форма.
У. Продолжите бусы. Добавьте еще
один признак, чтобы бусы стали красивыми. Какой
этот признак?
Д. Цвет.
У. Добавьте этот признак в бусы.
Дети выполняют задание. Далее следует
проверка.
IX. Соотнесение признаков с
предметами. Игра "Волшебный мешочек"
Ведущий загадывает признаки, дети
отгадывают предмет в мешочке.
Х. Итог урока
У. Чему учили на уроке Анфису?
Д. Выделять признаки предметов.
– Сравнивать предметы.
– Чередовать предметы.
– Описывать предметы по этим признакам.
У. Анфиса многому у вас
научилась. Она хочет поблагодарить вас за урок.
|