Ирина СНИТКО,
учитель начальных классов,
научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания РАО,
г. Москва
Есть одна планета-сад...
(Литературно-экологические праздники)
Посмотрите вокруг себя. Что украшает
нашу жизнь? Среди всего перечисленного
обязательно будут названы птицы и цветы. Стихи,
пословицы, легенды, игры и конкурсы помогут
педагогу раскрыть этот прекрасный мир природы и
остановиться на вопросах бережного отношения к
ней.
Здравствуй, птичья страна!
Звучит музыка, например песня
"Веселые путешественники" (муз.
М.Старокадомского, сл. С.Михалкова). Дети
входят в зал и занимают свои места (по
периметру помещения). Музыка смолкает.
Ведущий. Ребята! Сегодня мы
приглашаем вас в путешествие по удивительной
стране. Кто же живет в ней? (Голос ведущего
становится тише, следующие слова звучат
таинственно.) Внимательно прислушайтесь! (Звучит
запись одного из голосов птиц.) Слышите?
Догадались, к кому в гости мы отправимся?
Дети. Да! К птицам.
Ведущий. Попасть в гости к ним не
очень просто, нужно выполнить сложные, но очень
интересные задания. Вы готовы?
Дети. Да!
Ведущий приглашает по желанию
одного-двух человек от каждого класса и
предлагает им выполнить задание "Птичья
мозаика". Дети составляют мозаичные
изображения птиц на двух фланелеграфах или
магнитных досках. Во время выполнения задания
другие участники праздника дружно считают до
десяти. Затем дети отгадывают, изображения каких
птиц получились.
Дети. Это голубь и попугай.
Ведущий. Молодцы! Правильно
отгадали. Но что это?
Гаснет свет, звучит волшебная,
таинственная музыка, например отрывок из
"Главной песни" к телевизионному фильму
"Обыкновенное чудо" (муз. Г.Гладкова, сл.
Ю.Михайлова). На фоне специальных
осветительных эффектов мозаичные изображения
птиц "оживают". Роли Голубя и Попугая
исполняют учащиеся третьего класса, которые
становятся помощниками ведущего праздника.
Попугай.
Пр-р-ивет, p-p-ебята!
Голубь. Здравствуйте! Какая
красивая получилась мозаика!
Попугай. Нам она очень
понр-р-авилась, мы спор-р-хнули с картинок, чтобы
познакомиться с вами и вместе отпр-равиться в
путешествие.
Ведущий. Ребята! Как вы думаете,
какими должны быть настоящие путешественники?
Дети. Смелыми, храбрыми, умными,
отважными, добрыми...
Ведущий. Да! Птичья страна примет
только смелых, умных, добрых сердцем ребят. Думаю,
что вы хорошо подготовились к путешествию.
Голубь. В пути нас ждут
приключения, интересные встречи. Мы с попугаем
будем помогать вам. Летим!
Звучит музыка, например фрагмент
вальса И.Штpayca "Сказки венского леса". Все
участники праздника, стоя рядом со своими
местами, выполняют движения, имитирующие полет
птиц.
Ведущий. Здравствуй, птичья страна!
Ребята! Давайте все вместе поздороваемся с
птичками.
Голубь и Попугай подходят к детям. По
взмаху их "крыльев" дети хором здороваются.
Дети. Здравствуйте, птички!
Пауза. Тишина.
Ведущий. Не встречают нас птички!
Они боятся. Кто пришел к ним в гости: друзья или
злые люди?
Попугай. Сейчас мы это пр-роверим!
Голубь. Ребята! Покажите, как вы
подготовились к встрече с птицами. Расскажите о
наших пернатых родственниках.
Попугай и Голубь подходят к учащимся
первого класса и приглашают их выступить.
Ученик 1. Мы приготовили для
птичек загадки и стихи.
Есть у нас игра для вас.
Мы прочтем стихи сейчас.
Мы начнем, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте!
Ученик 2.
Я в любую непогоду
Тороплюсь забраться в воду.
Но к обеду я вернусь.
– Га-га-га! – гогочет...
Дети (хором). Гусь.
Ученик 3.
Чудак-гусак нашел башмак.
Туда две лапы сунул...
Зашнуровал, а плавать как?
Об этом не подумал.
Ученик 4.
Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?..
Дети (хором). Петушок.
Ученик 5.
Рано
утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила:
– Не дерись, не дразнись, не петушись.
Поспеши, уже пора. Ну, ни пуха, ни пера!
Через час, едва живой, петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле он со школьного двора,
А на нем и в самом деле нет ни пуха, ни пера.
Ученик 6.
У белой курицы ребенок –
Пушистый желтенький...
Дети (хором). Цыпленок.
Работа по сказке К.И. Чуковского
"Цыпленок".
"Живая книга": учащиеся
озвучивают содержание сказки с одновременной
демонстрацией своих рисунков, соответствующих
каждому эпизоду. Особое место занимает
музыкальное оформление, ярко отражающее
динамику развития сказочных событий.
Ученик 7. А так называли домашних
птиц в стародавние времена.
Бегут, бегут со двора
Гулять, гулять во луга:
Курка-гарабурка – каки-таки,
Гусь-водомусь – гаги-ваги,
Индюк-хрипундюк – шулды-булды,
Утка-поплавутка – бряки-кряки.
Ученик 8.
До чего цветы в садах буйно расцвели!
Распевают песни в них звонко...
Дети (хором). Соловьи.
Ученик 9. Соловей, соловушка!
Голосистая маленькая птичка. Поет свои песни о
добре, красоте родного края, о любви.
Тихо
струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
Звучит музыкальный фрагмент романса
А.Алябьева "Соловей".
Ученик 10.
На окне дремала птица.
– Галка, галка! Что вам снится?
Отвечала птица сонно:
– Я не галка. Я...
Дети (хором). Ворона.
Ученик 11.
Над полыньей клубится пар –
Как будто в речке самовар.
Вокруг воды вороны серые
Друг другу каркнули: "Мы – первые..."
Нахохлились и так сидят,
На загустевший пар глядят.
Открытая вода на речке
Зимой воронам вместо печки.
Ученик 12.
Белокрылые
хозяйки,
Над волной летают...
Дети (хором). Чайки.
Ученик 13.
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
"Приходите все на чай!
Испеку я каравай".
Ученик 14.
Чик-чирик! К зернышку – прыг.
Клюй, не робей. Кто же это?
Дети (хором). Воробей.
Ученик 15.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый воробей.
Ученик 16. А так песенка воробья
слышится по-русски: "Чио-чио, фью-фью-фью!
Чик-чирик, чью-чью-чью!"
Ученик 17.
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его...
Дети (хором). Скворец.
Ученик 18.
Мы
построили скворечню
Для веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат.
Целый день они кричат:
– Мы хотим добавку –
Муху и козявку!
Голубь. Молодцы, ребята! Мы
услышали, какие птички добрые и веселые!
Попугай подходит к учащимся второго
класса и просит их выступить.
Ученик 1. Не всегда птицам
весело. Наступает осень, и многие из них спешат в
теплые страны, оставляя родные края. Им не выжить
в лютые морозы.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
Ученик 2.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят...
Ученик 3 (произнося слова
плавно, протяжно). В былые времена, провожая
журавлиную стаю, люди пели ей вслед: "Курли,
курли, курли, летят, летят журавли! Курлы-си,
курлы-си, по Руси, по Руси".
Ученик 4. Печально осенью лесам,
полям, лугам. Умолкают звонкие голоса птиц, они
прощаются с нами до весны.
Звучит песня "Скворушка
прощается" в хоровом исполнении
второклассников (муз. Т.Попатенко, сл.
М.Ивенсен).
Ученик 5. Но, к сожалению, нашим
пернатым друзьям бывает грустно не только от
наступления холодов.
Звучит музыка П.И. Чайковского к
балету "Щелкунчик", фрагмент "Китайского
танца". Музыка смолкает. Дети рассказывают
прекрасную, светлую сказочную историю
X.К. Андерсена "Соловей". (Возможен
другой вариант представления данного
литературного материала – инсценировка.)
Краткий пересказ сказки окончен. Звучит другой
музыкальный отрывок из "Китайского танца".
Ученик 6. А маленькая девочка
решила приручить другую птичку – чижа.
Инсценировка-миниатюра
по мотивам притчи Л.Н. Толстого "Чиж".
Действующие лица: автор, девочка Варя, чиж.
Автор. У Вари был чиж. Чиж жил в
клетке. Варя пришла к чижу.
Выходит девочка Варя и направляется
к импровизированной клетке с чижом. Птичке
грустно, чижик тоскует. Девочка рассматривает
его.
Варя. Пора тебе, чиж, петь.
Чиж грустит. Варя внимательно
приглядывается к птице.
Варя (удивленно). Чиж, пора тебе
петь!
Чиж. Пусти меня на волю, на воле
буду весь день петь! И ты приходи послушать мое
пение.
Автор. Варя подумала, открыла
клетку и выпустила чижа.
Девочка выпускает птичку на волю.
Варя (ласково гладя птицу).
Лети, милый чижик, и пой на радость всем свои
песни!
Чиж (улетая). Спасибо тебе, Варя!
Ты добрая девочка.
Во время инсценировки Попугай и
Голубь всхлипывают.
Ведущий. Милые птички! Почему вы
плачете?
Голубь. Нам стало жалко чижика. В
неволе жить тяжело, не до песен.
Попугай. Не в p-pадость ни хор-роший
кор-рм, ни уютный дом человека. Хочется улететь на
волю и день-деньской p-pаспевать песни.
Голубь. Ребята и взрослые!
Приходите к нам в гости на улицу, в лес, в поле, на
луг, и, если вы придете с добрыми сердцами, все
пернатые, каждый на свой лад, отблагодарят вас
чудесными песнями.
Ученик 7.
И все-таки на свете много добрых и умных людей,
которые всегда дружелюбно, с большим уважением
относятся к птицам. Послушайте, какие потешки и
небылицы сочинили о птичках в таких странах, как
Македония, Словения, Сербия.
Горлица, горлица, где твоя горница?
Горлица, горлица, где твой дом?
Мы к тебе, горлица, в гости придем.
Ученик 8.
Кукушка лесная, тебя я не знаю.
О чем ты кукуешь: ку-ку да ку-ку?
О чем ты тоскуешь в лесу на суку?
О чем тосковать? Пойдем танцевать!
Танцуй вместе с нами, кукушка лесная!
Ученик 9.
Пасла Миленка петушка,
И оба выросли слегка.
Петушок – на гребешок,
А Миленка – на вершок.
Ученик 10.
Черный скворец пошел во дворец
В белой рубахе с цветным пояском,
В шляпе, во фраке и... босиком!
Ученик 11.
– Где ты, где ты, ласточка,
Целый день летала?
– Солнцу золотому косу заплетала.
– Где ты, где ты, ласточка,
Ночью пропадала?
– Месяцу седому двор подметала.
Ученик 12.
Дрозд метелкой двор метет –
Дрозд гостей сегодня ждет.
У него на день рожденья
Червяки на угощенье.
Ученик 13.
Нашей Любице не спится –
Прилетай к нам, аист-птица,
С тихой дремой, с крепким сном.
Угостим тебя зерном, напоим тебя водицей.
Прилетай к нам, аист-птица.
Ученик 14. А какие ласковые
песенки и забавные прибаутки придумали на Руси.
Фольклорная группа – несколько
учащихся в русских народных костюмах –
исполняет непродолжительные по времени песенные
произведения, например "Андрей-воробей" (русская
народная прибаутка в обработке Е.Тиличеевой);
"Не летай, соловей" (русская народная
песня в обработке А.Егорова); "Петушок" (русская
народная прибаутка в обработке А.Гречанинова);
"Гуси" (песня, основанная на народной
фольклорной музыке, сл. Т.Волгиной, муз.
А.Филиппенко) и др.
Ученик 15. Ребята! Кто из вас
знает, какая птица является символом мира на
нашей планете?
Дети. Белый голубь.
Ученик 16. Белый голубь – это
символ мира, а придумал его и изобразил
знаменитый французский художник, испанец по
происхождению, Пабло Пикассо в 1947 г. Свой рисунок
он назвал "Голубь мира".
Ученик 17.
Люди на улице
Подняли головы:
Голуби, голуби,
Белые голуби.
Шумом их крыльев
Город наполнен,
Людям о мире
Голубь напомнил.
Звучит музыка, например песня
"Летите, голуби!" (муз. И.Дунаевского, сл.
М.Матусовского). Танцевальная группа –
несколько учащихся в "костюмах" белых
голубей – исполняет танец.
Голубь. Спасибо, друзья! Ваше
выступление нам очень понравилось!
Попугай. Мы поняли, как много вы
пр-рочитали книжек пр-ро птиц, стар-рались как
можно больше узнать о них.
Голубь подходит к самым старшим
участникам праздника и приглашает их выступить.
Ученик 1. На свете очень много
разнообразных птиц. Птицы – это песнь и полет!
Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь.
Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их
слышны днем и ночью. Полные уши птичьих песен и
голосов!
Ученик 2. Птицы – дети воздуха,
покорители воздушного океана. Они поднимаются
выше облаков и гор, перелетают через моря и
пустыни.
Ученик 3. Живет на свете птичка –
черноголовый хохотун. Это одна из самых крупных
чаек. При встрече эти птицы важно кланяются друг
другу и издают протяжный рев, похожий на глухой
хохот. В начале осени они улетают к теплым
побережьям Средиземного и Красного морей, а
возвращаются к нам только в мае.
Ученик 4. Крупную величавую
птицу дрофу называют царицей степей. Еще сто лет
назад огромные стаи этих птиц в апреле
появлялись на степных просторах. Но люди
обрабатывали поля ядами – и птицы умирали от
отравления. Распахивали земли – и дрофам негде
становилось жить. Теперь их осталось очень мало.
Зимовать они улетают в Китай, Турцию, Монголию и
прилетают обратно весной.
Ученик 5. А самого маленького
журавля называют красавкой. Селится он в степях и
полупустынях. Зимуют красавки в Африке, Индии или
Китае, возвращаются в родные места к середине
весны.
Если раненую красавку подобрали и она стала жить
во дворе с домашними птицами, то красавка
становится их командиром и охраной, устанавливая
мир и порядок.
Рассказы о птицах сопровождаются
одновременной демонстрацией иллюстраций или
слайдов с их изображениями.
Ученик 6. Птицы – вестники
радости. Каждый год они приносят нам на крыльях
весну.
Пришла весна.
Из дальних стран домой вернулись птицы:
Трещат дрозды, вопит жулан, кричат клесты, синицы.
Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.
Не просто так они кричат – себе жилища строят!
Группа учащихся перестраивается в
два ряда.
Ученик 7.
Весною на деревьях
Построена деревня.
Как ветер начинается –
Деревья все качаются.
Качаются деревья –
Качается деревня.
И сотни голосов
В тревоге за птенцов
Взмывают над деревней:
"Качаются деревья!..
Не сдуло бы грачат..."
Кричат грачи, кричат...
Шумит, роняя перья,
Крикливая деревня.
При произнесении 5-й и 6-й строк
стихотворения оба ряда учащихся, подняв руки
вверх, покачиваются в разные стороны, имитируя
качающиеся от ветра деревья и птичьи гнезда. 10-ю и
11-ю строки дети произносят хором.
Далее звучит песня "Скворцы прилетели" (1–4-й
куплеты; муз. И.Дунаевского, сл. М.Матусовского) в
хоровом исполнении третьеклассников.
Ученик 8. Птицы – дети радуги:
перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые
цвета. Ребята, отгадайте загадку!
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червякам я враг, а деревьям друг.
Дети (хором). Дятел.
Ученик 9. Как красив наряд дятла,
его черно-белый костюмчик и ярко-красная шапочка
на голове. А о какой птичке эта загадка?
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
Дети (хором). Снегирь.
Ученик 10. Зимой на лесной
полянке, точно румяные яблочки, сидят на ветках
красногрудые снегири. Ребята! Узнаете вы эту
птичку?
Спиною зеленовата, животиком
желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика.
Дети (хором). Синица.
Ученик 11. В мороз нахохлившиеся
синички, словно "лимончики", притаились на
ветках деревьев рядом с нашими окошками.
А маленькие веселые волнистые попугайчики,
которые часто живут у нас дома, своими яркими
разноцветными перышками всегда напоминают нам о
лете.
Ученик 12. На свете много других
редких красивых птиц, которых мы не можем видеть
каждый день. Отгадайте загадку!
Белокрылая птица над морем летает.
Рыбу увидит – клювом хватает.
Дети (хором). Чайка.
Ученик 13. Розовая чайка – птица
из легенд. Зимует в Арктике. Она будто создана из
золотистых солнечных лучиков и розовеющих
отблесков заката. Цвет оперения так нежен, что
его не может передать ни одна фотопленка.
Ученик 14. Есть на свете
прекрасная птица султанка. Живет она в Африке, в
Азии, в Австралии. Перышки у султанки голубые и
синие с фиолетовым оттенком, словно посланные ей
с небес.
Ученик 15. А эту птичку вы,
конечно, узнаете!
Пухом богата,
Клюв – лопата.
В речке бродит,
Вперевалочку ходит.
Дети (хором). Утка.
Ученик 16. Самая красивая наша
уточка – мандаринка. Она такая маленькая и яркая,
что похожа на нарядную игрушку.
Рассказы о птицах сопровождаются
одновременной демонстрацией иллюстраций или
слайдов с их изображениями.
Ученик 17. Птицы – верные наши
помощники, защитники наших лесов и полей, садов и
огородов.
Из поколения в поколение передавались приметы,
которые создали люди, внимательно наблюдая и
подмечая природные изменения. Большими
помощниками в этом были многие растения и
животные. Они способны предчувствовать погодные
перемены.
Послушайте некоторые зимние народные приметы,
созданные на основе наблюдений за поведением
разных птиц.
Учащиеся
произносят по одному народному изречению друг за
другом. К третьеклассникам могут присоединиться
дети 1-го и 2-го классов.
Ворона кричит зимой – к метели.
Воробьи дружно расчирикались – к
оттепели.
Зимой вороны летают и кружатся стаями
– к морозу.
Вороны и галки зимой вьются в воздухе
– перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
Галки на вечер собираются гурьбой и
кричат – к ясной погоде.
Синичка с утра пищит – ожидай мороза.
Снегирь зимой скрипит – на снег,
вьюгу и слякоть.
Гуси и утки зимой купаются в снегу – к
оттепели и метели.
Воробьи прячутся в хворост – на мороз
или перед метелью.
Куры стоят на одной ноге – к стуже,
вертят хвостами – к метели.
Поздний отлет птиц – к теплой зиме.
Ученик 18. Птицы – это тайна и
красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах
сложены прекрасные стихи и песни, легенды и
сказки.
Мы сочинили свою сказку.
Звучит музыкальное вступление,
например мелодия песни "Облака" (муз.
В.Шаинского, сл. М.Танича).
В процессе подготовки к празднику учащиеся 3-го
класса сочиняют сказку, например о доброй
волшебной птице, иллюстрируют ее своими
рисунками и оформляют в виде книги большого
формата.
Во время выступления ребята рассказывают сказку,
одновременно демонстрируя страницы оформленной
ими книги.
Голубь. Спасибо, ребята! Вы много
читали, хорошо потрудились и замечательно
подготовились к встрече с нашими пернатыми
родственниками.
Ведущий. Давайте дружно
поздороваемся с птичками!
Попугай и Голубь подходят к ребятам.
По взмаху их "крыльев" дети здороваются.
Дети. Здравствуйте, птички!
Звучит запись веселых птичьих
голосов, которая прерывается тревожным стуком,
как будто птица стучит клювом по оконной раме.
Ведущий. Вы слышите, друзья? (Стук
повторяется.) Слышите? Кто-то стучится в окошко.
Попугай подходит к окну и берет
заранее приготовленный конверт – "телеграмму
от птичек".
Попугай.
Что это?
Ведущий. Давайте посмотрим. Ребята,
это телеграмма!
Попугай. Телегр-рамма!
Телегр-рамма?
Ведущий читает телеграмму.
Ведущий. Внимание! Внимание! Наши
маленькие друзья! Срочно нужна помощь! Живем
рядом с вашей школой, нам голодно! Подпись:
синички, воробьи, голуби и другие птички.
Голубь. Ребята! Вы готовы помочь
птицам?
Дети (хором). Да!
Ведущий. Давайте выйдем в школьный
двор, возьмем с собой кормушки и корм, которые
каждый из вас приготовил, и поможем пернатым.
Звучит музыка, например песня
"Прекрасное далеко" (муз. Е.Крылатова, сл.
Ю.Энтина). Дети выходят из зала. Вместе с
ведущим и учителями идут на улицу. Во дворе школы
под руководством взрослых учащиеся 1–3-х классов
прикрепляют наполненные кормом кормушки на
ветках заранее выбранных деревьев.
В процессе кормления птиц используют различные
приговорки, например:
Птичка, птичка, вот тебе водичка,
Вот тебе и крошки на моей ладошке.
Ведущий. Молодцы! Вы сделали
сегодня много доброго, полезного для птичек. Мы
открыли первую в нашей школе зимнюю "Птичью
столовую". Пусть пернатые прилетают к нам,
здесь их каждый день будет ждать свежий корм до
наступления теплых весенних дней. Об этом
позаботятся дежурные по "Птичьей столовой".
Семейное домашнее задание:
повесить кормушки у себя во дворе и
подкармливать птиц; готовиться к встрече
перелетных пернатых друзей весной – изготовить
скворечники и т.д.; продолжать в кругу семьи
знакомиться с произведениями детской литературы
о жизни птиц.
Ведущий. Все ребята хорошо
потрудились, теперь можно отдохнуть. Каждый
класс подготовил для своих друзей интересные
птичьи забавы. Давайте поиграем!
Учащиеся 1–3-го классов
демонстрируют подготовленные игры, знакомят
других детей с их правилами и приглашают
поиграть. С этой целью предлагаем использовать,
например, игру "Птицы и клетка".
Ведущий. Половина играющих,
взявшись за руки, образуют круг – "клетку".
Другая половина – "птицы". Они
располагаются свободно по внешней стороне круга.
По сигналу руководителя игроки "клетки"
движутся шагом (можно скачками) вправо, а
"птицы" – влево.
По следующему сигналу "клетка"
останавливается, играющие поднимают соединенные
руки вверх. "Птицы" начинают пробегать под
поднятыми руками в "клетку" и выбегать из
нее. По сигналу "клетка" закрывается, при
этом игроки опускают руки, слегка приседая.
"Птицы", оказавшиеся в "клетке",
считаются пойманными. Они встают в круг и берутся
за руки с остальными игроками, увеличивая размер
"клетки". После того как "клетка"
захлопнется три или четыре раза, подводят итоги.
Отмечают самых быстрых и ловких "птиц".
Затем играющие меняются ролями.
Если в момент сигнала голова "птицы" будет
внутри "клетки", она считается пойманной. Те
"птицы", которые стараются не перебегать
через "клетку", считаются пойманными.
(В книгах авторов О.С. Газмана, Н.Е.
Харитоновой, Л.П.Молодовой, которые были
использованы при написании данного сценария, вы
найдете множество разнообразных игр, например
"Коршун и Наседка", "Совушка",
"Воробьи и Кот", "Кукушка и чужие
гнезда" и др.)
Праздники цветов
О возникновении цветов на нашей
планете сложено много легенд. Вот что
рассказывает одна из них.
В стародавние времена во мраке и стуже
лежала Мать Сыра Земля. И пронзил однажды Ярило
(Яр, Яр-Хмель – у древних славян бог солнца, весны
и плодородия) пламенем взора своего слои мрака
над спавшей Землей. Сразу воссияло Красное
Солнышко, даруя свет и тепло просыпающейся
планете. Жадно пила она щедрые солнечные лучи,
нежилась в юной своей красе, набираясь до краев
животворной силы. Молвил тогда Ярило, посветлев
мудрыми очами: "Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля!
Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою я
украшу тебя синими морями, желтыми песками,
голубыми реками, серебряными озерами, зеленой
травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми..."
Вот так и пришли на Землю цветы. С тех пор каждую
весну пробуждается Ярило от зимнего сна, садится
на коней своих и украшает Мать Сыру Землю цветами
и злаками, оживляет поля, луга, рощи и дремучие
леса.
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
(С.Красиков)
Мир цветов чарующ и удивителен. Тысячи
цветов растут на нашей планете. У каждого из них
свой характер, своя тайна, и ярчайшим проявлением
любви к ним разных народов являются праздники
цветов.
Древние греки и римляне торжественно чествовали
гиацинты и лилии. Люди украшали себя цветочными
гирляндами и венками. Из храма в храм
устраивались шествия, центральной фигурой
которых была девушка в перламутровой колеснице,
запряженной белыми голубями, изображающая
Афродиту. По всему пути шествия "богиню"
осыпали лепестками.
В Древней Индии, когда зацветал сарсон, отмечался
праздник цветов. По этому случаю женщины
надевали желтые сари, мужчины повязывали
шафрановые тюрбаны, а девушки пускали по водам
Ганга и Джамуны мириады зажженных глиняных ламп.
Традиции этого празднества дошли в несколько
измененном виде до наших дней. В современной
Индии это торжество связано с пробуждением всего
живого, с приходом весны.
Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана
Купалы (Ивана Травника), когда настоящие и
мифические цветы становились поводом к пляскам,
песням и веселым шуткам, а также к поискам
таинственного Перунова огнецвета (Перун –
языческий бог молнии) – цветка папоротника,
который, по легенде, расцветал только в разгар
летнего равноденствия, в ночь с шестого на
седьмое июля, и мог раскрыть секреты подземных
сокровищ. Однако увидеть цветущее растение было
очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и
лесные дивы, которые напускали на людей разные
беды. Одну из таких загадочных историй описал
Н.В. Гоголь в фантастической повести "Вечер
накануне Ивана Купала" из цикла "Вечера на
хуторе близ Диканьки".
В ночь на Ивана Купалу на высоких
холмах зажигались костры, густым дымом
окутывались поля, окуривался скот, люди прыгали
через яркое пламя. Все это было обрядами очищения
и защиты будущего урожая, всего живого от темных
сил.
После этого все начинали веселиться. Молодежь
собирала цветы, пела песни, водила хороводы
вокруг костров. Самые смелые купались в ночной,
таинственной реке. Девушки гадали на плывущих по
речной воде венках.
Подобные обычаи существовали у многих
народов. Как дань прошлому, наполненная новым
содержанием, у народов Прибалтики возродился
праздник Лиго (Иванова дня). Теперь он имеет иную
трактовку, отмечается в ознаменование начала
лета и окончания весенних полевых работ,
проходит весело и своеобразно. Люди встречают
восход солнца на берегах озер и рек.
В Англии торжественно отмечают праздники
незабудок, первоцветов и анютиных глазок. В
последние десятилетия особое значение для
англичан приобрел День маков, посвященный памяти
погибших солдат. Ежегодно в первое воскресенье
ноября венки из алых маков возлагают к подножиям
памятников.
Много праздников посвящено королеве цветов розе.
В Болгарии розу называют вестницей счастья и
вспоминают при этом легенду о Добромире и Лее. В
ней утверждается, что если двое встретятся среди
роз, они обязательно полюбят друг друга. В конце
мая болгары проводят праздник Розабир,
посвященный сбору лепестков дамасской розы,
используемой для приготовления розового масла.
Издавна в конце учебного года в болгарских
школах проходит торжество в честь Кирилла и
Мефодия. Это время традиционного бала роз для
выпускников, где проводятся состязания в
остроумии, познании различных наук и искусств,
одним из которых является выращивание,
разведение и определение всевозможных сортов
роз.
До сих пор отмечают праздник роз в Париже,
зародившийся в глубокой древности. Во время
празднества выбирают его королеву, именуемую
Розьерой, и в знак особой благосклонности
надевают на нее розовый венок. Существует во
Франции и праздник ландышей. В феврале жемчужина
Лазурного побережья на Средиземном море Кан
встречает День мимозы. Эта
"неженка-недотрога" полноправной хозяйкой
входит в дома горожан, радуя влюбленных и детей.
Не меньшим почетом пользуется этот "золотой
цветок" и в России в Международный женский
день 8 Марта.
В первое воскресенье марта немцы отмечают
праздник фиалок.
В итальянском городе Дженцано под Римом проходит
ежегодный фестиваль цветов. В это время на улицах
появляются великолепные картины из цветущих
растений. Яркое зрелище – праздник цветов в
Венеции: по воде скользят украшенные цветами
гондолы, на площадях молодые пары танцуют с
букетами в руках, из цветов сплетены венки,
гирлянды и даже символические арочные ворота.
На далеком острове Фиджи из века в век отмечается
день любимого цветка – огненного гибискуса.
В Голландии, южнее Харлема, весной вся местность
представляет собой разноцветный ковер из
тюльпанов, гиацинтов, нарциссов, крокусов. Из
цветов сооружают замки, фонтаны, кареты, а на
цветочном троне восседает самая очаровательная
девушка – королева цветов.
Япония и Китай славятся многочисленными
цветочными празднествами. В феврале – праздник
цветения слив, в марте – персиков, в апреле –
вишен, в июле – пионов, в октябре – хризантем и
краснеющих листьев клена. Цветами украшают дома,
лодки, машины... Звучит прекрасная музыка. Поэты
пишут стихи на длинных свитках и развешивают их
на цветущих кустах и деревьях. В Японии весной и
осенью проходят выставки цветов. Например,
осенние хризантемы размещают на платформах
железнодорожных станций, чтобы как можно больше
людей могли насладиться этим чудом природы.
На свете огромное множество обычаев, традиций и
праздников, посвященных самым красивым
представителям флоры. Мы смогли рассказать лишь
о некоторых из них.
К сожалению, этих прекрасных созданий
природы становится все меньше на Земле, и от нас с
вами зависит, чтобы они не исчезли навсегда.
В одном из индийских народных сказаний
утверждается, что цветы явились на свет, чтобы
одаривать ими близких и любимых людей. Для этого,
отдавая частицу своего сердца и души, их нужно
вырастить в собственном саду! Очень мудрая и
правильная мысль: действительно, украсить землю
цветами – значит украсить ее любовью.
Чудесный мир цветов
Чтобы жить, нужны солнце, свобода и
маленький цветок.
X.К. Андерсен
Предлагаемое вашему вниманию
литературно-экологическое занятие разработано в
форме конкурсной игровой программы с
использованием широкого спектра произведений
мировой детской литературы (отечественные и
зарубежные авторские литературные сказки,
поэзия, устное народное творчество,
научно-художественные рассказы, а также
справочно-энциклопедические издания) и может
быть включено в план мероприятий школы,
подготовленных к Дню цветов.
Это важно!
Данная конкурсная игровая программа
предполагает ее использование в школе, где с
первых дней пребывания ребенка проводится
регулярная, целенаправленная работа по
экологическому воспитанию младших школьников,
основной целью которой является формирование
первичных экологических знаний, умений и навыков
экологически грамотного поведения в природной и
социальной среде, предпосылок экологической
культуры личности будущего гражданина.
Для достижения поставленных целей
учебно-воспитательную работу в сфере
экологического воспитания учащихся 1–4-го
классов начальной школы, на наш взгляд,
необходимо осуществлять в рамках базовых
программ учебных дисциплин
естественно-гуманитарного цикла (чтение,
внеклассное чтение, ознакомление с окружающим
миром, естествознание, природоведение); в системе
межпредметных связей, придавая особое значение
роли предметов эстетического цикла; в процессе
внеклассной и внешкольной деятельности
педагогов начальных классов.
Согласно вышесказанному в нашем
занятии могут участвовать дети 3–4-го классов
начальной школы. Оптимальное количество
участников – 20–30 человек и более (один класс).
Подготовительный этап. Создаются
две команды, придумываются их названия, эмблемы
для игроков и т.д. Ребята готовятся к этому
мероприятию, выполняя ряд творческих заданий и
работ, соответствующих различным конкурсам
игровой программы. Педагог или другой
ответственный по мере необходимости выступает в
качестве консультанта.
Местом проведения занятия может служить
классная или игровая комната и др.
Элементы оформления помещения: выставки детских
творческих работ (рисунки, аппликации и объемные
работы из цветной бумаги на тему "Цветы",
сочинения – описания любимых цветковых
растений, композиции из живых цветов и природных
материалов и др.); репродукции картин
отечественных и зарубежных художников с
изображениями цветов и т.д.; демонстрационное
панно.
Звучит музыка, например "Песенка о
волшебном цветке" (муз. Ю.Чичкова, сл.
М.Пляцковского), команды участников занимают
игровые места.
Вступление. При подготовке
вступительной части была использована книга: Наш
общий друг – природа: Беседы о книгах для уч-ся
6–8-х классов / Сост. Г.В. Румянцева, В.Г. Семенова.
– М.: Книжная палата, 1988.
Ведущий. Проникая в космос, человек
заново открывает для себя планету Земля. Вот как
образно сказал об этом поэт Я.Аким.
Ученик
1.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Ученик 2.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Ученик 1. Земля – всего лишь
очень маленькая частица Вселенной, но только на
ней, одной из всех обследованных человеком
планет, есть жизнь.
Ученик 2. А раз так, то нам надо
стараться, чтобы природа нашего общего дома не
просто сохранялась, а становилась все богаче и
краше.
Ведущий. Да, ребята. Ведь все, что мы
едим, пьем, даровано нам природой. Вся наша малая
и большая техника – от лопаты до космических
ракет – из природных материалов. А какой мерой
измерить, как оценить красоту природы: синеву
морской волны, сияние снежных гор, цветочные
узоры весеннего луга?!
Ученик 1. Цветы – самые
прекрасные создания природы! Их красоту признают
все народы нашей планеты.
Ученик 2. Цветы сопровождают нас
всю жизнь: в дни рождения и ухода, на именинах и
празднествах, в памятные даты.
Ведущий. Цветы – это добрые
волшебные "спутники" людей. Они открывают
человеку удивительный и чарующий мир, смягчают
душу и облагораживают сердце... Без этого подарка
природы наша жизнь стала бы более тусклой и
бедной. Поэтому в этот праздничный день мы
посвящаем нашу конкурсную игровую программу
чудесному миру цветов!
Звучит музыка, например отрывок из
пьесы М.Равеля "Волшебный сад" (сказочный
цикл "Моя матушка-гусыня"). Занавес на
доске раздвигается. Все видят яркое, красочное,
может быть, выполненное в форме различных цветов,
название занятия – "Чудесный мир цветов".
Ведущий объясняет правила игры, представляет
членов жюри и объявляет конкурс 1.
Конкурс 1. "Знатоки цветов"
Задание 1. "Цветочная мозаика"
Ведущий. В первом конкурсе
несколько заданий. Задание 1 называется
"Цветочная мозаика".
Ведущий объясняет суть задания. Дети
выполняют.
Оборудование. Для первой части
задания: у каждой команды на игровых столах –
фломастеры; один конверт, в котором находятся
элементы мозаики садовых цветов, хорошо знакомых
детям, например розы и гвоздики. Элементы мозаики
проще всего получить, разделив крупное
изображение цветка на открытке или рисунке на
8–10 частей; белый лист бумаги.
Для второй части задания: у каждой
команды на столах – большой лист бумаги с другой
цветочной мозаикой (можно предложить другие
варианты).
Команда 1
Команда 2
Ответы: жасмин, гиацинт,
маргаритка, каллы, цикорий, орхидея.
Идея игрового задания
Часть 1. Команды выбирают по три
человека: два игрока составляют изображение
цветка из элементов мозаики на отдельных рабочих
столах, третий – записывает его название на
листе бумаги и передает ведущему.
Часть 2. Одновременно остальным
участникам команд необходимо проявить эрудицию,
определяя названия цветов, "спрятавшихся" в
другой цветочной мозаике. (Показ результатов на
демонстрационном панно.)
Жюри подводит итоги задания 1.
Ведущий объявляет следующее задание конкурса
"Знатоки цветов" и объясняет его суть.
Это важно!
После каждого игрового задания и
конкурса жюри подводит итоги. Ведущий объявляет
следующий этап праздничной программы, разъясняя
его суть, и, если это необходимо, делает
вступление.
Задание 2. "Строение цветкового
растения"
Оборудование. Для каждой команды –
картинка с подробным изображением цветкового
растения с указателями. Например: тюльпан
(команда 1), нарцисс (команда 2) или астра и
мак.
Идея игрового задания
Часть 1. Выбираются по два
человека от каждой коман-ды. На картинке рядом с
каждым указателем игроки пишут название
соответствующего органа цветкового растения:
корень, стебель, лист, цветок. (Результаты
демонстрируются на панно.)
Часть 2. Одновременно остальные
члены команд отвечают на вопросы ведущего.
Ведущий. Вопрос для команды 1.
Как называется часть растения, которая служит
для образования плодов, семян?
Дети. Цветок.
Ведущий. Вопрос для команды 2.
Как называется группа цветков, расположенных на
растении в определенном порядке?
Дети. Соцветие.
Задание 3. "Кто "дружит" с
этим цветком?"
Оборудование. Для каждой команды –
одно крупное контурное изображение цветкового
растения. Цветы должны принадлежать разным
природным сообществам. Например: для команды 1
– медуница, природное сообщество лес; для
команды 2 – ромашка (поповник), природное
сообщество луг.
Идея игрового задания
Участники собираются вокруг своих
игровых столов, на которых расположены контурные
изображения цветов.
По команде ведущего в течение 1,5–2 мин детям
нужно найти "друзей" для цветка, то есть
вспомнить как можно больше названий цветов
данных природных сообществ и записать их в
контурной картинке. (Для более четкого
выполнения задания запись целесообразно
поручить, например, командирам команд.)
Примечание. Можно попросить ребят найти
"друзей": команде 1 – для садового цветка
(окультуренные человеком растения); команда 2
– для лугового или лесного цветка (дикорастущие
растения) и др. (результаты демонстрируются на
панно).
Вступление к заданию 4
Ведущий.
Умейте понимать цветочные часы,
Часы лугов, степей и огородов.
Цветочные часы вас смогут известить
О времени на всех земных широтах.
Ученик 1.
Вы видите, идут
Цветочные часы...
В пять маки зори льют
По капелькам росы.
Ученик 2.
В шесть озаряет день
Льна голубой цветок.
Фиалка вспыхнет в семь.
В восьмом часу – вьюнок.
Задание 4. "Цветы дневные и
ночные"
Оборудование. Одна неглубокая
корзинка или коробка, в которой находятся
открытки, рисунки или цветные фотографии с
изображениями цветковых растений: 1) дневных,
раскрывающих в солнечную погоду свои цветки
утром и "бодрствующих" днем; 2) ночных,
"просыпающихся" в ясную погоду ночью и
закрывающих лепестки своих цветков к рассвету.
(Равное количество.)
Например: дневные цветы – голубой цикорий,
одуванчик, полевая гвоздика, календула (ноготки),
тюльпан и др.; ночные цветы – белый душистый
табак, ночная фиалка, луговая дрема, нильский
лотос, белая никтерия (в некоторых изданиях –
никтериния) и др.
Примечание. Имеет смысл напомнить, что
довольно точно можно определять время по
"цветочным часам" лишь в ясную солнечную
погоду.
Идея игрового задания
Часть 1. Выбираются по три
человека от каждой команды. Члены одной команды
должны выбрать и правильно назвать только
дневные цветы, другие игроки – ночные. (Показ
результатов на демонстрационном панно.)
Часть 2. Одновременно остальные
участники отвечают на вопросы ведущего.
Ведущий. Вопрос для команды 1.
Какое цветковое растение в солнечные дни лета
"просыпается" на рассвете, а "засыпает"
с заходом солнца?
Дети. Цветами шиповника мы можем
любоваться на протяжении долгого летнего дня.
Ведущий. Вопрос для команды 2.
Почему почти все ночные цветы имеют белую
окраску и очень сильный приятный запах?
Дети. Ночью белые цветы хорошо
видны насекомым-опылителям среди темной зелени
травы, а сильный аромат направляет насекомых по
верному пути.
Задание 5. "Представление
экзотического цветка"
Оборудование. У каждой команды –
изображение экзотического цветкового растения.
Идея игрового задания
Командам дается домашнее задание
подготовить по одному рассказу-представлению об
экзотическом растении. Время представления
цветка – 4 мин (автор опирается на примерный
материал, предлагаемый в нашем сценарии).
Например: команда 1 – рассказ о раффлезии
Арнольди; команда 2 – рассказ об эдельвейсе.
Примечание. Ребятам нужно не просто
рассказать о цветке, а представить его, то есть
создать яркий, запоминающийся образ этого
растения, опираясь на свое творческое
воображение, фантазию и т.д., используя
разнообразные доступные средства (например, ТСО),
приемы и способы (например, различные игровые
приемы, элементы драматизации, музыкальной
миниатюры и др.).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерный материал для
рассказов-представлений
1. Раффлезия Арнольди
В 1818 г. натуралист-исследователь
доктор Жозеф Арнольди в сыром тропическом лесу
на далеком острове Суматра обнаружил
удивительный цветок. Вот как он описал встречу с
этим растением в письме к своему другу –
ботанику Роберту Броуну: "С радостью сообщаю
Вам о том, что мною открыто величайшее чудо
растительного мира.
Я случайно удалился на несколько шагов от своих
спутников, как вдруг мой слуга... бежит ко мне с
вытаращенными от удивления глазами и кричит:
"Иди сюда, господин! Тут цветок очень большой,
очень удивительный, очень красивый!"
Я тотчас же углубился вслед за ним в чащу... где он
и показал мне под кустом, на самой земле,
действительно поразительный цветок. Он сидел на
тонком, не толще двух пальцев, горизонтальном
корне...
Сказать правду: если бы я был один и не было бы со
мною товарищей, я струсил бы, увидав такой
громадный цветок, до того размеры его превышали
все виденное и слышанное мною". (Демонстрация
цветка.)
Цветок с пятью лопастями мясо-красного цвета с
беловатыми бородавками.
Оказывается, ученый Жозеф Арнольди открыл самый
большой и тяжелый цветок на свете. Его размер –
от края до края – с целый метр (по окружности до 3
м), а вес – до 6 кг!
Еще удивительнее, что у этого цветка нет ни
листьев, ни стебля, ни корня. Чтобы выжить, он
умеет ловко "присасываться" к корням других
растений и питаться их соками.
Думаете, ученый был в восторге от такой небывалой
находки? Не совсем. От этого ярко-красного чуда
исходил ужасный запах. Но то, что вызывает
отвращение у человека, привлекает мух. Они со
всех сторон облепляют дурно пахнущий цветок,
словно им подают самое вкусное блюдо. Вот таких
верных помощников для переноса своей пыльцы
нашла раффлезия. Как говорится, о вкусах не
спорят!
(Материал подготовлен по книгам: Верзилин
Н.М. Путешествие с домашними растениями. – Л.:
Детская литература, 1965; Осипов Н.Ф.
Занимательная ботаническая энциклопедия. – М.:
Педагогика-Пресс, 1998.)
2. Эдельвейс
Говорят, что этот редкий цветок может
увидеть лишь однажды тот, кто сможет душой
сродниться с отвесными скалами и сумеет
преодолеть трудности, подстерегающие в горах на
каждом шагу, ночевать на заснеженных перевалах,
чье сердце будет открыто людям.
Эдельвейсом покоряют сердца самых недоступных
красавиц.
В Карпатах эдельвейс зовут шелковой косицей. По
преданию, когда крестьяне засевали свою
неласковую горную землю жестким овсом, светил им
с каменных неприступных круч этот цветок – сама
нежность. Только смельчак отваживался
отправиться за эдельвейсом для любимой девушки,
зная, что он мог вернуться, а мог и погибнуть. Но
тот, кто принес, рискуя своей жизнью ради любви,
шелковый цветок, смог его защитить, сберечь,
достоин стать мужем.
– Принеси мне снежную звезду... – говорила
девушка парню. – Без нее не будет счастья... (Демонстрация
цветка.)
Эдельвейс и правда похож на белую снежную
звездочку – из тех, что Дед Мороз рисует на
оконных узорах. Соцветия у цветка похожи на
маленькие тесно прижатые друг к другу шарики,
лежащие как бы на блюде, и оно настолько нежно и
хрупко, что кажется совсем-совсем неземным, когда
им любуешься. А на восходе солнца цветок кажется
кроваво-красным, поэтому в скалистых, горных
местах эдельвейс иногда называют прометеевым
цветком. (По легенде, Прометей, подаривший людям
огонь, был прикован к высокой скале.)
Сейчас эдельвейс можно встретить высоко-высоко в
альпийских горах (на высоте 1700–2300 м над
уровнем моря), в более доступных местах редкое
растение почти уничтожено. Потому в альпийских
горах стоят сторожевые посты с
радиопередатчиками, и стоит только туристу
сорвать растение, как о поступке станет известно
и браконьера накажут.
Ученик 1.
Растет он в горах среди снега,
Где холод ущелий жесток.
Народ прометеевым цветом
Зовет недоступный цветок.
Ученик 2.
За то, что цветочное пламя
Прекрасно, как добрая весть.
За то, что навеки корнями
Прикован к горам эдельвейс.
(Материал подготовлен по книгам: Моложавенко В.С.
Тайна красоты: Книга о цветах. – М.:
Педагогика-Пресс, 1993; Красиков С.П. Легенды
о цветах. – М.: Молодая гвардия, 1990)
Внимание! Жюри подводит общий итог
пяти заданий первого конкурса.
Конкурс 2. "В прекрасной Стране
цветов"
Оборудование. У каждой команды:
изображения цветов, соответствующих выбранному
литературному материалу; магнитофонные или
другие записи отрывков музыкальных
произведений, используемых в качестве
сопровождения представления образа цветка через
легенду.
Идея конкурса
К этому конкурсу ребята готовятся
заранее: находят загадки и выбирают стихи о
цветах.
Примечание. Интересным заданием, которое
поможет участникам получить дополнительный балл
для своей команды, является представление образа
цветка через легенду о нем. Время представления 2
мин (автор опирается на материал, предлагаемый в
нашем сценарии).
Этапы конкурса. Команды по очереди
загадывают загадки своим соперникам; после
отгадывания ребята, загадывавшие загадку,
демонстрируют изображение цветка и читают
стихотворения; последнюю загадку и стихи,
выбранные каждой командой, участники дополняют
представлением образа цветка через легенду.
Примерный материал для двух команд
Команда 1
1. Ландыш. Загадка
Появились бубенчики –
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зеленой ножке.
Стихотворения
Проснулся лес, весной разбуженный,
Деревья в мареве парят.
Веселых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
В рассветный час, сырой и сумрачный,
Когда роса во тьме блестит,
Горят фарфоровые люстрочки,
Да так, что глаз не отвести.
И дуют ветры прокаленные,
И дождик хлещет на цветок,
Но лес зелеными ладонями
Прикрыл дрожащий стебелек.
(С.Красиков)
ЛАНДЫШ
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны.
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
(С.Маршак)
Команда 2
1. Анютины
глазки (виола, трехцветная фиалка).
Загадка
Стоит цвет-семицвет –
Глазки-разноглазки.
Стихотворения
Апрель золотыми лучами обласкан.
С лужайки плывет аромат.
Анютины глазки из были и сказки
На мир удивленно глядят.
(С.Красиков)
И анютиных глазок стая
Бархатистый хранит силуэт –
Это бабочки, улетая,
Им оставили свой портрет...
(А.Ахматова)
Команда 1
2. Василек. Загадка
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь –
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
Стихотворение
Васильки, васильки средь рядов
пожелтевшего хлеба,
Васильки, васильки, как безоблачный полдень ясны,
Видно, это на землю упали осколочки неба,
Заставляя нас вспомнить забытые песни весны.
(С.Красиков)
Команда 2
2. Подснежник. Загадка
Первым вылез из землицы
На проталинки.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Стихотворения
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
(З.Александрова)
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли...
(А.К. Толстой)
На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распушились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивленно радуясь всему.
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
(С.Красиков)
Отчего Дед Мороз пригорюнился?
Проходил через зимний лесок
И увидел: подснежник проклюнулся –
Любопытный весенний глазок.
(В.Мусатов)
Команда 1
3. Иван-чай (кипрей узколистный).
Загадка
Стоит Ивашка
В красной рубашке.
Чай попивает,
Гостей созывает.
Стихотворения
Чуть зацветет иван-чай,
С этого самого цвета,
Раннее лето, прощай,
Здравствуй, полдневное лето...
(А.Твардовский)
Придите на опушку вечерком,
Когда она в закатном озаренье,
И встретит вас высоким костерком
Куст иван-чая в алом оперенье.
Его цветы таким огнем горят,
Что, оказавшись с ними по соседству,
Отдернешь руки жадные назад,
Боясь о кисти знойные обжечься...
(С.Красиков)
Команда 2
3. Кувшинка. Загадки
Белая чашка на зеленом блюдце по реке
плывет.
Плывет белоснежка на зеленой лодочке.
Стихотворения
На озере, среди лесов зеленых,
Кувшинки белые,
Как звезды, расцвели.
(И.Бунин)
В светлом жемчуге росинок
Чаши бледные кувшинок
Тихо светят меж тростинок.
(В.Брюсов)
Ночь, рассыпав росы жгучие,
Затуманила восток,
А затем из лунных лучиков
Белый выткала цветок.
Подняла цветочек бережно –
Лепесточки руки жгут.
Ночь испуганно замешкалась,
И упал цветочек в пруд.
Он плывет, а воды плавятся,
Стебелек звенит струной,
Ждет, когда луна появится,
Хочет встретиться с луной.
Белый с желтой сердцевинкою,
Как похож он на сосуд.
А зовут цветок кувшинкою,
Очень правильно зовут.
(С.Красиков)
Команда 1
4. Незабудка. Загадка
Голубой лужок,
Голубой бережок,
Голубеет все вдали –
Какие цветы зацвели?
Стихотворение
Голубою светлой капелькой
В луговой цветной узор
Незабудка солнцем вкраплена,
Словно бусинка в ковер.
(С.Красиков)
Команда 2
4. Ирис. Загадка
В саду есть петушок –
Лиловый гребешок,
А хвостик – боевой,
Сабелькой кривой.
Стихотворения
На грядках туман и сырость.
Зори плавают в дыму.
Из тумана томный ирис
Гордо смотрит в полутьму.
(С.Красиков)
У ДОРОГИ ИРИС
Длинноногий ирис,
Ирис длинноногий,
У дороги вырос,
Вырос у дороги.
Радуются дети:
– Ой, смотрите, ирис!
Самый лучший ирис
У дороги вырос!
Все как сговорились:
– Рвать его не будем!
Длинноногий ирис
Вышел прямо к людям.
(А.Барто)
Команда 1
5. Астра (на языке древних римлян
– "звезда"). Загадка
Балерина вышла:
Юбочка пышна,
Сборки да оборки,
Складки да подкладки.
А имя у артистки –
Небесной прописки.
Стихотворение
Когда пыл осени вихрастой
Хлеба окрасит в желтый цвет,
Звезда лугов – земная астра –
Небесным звездам шлет привет.
Она глядит, раскрыв ресницы,
На темно-синий небосвод,
Где ее светлые сестрицы
Веселый водят хоровод.
(С.Красиков)
Команда 2
5. Роза. Загадки
Вот чудесные цветы
Небывалой красоты,
Яркие, пахучие...
Ай-ай-ай! Колючие!
Строга и зла красавица,
Когда к ней прикасаются.
Стихотворения
Розы – сестры зари. Цвет их цвету зари
равнозначен...
Раскрываются розы лишь в первых рассветных
лучах,
А раскрывшись, на диво, они то смеются, то плачут,
Грусть и радость качая в глубоких атласных
цветах...
(С.Красиков)
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил осенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих,
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них...
(И.Мятлев)
Команда 1
6. Гладиолус. Загадка
На шесте – флаги,
Под шестом – шпаги.
Стихотворения
Под лебяжий чистый голос
У озерного мыска
Зацветает гладиолус –
Лебединая тоска.
Отступают звери в страхе,
Их к растенью не зови,
Стебли тоньше тонкой шпаги,
В алых гроздьях, как в крови.
(С.Красиков)
И как будто строгий воин,
В светлых латах лепестков,
Поднимается, спокоен,
Неприступен и суров...
(Вс. Рождественский)
ЛЕГЕНДА О ГЛАДИОЛУСЕ
С давних времен до наших дней дошло
поверье о том, что если воину повесить на грудь
корни гладиолуса как амулет, то они помогут ему
победить в бою и предохранят от гибели.
Этот цветок часто называют шпажником, потому что
его стебель действительно схож с клинком шпаги.
В переводе с латинского гладиолус означает
"меч". В Древнем Риме он считался цветком
гладиаторов.
Существует такая легенда.
Жестокий римский полководец захватил в плен
воинов и приказал превратить их в гладиаторов.
Самым отважным, ловким, красивым и верным друзьям
– Севту и Тересу – полководец поручил первыми
биться друг с другом, пообещав победителю
свободу...
На ратное зрелище сошлись любопытные. Затрубили
трубы, призывая к бою, но Севт и Терес воткнули
мечи в землю и бросились друг к другу с
распростертыми объятиями.
Зрители возмущенно зашумели, требуя поединка!
Когда юноши во второй раз отказались выполнить
просьбу кровожадных римлян, их казнили.
Но как только тела поверженных коснулись земли,
из рукоятей их мечей появились гладиолусы,
которые и сейчас считаются символом дружбы,
верности, памяти и благородства.
(Материал подготовлен по книге: Красиков С.П.
Легенды о цветах. – М.: Молодая гвардия, 1990.) В
качестве музыкального сопровождения можно
использовать, например, фрагмент пьесы
М.П. Мусоргского "Старый замок" (из цикла
"Картинки с выставки").
Команда 2
6.
Колокольчик. Загадки
Эх, звоночки, синий цвет, –
С язычком, а звону нет!
(В.Фетисов)
Не зовет на перемену
И обратно на урок,
Потому что это просто
Голубой лесной цветок.
Стихотворения
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Легкий-легкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
(Вс.Рождественский)
Во все звонки и венчики звенит
Опушка колокольчикова луга...
(С.Красиков)
Колокольчики мои,
Цветики степные,
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?..
(А.К. Толстой)
ЛЕГЕНДА О КОЛОКОЛЬЧИКЕ
Разнообразные виды колокольчиков с
приходом тепла преображают наши луга, полянки и
лесные опушки.
Пойдите в безоблачный ясный день на лужайку,
когда от слабого ветерка колышутся только
колокольчики. Остановитесь, прислушайтесь!
Слышите, как они звенят на тонком стебельке?..
Цветы эти издавна любили на Руси. Люди придумали
для колокольчиков много ласковых имен: звонцы,
звоночки, чеботочки, бубны, голубки, орлики,
горланчики, ключики...
С этими нежными цветочками люди связывают
появление в христианской церкви первого
колокола. Об этом рассказывает старинная
легенда. А было это так.
Очень давно в Италии, в провинции Кампанья, жил
благочестивый епископ Паулиний. Однажды
прогуливался он по лесной поляне, любовался
красотами природы и в такое умиление пришел, что
опустился на колени и начал просить у Господа,
чтобы тот какое-нибудь знамение ему послал. И
вдруг старец услышал звон – тихий, едва
различимый. Это позванивали под легким ветром
колокольчики на лугу... Обрадованный епископ
принял это за Божий знак и, возвратясь домой,
повелел отлить из меди гигантский цветок
колокольчика и укрепить его на башне местного
собора...
С тех пор в дни праздников и бедствий колокол
призывает людей на молитву.
(Материал подготовлен по книгам: Моложавенко В.С.
Тайна красоты: Книга о цветах. – М.:
Педагогика-Пресс, 1993; Люнькова И.М. О чем
поведали растения. Под ред. Анастасовой Л.П.
– М.: Минобразования РФ, Институт общего
образования, 1992.) Музыкальное сопровождение –
например фрагмент "Арии с колокольчиками"
В.А. Моцарта из оперы "Волшебная флейта".
Примечание. Загадки без указания
фамилий авторов – из книги: Большая книга
загадок / Сост. Е.Нефедова, О.Узорова. – М.:
Планета детства, ООО "Изд-во Астрель", ООО
"Изд-во ACT", 2001.
Конкурс 3. "Путешествие цветка по
царству сказок"
Ведущий. Всем девочкам и мальчикам
мамы или папы, бабушки или дедушки рассказывают
на ночь интересные истории, сказки, чтобы им
снились добрые, волшебные сны.
Ребята! Давайте представим, что мы отправляемся в
сказочное путешествие.
Закрывают дети глазки,
Детям сниться будут сказки.
Дети закрывают глаза. Звучит
таинственная музыка, например отрывки из балета
"Спящая красавица" П.И. Чайковского:
"Сон", "Пробуждение".
Ведущий. Великий сказочник
X.К. Андерсен говорил: "Чтобы жить, нужны
солнце, свобода и маленький цветок". Чудесные,
удивительные цветы живут в сказочном царстве.
Сегодня они приглашают нас с вами к себе в гости.
Звучит "Вальс цветов" из балета
П.И. Чайковского "Щелкунчик".
Ведущий. Посмотрим, кто из вас
внимательнее умеет читать. Какая команда знает
больше сказок, в которых нас всегда ждет встреча
с самыми прекрасными созданиями природы?
Оборудование. У каждой команды:
элементы костюмов для театрализованной
инсценировки; магнитофонные или другие записи
отрывков музыкальных произведений,
сопровождающих инсценировку.
Идея конкурса
Ведущий заранее готовит специальный
литературный материал и вопросы, которые он
задает по очереди каждой команде.
Примечание. Дополнительное задание для
участников – инсценировка сказочного эпизода
(оценивается жюри отдельно). Время инсценировки
3–4 мин (автор опирается на материал,
предлагаемый в нашем сценарии). Например,
команда 1 – эпизод из сказки С.Маршака
"Двенадцать месяцев"; команда 2 – отрывок
из сказки А. де Сент-Экзюпери "Маленький
принц".
Примерный материал для двух команд
Команда 1
1. "Дюймовочка". Х.К. Андерсен.
Она "...посадила ячменное зерно в
цветочный горшок, и тут же из него вырос большой
чудесный цветок...
– Какой славный цветок! – сказала
женщина..."
Но вдруг! "Что-то щелкнуло, и цветок
распустился..."
Вопрос. Что увидела женщина внутри
цветка? Название сказки. Автор.
Команда 2
1. "Аленький цветочек". С.Т.
Аксаков.
"Поклонилась в ноги отцу меньшая
дочь и говорит таково слово:
– Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты
мне золотой и серебряной парчи, ни черных соболей
сибирских, ни ожерелья... ни венца самоцветного...
а привези ты мне... цветочек, которого бы краше не
было на белом свете".
Вопросы. Какой цветочек попросила
привезти младшая дочка? Кого помог ей встретить
этот чудесный цветок? Название сказки. Автор.
Команда 1
2. "Двенадцать месяцев".
С.Я. Маршак.
Как называется сказка, в которой очень
самоуверенная королева зимой, под Новый год,
придумала такой "новый закон природы"?
Юмористическая инсценировка отрывка
из сказки.
Входят два королевских Глашатая в
теплой зимней одежде (огромные шапки, рукавицы,
шарфы и др.) с импровизированными трубами и
свитками в руках. (Роли Глашатаев исполняют двое
учащихся из первой команды.)
Раздаются торжественные звуки фанфар. (В
качестве музыкального сопровождения можно
использовать, например, фрагменты звучания
фанфар из оперы Н.А. Римского-Корсакова
"Сказка о царе Салтане".)
Глашатай 1 (серьезный, говорит
очень низким голосом).
Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
Глашатай 2 (веселый, говорит
писклявым голоском, размахивая при этом руками в
огромных рукавицах).
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит!
Глашатай 1 (слегка
подталкивает второго, пытаясь унять его излишнее
веселье. Громко и угрожающе, серьезно).
Кто отрицать посмеет,
Что ласточка летит,
Что травка зеленеет
И солнышко блестит?
(Громко подкашливает: "Брр!..
Холодно!")
Глашатай 2 (весело начинает.)
В лесу цветет подснежник,
А не метель метет...
(Вглядываясь в свиток, продолжает
тише и не очень уверенно.)
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не цветет!
(Тихо хихикает, потирая от холода нос.)
Глашатай 1 (сердится на
второго, качает головой. Громким, но уже осипшим
голосом).
Ручьи бегут в долину.
Зиме пришел конец. (Кашляет.)
Подснежников корзину
Несите во дворец!
(Переминается с ноги на ногу от
мороза.)
Глашатай 2 (пританцовывает,
заслоняя собой первого. Говорит осипшим
писклявым голоском).
Нарвите до рассвета
Подснежников простых. (Хи-хи!)
И вам дадут за это
Корзину золотых!
Глашатай 1 отталкивает Глашатого 2
на его место. Глашатай 1 и Глашатай 2 хором,
пританцовывая от мороза, хлопая ладонью о ладонь:
"Брр! Ой, мороз-з-з-з!.."
Глашатай 1.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит!
Глашатаи пытаются заставить звучать
замерзшие на морозе трубы, берут друг друга под
руки и, дрожа от холода, уходят: "Дн-д, д? Бр-б,
б!.."
Ведущий. Отгадайте название сказки
и имя автора. Кто же смог выполнить приказ
королевы? Как вы думаете, почему братья-месяцы
именно этой девочке показали волшебную силу
природы и открыли свои секреты?
Команда 2
2. "Снежная королева".
X.К. Андерсен.
"Девочка выучила псалом и пела его
мальчику, думая о своих розах, а он подпевал ей:
– Розы цветут... Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.
Дети пели, взявшись за руки, целовали розы,
смотрели на ясное солнышко и разговаривали с
ним..."
Как чудесно было под кустами благоухающих роз!
Однажды, когда ребята рассматривали книжку с
картинками... мальчик вдруг вскрикнул: "Мне
кольнуло прямо в сердце и что-то попало в
глаз!.."
А потом наступила зима...
Ведущий. Как называется эта сказка?
Кто ее написал? Что случилось с Каем? Что помогло
Герде во время ее трудного путешествия в царство
Снежной королевы, "к сердцу Кая"?
Главная мысль: лишь тот, кто любит
природу, все живое, может сам стать добрее, чище
душой и сумеет помочь другим людям.
Команда 1
3. "Подарки феи". Ш.Перро.
Ведущий. В какой волшебной сказке
фея за доброту и приветливость сделала милой
девушке такой подарок: "...с нынешнего дня
каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с
твоих губ либо цветком, либо драгоценным
камнем"? Название сказки. Автор.
Команда 2
3. "Приключения Буратино".
А.К. Толстой.
Ведущий. В какой сказке девочка с
голубыми волосами, умываясь утром, пудрила щечки
и носик цветочной пыльцой, а после пыталась
научить грамоте непослушного деревянного
мальчишку, заставляя писать его волшебный
диктант: "А роза упала на лапу Азора"?
Название сказки. Автор. Как зовут этих девочку и
мальчика?
Команда 1
4. "Цветик-семицветик".
В.П. Катаев.
Ведущий. Лепестки какого
удивительного цветка помогли девочке получить
горы игрушек, много-много сладостей, побывать на
Северном полюсе... и, наконец, понять, что
счастливым человек можно стать лишь тогда, когда
помогаешь другим, заботишся о ком-то?
Как называется этот цветок? Какое желание
загадала девочка, когда у нее остался последний
волшебный лепесток? Название сказки. Автор.
Команда 2
4. "Приключения Алисы в стране
чудес". Л.Кэрролл.
Ведущий. В какой чудесной стране
маленькая девочка спасла незадачливых
садовников от гнева их хозяйки – очень злой
Карточной королевы? Эта королевская особа
приказала отрубить им головы за то, что они
посадили в саду не красные розы, а белые, и, чтобы
исправить свою ошибку, садовники решили
покрасить цветы красной краской. За этим
занятием их и застала королева со своей свитой.
В какой стране произошла эта история? Как зовут
эту девочку? Название сказки. Автор.
Команда 1
5. "Уральские сказы. Каменный
цветок". П.П. Бажов.
Ведущий. С детства будущие горные
мастера учились видеть красоту родной природы,
каждой травиночки, каждой былиночки, чтобы потом
попытаться передать ее в камне...
А Данилушка был круглым сиротой и попал к мудрой
старушке... "Хорошо Данилушке у этой бабушки...
Старушка, слышь-ко, ласковая да словоохотливая, а
трав, да корешков, да цветков всяких у ней
насушено да навешано по всей избе. Данилушка к
травам-то любопытен – как эту зовут? Где растет?
Какой цветок? Старушка ему и рассказывает..."
О каком еще удивительном цветке поведала бабушка
Данилушке? Почему горных дел мастера хотели хоть
раз в жизни увидеть Каменный цветок?
Главная мысль: Каменный цветок для
мастера, художника – это символ, мечта о
совершенной красоте природы, воплощенной в
камне. Название сказки. Автор.
Команда 2
5. "Маленький принц". А. де
Сент-Экзюпери.
Инсценировка сказочного эпизода
"Маленький принц и Роза". Роли исполняют
ребята из команды 2: мальчик и девочка. Роза –
девочка, исполняющая эту роль, – сидит на
корточках, изображая росток, который постепенно
превращается в прекрасный цветок. Маленький
принц ходит вокруг ростка, внимательно
рассматривая его.
Маленький принц. Сначала я думал,
что это новая разновидность баобаба, но кустик
перестал тянуться ввысь – и на нем появился
бутон! Я еще никогда не видел таких огромных
бутонов!
Роза (позевывая). Ах, я насилу
проснулась... Прошу извинить... я еще совсем
растрепанная...
Маленький принц. Как вы прекрасны!
Какой восхитительный аромат!
Роза (тихо). Правда?.. И заметьте,
я родилась вместе с солнцем!
Маленький принц (тихо, размышляя).
Кажется, она не очень скромна, но как прекрасна!
Дух захватывает!
Роза. Ах! Пора завтракать. Будьте
добры, позаботьтесь обо мне...
Маленький принц разыскал лейку и
полил цветок водой.
Маленький принц. Пожалуйста, вот
ваш завтрак, сударыня.
Роза, красуясь, расправляет свои
лепестки.
Роза. Ах, ах, ах! Я ужасно боюсь
сквозняков. (Подкашливает.) У вас нет ширмы?
Маленький принц (тихо, удивленно).
Растение, а боится сквозняков... очень странно...
Какой трудный характер у этого цветка!
Роза (кашляет громче). Ох! Ну где
же ширма! Ах, ах! Я уже простудилась! (Маленький
принц уходит. Роза кашляет ему вслед.) Пускай
его все-таки помучает совесть! (Маленький принц
возвращается, накрывает Розу колпаком.)
Наконец-то я смогу выспаться в тепле! (Торопит
Маленького принца.) Ах, скорее, скорее! Ох, ах! (Расправляя
лепестки, засыпает.)
Маленький принц, уставший,
присаживается на стульчик рядом с Розой. Грустно.
Маленький принц. Я чувствую себя
таким несчастным. Напрасно я ее слушал. Никогда
не надо слушать, что говорят цветы. Нужно просто
смотреть на них, любоваться и дышать их ароматом.
Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а
я не могу ему радоваться. (Светло, решительно.)
Так нельзя! Все! Я буду учиться ценить не слова, а
поступки. Ведь Роза подарила мне свой аромат, она
озарила мою жизнь, каждый ее лепесток дышит
нежностью... Теперь я понял!.. Значит, мы сможем
подружиться!
Ведущий. В какой сказке и с какими
ее героями произошли эти события? Кто автор? Что
понял Маленький принц, общаясь с прекрасной
Розой? Чему мы можем поучиться у главного героя
сказки?
Музыкальное сопровождение
инсценировки – мелодия песни "Маленький
принц" (муз. М.Таривердиева).
Конкурс 4. Цветочные фантазии
"Придумай свой букет"
Внимание! Слово "букет"
(франц.) – буквальный перевод "красиво
собранная группа цветов".
Ведущий. Ребята! Мы побывали в
стране сказок, где еще раз убедились, что даже у
самого скромного цветочка есть своя тайна и
красота.
Волшебное обаяние цветов на протяжении тысяч лет
притягивало людей, заставляя учиться искусству
цветоводства и составления разных букетов,
композиций, чтобы приблизить это "цветочное
чудо" к себе. Именно так цветы приходят к нам в
дом.
Они "...облагораживают нашу жизнь, ласкают взор,
одаривают людей радостью, смягчают нравы,
приносят успокоение и отдых. И дарить цветы –
значит выражать чувства любви, почтения,
расположения или уважения" (С.Красиков).
Друзья! Наш следующий конкурс покажет, чему за
это время смогли научиться вы в искусстве
создания букета.
Оборудование. У каждой команды на
рабочих столах: по одной корзинке и одной вазе
различных форм и размеров; разнообразные
высушенные травы, цветы, листья, ветки, плоды,
семена... собранные и подготовленные к занятию
летом и ранней осенью; несколько срезанных
осенних цветов (различные сорта хризантем,
поздние астры, календула, комнатные цветковые
растения и др.), выращенных детьми вместе с
родителями на дачах, дома и т.д.
Примечание. Все природные материалы должны
быть грамотно подготовлены к занятию, чтобы
детям было удобно работать с ними.
Идея игрового задания
Часть 1. Каждая команда делится на
две группы. Первая группа участников составляет
небольшой осенний букет для вазы. (Обязательное
условие: использование срезанных цветов и любых
других природных материалов.)
Вторая группа создает композицию в корзинке,
которая сможет долго, до наступления весны,
украшать помещение, делая его наряднее и уютнее.
(Обязательное условие: использование только
высушенных природных материалов.)
Задание выполняется в течение 8 мин. Во время
творческой работы детей звучит легкая,
"воздушная" музыка. Например, пьеса
Г.Пахульского "В мечтах" или А.Гладковского
"Маленькая танцовщица".
Часть 2. Каждой из четырех
игровых групп необходимо придумать название для
своего букета или композиции; объяснить, почему
выбрано именно такое название. (Устное
сочинение-"фантазия" с элементами описания.
Время представления букета или композиции – до
30 с.)
Подведение итогов всей праздничной
конкурсной программы. Вручение призов, в
качестве которых могут быть использованы книги о
цветах, а также семена различных цветковых
растений в красиво оформленных ребятами
бумажных пакетиках или коробочках с памятками,
содержащими правила посадки и ухода за ними.
(Желательно, если это будут семена растений,
выращиваемых самими учащимися и членами их
семей.) Музыкальное сопровождение: "Песенка о
волшебном цветке" (муз. Ю.Чичкова, сл.
М.Пляцковского).
Заканчивая наш праздник,
целесообразно напомнить детям слова народной
мудрости, которая гласит: "Кто выращивает
цветы, тот приносит радость себе и людям".
|