Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2002

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Мария Ивановна КРАСНОВА,
г. Тула

Слушать и слышать

Как сделать так, чтобы дети на уроке сотрудничали? Все были включены в работу? Слышали друг друга, а значит, могли высказать свое мнение по поводу ответа товарища, согласиться или не согласиться с мнением того, кто только что ответил, а может, даже дополнить ответ еще новыми фактами. Это возможно, если детей научить слышать друг друга. А вот как об этом рассказывает канд. пед. наук, доцент Мария Ивановна КРАСНОВА, г. Тула. Ею разработана технология "Слушать и слышать".

Проблема овладения младшими школьниками навыком "слушать и слышать" для нас возникла неожиданно, в процессе осуществления преподавателями-предметниками преемственности между начальными классами, обучающимися по системе Л.В. Занкова, и средним звеном школы.
Нас интересовал вопрос: как сложатся взаимоотношения у детей с преподавателями среднего звена школы?
Мы посещали уроки, вели наблюдения, беседовали с учителями, детьми и родителями. Педагоги отмечали высокий уровень знаний, умений и навыков учащихся, наличие интереса к учебному труду, умение самостоятельно добывать знания из разных источников и анализировать внутренний процесс своей психологической деятельности. Среди других положительных результатов называли и высокую активность на уроках. В то же время преподаватели высказывали свое недовольство поведением детей на их уроках: пятиклассники без разрешения высказывали свои мысли по поводу выполнения задания, перебивали друг друга, не дослушивали до конца. Мы не спешили отвергать беспокойство преподавателей по этому поводу.
С одной стороны, мы знали установку Л.В. Занкова на то, что звучание детской речи должно занимать максимум времени на уроке (2/3–3/4 его части). Это одно из важнейших условий общего развития школьников. Проявление эмоциональности, знания, прошедшие через чувства, создают более эффективные условия не только для общего, но и нравственного развития и воспитания ребенка.
С другой стороны, мы понимали и недовольство поведением занковских школьников тех учителей, которые ранее работали по традиционной системе. Тогда на их занятиях была полная тишина, на уроках в занковских классах такого не было. Высокая активность учеников была замечательна, но форма проявления ими своего желания высказаться свидетельствовала о недостаточно высоком уровне дисциплины и культуры общения.
Перед нами встала задача выявления причин такого поведения учащихся. Наблюдая и анализируя, руководствуясь теоретическими положениями Л.С. Выготского и Л.В. Занкова, мы установили одну из них – низкий уровень овладения навыком "слушать и слышать" не только учителя, но и своих товарищей, а также недостаточное нравственное развитие.
Надо было изыскать такие внешние воздействия, методические приемы, которые оказались бы способными разбудить основную внутреннюю силу психической деятельности школьников и создали бы условия для нравственного развития; раскрыть "объективную связь между построением обучения и ходом развития школьников... В личности ребенка интенсивно возникают качества, которые необходимо рассмотреть именно как следствие развития, то есть как следствие внутренней работы психики, обусловленной влиянием всей системы обучения в целостности..."1
Л.В. Занков обращал наше внимание на то, что детей нельзя научить нравственному поведению напрямую: учитель сказал – и они так поступают. Такое поведение – результат нравственного развития, рождения внутренних качеств в процессе психической деятельности самого ребенка, его мысли, воли, чувств.
При разработке методических приемов овладения детьми навыком "слушать и слышать" мы стремились сохранить детскую активность внутренней психической деятельности, когда знания, изучаемые на уроках, вызывают в ребенке живой интерес. "Жизнь следует понимать, – писал Л.В. Занков, – в смысле духовной жизни... мысли, чувства, стремления"2.

В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее разграничение понятий: "слушать – воспринимать слухом что-нибудь (слушать музыку, слушать лектора), следовать чьим-нибудь советам, приказам"; "слышать – различать, воспринимать что-нибудь слухом (слышать голоса спорящих); замечать, чувствовать, слышать для подтверждения сказанного..." "Слышать" – это еще и одновременно размышлять и сопереживать говорящему, совершать вместе с ним некую внутреннюю психическую деятельность, мобилизовать себя на рассуждение, участие в диалоге по поводу услышанного.
Мы разработали методические приемы овладения навыком "слушать и слышать", которые являются условиями нравственного и интеллектуального развития школьников:

1. Четкость постановки учителем учебных заданий и вопросов. Учитель уточняет, все ли услышали и поняли задание, ведет урок спокойным, ровным голосом, сохраняя комфортную и доброжелательную обстановку.

2. Выдерживание паузы.

Необходимо время для самостоятельной внутренней работы, деятельности ума, воли, чувств. Учащиеся ищут свой путь выполнения задания, в результате воспитывается вера в свои силы. Во время самостоятельной работы к доске никто не приглашается, поскольку некоторых это отвлекает и в какой-то степени нарушает самостоятельность работы класса.
Позиция учителя во время паузы заключается в наблюдении за внутренним процессом учащихся по внешним признакам их деятельности. Например: один тут же взял ручку, пишет; другой, закрыв глаза, думает; третий открывает учебник и листает его; четвертый трет лоб, в глазах его читается работа мысли, вдруг глаза засияли – догадался! Допускаются обращение за советом к рядом сидящему товарищу, беседа шепотом. Во второй половине паузы учитель ходит по рядам, знакомится с разными способами самостоятельного решения задания, ищет ошибки.
Ошибка ученика предоставляет возможность проведения коллективной работы с учащимися, реализации принципа "осознание детьми процесса учения". Каждый ученик, помогающий однокласснику разобраться в собственных ошибках, и сам также развивается, воспитывает в себе важнейшие нравственные качества (в частности, доброту).
Продолжительность паузы определяется учителем в зависимости от темпа выполнения задания. Учитель не ждет выполнения задания до конца всеми учащимися.

3. Коллективный анализ выполняемых заданий.

Желающие рассказать о найденных ими способах решения поднимают руки. Учитель приглашает к доске того, кто выполнил задание неполностью или с ошибкой. Ученик может воспользоваться рабочей тетрадью.
Все опускают руки. Отвечающий реализует установку учителя обращаться не к нему, а к учащимся класса. Чтобы помочь ее выполнению, учитель отходит в противоположный конец класса. Пока ученик не закончит отвечать, его выслушивают до конца, не перебивая. По окончании ответа ученика, работающего у доски, поднимают руки те, кто увидел ошибку и желает помочь товарищу в ней разобраться, кто нашел причину совершения ошибки или желает предложить более рациональные пути решения.
После предоставления учителем слова тому или иному ученику все желающие высказаться опускают руки и стараются его слышать.
В процессе анализа выполненного задания и ответа на вопрос, поставленный учителем, могут высказаться все желающие. Однако ни учитель, ни учащиеся не должны повторять уже ранее высказанные мысли своих одноклассников. Не допускается унижение личности отвечающего – ни учитель, ни дети не показывают своих отрицательных эмоций ни замечаниями, ни мимикой и т.д. Учащиеся во всем разбираются самостоятельно. Учитель, реализуя методические приемы, создает детям условия для наиболее эффективной мыслительной деятельности, умения думать, искать, преодолевать сложности, выражать свои чувства, жить и совершать поступки в соответствии с нормами, выработанными обществом.
Методические приемы по овладению навыком "слушать и слышать" были нами апробированы в экспериментальных 1-х классах. К окончанию 1-го класса большая часть учащихся овладела навыком "слушать и слышать", а на следующий год они уже самостоятельно решали нравственные задачи жизни своего коллектива и вели себя в соответствии с правилами для учащихся. Безусловно, допускались мелкие шалости, что является вполне естественным для учащихся начальной школы, иначе дети не были бы детьми.
В дальнейшем разработанные нами методические приемы развития навыка "слушать и слышать" в течение ряда лет были рекомендованы учителям на курсах при Тульском областном институте повышения квалификации работников образования.
Учащиеся, которые целенаправленно реализуют описанные выше методические приемы, в нравственном воспитании достигают положительных результатов. Обучение по системе Л.В. Занкова помогает школьникам осознавать и осуществлять каждому на своем уровне внутренний процесс учения. Дети с интересом участвуют в самостоятельной коллективной работе на уроке, сохраняя высокий уровень дисциплины. У них добрые отношения со сверстниками, хороший контакт с учителем, они отличаются культурой поведения. Наше исследование показало, что проблему овладения младшими школьниками навыком "слушать и слышать" – одно из условий нравственного воспитания и развития – можно успешно решать за период обучения в 1–2-м занковских классах.

* * *

Что такое школьный урок? Одни скажут, это форма организации педагогического процесса; другие – сорок-сорок пять минут, за которые надо чему-то научить, что-то объяснить; третьи назовут предмет – математика, чтение, русский... Так ответит учитель.
Но для ребенка урок – это не парта, доска и сорок минут, как, к сожалению, считают некоторые учителя. Для него это время, когда он познает себя, окружающий мир, делает новые открытия, ищет верные варианты решения, сомневается, сожалеет, радуется, учится на своих ошибках, увлекается... Все это – кусочек его жизни.
Каким будет урок, во многом зависит от учителя, от его отношения к работе, а главное, от любви к детям.

В современном мире учителю работать и труднее, и легче. Изобилие источников информации, с одной стороны, дает возможность работать с разнообразным материалом – это Интернет, электронная связь, радио и телепередачи, но, с другой стороны, как разобраться во всем этом и не нарушить основную заповедь: "Не навреди!"?
Из-за ошибок учителя страдают дети. Даже страшно становится, что на тебе такая ответственность.
Учитель всегда сомневается: достаточно ли я знаю, чтобы учить? Правильно ли я объясняю? Понимают ли меня дети? Работая с ними, я поняла, что мышление взрослого человека существенно отличается от мышления детей. Поэтому как бы доходчиво учитель не объяснял материал, "детское объяснение" будет более понятным и доступным другим детям. Моей задачей было научить детей слышать друг друга. В этом мне помогла технология М.И. Красновой "Слушать и слышать".

Что же обозначают эти понятия?

  • Слушать – прислушиваться, вслушиваться, стараться услышать.

  • Слышать – разуметь, понимать, рассуждать одновременно с говорящим, анализировать то, что говорят.

Задача учителя – научить детей слышать. Как же это сделать? В чем же заключается эта технология?

1. Четкость задания или формулировка общего вопроса.

2. Пауза.

3. Предоставляется слово слабому ученику, все остальные опускают руки.

Важно отметить, что нет диалога через учителя!
Обычно дети смотрят на учителя при ответе и только ему рассказывают, и, к сожалению, нет взаимодействия между детьми в классе по поводу учебы. У них нет никакой нужды, ни интереса сотрудничать между собой в плане учебы. Они закрывают друг от друга тетради. Не сообщают, до чего додумались, как получили тот или иной ответ. Каждый сам по себе. Учитель дает задание всему классу. Выполняется это задание одинаково всеми учениками. Такая организация работы не предполагает, чтобы учащиеся обменивались мнениями между собой, спорили, вместе находили правильный ответ, дополняли друг друга. Мы привыкли, что дети принимают готовые решения из наших уст либо из уст ученика, который догадался... А как же слабый?
Итак, слово предоставляется слабому ученику. Он говорит ребятам, как он понял задание (если этот ученик сидит на первой парте, то он поворачивается к классу).

4. Когда ребенок высказался, тогда можно поднять руки, чтобы дополнить ответ, высказать свое мнение.
Как правило, после вопроса учителя "лес" рук, и каждый думает только о своем ответе, подумаешь, что это кто-то сказал – я его просто не слышал, так как боялся забыть свое.
Учитель выбирает теперь среднего ученика. Он сможет дополнить ответ предыдущего, но полностью формулировку задания не сможет повторить. Вы возразите: "Зачем же терять время?" Да не терять время, а рационально его использовать – научить учиться каждого. После этого ответа учитель скажет, что ему еще не все понятно.
Теперь пришло время, когда четко и ясно объяснит сильный. Что получается в этой цепочке? Во-первых, все прослушали учителя, если он сформулировал задание, или прочитали задание в учебнике; во-вторых, слабый ученик слышал объяснение из уст среднего и сильного учеников; в-третьих, средний, дополнив ответ, задумался, что же он не учитывал, а сильный, проанализировав предыдущие ответы, подытожил. Все включены в работу! А главное, помнить, что дети лучше нас друг другу объяснят.
На одном уроке мы долго не могли объяснить Саше, почему надо решать задачу именно так, и эта проблема "повисала в воздухе". По дороге в столовую ко мне подошел Дима и сказал: "Я знаю, почему Саша ошибся, почему он так думает" И Дима тут же объяснил другу. Это, по-моему, очень ценно, что дети и после урока думают, как помочь друг другу.

И еще две заповеди той технологии.

1. Ученикам – не повторять мысли товарищей, так как мы теряем время и многое не успеваем.

2. Учителю – не повторять ответы детей.

Учитель. Чему равна сумма 5 и 3?

Дети. Сумма чисел равна 8.

Учитель. Хорошо. 8!

Мы ведь тоже теряем время, с одной стороны, а с другой – дети не научатся слышать, если мы всегда будем "переводить" их ответы. Нам не нравится, что дети отвечают тихо, невнятно – но они так и будут отвечать, зная, что их ответ всегда "переведут".
Эта технология действительно работает, такая форма организации работы прижилась в нашем классе.
Но ведь существует еще множество методик, технологий, педагогических находок, которые можно использовать для того, чтобы школа была школой радости!

Но при этом нельзя забывать самую главную заповедь – не навреди!

То, что мы рассмотрели, касается организации деятельности детей на уроке. Второй не менее важный аспект – психологическое состояние учащихся на уроке.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Альфа-Союз». Посетив сайт компании, который располагается по адресу http://www.alfa-sous.ru/katalog/nerzhaveyushhij-metalloprokat/lenta/lenta-nerzhaveyushhaya.html, Вы можете быстро и удобно заказать необходимое количество нержавеющей ленты любого вида, размера и качества. «Альфа-Союз» занимается оптовой и розничной продажей металлопроката на протяжении многих лет. Какой бы металлопрокат Вы бы ни выбрали – черный, цветной или нержавеющий – «Альфа-Союз» гарантирует высокое качество товара, а также быструю обработку Вашего заказа в течение часа.


1 Зверева М.В. Проблема обучения и развития в исследованиях Л.В. Занкова // Л.В. Занков. Избранные педагогические труды. – М., 1999. С. 20.

2 Занков Л. В. Жизнь на уроке. Беседы с учителями // Л.В. Занков. Избранные педагогические труды. – М., 1999. С. 467.