Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Анна КЕРЖЕНЦЕВА,
г. Нальчик

Ежели вы вежливы

риятно услышать слова "с добрым утром", "здравствуйте", "пожалуйста"... Чтобы слышать их от наших детей, надо их знакомить с этими "волшебными словами". Прочитав урок Анны КЕРЖЕНЦЕВОЙ из г. Нальчика,  мы можем увидеть, как обычное воспитательное занятие не сделать назойливым и скучным.

Тема. "Чтобы радость людям дарить, надо вежливым быть".

Оформление. Плакаты, шапочки.

Действие 1

Ведущий. Сейчас вы еще младшие школьники, но уже не малыши. И всем вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивым, внимательным и добрым к ним.
Как, например, один знакомый паренек.

Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена –
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
– C добрым утром!
С добрым утром!
Я спросила: "Это мне?"
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
– С добрым утром!
С добрым утром!
Малышам и добрым людям
Паренек махал рукой.
С ним теперь знакомы будем
Это Вовка – есть такой!

Ученик 1. Да, всем – и детям, и взрослым людям – хочется, чтобы все их друзья и все соседи, и даже все незнакомые прохожие всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний. А секрет в том, что только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. А впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Ведь он живет по строгому режиму.

Ученик 2. Рано утром он делает зарядку. Потом умывается. Потом убирает свою постель. Аккуратно одевается. Потом помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол. Днем вежливый человек, если он не в детском саду и не в школе, помогает маме или бабушке убрать в квартире, поливает цветы, кормит кошку и рыб в аквариуме. Он не ленится почистить обувь и сходить в магазин за хлебом или за молоком... Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. И это очень правильно. Ведь если хорошо разобраться, все люди на белом свете помогают друг другу, трудятся друг для друга. Строители строят для нас дома. Дворники приводят в порядок двор и детскую площадку для игр и прогулок. Шоферы везут нас по городу. Садовники и лесники сажают для нас сады, растят леса... Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно.

Ученик 3. Вероника.

Ученик 4. Нетрудно уступить в трамвае или в автобусе место пожилому человеку. Нетрудно здороваться с людьми при встрече. И говорить им "до свидания", "всего хорошего" при расставании. Нетрудно помочь по дому старшим.
Нетрудно не разбрасывать по комнате свои вещи и складывать игрушки. Нетрудно быть опрятным, причесанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
Но вежливый человек должен выполнять не только эти правила. Их гораздо больше.

Ученик 1. Ежели вы
Вежливы
И к совести не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.

Ученик 2. Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.

Ученик 3. И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.

Ученик 4. И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы –
То есть сами.

Ученик 5. И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.

Ученик 6. И ежели вы
Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда:
Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Час на ожидание!

Ученик 7. И ежели вы
Вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.

Ученик 8. И ежели вы
Вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я,
Гулял он с важной нянею,
Она давала тонкое
Ребенку воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
"Спасибо" говорил.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спроса
Не берите!

Ведущий. Молодцы! Я очень рада, что вы понимаете, как важно быть вежливым. И знаете, что для этого следует делать. Но все же главное – показать это на деле в своей повседневной жизни. Надо, чтобы не только слова, но и поступки ваши были разумными и ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть и стыдиться. И тогда у вас появится много новых замечательных друзей. И мама, папа, дедушка, бабушка, соседи и даже вовсе незнакомые люди будут уважать вас.
Ведь как приятно смотреть на вежливых, аккуратных, добрых девочек и мальчиков. Девочки всегда немножечко похожи на сказочных принцесс, а мальчики – на сказочных рыцарей и принцев.
Кто это к нам идет?

Действие 2

Сценка 1. Мальвина и Буратино.

Мальвина. Здравствуй, Буратино!

Буратино. Здравствуй, Мальвина!

Мальвина. Что это ты невеселый сегодня? Может быть, задания не выполнил?

Буратино. Плохо я справился с заданием.

Мальвина. Почему?

Буратино (злобно выкрикивает). Потому что не умею себя сдерживать.

Мальвина. А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой разговаривать, когда ты такой сердитый?

Буратино. Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.

Мальвина. Буратино, ответь, пожалуйста: каким тоном ты разговариваешь?

Буратино. Что значит каким тоном? Обыкновенным!

Мальвина. Подожди, Буратино, пусть тебе ребята скажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон.

Пауза.

Мальвина. Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.

Буратино. Не было этого, не было, не было...

Мальвина. Ну вот, опять ты за свое. А когда ты говорил папе Карло: "Хочу мороженое, хочу мороженое" или "Хочу в школу, хочу в школу" – разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?

Буратино. Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: "Ну как посадка прошла?" Он обиделся почему-то и ушел. А что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, а я, чтобы утешить его, спел: "Клякса, вакса, гуталин, на носу горячий блин!" Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил. Правда, ребята?

Ребята. Это ты нехорошо поступил, и если хочешь, чтобы у тебя всегда было много друзей:

1. Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.

2. Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место.

3. Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с мальчиками, и с девочками.

4. Если ты обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись.

5 Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть-почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

6. Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).

7. Если ты всегда будешь выполнять эти правила, у тебя будет много хороших и добрых друзей, которые будут любить тебя и всегда придут на помощь в трудную минуту.

Мальвина. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.

Буратино. Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут... А, замолчали! Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шепот), что бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей. Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведет, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово ранит". Запомните это.

Ученик читает стихотворение "Доброта".

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Добрым быть совсем,
совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть,
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Действие 3

Ведущий. В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

Понять и исполнить
Желание другого –
Одно удовольствие,
Честное слово.
А добро, сделанное втайне, отплатится явно.

Ученик.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Ведущий. Да, много дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта радуют людей, поднимают им настроение, делают их веселыми.

Частушки

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны,
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.

Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.

Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак:
"Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак".

В поезд входят три юнната:
"Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут".

Говорит лентяйке мать:
"Убери свою кровать".
"Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала".

Наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

Витя очень умный парень,
Может все он мастерить.
Только "здравствуй" и "спасибо"
Не умеет говорить.

Действие 4

Ведущий. А вы, ребята, умеете говорить эти слова и часто ли говорите? Ведь для того чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться такими словами. Их еще называют волшебными словами, потому что от них людям становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Ой, кто это?

Сценка 2. Старичок и Павлик.

На сцене сидит старичок и что-то чертит зонтиком на полу. Вдруг к нему подходит Павлик.

Павлик. Подвиньтесь.

Садится. Лицо у Павлика сердитое.

Старичок. С тобой что-то случилось?

Павлик. Ну и ладно! А вам-то что? (Косится на старика.)

Старичок. Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

Павлик (сердито). Еще бы! Я скоро совсем из дома убегу.

Старичок. Убежишь?!

Павлик. Убегу. Из-за одной Ленки убегу. (Сжимает кулаки.) Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!

Старичок. Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.

Павлик. Не только из-за этого. Бабушка из-за одной морковки из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой... (с обидой).

Старичок. Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.

Павлик (кричит). Никто меня не жалеет! Брат на лодке едет, а меня не берет. Я ему говорю: "Возьми лучше, все равно от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!" (Стучит по скамейке.)

Старичок. Что же не берет тебя брат?

Павлик. А почему вы все спрашиваете?

Старичок (гладя бороду). Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... (Павлик раскрыл рот.) Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза.

Павлик. А какое слово?

Старик, наклонясь к уху Павлика, что-то ему шепчет. Затем говорит громко.

Старичок. это волшебное слово, но не забудь, как нужно его говорить.

Павлик (весело). Я попробую, я сейчас же попробую.

Вскакивает и убегает. Затем поднимается и уходит старик.

Действие 5

Ведущий. Как вы думаете, про какое волшебное слово рассказал старик Павлику?

Дети. Пожалуйста.

Ведущий. А какие еще вы знаете волшебные слова?

Ученик 1.
"Добрый день!"
– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.

Ученик 2.
"Здравствуйте!"
– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Ученик 3.
"Спасибо!"
За что мы говорим "спасибо"?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали? Сколько раз?

Ученик 4.
"Будьте добры..."
Будьте добры, –
Это я говорю по секрету.
Будьте добры, –
И не ждите за это конфету.
Будьте добры, –
Без игры и во время игры.
Если сумеете,
Будьте скорее добры.

Ученик 5.
"Доброго пути".
Нам желают:
– Доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму
Чему-нибудь.

Ученик 6.
"Пожалуйста".
Отменить, что ли, слово "пожалуйста"?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без "пожалуйста"
Нам становится неуютно.

Ученик 7.
"Простите".
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать.
Но если я все же забуду –
Простите, я больше не буду.

Ведущий. А теперь давайте немного поиграем, а заодно и проверим, как вы усвоили наш небольшой веселый урок вежливости. Итак, я вам буду читать загадки-складки, а вы мне хором говорите ответ.

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого...

Дети. Спасибо.

Ведущий. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит...

Дети. Добрый день.

Ведущий. 
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы...

Дети. Спасибо.

Ведущий. 
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь...

Дети. Здравствуйте.

Ведущий. 
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим...

Дети. Простите, пожалуйста.

Ведущий. 

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят...

Дети. До свидания.

Ведущий. И еще. Мальчик крикнул прохожему: "Сколько время?" Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?

Дети. "Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час? Сказать спокойным голосом, затем: "Спасибо".

Ведущий. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

Дети. Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее.

Ведущий. Одна девочка жаловалась маме: "Во дворе один мальчик зовет меня Галькой". "А как ты его зовешь?" – спросила ее мама. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"
Скажите, права ли Галя?

Ответы детей.

Ведущий. Я очень рада, что вы знаете волшебные слова и умеете их применять.

Действие 6

Ведущий. А теперь давайте на прощание произнесем клятву рыцарей, которые, как известно, всегда отличались своим вежливым отношением ко всем людям, как к женщинам, так и к мужчинам.

Дети.
Клянемся рыцарями быть!
Всегда "спасибо" говорить,
Добрый день, до свидания –
Нет в мире выше знания!
Клянемся рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть.
Учиться этикету –
Науку помнить эту.
Клянемся рыцарями быть,
В борьбе со злом добро добыть,
Невежу разить мечом волшебным,
И строгим словом, и целебным.

Ведущий. Эти добрые слова всем известны давно. Они просты и не новы, но я еще повторю все равно: добрые люди, будьте здоровы.
Итак, давайте будем добрее друг к другу и чаще друг другу улыбаться. И все будет хорошо.

Все поют песню "Улыбка".