Зоя БАРАНОВСКАЯ,
средняя школа № 659,
г. Москва
Продолжение. Начало см. № 1, 5, 9, 13, 18, 21, 25, 29, 33, 36,
40, 46 /99; 1, 5, 9, 16, 18, 22, 28, 30, 38, 43, 47 /2000; 3, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33,
37, 42, 47/2001; 4, 8, 12, 18/2002
Поэзия в красках
Урок эстетики № 39
Тема. Художник-баталист Франц
Алексеевич Рубо и его выдающееся произведение
панорамного искусства "Бородинская
панорама".
Цели. Продолжить знакомство с
полотном Ф.А. Рубо "Бородинская панорама".
Познакомить со стихотворением М.Ю. Лермонтова
"Бородино", с некоторыми из героев полотна
Ф.А. Рубо.
Оборудование.
Фрагменты-репродукции панорамы Ф.А. Рубо;
М.Ю. Лермонтов. "Бородино"; репродукции
портретов М.Б. Бараклая де Толли,
П.И. Багратиона, Д.С. Дохтурова,
Н.Н. Раевского.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Друзья! Мы продолжаем на
этом уроке знакомство с художником-баталистом
Францем Алексеевичем Рубо и его выдающимся
произведением панорамного искусства
"Бородинская панорама". Вернемся мысленно
на Бородинское поле, встретимся с героическими
русскими войсками, возглавляемыми лучшими
командирами тех времен и увековеченными в памяти
русского народа, понаблюдаем за действиями
неприятеля, возглавляемого Наполеоном.
Холмистая местность Бородинского поля, поросшая
кустарником, изрезанная оврагами и ручьями,
позволила удобно расположить русскую армию,
скрыть ее резервы и ограничивала маневренность
атакующих войск неприятеля.
"Позиция, в которой я остановился при деревне
Бородино в 12 верстах вперед Можайска, одна из
наилучших, которую только на плоских местах
найти можно", – так оценил М.Кутузов выбранное
им место сражения.
III. Знакомство со следующими
фрагментами холста панорамы
У. Друзья! Перед нами один из
самых динамичных и впечатляющих фрагментов
живописного плана панорамы. Рассмотрите его.
Ф.Рубо. Бородинское сражение (фрагмент)
Дети. Идет конный бой. Конница на
поле с неубранным хлебом.
– Очень большое количество воинов, задний
план весь в дыму.
– Слева протекает ручей, через него
переправляются всадники, и на переднем плане
пушка.
– Все скачут друг другу навстречу, так трудно
разобраться, где наши, а где французы.
– У всех готовы к бою сабли, уже есть убитые:
упали люди и лошади.
– Вдали в дыму церковь, правее –
возвышенность, она тоже усыпана убитыми.
Страшный бой!
– Трудно найти границу полотна и предметного
плана: но кажется, что забор – предметный план.
У. На переднем плане – эпизод
"Кавалерийский бой во ржи". На нескошенном
поле в схватке сошлись саксонские кавалеристы и
русские кирасиры генерала Н.М. Бороздина.
Желтые и белые мундиры воинов, синие чепраки
седел, спелая рожь – все это придает особую
красочность фрагменту. Наполеоновские войска
встречают упорное сопротивление.
В центре эпизода – русский
герой-кавалерист. Опередив товарищей, он
вклинился в строй неприятелей. Со всех сторон его
окружил противник. Лицо героя, обращенное к
зрителю, обагрено кровью. Несмотря на это, он
высоко поднял палаш и продолжает отбиваться от
врагов.
Интересно, что этот безымянный герой –
единственный персонаж всей панорамы, написанный
в фас. За схваткой кирасир-драгуны Киевского и
Новороссийского полков контратакуют уланов
генерала Рожнецкого.
Ф.Рубо. Бородинское сражение (фрагмент)
На втором плане фрагмента – село
Бородино, именем которого названо поле сражения.
Сюда рано утром Наполеон обрушил один из своих
первых ударов. В день битвы оно полностью
сгорело. Осталась лишь церковь Рождества,
построенная в 1701 г. (дату учитель пишет на
доске), эта церковь сохранилась до наших дней.
Сегодня она – единственный немой свидетель
Бородинского сражения. Правее села, в пороховом
дыму, – центральное укрепление русской армии –
Курганная высота, получившая впоследствии
название "Батарея Раевского". Французы
называли это укрепление "редутом смерти".
Склоны батареи усеяны трупами. К этому времени ее
защитники отбили уже две неприятельские атаки. В
момент изображаемых событий укрепление защищает
24-я пехотная дивизия генерала Лихачева. Сейчас
здесь относительно спокойно. Неприятель
готовится к третьей атаке на укрепление, а его
защитники – к контратаке.
Переключим наше внимание на следующий фрагмент.
Д. Рядом с нами, справа, крыша
сарайчика, сделанная из хвороста. Это не холст, а
предметный план, и дальше трудно догадаться, где
начинается картина.
– На переднем плане всадники скачут в сторону
неприятеля.
– На дороге валяются убитые лошади и люди.
Чуть правее стреляют солдаты. Командир подзывает
остальных и они бегут по грядкам капусты.
– Хлеб не успели убрать, капусту тоже. Жалко.
– Справа дом. Был покрыт соломой, ее почти не
осталось на крыше.
– На этом фрагменте уже меньше дыма от
выстрелов. Здесь всадники скачут или
перестраиваются для атаки неприятеля.
У. В то время, когда войска
Наполеона уже заканчивали подготовку к третьей
атаке на батарею Раевского, в тылу у них
произошло смятение, вызванное появлением там
казаков М.И. Платова и кавалеристов
Ф.П. Уварова.
В связи с этим Наполеон задержал начало третьей
атаки на флеши почти на два часа.
Воспользовавшись передышкой, М.И. Кутузов
направил к Курганной высоте свежие войска. На
картине видно, как на помощь защитникам батареи
спешат свежие полки. Правее батареи Раевского на
фоне берез изображена группа всадников. Среди
них – командующий правым флангом и центром
позиции генерал М.Б. Барклай де Толли (первый
справа). В день Бородинского сражения он
появлялся в самых опасных местах. За Барклаем –
генерал Н.Н. Раевский, генерал-квартирмейстер
русской армии К.Ф. Толь и исполняющий
обязанности начальника штаба генерал
Л.Л. Беннигсен. Внимательно следят они за
происходящими событиями, обсуждают план
готовящейся контратаки.
Ф.Рубо. Бородинский бой
На переднем плане спешат в атаку
кирасиры бригады Н.М. Бороздина, за ними –
ахтырские гусары и астраханские кирасиры.
Впереди в зеленом мундире, в треуголке с белым
плюмажем генерал-майор Н.М. Бороздин. Рядом с
ним скачут два офицера-ординарца.
Кавалеристы идут стройными рядами на большой
скорости.
Ф.А. Рубо был прекрасным анималистом. Он
мастерски изображал лошадей. На панораме это
хорошо видно. Лошади написаны в самых разных
поворотах и положениях.
Командный пункт М.И. Кутузова в день сражения
находился в деревне Горки, которую видно на
втором плане картины.
Все сражение провел русский главнокомандующий
на поле, спокойно и уверенно руководя действиями
своих войск. По словам участника сражения
офицера Норова, Кутузов – "как капитан корабля
на палубе, с высот, прилегающих к Горкам, следил
за всеми фазисами битвы, непоколебимо выслушивая
все привозимые ему донесения... за которыми, когда
требовала необходимость, делались им немедленно
распоряжения". Большое значение Кутузов
придавал сохранению резервов. "Резервы должны
быть сберегаемы сколь можно долее", – писал он
накануне сражения. Рядом с командным пунктом
Кутузова располагались резервы. Справа от Горок
выстраиваются в боевой порядок 2-й и 3-й
кавалерийские корпуса генерал-майора
Ф.К. Корфа.
Правее, в резерве, – лейб-гвардии Преображенский
и Семеновский полки.
Перейдем к следующему фрагменту.
Д. Это та же горящая изба, с
которой мы начинали знакомство с
картиной-панорамой.
– Все дома разрушены или догорают.
– Слева, в сторону белых домиков, едут коляски
и стоят группы конников.
– Справа, за избушками, передвигаются солдаты.
– Вдали видны леса и группы войск.
У. На втором плане этого
фрагмента (слева, близ опушки леса) видна деревня
Князьково, около которой в день сражения
находился один из главных перевязочных пунктов
русской армии. Здесь героически трудились
русские лекари, оказывая первую медицинскую
помощь раненым.
По проселочной дороге на перевязочный пункт
сейчас направляются коляски с ранеными. На
последней коляске, запряженной тройкой лошадей,
везут тяжелораненого П.И. Багратиона.
Багратион проезжает мимо стоящих здесь в резерве
конногвардейцев и кавалергардов. Они застыли в
четком строю, отдавая честь любимому командиру. И
вновь перед нами горящие избы деревни
Семеновское, где русские войска, возглавляемые
генералом Д.С. Дохтуровым, ведут бой с
неприятелем.
Характеризуя момент сражения, консультант Рубо
Б.М. Колюбакин писал: "В это время
развернулись наиболее яркие и характерные
события: время наибольшего участия наших войск,
наибольшего участия конницы, участия почти всей
нашей гвардии".
Хотя на панораме показано всего несколько
эпизодов боя, Ф.А. Рубо удалось отразить весь
драматизм сражения, героизм его участников.
IV. Знакомство со стихотворением М.Ю.
Лермонтова "Бородино"
У. Друзья! У вас может возникнуть
вопрос: а нужна ли была эта кровопролитная битва?
Изучая историю, вы узнаете, что русским войскам
все-таки пришлось оставить Москву Наполеону. В
русской литературе очень хорошо отражено то
суровое и трудное время для нашей страны.
Ваши одноклассники подготовили для вас
стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова
"Бородино". Оно поможет вам лучше понять
состояние, которое испытывали люди того времени.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана.
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!
– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы.
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью:
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй,
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел,
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны –
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля,
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
V. Знакомство с
портретами-репродукциями некоторых героев
Отечественной войны 1812 г.
У. Спасибо, друзья!
Кутузов после сражения послал в Петербург
донесение, в котором сообщал, что "неприятель
нигде не выиграл ни на шаг земли", хотя и
располагал превосходящими русское войско
силами.
Обе стороны в сражении понесли большие потери:
французы – более 50 тысяч человек, русские –
свыше 40 тысяч. Армия Наполеона была сильно
обескровлена, что и было нужно нашему
командованию.
Я думаю, что вам интересно подробнее узнать о
героях Бородинского сражения.
Вот некоторые из них.
Рассмотрите
репродукцию портрета П.И. Багратиона работы
неизвестного художника.
П.И. Багратион
Учитель показывает репродукцию.
Д. Лицо строгое.
– Волосы кудрявые, с бородкой на щеках.
У. Это бакенбарды.
Д. Очень красивый мундир с погонами.
– У него много орденов.
У. Петр Иванович Багратион происходил из
знатного грузинского рода. Родился он в городе
Кизляре. В 17 лет поступил на военную службу и был
зачислен сержантом в Кавказский мушкетерский
полк. Суворов обратил внимание на отважного
молодого офицера, и вскоре Багратион стал его
любимейшим учеником. Александр Васильевич
Суворов характеризовал его как храброго,
деятельного, "наиотличнейшего генерала и
достойного высших степеней".
В Отечественной войне 1812 года судьба русских
войск была вручена Багратиону, поставленному во
главе арьергарда.
В больших сражениях Багратион всегда находился
на главных участках, принимая на себя основной
удар противника.
Бородинское сражение стало последним для
Багратиона. От раны, полученной в этом бою, он
скончался 24 сентября 1812 г. в селе Симы
Владимирской губернии. Через 27 лет прах генерала
по инициативе Дениса Васильевича Давыдова, поэта
и участника Отечественной войны, был перенесен
на Бородинское поле.
Рассмотрите репродукцию
портрета Дмитрия Сергеевича Дохтурова.
Учитель показывает репродукцию.
Д.С. Дохтуров
Д. Серьезное выражение лица.
– Волосы русые.
– Красивый мундир с погонами и большими
орденами.
– Воротник красиво украшен.
У. Дмитрий Сергеевич Дохтуров – генерал
(1756–1816). (Запись даты на доске.) Это один из
самых старейших участников Отечественной войны
1812 г. Небольшого роста, тучный, слабого
здоровья, он, по свидетельству современников,
"имел душу, недоступную слабости". От его
самообладания и мужества не раз зависела судьба
операции и успех сражений.
После ранения П.И. Багратиона командовать
левым флангом в Бородинском сражении был
назначен Д.С. Дохтуров. Он сумел быстро
организовать оборону, своим спокойствием и
твердостью вселяя уверенность в успехе.
Друзья!
Рассмотрите следующую репродукцию – портрет
Михаила Богдановича Барклая де Толли.
Учитель показывает репродукцию.
М. Барклай-де-Толли
Д. Очень выразительное и умное
лицо. На голове волос мало.
– Но есть бакенбарды.
– Одет в красивый мундир с погонами.
– И тоже много орденов.
У. Генерал-фельдмаршал Михаил Богданович
Барклай де Толли – также один из популярных
героев Отечественной войны 1812 г. Родился он в
небогатой семье отставного армейского поручика
в Литве. (Предки этой семьи были выходцами из
Шотландии.) Службу начал в 15-летнем возрасте
унтер-офицером. Продвигался по служебной
лестнице медленно, сказывалось отсутствие
влиятельной родни. Несмотря на боевые заслуги,
Барклаю понадобилось прослужить более 20 лет,
чтобы получить чин полковника.
Во время русско-шведской войны 1808–1809 гг.
Барклай де Толли был произведен в генералы от
инфантерии. Затем до окончания войны он состоял
главнокомандующим всеми русскими войсками на
территории Финляндии.
С начала Отечественной войны 1812 г. на Барклая,
как на военного министра, легла основная
ответственность за успех военных действий.
Умело руководя отходом войск, он привел их к
Смоленску, куда подошла и армия
П.И. Багратиона. Но если до Смоленска
необходимость отступления была очевидна, то
оставление этого города и дальнейшее
отступление Барклая вызвали в войсках открытый
ропот. А замкнутый и необщительный характер
командующего и иностранная фамилия не могли
способствовать его популярности в армии.
Пребывание М.Б. Барклая де Толли во главе армии
становилось невозможным. 20 августа
главнокомандующим всей русской армии был
назначен М.И. Кутузов. Барклай остался во главе 1-й
армии.
Под Бородино он руководил правым крылом и
центром русских войск.
Полки, не раз встречавшие Барклая молчанием, под
Бородино приветствовали его дружным "Ура!".
За Бородинскую битву Барклай был награжден
орденом.
31 марта 1814 г. он был произведен в фельдмаршалы.
Могила М.Б. Барклая де Толли находится в
Эстонии.
Вашему вниманию предлагаю
следующую репродукцию: Николай Николаевич
Раевский.
Учитель показывает репродукцию
Н.Н. Раевский
Д. Приятное лицо, умное.
– Есть бакенбарды.
– Видны ордена.
У. Раевский Николай Николаевич (1771–1829),
генерал от кавалерии. Под Смоленском проявились
отличительные качества Раевского-командира:
умение правильно оценить обстановку,
исключительная стойкость, выдержка, мужество.
В Бородинском сражении корпус Раевского защищал
центральное укрепление – Курганную высоту.
С семьей Раевских был дружен Пушкин.
Поэт видел в нем "человека с ясным умом, с
простой, прекрасной душой..."
VI. Заключительная часть
У. В течение нескольких уроков
мы беседовали о прекрасном художнике-баталисте
Франце Алексеевиче Рубо. Узнали, что такое
панорамная живопись. Познакомились со многими
героями Отечественной войны 1812 г.
VII. Итог урока
У. Где сейчас находится
Бородинская панорама? Кто являлся
главнокомандующим русских войск? Какие эпизоды
панорамы произвели на вас наибольшее
впечатление? Фамилии каких героев Отечественной
войны 1812 г. вам запомнились?
Ответы детей.
Продолжение
|