Татьяна БЫКОВА,
г. Борисоглебск, Воронежская обл.;
Лариса ГУСЬКОВА,
г. Волжский, Волгоградская обл.
Путешествие на Остров сокровищ
(О "плюсах" и "минусах"
использования дидактических игр на уроках)
Вряд ли кто подвергнет сомнению тезис
о необходимости использования дидактических игр
и игровых ситуаций на уроках в начальных классах.
Игры своим содержанием, формой организации,
правилами и результативностью способствуют
формированию умений анализировать, сравнивать,
сопоставлять, выделяя характерные особенности
предметов, событий, явлений природы и т.д. Хорошо
организованные игры имеют также большой
воспитательный потенциал. Они помогают
вырабатывать определенные качества личности:
усидчивость, терпение, взаимоуважение,
взаимопомощь, аккуратность.
Кроме того, использование
дидактических игр на уроке является одним из
средств, содержащих в себе реальные возможности
для формирования познавательного интереса
детей, активного, деятельностного отношения к
учебному процессу, а также для снижения
технических и физических перегрузок школьников.
Разработке дидактических игр для
начальной школы, методике их использования в
литературе уделяется большое внимание. Но, как
правило, большинство представленных в
литературе игр сводится к тому, что на урок
приходит какой-либо сказочный герой и требуется
ему помочь решить предложенное задание. Конечно,
само появление красиво выполненного сказочного
персонажа вызывает у детей огромный интерес. Но
при этом предлагаемое задание в общем-то не
включается в игровой сюжет. Интерес детей
сосредотачивается главным образом на картинке, а
не на выполняемом задании.
В средней школе № 37 г. Волжский
Волгоградской области силами учителей начальных
классов создано творческое объединение
"Игра". Задача – исследование
воспитательных, обучающих и развивающих
возможностей игры в работе с учащимися младших
классов, разработка самих игр, апробация их в
работе с детьми. В зоне внимания педагогов –
творческо-ролевые игры, используемые на уроках, а
также игры-праздники и театрализованные игры для
внеклассной работы. Конечно, игра, как и любое
другое средство обучения, не является
универсальным, решающим все проблемы учебного
процесса. Использование дидактических игр на
уроках имеет как свои положительные, так и
отрицательные стороны. Поэтому очень важно,
включая в урок игру, соблюсти меру, тщательно
взвесить и проанализировать положительный
эффект от игры и те негативные моменты, которые
могут возникнуть.
В качестве примера приводится
сравнительный анализ урока-игры и традиционного
урока на одну тему. Оба урока проходили в 1-х
классах школы № 37 г. Волжский. Тема уроков:
"Сложение и вычитание в пределах сотни". Тип
– урок-закрепление.
Урок-путешествие
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня мы с вами, ребята,
отправимся в морское путешествие на Остров
сокровищ. Путешествие далекое и интересное. Наш
путь будет лежать через моря и океаны, мимо
таинственных островов, где нас ждут
необыкновенные приключения. На доске висит карта
нашего путешествия. Такие же карты у каждого из
вас на столе. Нужно определить маршрут, решив
записанные на карте примеры, и проложить путь
стрелками в порядке возрастания ответов. Эту
работу каждый выполняет самостоятельно, а потом
один из вас пойдет к доске и покажет, что у него
получилось, а мы проверим.
На доске.
– Молодцы, ребята! Маршрут нами
проложен. Ну а теперь пора отправляться в путь. Но
для этого нужно посчитать, сколько взять с собой
припасов. Ведь путь у нас долгий и нелегкий. Итак,
нам нужно взять с собой 15 мешков муки. Это 9 мешков
пшеничной муки и сколько ржаной?
Дети отвечают все вместе с помощью сигнальных
карточек с цифрами или "вееров". Потом
учитель просит одного из учеников обосновать
свой ответ.
Образец обоснования: "Нужно взять 6 мешков
ржаной муки, так как 15 это 9 и 6".
– 16 мешков крупы. Это 8 мешков пшенки и сколько
гречки?
Дети обосновывают.
– 14 ящиков с консервами. Это 6 ящиков тушенки и
сколько ящиков с рыбными консервами?
Дети обосновывают.
– 12 бочек сока. Это 5 бочек апельсинового сока
и сколько яблочного?
Дети обосновывают.
– Нам еще нужно взять с собой овощи. 17 мешков
моркови и лука. 8 мешков моркови и сколько лука?
Дети обосновывают.
– 18 мешков картошки и капусты. 9 мешков
картошки и сколько капусты?
Дети обосновывают.
– Ну и, конечно, не забыть о сладостях. Возьмем
с собой 15 ящиков с пряниками и печеньем. 8 ящиков
пряников и сколько печенья?
Дети обосновывают.
– Молодцы! Вы все хорошо поработали. Провизией
мы запаслись и можем смело отправляться в
путешествие. Давайте посмотрим на карту, чтобы
проследить маршрут. Итак, у нас на горизонте
виднеется Остров попугаев. Но оставшийся до него
участок пути очень опасен. Тут много мелей.
Поэтому нужно вести корабль очень внимательно.
Но для этого нужно знать точное количество мелей,
которые нас подстерегают. Это число зашифровано
в магическом квадрате. Вы помните, что в
магическом квадрате сумма чисел по строкам,
столбцам, с угла на угол одинаковая. Количество
мелей на нашем пути как раз и равняется этой
сумме. Но в нашем магическом квадрате есть
ошибка. Одно число записано неправильно и мешает
ему быть магическим. Это может привести к тому,
что наш корабль сядет на мель. Найдите эту ошибку
и исправьте ее, а затем посчитайте количество
мелей.
Задание выполняется самостоятельно, устно, а
затем обсуждаются полученные результаты.
На доске.
– Итак, мы добрались до Острова
попугаев. А кто же еще живет на этом острове?
Давайте познакомимся с его обитателями. Для
этого у меня есть веселые стихи. Я буду вам их
читать, а вы – показывать ответы с помощью
сигнальных карточек.
Цапля по воде шагала,
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
Шесть под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Только точно!
Дети. 2 + 6 = 8.
У. В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре два кузнечика
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре голосов?
Д. 7 – 2 = 5.
У. Семь малюсеньких котят,
Что дают им, все едят.
А один сметаны просит.
Сколько же всего котят?
Д. 7 + 1 = 8.
У. Стала курица считать
Маленьких цыпляток.
Желтых 5 и черных 5,
А всего...
Д. 5 + 5 = 10.
Дети отвечают на вопросы с помощью сигнальных
карточек или "вееров". После каждого ответа
учитель просит одного из учеников обосновать
результат.
У. Ребята, а кто же из вас самый
внимательный? Кто может перечислить всех
обитателей Острова попугаев?
Д. Цапля, лягушата, кузнечики.
– Котята, курица, цыплята.
У. А теперь плывем дальше. И перед нами
Остров слонов. А вот и маленький слоненок. Он
чем-то очень расстроен. Вот что, оказывается,
случилось:
Забежал щенок в курятник,
Разогнал всех петухов.
Семь взлетели на насест,
А один в кадушку влез,
Пять – в раскрытое окно.
Сколько было их всего?
Д. 7 + 1 + 5 = 13.
При решении этой задачи можно выставить карточки
с прозвучавшими в стихах числами, а знаки
действия дети ставят самостоятельно, объясняя
свой выбор.
У. А теперь объясните слоненку, как нужно
решать подобные примеры, чтобы потом он смог сам
считать своих петухов.
Один из учеников объясняет, как он подсчитывал
результат.
– Спасибо, слоненок все понял. Давайте
попрощаемся с ним и снова в путь. Перед нами
Банановый остров. Он не зря так называется. На нем
растет очень много бананов. А кроме того, и другие
фрукты и ягоды. Здесь мы сможем пополнить свои
запасы. Давайте посмотрим, чем мы сможем
полакомиться на этом острове. На доске записаны
примеры, а справа – названия того, что растет и не
растет на Банановом острове. Рядом с каждым
словом стоит число. Если это число совпадает с
каким-нибудь ответом на один из предложенных
примеров, то такое растение на острове есть и мы
сможем отведать его плоды. Итак, решите примеры и
выясните, что же растет на этом острове. Задание
выполняйте самостоятельно в тетради. Потом
вариант 1 выпишет названия тех растений,
которые растут на острове, а вариант 2 – тех,
которые там не растут.
На доске.
43 + 7
81 – 5
68 + 6
Кокос – 50
Киви – 76
Клубника – 73
Манго – 74
Персики – 80 |
54 – 9
76 + 5
82 – 7
Апельсины – 45
Яблоки – 46
Лимоны – 81
Сливы – 44
Виноград – 75 |
|
– Итак,
мы пополнили свои запасы вкусными фруктами. А
теперь вперед, на Остров сокровищ. Но что это?!
Впереди пиратская пристань! Но нам ведь совсем
туда не нужно. Наверное, капитан допустил ошибки
в расчетах. Нужно скорее исправить эти ошибки,
пока корабль не захватили пираты!
На доске.
64 + 3 – 30 = 37
7 + 53 – 9 = 41
72 – 30 + 9 = 41
58 + 7 – 20 = 45
86 – 60 + 4 = 18
48 + 5 – 10 = 43 |
– Ошибки найдены! Корабль
благополучно минует пиратскую пристань. И вот мы
наконец на Острове сокровищ. Осталось найти клад.
Посмотрите, на острове 11 пещер. Клад спрятан в той
из них, которая находится ровно посередине. В
какой же по счету пещере спрятан клад?
Д. В шестой пещере.
У. Молодцы! Клад найден! А теперь давайте
подведем итог нашего путешествия. Что же нам
необходимо было знать и уметь, чтобы
благополучно добраться до острова и найти клад?
Подведение итогов.
Традиционный урок
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Устный счет
Учитель. Слушайте внимательно! Я
называю числа: 15, 18, 20, 3, 45, 37. Определите
"лишнее" число.
Дети. Число 3.
У. Почему число 3 "лишнее"?
Д. Оно однозначное, а все остальные –
двузначные.
У. Увеличьте однозначное число на 10.
Сколько получилось?
Д. Получилось 13.
У. А это число будет "лишним"?
Д. Нет, так как оно двузначное.
У. Как же получить из однозначного числа
двузначное?
Д. Прибавить 10.
III. Повторение состава чисел
Числа прикреплены к доске с помощью
магнитов. Ученики по очереди выходят к доске и
прикрепляют недостающее число. Остальные
выражают свое согласие или несогласие с помощью
светофоров (зеленый цвет – согласен, красный –
не согласен). После этого все хором
проговаривают: "16 это 8 и 8" и т.д.
IV. Работа в тетради
Один ученик работает у доски,
остальные – самостоятельно в тетрадях. Потом
вместе проверяют и обсуждают ответы.
На доске.
43 + 7
81 – 5
68 + 6 |
54 – 9
76 + 5
82 – 7 |
|
V. Решение задачи
У. Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Семь несут травинку,
Пять несут былинку,
Шесть несут иголки.
Сколько муравьев под елкой?
Д. 7 + 5 = 12 (м) – несут травинку и былинку.
– 12 + 6 = 18 (м) – всего муравьев под елкой.
Ответ: 18 муравьев.
Решение обсуждается совместно. Потом дети
записывают его в тетради. Учитель вызывает
одного ученика, и тот на доске записывает
решение.
VI. Фронтальная работа
Дети отвечают с помощью сигнальных
карточек.
На доске.
70 – 3
60 – 5
100 – 8
80 – 2 |
60 + 12
13 + 40
80 + 19
17 + 90 |
|
VII. Решение примеров
У. Решите примеры и найдите
допущенные ошибки.
Примеры записаны на доске. Дети решают каждый из
них устно. Потом учитель спрашивает одного из
учеников. Тот говорит, правильно ли, по его
мнению, решен пример, объясняет, как считал, и в
случае, если пример решен неправильно, выходит к
доске, зачеркивает ответ и пишет верный.
На доске.
64 + 3 – 30 = 37
86 – 60 + 4 = 18 |
58 + 7 – 20 = 45
72 – 30 + 9 = 41 |
7 + 53 – 9 = 41
48 + 5 – 10 = 43 |
|
VIII. Подведение итогов урока
А теперь отметим положительные и
отрицательные стороны урока-игры, которые мы
наблюдали при его проведении.
Как видно, у урока-игры есть свои
"плюсы" и "минусы". И хотя положительных
сторон у такого урока оказалось больше, но и
"минусы" достаточно весомы, чтобы не
злоупотреблять подобными уроками. Ну а что же
показывает сравнительный анализ: какое обучение
эффективней – с игрой или без нее?
Таким образом, с точки зрения учителя,
и в том, и в другом уроке есть свои преимущества и
недостатки. А каким же образом оценивают свою
деятельность сами ученики? Учащимся был
предложен тест из пяти вопросов.
1. Активно ли ты работал на уроке?
а) да
б) нет
2. Интересно ли тебе было на уроке?
а) да
б) нет
3. Все ли тебе было понятно?
а) да
б) нет
Можно сделать вывод, что на уроке-игре
детям гораздо интереснее. Но все-таки игра не
должна подменять учебу, а игровой интерес –
познавательный интерес. Безусловно, в начальных
классах игровые моменты включать в урок
необходимо, но обращаться с игрой в учебной
деятельности нужно аккуратно, взвешивая все
"за" и "против", тщательно обдумывая
сюжет игры, отбирая задания, которые помогут
достигнуть поставленной на уроке цели с
максимальной эффективностью.
При разработке игр необходимо
тщательно продумывать не только характер
деятельности детей, но и организационную
сторону, управление игрой, систему обратной
связи. Только при таком взвешенном подходе
дидактическая игра войдет в целостный
педагогический процесс, сочетаясь и дополняя, а
не подменяя другие формы обучения и воспитания.
Рис. Н. Трениной
|