Аркадий КУЗНЕЦОВ
Продолженине. Начало см. № 18/2002
Путешествие в Страну исторических
источников
Путешествие седьмое
– Там, дальше, – указал Копа, – и
останки коней, которых похоронили вместе с
покойным.
– Значит, это, наверное, вождь кочевников, –
сделал вывод Ваня. – Они так были привязаны к
лошадям, что закалывали их после смерти хозяина и
хоронили вместе с ним.
– Ну вот и вполне обоснованное мнение, –
одобрил Сергей Сергеевич.
– А бывало так, что раскапывали целый город, о
котором раньше ничего не знали? – задала вопрос
Копе Даша.
– Бывало, и много раз. Город первых
земледельцев на территории современной Турции –
у селения Чатал-Гуюк, могущественный город Эбла в
Сирии – он существовал более четырех тысяч лет
назад.
– А Троя? Легендарный Илион! – воскликнул
Сергей Сергеевич.
– Да, конечно! Это было еще в девятнадцатом
веке, – стал рассказывать Копа. – Немецкий
предприниматель Генрих Шлиман всю жизнь хотел
найти город, за который велась самая знаменитая в
древней истории война – Троянская. Он увлекся
этой идеей еще в детстве, когда прочитал детскую
книгу по греческим мифам. А в те времена почти
никто не верил, что в мифах есть какая-то правда.
Самые крупные ученые считали, что Троянская
война – это выдумки. И вот, накопив средства,
Шлиман купил участок земли на холме Гиссарлык –
в том месте, где, по описаниям в поэмах Гомера,
должна была быть Троя. Экспедиция долго копала и
наконец раскопала остатки стен и золотые
сокровища!
– Что ты так восторженно распространяешься о
Шлимане, – с досадой в голосе сказала Капа. – Это
же был не профессиональный археолог, а чистейший
воды авантюрист! Увлеченно, как ты говоришь,
копая Трою, он мимоходом уничтожил следы того
города, который и погиб в ту знаменитую войну! То,
что он нашел, – гораздо более древнее поселение.
Серьезные ученые не могут до сих пор ему это
простить.
– Но ведь то, что нашел в Трое Шлиман,
действительно бесценно! – возразил Копа. – Это
показывает, что высокая культура в том районе
была еще за тысячу лет до Троянской войны. А
найденные им сокровища микенских царей в Греции?
Весь мир знает о Шлимане, а греки считают его
почти национальным героем! В конце концов
археологией должны заниматься именно такие,
увлеченные люди. Они и делают большие открытия!
– Да, можно вспомнить еще испанца Марселино
Саутуолу, – заметил Сергей Сергеевич. – В конце
девятнадцатого века он, будучи владельцем
земельного участка в горах и проводя раскопки
как любитель, обнаружил знаменитую теперь
живопись первобытных людей на стенах пещеры
Альтамира. А маститые ученые в это время считали,
что в такие далекие времена живописи не было...
– А кто такой профессиональный археолог? –
спросил Леша. – Что он должен знать? Я-то думал,
что археологу достаточно взять лопату и
где-нибудь копать.
– Вот посмотрите на эти наши тетради, –
показала на кипу исписанных тетрадей Капа. –
Настоящий археолог должен подробно описывать по
слоям все, что он находит в земле, вести учет
находок. Если он снимает верхний слой и открывает
более нижний, то надо зарисовать или
сфотографировать первоначальный вид.
– Это чтобы все видели, что здесь было в разное
время, – догадалась Настя.
– Да! – вдруг спохватился Алеша и обратился к
Копе: – А где у вас тут клады?
– У нас есть большое кладохранилище. Прямо
рядом с раскопом.
– Зайдемте! – сказала Настя. – Очень хочется
посмотреть, кто и как оставлял клады.
...В
кладохранилище Сергей Сергеевич подвел ребят к
большой витрине, где были выставлены кувшины,
кубышки, ящички с монетами и драгоценностями.
– Конечно, археологам очень везет, если они
находят клад, – начал объяснять преподаватель. –
Клад может о многом рассказать и многое
подсказать.
– Что же он может подсказать? А я думал,
подсказывают, где искать клад, – заявил Алеша.
– Ну, где искать клады, представить себе
довольно просто.
– Клады могут быть в подвале, на чердаке дома,
в тайнике, – добавил Ваня.
– Все правильно. Но главное – понять, кто и
зачем оставил клад.
– Конечно, богатые люди. Еще пираты... –
задумался Алеша.
– Ну посмотрим этот клад, – Сергей Сергеевич
указал на шкатулку, наполненную до краев
серебряными рублями. – Его действительно
оставил богатый человек. Как вы думаете, почему?
Ваня получше рассмотрел монеты и сказал:
– Они одинаковые – все сделанные в одном, 1800
году. Значит, у хозяина этих монет их было много в
одно время. И шкатулка говорит о том, что она
принадлежала богатому человеку – она красиво
отделана.
– Ты прав, Ваня. И еще интересно предположить,
зачем оставлен клад. Этот, очевидно, был сделан на
всякий случай, на черный день. А что вы скажете о
вон той находке?
Рядом со шкатулкой стоял глиняный кувшин. Из него
были высыпаны мелкие затертые монеты.
– Ну, это, конечно, небогатый человек, –
сделала вывод Даша. – Даже очень небогатый –
такой простой кувшин, а монеты – это же копейки...
– Правда, лет сто пятьдесят назад, когда был
оставлен этот клад, на копейку можно было купить
ломоть хлеба, а на десять копеек, или, как их еще
называли, гривенник, – лубочных картинок. Но все
равно, конечно, эти сбережения оставил бедный
горожанин – какой-нибудь подмастерье. И собирал
он их долго – тут монеты с разными годами
выпуска...
– А зачем он их собирал – ведь у него и так
было мало денег? – удивилась Даша.
– Может быть, оставил для своих детей или
копил годами на какую-то важную покупку. Клады
оставляли в годы войн, пряча драгоценности от
врагов. Обычно это бывает понятно по датам
выпуска монет, например перед 1812 годом.
– Вот бы самому найти какой-нибудь клад! –
размечтался Алеша.
– Только учтите: найденное нужно сдать
государственным органам, а вам останется
четверть стоимости клада.
– А я без всяких кладов стал монеты
коллекционировать пос-ле того, как мы побывали в
области Нумизматики, – сообщил Ваня. – У меня уже
есть две копейки девятнадцатого века, а еще
английские пенсы и немецкие пфенниги.
Тут в книгохранилище зашла Капа.
– Идите попейте с нами чаю с мятой, –
пригласила она путешественников.
Ребята и Сергей Сергеевич с
удовольствием вернулись к раскопу и заняли места
у пузатого чайника.
– Интересно, – спросил Алеша, отхлебывая
глоток ароматного напитка, – археологи находят
следы прошлого только под землей?
– Нет, конечно, – ответил Копа. – Есть
подводная археология, есть пещерная...
– Это что: археолог в акваланге отправляется
на дно моря или реки? – удивилась Настя.
– А что тут удивительного? Ты по телевизору не
смотрела путешествия команды Кусто? Они под
водой какие-то стены нашли, – заметил Ваня.
– Как же стены оказались под водой, а не под
землей?
– Дело вот в чем, – стал объяснять Сергей
Сергеевич, – здесь уже кончается история и
начинается география. Уровень воды в море с
течением веков и тысячелетий может меняться.
Некоторые поселения людей – города, крепости,
когда-то стоявшие на берегу, оказываются со
временем затоплены водой. Например, был на Черном
море город Тмутаракань. Он процветал более
тысячи лет назад, а теперь его остатки оказались
буквально на дне морском.
– А слово "Тмутаракань" теперь означает
что-то, находящееся невесть где, – поделился
знаниями Ваня.
– Еще археологи ищут под водой затонувшие
корабли, – добавил Копа. – Они выкапывают со дна
древние сосуды, находившиеся в трюме, и их
содержимое.
– А есть еще пещерная археология, – вставила
Капа. – Это должно быть понятно: в древности люди
жили в пещерах и оставили там много своих
"следов".
– Тут уж нужен не акваланг, – заметил Ваня, – а
фонарь, чтобы пробираться в глубь пещеры и
освещать свои находки.
– В пещерах нашли первобытную живопись, места
поклонения духам. В Крыму, Грузии, на западе Китая
есть целые пещерные города, где жили
монахи-отшельники или местные жители скрывались
от полчищ врагов, – пояснил Сергей Сергеевич. –
Ну что, ребята, вкусный чай?
– Спасибо, вкусный, – отозвались ученики.
– Такой чай восстанавливает силы археологов.
Я думаю, что наши новые знакомые – практиканты –
сейчас будут оформлять документы о своих
находках. А мы вернемся в класс.
– До свиданья, археологи! Успехов вам! –
попрощалась за всех Даша.
– Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные –
Мы встретим еще вас, таинственные
Источники удивительные! – сказал Сергей
Сергеевич, и раскоп исчез. Ребята вновь были в
своем классе.
– Хочу быть археологом! – заявил Алеша. – Как
там классно все у них! И я бы так копал...
– Копал, копал и выкопал бы банку от кока-колы,
– не удержалась от издевки Настя.
– Да что она все задирается, Сергей Сергеевич!
– воскликнул Леша.
– Чтобы стать археологом, надо еще многому
выучиться. А пока вам будет такое домашнее
задание: нарисуйте инструменты, которыми
пользуется археолог, и раскоп, где в правильной
последовательности сверху вниз расположены
слои, оставшиеся от четырнадцатого,
пятнадцатого, шестнадцатого веков. Ваши рисунки
я потом подарю Копе и Капе.
Рисунки Н. Трениной
Продолжение следует
|