Елена МУХИНА,
г. Сочи
Экономика
Тема. "Услуги".
Оборудование. Учебник по экономике
"Белка и компания" (авт. Т.В. Смирнова),
задачник – рабочая тетрадь по экономике в 2
частях (авт. Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова,
изд-во "Корпорация "Федоров").
ХОД УРОКА
Учитель. Дети, расскажите,
пожалуйста, какие предметы служили деньгами у
разных народов?
Дети. Полотно, железные прутья, соль, камни,
ракушки, быки, зерно, шкурки пушных зверей,
плиточный чай, зубы животных и перья.
Учитель. Хорошо, вы многое смогли вспомнить. А
сегодня мы будем говорить о посреднической
деятельности. Откройте, пожалуйста, задание 25
задачника и прочитайте задание.
Дети читают задание.
Учитель. О каких корзинках идет
речь?
Вова. Что-то я не понимаю... Если они продали 10
корзинок по 5 монет, то должны были получить по 25
монет в лапы, а они получили только по 20, да еще и
про какие-то загадочные корзинки всю дорогу
твердят. Наверное, задачу неверно составили.
Дима. Все верно. Ты повторил дома все о
посредничестве? Сорока ведь бесплатно ничего не
делает. Она за свои услуги деньги берет. От десяти
корзин как раз одна пятая – две корзины будет.
Вова. А почему они только по 20 монет получили?
Я считать умею, там по 25 получается.
Леша П. Вот и хорошо, что умеешь. Раз они
деньги за две корзины Сороке отдали, то сколько
получили?
Вова. 40 монет. А! Понял! Вот куда еще 10 монет
делись. Могли бы они и без Сороки обойтись.
Учитель. Хорошо. Мы разобрались, что деньги за
две корзинки достались Сороке в качестве платы
за посредническую услугу. А в чем состояла эта
услуга?
Стас. Сорока устроила сделку между друзьями и
Летучей Мышью.
Учитель. Хорошо, а теперь у меня для вас есть
очень интересное задание. Это задание 27
задачника. Потом мы проведем конкурс на самое
интересное название лесных учреждений.
Дети выполняют задание.
Учитель. Назовите, пожалуйста, услуги,
которые предлагает парикмахерская.
Тамара. Там все, что написано уже, – услуги, а
свои я добавила такие: расчесывание хвостов,
завивка шерсти и лакировка когтей.
Саша Е. Я добавлю: окраска шерсти в модные
цвета и перьями. Это называется
"мелирование".
Таня. Еще мытье шерсти и вычесывание колючек,
выведение блох.
Аня. Я записала укрепление шерсти, чтобы не
выпадала.
Вова. Бритье.
Учитель. Еще есть услуги?
Больше услуг нет.
Учитель. Тогда давайте перейдем к товарам,
которыми может торговать парикмахерская.
Антон. Разные лаки для когтей, краска и
шампуни
Галя. Да, и бальзамы, пенки и гели для укладки.
Аня. Еще средства для укрепления шерсти,
расчески, бигуди, фены, когти, которые
приклеивают, и тушь для шерсти.
Таня. Разные препараты от блох, для завивки и
для выпрямления шерсти.
Больше высказываний нет.
Учитель. Хорошо, вы много назвали услуг и
товаров. Теперь назовите, пожалуйста, услуги,
которые предлагает магазин одежды.
Алена. Уже написан подгон по фигуре, я
добавила еще ремонт одежды.
Алина. У мамы на работе есть такой "стол
раскроя", где из ткани вещи кроят.
Леша Ч. Я думаю, что магазин может
проводить показ моделей знаменитых мастеров.
Больше дети ничего не записали.
Учитель. Хорошо, а какими товарами магазин
торгует?
Саша Ф. Он уже торгует брюками, куртками и
плащами, а я дописал рубашки, носки, костюмы,
отдельно пиджаки и пальто.
Тамара. Еще платья, юбки, костюмы, шляпы и
сарафаны.
Алина. Я хочу добавить колготки, свитера,
майки, шорты, трусы и спортивные костюмы.
Катя Б. Магазин еще может продавать ткани,
молнии и вообще все для шитья.
Учитель. Хорошо, переходим к заводу кухонной
утвари. Какие услуги может он предоставлять?
Аня. Он может выполнять специальные заказы,
например делать очень большие сковородки для
ресторанов.
Саша Е. Да, или подбирать для этих
ресторанов комплекты ножей, вилок и ложек.
Глеб. Там могут ножи точить.
Дима. А мне кажется, что этим занимаются
мастерские. Что же это за завод будет, если туда
целый день будут ходить точить ножи?
Глеб. Но они ведь могут при заводе такую
мастерскую открыть.
Учитель. Хорошо, пусть при заводе будет такая
мастерская. А какие товары может производить
этот завод?
Катя П. Ножи, вилки и сковородки там уже
написаны. Я добавила кастрюльки, ковшики, котелки
для туристов и терки.
Антон. Я написал кружки, миски и тазы для
варенья.
Леша П. Я добавлю мясорубки и противни.
Таня. А к ним формочки металлические для
печенья и дуршлаги.
Леша Ч. Я вписал молоточки для отбивания
мяса и такие казаны для плова.
Больше дополнений нет.
Учитель. Спасибо, переходим к мастерским.
Какие услуги они могут предлагать?
Леша П. Кроме написанного может быть еще
ремонт часов и зонтов, изготовление ключей.
Вова. Ателье, где одежду шьют.
Леша Ч. Мастерские по ремонту бытовой
техники, электроприборов, ювелирных изделий и
мебели, например новой тканью мягкую мебель
отделать.
Больше дополнений нет.
Учитель. Хорошо, а какими товарами могут
торговать эти мастерские?
Алена. Мастерская по ремонту обуви может
продавать шнурки и крем для обуви.
Дима. Могут продавать запасные части к
машинам или к тому, что они ремонтируют.
Дополнений нет.
Учитель. Спасибо. Давайте теперь проведем
конкурс на самое удачное название. Начнем с
парикмахерской, но сначала выберем членов жюри.
Дети предлагают кандидатуры. В жюри избрали Лешу
Ч., Диму и Аню.
Учитель. Теперь давайте поработаем по
группам. Каждый из вас уже придумал свое
название. Вам нужно обсудить эти названия в
группе и выбрать самое удачное.
Дети работают в группах, названия передают в
жюри. Из четырех названий – "Лесная
красавица", "Модница", "Пушистый
хвост" и "Мисс Леса" – победило название
"Мисс Леса".
Учитель. Хорошо, теперь назовите магазин
одежды.
Дети работают в группах. Жюри выбрало название
"Стильная одежда от Суслика". Остальные
названия: "Одежда для всех", "Зайди и
купи", "Почти как у Зайцева".
Учитель. Хорошо, переходим к заводу кухонной
утвари.
Дети работают в группах. Жюри выбрало название
"Подарок повару". Остальные названия:
"Хозяюшка", "Штопор" и "Лесной
умелец".
Учитель. Спасибо, осталось назвать
мастерские.
Дети работают в группах. Жюри выбрало название
"Белка-искусница". Другие названия:
"Очумелые лапки", "Хрустальный
башмачок" (мастерская по ремонту обуви) и
"Золотой ключик" (мастерская по
изготовлению ключей).
Учитель. Вы хорошо справились с заданием. А
какова была тема нашего урока?
Катя Б. Мне кажется, "Товары и услуги",
потому что именно об этом мы говорили весь урок.
Учитель. Да, наш урок был посвящен товарам и
услугам, умению различать их. Дома выполните,
пожалуйста, задания 26 и 29. Урок окончен.
Тема. "Услуги" (продолжение).
Оборудование. Учебник по экономике
"Белка и компания" (авт. Т.В. Смирнова),
задачник – рабочая тетрадь по экономике в 2
частях (авт. Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова,
изд-во "Корпорация "Федоров").
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня мы продолжим
разговор об услугах, но сначала давайте проверим,
как вы соединили слова левого столбика с
подходящими к ним словами правого столбика в
задании 26.
Алена. Чистая прибыль, оптовая цена и
торговля, посредническая услуга и сделка,
розничная торговля и цена, дружеская услуга,
высокая цена, прибыль и себестоимость, торговая
сделка, организация и прибыль.
Антон. Я согласен, но Алена забыла сказать,
что еще бывает посредническая организация,
которая только посредничеством занимается, а
сама ничего не производит.
Учитель. Спасибо. Мы не будем объяснять все
словосочетания, но на некоторых остановимся. Как
вы понимаете выражение "чистая прибыль"?
Дима. Фирма получает прибыль от своей работы,
платит с нее все налоги и обязательные платежи.
То, что остается, и есть чистая прибыль.
Учитель. Хорошо. А как вы понимаете выражение
"оптовая цена"?
Таня. Это цена, по которой торговец продает
товар покупателям. Они покупают не крупными
партиями, а по несколько штук или килограммов, а
сам продавец купил свой товар у производителя по
оптовой цене крупной партией.
Учитель. Хорошо, я вижу, что вы помните
понятия. А теперь у меня для вас есть очень хитрое
задание. Для того чтобы правильно его выполнить,
вы должны четко отличать дружескую услугу от той,
которая носит рыночный характер. Выполните,
пожалуйста, задание 29.
Дети читают задание и выполняют его.
Учитель. В каких случаях услуга носит
рыночный характер?
Стас. Это когда Барсук отдал шить в ателье
занавески и Фукс заказал в мастерской ключи.
Дети согласны.
Учитель. Давайте разберемся. Мне кажется, что
услуга носит рыночный характер и в первом случае.
Шмыг ведь просит Пыхтю оказать ему именно услугу.
Почему же вы не вписали слово "услуга" в этом
случае?
Дети смеются.
Саша Е. Какая вы хитрая! А все равно вы нас
не собьете, потому что Пыхтя не возьмет со Шмыга
деньги за ремонт утюга, и Белка с Крысы не
возьмет, и Пыхтя с Сороки. Дело в том, что они
просто так, по-дружески помогают, никакой платы
за это не берут. Друзьям всегда нужно помогать и
не ожидать никакой благодарности. Если друг даже
забывает сказать "спасибо", все равно ему
нужно помогать.
Аня. Да, а ателье и мастерская деньги
зарабатывают тем, что услуги оказывают. А с
друзей нельзя деньги брать, а то мы до того
дойдем, что будем платить за то, что нам
кто-нибудь на уроке даст ручку запасную
попользоваться.
Дети смеются.
Катя Б. До этого мы никогда не дойдем. Мы
всегда будем друг к другу хорошо относиться.
Учитель. Хорошо, я рада, что вы понимаете не
только разницу между дружеской услугой и
услугой, которая носит рыночный характер, но и то,
что дружбу надо беречь и не искать в ней выгоду.
Это для меня самое важное. А теперь разгадайте,
пожалуйста, ребус из задания 30.
Дети разгадывают ребус.
Катя П. Это посредник.
Учитель. А чем занимается посредник?
Леша Ч. Посредник помогает устраивать
сделки между покупателем и продавцом. За это он
получает проценты от стоимости товара.
Учитель. Хорошо. Далее вам предлагается
задание на повторение уже известных вам
современных средств рекламы. Я думаю, что мы не
будем останавливаться на этом задании, потому
что мы уделили ему много времени во 2-м и 3-м
классах.
Давайте сейчас вспомним, чем занимался Барсук, то
есть каким образом он зарабатывал деньги.
Саша Ф. У Барсука был свой постоялый двор.
Там зверюшки не только жили, но и питались, а в
гостинице только за жилье деньги берут.
Учитель. Спасибо. Действительно, у Барсука
был постоялый двор, и Барсук, как хороший хозяин,
вел учет своих расходов и доходов. В задании 32
напишите, пожалуйста, недостающие статьи
расходов и доходов.
Дети выполняют задание.
Учитель. Какие статьи расходов вы написали?
Алина. Зарплата горничной, вода горячая и
холодная, покупка и ремонт стиральной машины,
зарплата поваров, покупка посуды, покупка
салфеток и скатертей.
Галя. У меня еще зарплата тому, кто посуду
моет и еще он покупает средства для мытья посуды,
полотенца и швабры...
Леша Ч. Я добавлю еще расходы на саму
конторскую книгу, в которой он все дела и счета
ведет.
Больше дополнений нет.
Учитель. Хорошо, вы назвали много возможных
статей расходов на содержание гостиницы. Я бы еще
хотела добавить расходы на оплату труда
официантов и оплату электроэнергии.
Леша Ч. Тогда еще и на вывоз мусора расходы
будут, и на отопление, и на ремонт гостиницы.
Дима. Да, еще он может свой постоялый двор
увеличить за счет пристроек и отдельных
коттеджей. Это тоже расходы.
Учитель. Замечательно, я даже не ожидала, что
вы так много назовете. А какие статьи доходов
есть у Барсука?
Глеб. Доходы могут быть от платы за еду.
Таня. Точнее, за питание. Еще могут быть
доходы от сдачи помещений в аренду, например.
Барсук может одну комнату сдать под магазин или
парикмахерскую. Тогда и постояльцам будет
удобно, что никуда не нужно идти, чтобы хвост
причесать, и Барсуку выгодно, что денежки за
аренду идут.
Леша Ч. Это ты здорово придумала! А еще он
может дополнительные платные услуги оказывать,
например, погладить или постирать вещи своих
жильцов, обеспечить им связь со всем миром через
Интернет... И все это делать за дополнительную
плату.
Учитель. Хорошо, а при каком условии Барсук
получит прибыль?
Вова. Это очень просто. Если у него доходы
больше, чем расходы, то он получает прибыль, а
если все наоборот, то он в убытке.
Катя Б. Да, и чем больше разница между
доходами и расходами, тем больше прибыль или
убыток. Вова все верно сказал.
Учитель. Согласна с вами. А теперь
"развяжите узелок". Попробуйте расшифровать
еще некоторые возможные расходы Барсука, только
не спешите смотреть на подсказку.
Дети думают над заданием.
Стас. Я догадался! Это расходы на дрова, чтобы
зимой печку топить.
Тамара. Да, еще на ремонт или на мебель
деревянную.
Учитель. Хорошо, обратите внимание на зубцы
пилы.
Пауза.
Леша П. Азбука Морзе?
Учитель. Да, попробуйте расшифровать слово.
Глеб. Повар! Зарплата повару!
Вова. Морзе ведь свою азбуку для телеграфа
придумал. Разве можно ее для пилы использовать?
Леша Ч. Конечно. Я читал, что заключенные в
тюрьме очень давно придумали перестукиваться
азбукой Морзе. Любую информацию могли
передавать. Папа мне рассказал, что в конце
прошлого века портреты Морзе и Фултона, который
изобрел пароход, можно было увидеть на мелких
долларовых купюрах.
Учитель. Очень интересная информация. Мы
сегодня с вами говорили об услугах и начали
разговор о гостиничном бизнесе. Для того чтобы
его закончить, выполните, пожалуйста, дома
задание 34. Урок окончен.
Тема. "Русские денежные единицы".
Оборудование. Учебник по экономике
"Белка и компания" (автор Т.В. Смирнова),
задачник – рабочая тетрадь по экономике в 2
частях (авторы Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова,
изд-во "Корпорация "Федоров").
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня мы продолжим наш
разговор о деньгах, которыми пользовались и
пользуются в нашей стране. Для начала вернемся
немного к истории российских денег. Найдите,
пожалуйста, задание 41 вашего задачника.
Дети читают задание и выполняют его.
Дима. Ну это слишком просто! Я хорошо помню,
что эти деньги начали печатать в Х в., а надпись
означает, что князь Владимир правит и выпускает
эти деньги.
Дети согласны.
Учитель. Очень хорошо. Тогда задание
посложнее. Для чего нужны эти точки вокруг герба
монеты в задании 42?
Дети читают задание.
Леша Ч. Это было сделано для тех, кто не
умел читать. Пять точек – это значит пять копеек.
Я еще знаю, что в России и на бумажных деньгах
были разные рисунки разного цвета, чтобы легко
можно было различить купюры. Все деньги были еще
и разного размера. Это все было сделано потому,
что в нашей стране было очень много неграмотных
людей. Лучше даже сказать, что было очень мало
грамотных. Сейчас у нас все банкноты одного
размера, а вот почему они все разного цвета, я не
знаю. Может быть, для маленьких детей? Доллары все
одного размера и цвета, но их никто не путает.
Разве у нас и сейчас много безграмотных?
Учитель. Я думаю, что сейчас мы выпускаем
купюры разного цвета скорее как дань традиции, а
не по причине неграмотности населения. Эта
проблема в России решена уже давно. Давайте
вернемся к заданиям. Какое достоинство имели
грош и алтын?
Глеб. Грош – это две копейки, а алтын – три.
Учитель. Как узнал?
Глеб. Я посчитал точки для неграмотных.
Учитель. Хорошо, а сколько копеек в
полтиннике?
Дети выполняют задание.
Вова. Двадцать пять! Я тоже точки посчитал.
Катя Б. Молодец. А что на монете написано?
Вова. Сейчас прочитаю (читает).
Полполтины.
Таня. Вот-вот! А в полтине сколько половин?
Вова. Две.
Катя Б. Так сколько копеек в полтиннике?
Вова. Двадцать пять.
Леша Ч. Сейчас я все объясню. Вов, ты же сам
сказал, что в половине полтинника 25 копеек, а в
полтиннике две таких половины. Теперь скажи,
сколько копеек в целом полтиннике, если в
половине 25?
Вова. Пятьдесят копеек. Я так и посчитал,
просто не понял, что про целый полтинник
спрашивают.
Леша Ч. Все даже еще проще. Дело в том, что
рубль и тин – одно и то же, потому что древнее
слово "тинать" значило рубить, резать. У Даля
в словаре написано: "Турки истяди ею"
(искрошили). Получается, что полтина (полтинник) –
это полрубля, или 50 копеек.
Алина. И я сразу угадала, что в полтиннике 50
копеек, потому что мой папа 50 рублей называет
полтинником.
Учитель. Да, в речи людей остались старые
названия монет. А теперь попробуйте узнать, во
сколько копеек оценила Алешу русская
шутка-прибаутка из задания 45.
Дети читают задание и выполняют его.
Учитель. Так во сколько копеек оценили Алешу?
Маша. Алешу оценили в 13 копеек.
Возражений нет.
Учитель. Как считали?
Самвел. Мы выразили алтын, грош и деньгу в
копейках, сложили и получили 13 копеек.
Учитель. Хорошо. Мы уже с вами знаем, что такое
аверс, реверс и гурт. Рассмотрите, пожалуйста,
внимательно рисунок к заданию 47 и постарайтесь
ответить на вопрос этого задания.
Дети выполняют задание.
Аня Ф. На аверсе русских монет был орел,
поэтому и говорили "Орел или решка?"
Саша Е. Я хочу уточнить. До того как на
монетах появился герб в виде двуглавого орла,
были монеты, где на аверсе был святой Георгий с
копьем, а на реверсе – вензель, похожий на решето,
поэтому сначала спрашивали "Копье или
решето?" Постепенно это "решето" в речи
людей превратилось в "решку". А в Древнем
Риме спрашивали: "Голова или корабль?" На
римских бронзовых монетах, которые назывались
"ассы", на одной стороне была изображена
голова бога Януса, а на другой – нос корабля. А в
Англии спрашивали: "Головы или хвосты?",
потому что на одной стороне был портрет короля, а
на другой – герб, на котором изображен лев с
хвостами...
Учитель. Очень интересно. А какой еще
материал вы подготовили о русских монетах?
Катя П. В домонгольской Руси было много
разных денежных единиц. Самой крупной монетой
была гривна, которая весила 68,22 г серебра. Это
название произошло от слова "грива", потому
что раньше вместо денег использовали скот. Мы уже
говорили про быков. Ногата была мельче, чем
гривна. В одной гривне было 22 ногаты. Ногатой
называли сначала соболиную шкурку с четырьмя
ногами, а название монеты куна получилось от
названия шкурки куницы. В гривне было 25 кун.
Мелкой единицей была резана – 50 штук в гривне.
Получается, что резана была половиной куны. Ее
название и произошло от глагола "резать".
Была еще и веверица, или векша. Считают, что она
была равна 13 резанам. Все эти монеты принимали не
на счет, а на вес. При раскопках находят весы и
гирьки к ним. А вообще мы узнаем про старинные
деньги еще из "Русской правды" и "Повести
временных лет".
Стас. Я хочу рассказать о золотых червонцах. В
допетровской Руси так называли золотые
иностранные монеты – цехины и дукаты. Считается,
что первый русский червонец был выпущен во
времена Ивана III, в период с 1470 по 1480 г. В
литературе его еще называют "московское
золото", "угорский червонец". На этой
монете номинала не было. В первый раз официально
червонцем назвали русскую трехрублевую золотую
монету, которую отчеканили после реформы 1701 г.
Учитель. Очень интересно. Я дополню, что и в
нашей стране в ноябре 1922 г., для того чтобы
стабилизировать быстро обесценивающийся рубль
("совзнак"), был введен червонец. Это
название было выбрано не случайно. Во времена
Петра I червонец был символом надежных денег.
Таня. Сейчас за рубль ничего купить нельзя,
даже мороженое, а в ХVII в. в России на один рубль
можно было купить на выбор лошадь, две коровы, 30
гусей, 10 овец, несколько десятков четвертей ржи
или четверо саней. Вот какой раньше был рубль.
Катя Б. А в 1996 г. специальная комиссия
утвердила проект памятника рублю. Его хотят
поставить в городе Железноводске. В центре будет
рубль образца 1992 г. с изображением крылатой
Ники на фоне "Белого дома". Рубль будет
увеличен в сто раз. Диаметр монеты будет 4 м
10 см, а масса – 12 т. Она будет одной из 29
самых крупных в мире. Этот памятник будет
символом будущего крепкого российского рубля.
Учитель. Мы все надеемся на то, что наш рубль
когда-нибудь действительно станет крепким. В
проекте памятника использована рублевая монета.
В России действительно бумажные деньги
появились довольно поздно. Первые сведения о
попытках ввести бумажные деньги относятся к
времени правления Петра I. Но дальше попыток дело
не пошло, и ассигнации появились только в 1769 г.
согласно указу Екатерины II. Первые российские
ассигнации изготавливались из старых дворцовых
скатертей и салфеток. Всего первых банкнот было
выпущено поначалу на сумму 40 млн рублей.
Представьте себе, сколько салфеток и скатертей
обрело вторую жизнь в новом, благородном виде.
Маша. Такими деньгами граждане не привыкли
пользоваться, поэтому во многих городах были
устроены "обменные пункты", где вместо
непонятных бумажек можно было получить
привычные монеты, но бумажные деньги
обменивались только на медные монеты. Они были
очень мелкие и неудобные, поэтому Екатерина II
придумала медный рубль. Он весил почти килограмм
и был диаметром около 8 см. Представляете, если
его в карман положить?! Оторвется! От таких монет
быстро отказались. Так перешли на бумажные
деньги.
Учитель. Очень хорошее дополнение. Я, в свою
очередь, добавлю, что эти ассигнации, выпущенные
"Экспедицией изготовления государственных
бумаг", существовали трех номиналов – по 25, 75 и
100 рублей. 75-рублевые купюры были очень быстро
изъяты из оборота, потому что предприимчивые
фальшивомонетчики стали переделывать 25 рублей в
75. Это очень скоро приобрело массовый характер.
Теперь в музеях можно увидеть лишь несколько
экземпляров этих ассигнаций, но давайте вернемся
к монетам. В 1757–1762 гг. на Сестрорецком
монетном дворе печатали государственные медные
монеты. Они интересны тем, что в монетную медь
перерабатывали бронзовые стволы русских и
трофейных пушек, хранение и использование
которых было признано нецелесообразным. Как вы
думаете, почему это было сделано?
Аня Ф. Просто выбросить пушки было жалко.
Зачем добру пропадать? А переработать бронзу в
медь, наверное, обходилось дешевле, чем ее
добывать и выплавлять.
Других мнений нет.
Учитель. Хорошо. Бронзу не использовали
непосредст-венно для изготовления монет, а
перерабатывали в монетную медь из-за
недостаточной пластичности бронзы. При чеканке
монет из бронзы штемпели портились намного
быстрее, чем при чеканке медных монет.
Саша Е. А я еще читала, что монеты делали из
церковных колоколов. Это было в начале XVIII в.,
при Петре I. Он тогда конфисковал церковные
колокола. Часть из них он послал для того, чтобы
из них делали пушечные стволы, а меньшую часть
отправил на Кадашевский (военно-морской)
монетный двор. Среди медных монет этого времени
часто встречаются бронзовые копейки и деньги
(полукопейки).
Леша Ч. Есть и другое мнение. Да,
встречаются бронзовые копейки со знаком
Кадашевского монетного двора "МД",
Набережного монетного двора – "НБ" и
"БК" – "Большая казна", но когда эти
монеты исследовали, то выяснилось, что все они
фальшивые, изготовлены способом литья.
Колокольная бронза содержала в два раза больше
олова, чем орудийная, поэтому ее переработка в
монетную медь была нерентабельной.
Учитель. Спасибо. Иногда очень трудно
разобраться в истории, а деньги всегда связаны с
ней. Правители с удовольствием чеканили на
монетах свой профиль, оставляя его для истории,
да и для памятных дат чеканили золотые и
серебряные монеты. Первая русская памятная
рублевая монета была отчеканена в 1834 г. и
посвящалась открытию Александрийской колонны. В
год двадцатилетия Победы над фашистами Госбанк
выпустил первые памятные монеты СССР. В апреле
1992 г. появилась первая памятная монета РФ. В
1997 г. Банк России продолжил выпуск
тематических и серийных монет из драгоценных
металлов. Серии "Выдающиеся личности
России", "Памятники архитектуры России",
"Красная книга", "Сохраним наш мир",
"Русский балет", "850-летие основания
Москвы", "Олимпийские игры 1998 г." и
другие сразу привлекли внимание коллекционеров.
Саша Ф. А я хочу сказать, что первые
памятные олимпийские монеты, как говорит
Аристотель, появились в 480 г. до н. э. В 1952 г. в
Хельсинки на Олимпиаде вспомнили об этой
традиции. Теперь все страны, в которых проходят
Олимпийские игры, выпускают памятные монеты. У
меня дома есть такие олимпийские рубли в честь
Олимпиады в Москве 1980 г.
Саша Е. При выпуске таких юбилейных монет
иногда бывают неточности. Чтобы их не было, для
консультации приглашают специалистов. Когда
готовили выпуск монет в честь 1000-летия принятия
христианства на Руси, то консультировались даже
в Московской патриархии. Но ошибки все равно
бывают. На олимпийском рубле гравер, когда
рисовал Спасскую башню, нечаянно ошибся, и на
часах вместо цифры IV получилась римская цифра VI.
Ошибку нашли и исправили, но некоторые рубли так
и выпустили с ошибкой. А на рублевой монете в
честь 70-летия Октябрьской революции крейсер
"Варяг" выглядел так, как до реставрации. Это
было совсем незаметно, но пришлось исправлять, а
на 20-копеечной монетке ошибка так и осталась.
Оля. Я хочу рассказать не про памятные монеты,
а про медали. Их же тоже на память за подвиги
давали. В первые годы ХVIII в. иногда вместо
награды выдавали серебряные алтыны. Их делали из
расплющенной проволоки, и по весу они были как
три копейки. В этом алтыне делали дырочку и
носили на одежде, как медаль. Чеканили и золотые
монеты. Для участников морского сражения при
Гангуте в 1714 г. кроме золотых медалей было
выпущено 100 золотых монет по одному червонцу, 400
монет достоинством в два червонца и "1000
рублевых манетов". Монетами в первые годы
ХVIII в. часто называли серебряные медали,
которые только появились в России. Эти медали
тоже изготавливали на монетном дворе.
Леша П. Я хочу сказать, что русские деньги
выпускали и в других странах, не только в России.
В 1861 г. в Париже и Страсбурге чеканили русские
серебряные монеты в 20, 15 и 10 копеек. В 1896 г. в
Париже чеканили рубли, полтинники и 25-копеечные
монеты, а в 1897–1899 гг. в Париже и Брюсселе –
рубли и полтинники. В 1896–1897 гг. все медные
монеты, кроме пятикопеечных, чеканились в Англии
на Бермингемском монетном дворе. Последний
царский заказ на чеканку русских монет за
границей был выполнен в 1916 г. в Японии, в Осаке.
В советское время на Лондонском и Бермингемском
монетных дворах были отчеканены серебряные
полтинники в 1924 г. Такой заказ сделали, потому
что были нужны разменные монеты.
Галя. А Наполеон во время войны 1812 г. тоже
выпустил рубли, только фальшивые. Они были
сделаны очень качественно, но в слове
"Государственный" букву "д" случайно
заменили на "л". Это было очень заметно. Эти
фальшивые рубли сейчас ценятся боннистами
гораздо выше, чем настоящие рубли того же
времени.
Учитель. Молодцы, вы подготовили очень
богатый материал.
Дима. Подождите, я еще про новоштемпельные
монеты хочу рассказать! Дата на таких монетах не
соответствует дате их выпуска. Их печатают
штемпелями, сделанными по образцу штемпелей
более раннего времени. Такие монеты делают, когда
вырезают новые штемпеля старых монет на память
или для упражнения в копировании старых
образцов. В основном такие монеты покупают
нумизматы для своих коллекций. Больше всего
известны новоштемпельные монеты Петра I,
которые чеканили из золота, серебра и меди.
Больше желающих высказаться нет.
Учитель. Спасибо. Я на этом уроке узнала очень
много интересного. Даже не ожидала, что у вас
накопился такой замечательный материал. Урок наш
заканчивается, но тема продолжается. В следующий
раз мы поговорим о денежных единицах разных
стран.
Тема. "Деньги" (продолжение).
Оборудование. Учебник по экономике
"Белка и компания" (автор Т.В. Смирнова),
задачник – рабочая тетрадь по экономике в 2
частях (авторы Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова,
изд-во "Корпорация "Федоров").
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня мы продолжим наш
разговор об истории денег, но сначала я хочу
предложить вам выполнить задание 48 вашего
задачника.
Дети читают задание и выполняют его.
Учитель. Как вы думаете, что можно
сказать о городе, если на его монете изображена
кисть винограда?
Вова. Я думаю, что в этом городе растет
виноград.
Таня. Я согласна с Вовой, но, может быть, этот
город еще и продавал виноград или изюм, а эти
монеты были как бы рекламой.
Учитель. Вы совершенно правы. На монетах
многих городов Древней Греции была изображена
виноградная кисть или лоза. Все эти города
славились виноделием и виноторговлей. А что
можно сказать о хозяйственной жизни города, если
на его монете изображен осетр?
Стас. Там есть большая река, в которой ловят
осетров и делают из них черную икру и балык.
Саша Е. Икру не делают, а достают из рыбы. В
этом городе, наверное, ловили много рыбы и был
большой рыбный завод.
Таня. В Древней Греции?
Саша Е. Тогда не завод, а просто много рыбы
ловили и продавали.
Учитель. Хорошо, верные мысли. Греческие
города-колонии возникли на берегах Черного моря
и Керченского пролива (Боспора Киммерийского) и в
V в. до н.э. объединились в сильное Боспорское
государство, столицей которого был Пантикапей
(на его месте сейчас стоит город Керчь).
Пантикапей славился своими беломраморными
храмами и превосходными рыбными товарами. Этот
город был важнейшим поставщиком рыбы в Грецию.
Рыбу мариновали в виноградном уксусе, сушили и
вялили. Также добывали устриц, мидий, крабов и
заготовляли осетровую икру. Вот почему на монете
Пантикапея вычеканен осетр – символ рыбного
промысла и торговли. Что вы можете сказать об
экономике города, если на монете есть
изображение колоса и плуга?
Антон. Мне кажется, что в этом городе
выращивали и продавали зерно и муку. Интересно, а
как можно в городе хлеб выращивать?
Дима. Это был город-государство. Вокруг него
были поля, где рос хлеб и все остальное.
Учитель. Хорошо. Изображение плуга и колоса
тоже встречается на монетах Пантикапея. Вы
совершенно правильно сказали, что этот город
помимо рыбной ловли славился хлебопашеством. А
что вы скажете, если на монете изображен муравей?
Вова. Это очень большой город.
Учитель. Почему?
Вова. Потому что там так много людей, как
муравьев в муравейнике.
Леша П. А я думаю, что люди этого города
были дружные и трудолюбивые, как муравьи.
Алина. Можно еще сказать, что там кипела
хозяйственная жизнь, как в муравейнике.
Других мнений нет.
Учитель. Спасибо, очень интересные мнения.
Такие монеты чеканил греческий городок Мирмекий
в Крыму. "Мирмекс" в переводе с греческого –
муравей. Изображения на монетах символизировали
название этого маленького городка.
Алена. Так, значит, он просто был маленький,
как муравей?
Учитель. Да. Мы начали наш урок с изображений
на греческих монетах и продолжим разговор об
истории денег. Кто из вас нашел материал про
"самые-самые" монеты или банкноты.
Алена. Самые первые бумажные деньги стали
печатать в Китае в 812 г. н. э. Они получили
распространение к 970 г. н.э. Самые первые в мире
банкноты (банкоседдер) были выпущены в Швеции в
Стокгольме в июле 1661 г. Из них самой старой
уцелевшей банкнотой считается банкнота в 5
далеров, выпущенная 6 декабря 1662 г. Самая
большая банкнота – это банкнота в один квань,
которую выпускала в 1368–1399 гг. китайская
династия Мин. Размеры ее были 22,8 х 33 см. В
октябре 1983 г. одну такую банкноту продали за 340
фунтов стерлингов. Самая маленькая банкнота –
это 10 баней, которую выпускало Министерство
финансов Румынии в 1917 г. Площадь печатного
оттиска на ней составляла всего 27,5х38 мм. Самое
высокое достоинство имеют действующие банкноты
Федерального резервного банка США – 10000
долларов. Мы про них уже на прошлой неделе
говорили, но я немножко дополню. На них нарисован
Сэмон Портленд Чейз – основатель банка "Чейз
Манхэттен бэнк" (1808–1873). С июля 1944 г. выпуск
этих банкнот закончен. В 1969 г. казначейство США
объявило о прекращении эмиссии (выпуск) банкнот
достоинством свыше 100 долларов. Сейчас в
обращении осталось только 348 банкнот
достоинством 10000 долларов. Самая дорогая по
стоимости монета – отчеканенная в 1654 г.
индийская золотая монета в 200 мохуров размером
136 мм в диаметре и весом 2 кг 177 г.
Единственный известный экземпляр пропал в
индийском штате Бихар приблизительно в 1810 г.
Катя Б. Самыми большими и странными
считаются каменные деньги с острова Яп в
Микронезии (в архипелаге Каролинских островов в
западной части Тихого океана). Фэи, или фэ, как
называют их местные жители, вытесаны из
известкового шпата и в течение нескольких
столетий использовались в качестве денег. Это
такие диски с дыркой посередине для переноски,
похожие на мельничные жернова. Только непонятно,
как же их могли переносить, если самые крупные из
них имеют диаметр около 3,5 м, а их масса доходит
до 5 т. Я даже не представляю, как можно было
такими деньгами за что-то платить, если новый
хозяин не мог их унести.
Учитель. Обычно такие камни и не переносили,
просто новый владелец ставил на камне свой знак,
свидетельствующий, что этот камень принадлежит
ему. В последующих сделках он обменивал свое
право на камень на нужный ему товар. Как-то раз
особо ценный камень был унесен в море во время
шторма. В связи с тем что владелец потерял свой
камень в результате стихийного бедствия, а не
собственного недосмотра, было решено, что его
право на фэ остается в силе. Это привело к тому,
что фэ стала чисто формальной денежной единицей,
не обеспеченной товарной стоимостью. По одной из
версий, именно так появились бумажные деньги.
Алена рассмотрела другую версию, по которой
родиной бумажных денег является Китай.
Действительно, в Х в. на территории провинции
Синуань появились чеки, которыми расплачивались
за товары купцы. А первые выпущенные властями
банкноты появились в Китае в 1024 г. Они почти не
отличались от чеков, но имели штамп органа,
выпускавшего их. Номера купюр обозначались
иероглифами и элементами китайской азбуки, что
позволяло пронумеровать до миллиона банкнот, не
повторяя знаков. В 1227 г. согласно указу
императора бумажные деньги стали единственным
законным платежным средством в стране, а монеты
были аннулированы.
Катя П. Здорово. Оказывается, про деньги
можно узнавать все больше нового. Деньги
развивались вместе с людьми, с историей, поэтому
я нашла, что и саму историю можно изучать по
деньгам. Например, мы знаем, что из семи чудес
света до нашего времени дошли только египетские
пирамиды. Вот, например, Колосс Родосский – его
все знают. В 227 г. до н.э. землетрясение
разрушило огромную статую бога Гелиоса на
острове Родос в Эгейском море. Откуда же мы знаем,
как он выглядел? Все очень просто. Сохранились
монеты того времени, на которых отчеканено его
изображение. А вообще нумизматика, конечно,
начиналась с коллекционирования. Первой
коллекцией, насколько нам известно, считается
собрание античных монет из сокровищ герцога
Берри Иоанна Французского (1340–1416).
Тамара. Монеты иногда делали специально для
определенных целей. В Грузии в конце ХII – начале
ХIII в. чеканили монеты, похожие по форме на
бутылку. Их делали специально для покупки вина,
потому что в Грузии было много виноделов. А в
Германии в княжествах в 40–50-х гг. прошлого века
чеканили монеты в два талера, которые назывались
"шампанские талеры", потому что на каждую
монету можно было купить двухлитровую бутылку
шампанского.
Леша П. Тамара рассказала о монетах
необычной формы, а я хочу рассказать о деньгах,
выпущенных на необычном материале. В ХIХ в. на
Аляске управляющий Русско-Американской
компанией Баранов выпустил марки компании
достоинством в 1, 5, 10 и 25 рублей. Эти марки не
отличались по своим качествам от нормальных
рублей, но отличались тем, что сделаны они были из
кожи. Угадайте, почему?
Дима. Бумаги для рублей не хватало, там же не
было специальных бумажных заводов и монетного
двора.
Леша Ч. Я согласен с Димой. Бумаги не
хватало, а животных было много. На них охотились,
а на коже можно было выпускать деньги.
Леша П. А рубли ведь металлические тогда были!
Других мнений нет.
Леша П. Все металлические деньги местные
жители использовали для изготовления пуль и
грузил, вот и пришлось деньги делать из кожи,
чтобы не переплавляли. Но это еще не все. В
Туркменистане во время Гражданской войны
местные правители догадались печатать деньги на
шелке. Они были очень похожи на носовые платки.
Сейчас их осталось очень мало, и стоят они по 1500
долларов за штуку.
Аня Ф. А еще есть и другие необычные деньги.
Люди привыкли к тому, что на банкнотах чаще всего
рисуют памятники архитектуры, портреты
политиков и знаменитых людей, природу и животных,
но есть и совсем необычные картинки. В 1992 г. во
Франции выпустили 50-франковую банкноту. На
лицевой ее стороне – портрет Антуана де
Сент-Экзюпери, французского писателя, летчика,
погибшего в бою с фашистами. На обеих сторонах
банкноты есть фигурка маленького принца,
сказочного героя. На шведских банкнотах в 20 крон
на лицевой стороне нарисован портрет лауреата
Нобелевской премии 1909 г. Сельмы Лагерлёф, а на
обратной – иллюстрация к ее книге "Чудесное
путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции" (у
нас она называется "Чудесное путешествие
Нильса с дикими гусями") – летящие гуси с
мальчиком.
Учитель. Очень интересно, но пришло время
закончить урок. Дома продолжите, пожалуйста,
выполнение задания 48. Вам нужно будет нарисовать
свои монеты. Дети, у кого еще остался материал про
деньги?
Дети поднимают руки.
Учитель. Хорошо, тогда продолжим наш разговор
на следующем уроке.
Тема. "Банки".
Оборудование. Учебник по экономике
"Белка и компания" (авт. Т.В. Смирнова),
задачник – рабочая тетрадь по экономике в 2
частях (авт. Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова,
изд-во "Корпорация "Федоров").
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня мы будем говорить
о банках, об истории их возникновения и развития.
Исторически банки возникли намного раньше
своего названия. Одна из версий происхождения
названия изложена у вас в задачнике. Прочитайте,
пожалуйста, задание 62.
Дети читают задание.
Катя П. А я нашла, что слово
"банк" произошло от немецкого слова "die
Bank" – скамья, на которой производились
расчеты. А вообще, так как деятельность банка
связана с деньгами, то были такие времена, когда
люди не одобряли ее. Были даже такие страны,
которые запрещали своим гражданам иметь дело с
банками, но банковское дело очень древнее. Еще в
Древнем Вавилоне, Египте и Греции существовали
банки. Обычно люди относили свои деньги на
хранение в храмы. В 210 г. до н.э. специальным
указом в Риме, в Форуме, отводилось место для
менял.
Учитель. Очень интересно. Я дополню, что в
Элладе, где, как сказала Катя, роль банков
выполняли храмы, самыми известными были
Эфесский, Делосский и Дельфийский. В IV столетии
до н.э. в Афинах конкурентами храмов стали
трапезиты (менялы), название которых произошло от
греческого слова "трапеза", означающего
стол, за которым производились все операции. Но
давайте вернемся к нашему заданию. Как вы
думаете, почему сначала ссуды выдавались в
натуральной форме?
Вова. А денег тогда не было! Они же не сразу
появились, вот и брали зерном и быками.
Учитель. Хорошо. А что вы можете сказать о
величине "морских" процентов?
Алина. Мне кажется, что они были очень
высокими.
Учитель. Докажи.
Алина. Они были очень высокими, потому что с
купцами по дороге могло что-нибудь случиться, и
тогда деньги этим ростовщикам никто бы не вернул.
Там же написано, что путешествия были опасными.
Многие купцы не возвращались, значит, те, которые
вернулись, должны были заплатить такие проценты,
чтобы у ростовщиков не было убытков.
Дети согласны.
Учитель. Хорошо. Давайте попробуем
разобраться с заданием 63.
Дети читают задание.
Учитель. Объясните, пожалуйста, почему банки
появились во Флоренции?
Таня. Потому что там была торговля. Менялы
обменивали деньги, купцы брали ссуды для того,
чтобы закупить товары, поэтому нужны были банки.
Аня Ф. Я согласна с Таней. В торговых
городах появились деньги и банки.
Возражений и дополнений нет.
Учитель. Хорошо, а зачем богачи города
объединились?
Леша П. Я думаю, что они объединились для
того, чтобы иметь больше прибыли.
Учитель. Каким образом?
Леша П. Раньше купец брал ссуду у одного
ростовщика и ему платил проценты, а другие
ростовщики ничего с этого не имели. Теперь они
объединились, деньги стали общими, ссуду они как
бы все вместе дают, поэтому и прибыль все
получают.
Леша Ч. Еще у них вместе стало денег
намного больше, значит, они могут дать в долг
намного больше. Еще, если они все объединились в
один банк, то могут установить еще боRльшие
проценты, потому что у них нет конкурентов.
Учитель. Спасибо, я могу сказать другими
словами, что такое объединение дало возможность
богачам свободно маневрировать капиталом. О
выгоде объединения говорит количество банков,
действовавших во Флоренции.
Катя П. Современная банковская система
впервые возникла в Венеции в 1587 г., когда был
организован "Банко ди Риальто". Он принимал
вклады и разрешал вкладчикам выписывать чеки на
определенную сумму. В 1619 г. "Банко дель
Джиро" завладел этим банком и стал давать
расписки в получении вкладов в золоте и серебре.
Эти расписки стали использовать в качестве
денег. "Банк Амстердама", организованный в
1609 г., также давал расписки, которые называли
"банковские деньги".
Саша Е. Я могу добавить. Банк Амстердама
был образован для заема и депонирования денег.
Частным лицам не давали денег больше, чем у них
было на счету, но давали кредит различным фирмам.
Банки выпускали написанные от руки банкноты,
которые можно было обменять на золотые или
серебряные монеты. В Северной Америке некоторые
из первых бумажных денег были изготовлены из
игральных карт.
Учитель. Спасибо, очень интересный материал.
Дальнейшее развитие банки получили в основном в
Англии, где первый банк появился в 1694 г.
Лондонские ювелиры, которые устали от частых
ограблений, по договоренности с королевским
двором стали хранить золото, деньги и
драгоценности в Тауэре. Тауэрское хранилище
осуществляло целый ряд операций, которые в наше
время называют депозитными, а несколько позже
начало заниматься кредитованием. Лондонские
ювелиры оценили огромные преимущества данных
операций и решили создать специальное
учреждение, дав ему название "Банк Англии".
Организовал его шотландец Уильям Петерсон. Это
был первый прообраз центрального банка.
Саша Е. А у меня по-другому про "Банк
Англии" написано. Я нашла, что он появился в
связи с несостоятельностью Карла II –
невозможностью отвечать по своим долгам. Это
надолго подорвало доверие лондонских банкиров к
королю. Вильям III учредил "Банк Англии",
чтобы получить новый источник займов.
Первоначальный капитал банка – 1 млн 200 тыс.
фунтов стерлингов – принадлежал группе частных
лиц, главным образом владельцам крупнейших
банкирских домов. И монополию на эмиссию денег он
получил намного позже, а до этого конкурировал с
другими банками.
Учитель. Да, разные источники дают не во всем
совпадающие сведения. Примем во внимание и ту, и
другую информацию. Может быть, позже мы
разберемся, какая из них более точная. Лондон и в
настоящее время является центром, где имеется
наибольшее количество крупных банков. Все
крупные американские инвестиционные банки
размещают свои штаб-квартиры именно в Лондоне,
там же работает большинство европейского
персонала этих банков. Ведущие французские
инвестиционные банки также предпочитают Лондон.
Например, численность персонала французского
банка Paribas в новой штаб-квартире этого банка в
Лондоне в три раза больше, чем число
специалистов, которые работают в его парижском
офисе. Крупнейшие швейцарские, датские и
немецкие инвестиционные банки также связаны с
Лондоном. Лондонские банки организуют три из
пяти новых выпусков международных облигаций и
держат в своих руках три четверти объема
торговли этими ценными бумагами. Но вернемся к
истории. Примерно в то же время, когда
образовался "Банк Англии", появляются
специализированные банки, например Британский
банк для торговли холстом, Прусский банк для
морской торговли, Парижская учетная касса.
Начинают выделяться эмиссионные банки,
занимающиеся выпуском денег, расчетные банки,
основной операцией которых выступают расчетные
операции.
Леша П. По форме собственности банки могут
быть государственными, частными, акционерными,
кооперативными, муниципальными, смешанными (с
участием государства) и международными.
Большинство современных банков является
акционерными. Очень выражена функциональная
специализация банков. Существуют акцептные дома,
банкирские дома, внешнеторговые банки, деловые
банки, депозитные, земельные, инвестиционные,
инновационные, ипотечные, сберегательные банки и
банки потребительского кредита. Вот как много я
узнал.
Учитель. Молодец, очень хороший материал
подобрал, но я отмечу, что первым звеном является
центральный банк, который организует и
контролирует денежное обращение в стране, а в
качестве второго звена выступают
самостоятельные, но подконтрольные центральному
банку коммерческие и специализированные банки, о
которых ты рассказал. Государственные банки
появились намного позже частных. Начиная с
XIX в. появляются Государственный банк Франции
(1800 г), Австрийский (1816), Бельгийский
национальный банк (1825), Русский государственный
банк (1860) и Итальянский национальный банк.
Оля. Мы прочитали, что Банк Франции был
учрежден Наполеоном в 1800 г., потому что ему не
хватало денег. Он пользовался большим доверием,
потому что был государственным. Из-за того что
император постоянно брал кредиты, в 1806 и 1813 гг.
банк разорялся, но потом опять начинал работать.
Учитель. Спасибо, интересное дополнение. Как
я уже сказала, Государственный банк Российской
империи был основан 31 марта 1860 г. Его создание
стало первой из "великих реформ",
проведенных Александром II. Государственный банк,
согласно уставу, был учрежден "для оживления
торговых оборотов и упрочения денежной
кредитной системы". В течение 1860–1894 гг. он
был вспомогательным учреждением Министерства
финансов, затем наступил новый этап его
деятельности с принятием нового устава.
Государственный долг Госбанку был ликвидирован
только в 1901 г.
Леша Ч. Мама сказала, что в нашей стране
только в 1987 г. государственные банки
дополнились специализированными. Тогда
появились такие банки, как Жилищно-социальный,
Агропромышленный, Промышленно-строительный
(вместо Стройбанка), Сберегательный банк (вместо
сберкасс), но это почти ничего не изменило, потому
что все эти банки просто стали разделенным
централизованным банком, а это только мешало
развивать товарно-денежные отношения. Те два
уровня, про которые вы говорили, появились в
России совсем недавно.
Учитель. Очень интересно. Давайте обратимся к
первому уровню банковской системы, к
центральному банку. Центральный банк – это чаще
всего государственный банк, но в некоторых
странах он является коммерческим, акционерным
банком, где главный акционер – это государство,
например Швейцарский банк. Почему?
Таня. Мне кажется, что это нужно для того,
чтобы государство само решало, сколько денег
нужно напечатать, а то начнут выпускать много
денег – и в стране начнется инфляция.
Учитель. Хорошо. Своей структурой отличается
центральный банк США, он называется FRS
(Федеральная резервная система) и состоит из 12
штатных центральных банков. В России Центральный
банк – государственный. В его задачи входит
проведение государственной политики в области
денежного обращения, кредита и расчетов,
обеспечение устойчивой покупательной
способности рубля, регулирование и контроль
деятельности коммерческих банков, хранение
золотовалютных резервов. Только Центральный
банк имеет право выпускать и изымать из
обращения денежные знаки, о чем сказала нам Таня.
Дима. Мы с Лешей прочитали, что раньше была
свободная банковская система (free banking). Тогда
деньги мог выпускать любой банк, который считал
это дело прибыльным. Наибольшее развитие эта
система получила в Шотландии, а случаи
банкротства здесь были очень редкими. Даже
английские банки уступали шотландским, но когда
Англия в 1844 г. выбрала централизованную
систему, Шотландии пришлось подчиниться. Через
четыре года эту же систему выбрала Франция, а в
1875 г. – Германия. Дольше всего держалась
Америка, но и там в 1913 г. учредили Федеральную
резервную систему, которая играет роль
центрального банка.
Учитель. Спасибо, вы очень хорошо поработали.
На следующем уроке мы продолжим наш разговор о
банках и послушаем весь подготовленный вами
материал. Дома выполните, пожалуйста, задание 64
из вашего задачника. Урок окончен.
Тема. "Банки" (продолжение).
Оборудование. Учебник по экономике
"Белка и компания" (авт. Т.В. Смирнова),
задачник – рабочая тетрадь по экономике в 2
частях (авт. Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова,
изд-во "Корпорация "Федоров").
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня мы продолжим наш
разговор о банках, но сначала проверим домашнюю
работу. Какое определение денежного кредита
получилось у вас в задании 64?
Самвел. Предоставление денег в
ссуду на определенный срок за определенную
плату.
Возражений нет.
Учитель. Хорошо, а почему в Японии бога
Дайкоку – покровителя банкиров и торговцев –
изображают с молотком в руках?
Катя Б. Мне кажется, потому, что есть такое
выражение – "сколотить капитал", вот
Дайкоку с молотком и рисуют.
Антон. А я думаю по-другому. На аукционах
продают с молотка, поэтому и бог торговцев с
молотком.
Дима. У меня больше похоже на Катин ответ,
потому что мы говорим, что кто-то "заколачивает
деньги".
Других мнений нет.
Учитель. Хорошо, все ваши версии очень близки.
Дело в том, что в Японии Дайкоку является
покровителем всех, кому требуется искусство
"выколачивать деньги": торговцев, банкиров и
биржевиков. А как называется плата за
пользование кредитом?
Галя. Она называется "ссудный процент".
Дети согласны.
Учитель. Вы хорошо справились с домашним
заданием, повторили то, что мы изучали во втором
классе, а сегодня мы познакомимся с новыми
сведениями о банках. На прошлом уроке мы
остановились на двухуровневой банковской
системе и успели поговорить только о первом
уровне – о центральном банке. Коммерческие банки
обслуживают предприятия, организации и
учреждения, физических лиц и являются
представителями второго уровня банковской
системы.
Оля. У меня есть про функции коммерческих
банков. Можно я прочитаю?
Учитель. Читай.
Оля. Банки выдают средства для инвестиций по
поручению владельцев этих средств, банки могут
выпускать ценные бумаги, покупать, продавать и
хранить их, совершать валютные операции,
покупать драгоценные металлы, камни и изделия из
них, привлекать и размещать средства, управлять
ценными бумагами по поручению своих клиентов.
Учитель. Очень хорошо.
Леша Ч. Наша фирма нашла про историю
банковского дела в России. К прошлому уроку у нас
этого материала не было. Можно мы сейчас опять
про историю расскажем?
Учитель. Конечно.
Леша Ч. По толковому словарю В.Даля, банк –
это "правительственное или частное кредитное
(верительное) учреждение для вкладов и займов,
для учета векселей, для выпуска денежных
знаков". Российские банки имеют свою историю.
Во всяком случае до революции имена банкиров
Рябушинских и Поляковых знала вся страна. В
1866–1873 гг. правительство выдало деньги на
строительство железных дорог на юге России
"железнодорожным королям", среди которых
был и Самуил Соломонович Поляков. В эти же годы
С.С. Поляков вместе со своими братьями Лазарем
и Яковом становится основателем и членом
правления нескольких акционерных банков:
Московского и Донского земельных банков,
Санкт-Петербургско-Московского,
Азовско-Донского коммерческих банков и др. Но в
конце 70-х гг. комиссия нашла очень много
нарушений в строительстве и использовании
железных дорог С.С. Полякова. На его дорогах часто
случались столкновения поездов. 17 октября
1888 г. под Харьковом на
Курско-Харьковско-Азовской дороге Полякова
случилась катастрофа поезда, на котором ехал
царь с семьей. Они чудом остались живы. Началось
расследование. С.С. Поляков не выдержал этого и
умер. Но после смерти его младший брат Лазарь
Соломонович активно продолжал банковское дело.
Его даже произвели в коммерции советники за
учреждение нескольких коммерческих и земельных
банков, строительство железных дорог и лесную
торговлю.
Дима. Я продолжу. Он учредил банкирский дом, а
вокруг этого дома появилась целая сеть
акционерных банков, которые он контролировал. Он
контролировал "Московский международный
торговый банк", а самым крупным из его банков в
80-х гг. был "Московский земельный банк".
Кроме того, он вместе с тремя сыновьями –
Александром, Исааком и Михаилом – был
учредителем и фактическим распорядителем
Ярославско-Костромского земельного,
Южно-Русского промышленного, Орловского
коммерческого банков, а позже председателем
совета Петербургско-Московского банка. В то
время банки стремились только получить большие
деньги, не стремились к длительной связи с
промышленными предприятиями, поэтому после
кризиса 1900 г. банки Полякова оказались на
грани банкротства. 28 декабря 1901 г. царь Николай
II приказал министру финансов Витте стремиться
"к тому, чтобы торговый дом Полякова был
отстранен от дел".
Самвел. Банки Полякова были взяты под надзор
правительства. Поляков пытался сохранить свою
роль в создании cоединенного банка и вернуть свои
права распоряжаться капиталом и имуществом, но у
него ничего не получилось. Наследники братьев
Поляковых тоже боролись за сохранение влияния в
деловом мире. А теперь про Рябушинских. Павел
Михайлович Рябушинский был известным
предпринимателем. В конце своей жизни он стал
заниматься банковским делом, потому что накопил
достаточно денег. После его смерти сыновья
продолжили дело. Они в 1902 г. основали свой
банкирский дом. Братья Владимир и Михаил вошли в
его правление. К 1912 г. Рябушинские настолько
развернулись, что превратили свой частный
банкирский дом в крупнейший Московский банк. Они
очень много сделали для развития экономики
России, но революция помешала им работать дальше.
Учитель. Спасибо, очень интересный материал
об истории банковского дела в нашей стране.
Давайте теперь вернемся к современности. Вы все,
наверное, слышали выражение "надежно, как в
швейцарском банке". Строгие законы Швейцарии
по охране банковских тайн широко известны во
всем мире. После прихода к власти Гитлера в
1933 г. немецкое правительство обязало всех
граждан декларировать свои средства, хранящиеся
в других странах. За отказ от декларирования
грозила смертная казнь, поэтому многие немцы
переводили свои средства в Швейцарию и скрывали
от правительства свои счета в швейцарских
банках. Гестапо посылало своих агентов для
проведения расследований в Швейцарии. Тогда
правительство Швейцарии в 1934 г. приняло акт о
банковской тайне, который дал право банкам
открывать номерные счета для своих клиентов.
Тогда этот акт спас жизни многим людям, да и
сейчас позволяет людям верить, что их финансовые
дела остаются в тайне. Нарушение банковской
тайны грозит тюремным заключением и высокими
штрафами.
Саша Е. Это в Швейцарии верят в банки, а у
нас после кризиса все стало разваливаться. Вот,
например, банк "Российский кредит" продал
три своих отделения в Москве ИМПЭКСбанку и два
отделения банку "Авангард", а до кризиса он
имел около 30 отделений в Москве и входил вместе
со Сбербанком, "Инкомбанком" и
"СБС-Агро" в пятерку банков, у которых было
больше всех отделений в Москве. Вот так у нас все
нестабильно.
Учитель. Ты права, но Всемирный банк в конце
февраля – начале марта выделил России уже третий
раз специальный льготный дорожный кредит в
размере 400 млн долларов. Эти деньги пойдут на
ремонт федеральных автодорог, а также на ремонт
дорог Хабаровского и Красноярского краев.
Европейский банк реконструкции и развития
создан в 1991 г. специально для помощи странам
Центральной и Восточной Европы в процессе
перехода к рыночной экономике. Первый
заместитель главы ЕБРР Чарльз Фрэнк заявил, что
ЕБРР считает своей главной задачей помощь нашему
правительству в реструктуризации банковского
сектора России. Он предложил меры, которые могут
помочь стабилизации российской банковской
системы. Так что будем верить в то, что после
кризиса начнется стабилизация, а затем и подъем
нашей экономики. ЕБРР собирается создать в
России Банк микрофинансирования. Новый банк
продолжит работу Фонда поддержки малого бизнеса
ЕБРР, который сейчас дает кредиты предприятиям
малого и среднего бизнеса. Но нельзя надеяться
только на зарубежную помощь. От всех граждан
России зависит процветание нашей страны. Вы
изучаете экономику не только для того, чтобы быть
грамотными и развитыми людьми, но и для того,
чтобы потом способствовать развитию экономики
нашей страны, а значит, и своему собственному
благополучию. А сейчас я хочу предложить вам
выполнить задание 66 вашего задачника, чтобы вы
практически разобрались с деятельностью банка.
Дети читают задание и выполняют его.
Учитель. Что же хотел подсчитать Филин?
Стас. Он считал разницу между доходом и
расходом.
Учитель. А как называется эта разница?
Стас. Прибыль.
Учитель. Так что же подсчитывал Филин?
Алина. Он считал прибыль своего банка.
Дети согласны.
Учитель. Дома вы подсчитаете банковскую
прибыль Филина и выполните задание 67. Раз мы с
вами начали разговор о банках, то поговорим и о
деньгах. С историей возникновения денег мы
начали знакомство еще во втором классе, а сейчас
вы уже повзрослели и сможете найти еще более
интересный материал. Постарайтесь не повторять
то, что уже говорили раньше. Урок окончен.
Тема. "Современные денежные
единицы".
Оборудование. Учебник по экономике
"Белка и компания" (авт. Т.В. Смирнова),
задачник – рабочая тетрадь по экономике в 2
частях (авт. Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова,
изд-во "Корпорация "Федоров").
ХОД УРОКА
Учитель. Мы продолжаем наш
разговор о деньгах. Вначале я хочу предложить вам
сгруппировать пословицы о деньгах из
задания 73. Думаю, будет лучше, если вы будете
работать по своим фирмам.
Дети пересаживаются по группам, читают
задание и выполняют его.
Учитель. Пожалуйста, что у вас получилось?
Маша. Мы подчеркнули красным карандашом одну
группу пословиц. Деньга лежит, а шкура дрожит.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь. Это
пословицы о жадности, о том, что если кто-то
только и думает о деньгах, то уже спокойно жить не
может.
Таня. Мы еще к этим пословицам подчеркнули. Копейка
кругла, смотри, чтоб не укатилась. Это тоже о
том, что кто-то все время думает, чтобы без денег
не остаться.
Дима. Мы не согласны. Это из другой группы. Вот
она. Копейка кругла, смотри, чтоб не укатилась.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить. Это
вторая группа. Она о том, что нельзя бестолково
деньги тратить. К ним нужно серьезно относиться,
беречь их, но не так, как Кощей над ними чахнуть.
Таня. Наверное, вы правы. Это не о жадности.
Учитель. Хорошо. Какая третья группа?
Леша П. Алтыном воюют, алтыном торгуют, а
без алтына горюют. Добр Мартын, коли есть алтын;
худ Роман, коли пуст карман. Это о том, что без
денег плохо.
Леша Ч. А мы думаем, что про Мартына и
Романа нужно отдельно подчеркнуть, потому что
это про то, что иногда к людям относятся
по-разному. К тем, у кого есть деньги, хорошо, а к
бедным плохо. Хорошо, конечно, иметь много денег,
но настоящих друзей не купишь. Нельзя всех людей
деньгами мерить, но и без денег плохо.
Аня Ф. Леша правильно сказал, а я назову
следующую группу. Деньги – гости: то нет, то
горсти. Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а
мы их. Эти пословицы про то, что не в деньгах
счастье. Деньги могут приходить и уходить, но они
не главное, поэтому не надо по ним плакать.
Леша Ч. Мы согласны. В последней группе у
нас опять одна пословица. Не то беда, что денег
просят; а то беда, как и даешь, да не берут. Мы ее
что-то плохо поняли. Нам кажется, это значит, что
не надо бояться давать в долг, а надо бояться
того, когда у тебя никто занимать не хочет, потому
что ты плохой человек, с тобой даже от бедности
никто дела иметь не хочет. Мы такую пословицу
никогда до этого не слышали.
Таня. А мы думаем, что это о том, что беда
тогда, когда человек боится взять в долг, потому
что ему совсем нечем будет отдавать. Ему деньги
дают, а он боится их взять.
Леша П. Нам кажется, что Лешина фирма
правильнее рассуждает. Нам их ответ больше
нравится.
Учитель. Хорошо, принимаем их объяснение
пословицы. С группировкой вы справились, но мы
работали с русскими пословицами, а говорить
сегодня собирались о современных денежных
единицах разных стран. К сожалению, я не смогла
найти для вас пословицы о деньгах других народов,
но подобрала высказывания о них знаменитых
людей. Великий итальянский поэт Франческо
Петрарка говорил: "Жадный беден всегда".
Древнегреческий философ Демокрит высказал такую
мысль: "Жадность до денег, если она ненасытна,
гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут
желания, тем больше потребности они
порождают". Какие русские пословицы созвучны
этим словам?
Катя Б. Кто до денег охоч, тот не спит и
ночь. Деньга лежит, а шкура дрожит.
Возражений нет.
Учитель. Хорошо. Французский лексикограф
Пьер Буаст сказал замечательные слова: "Люди,
считающие деньги способными все сделать, сами
способны все сделать за деньги".
Вова. О, это про Филина и Крысу! Они на все
готовы за деньги. Еще я чуть Летучую Мышь не
забыл.
Саша Е. Вова прав. Такие, как они, даже
друзей не имеют, потому что с друзьями делиться
нужно, а они только себе все гребут и думают, что
за деньги все у них будет. Ужасно, если с такими
людьми в самом деле встретишься. Правильно в
пословицах сказано, что не нужно по деньгам
горевать. Есть более важные ценности, чем деньги,
например жизнь, здоровье, ум и друзья. Это нельзя
купить.
Учитель. Спасибо, но мы уже с вами говорили,
что деньги сами по себе не могут быть злом или
добром. Все зависит от отношения к ним человека.
Помните, мы делали вывод по произведению Пушкина?
Что мы тогда для себя выяснили?
Антон. Деньги должны быть слугой, а не
хозяином.
Учитель. Конечно, об этом говорит в
пословицах и мудрый русский народ. Хорошо,
давайте теперь вернемся от отношения к деньгам
непосредственно к ним самим.
Самвел. На прошлом уроке Аня Филенко
рассказала о том, что бывают деньги со сказочными
героями, а я хочу продолжить. Совсем недавно в
мире отмечали 100-летие кино. К этому юбилею
Французский национальный банк выпустил 100- и
500-франковые золотые и серебряные монеты с
портретами великих людей кино. Там есть портреты
Чарли Чаплина, Альфреда Хичкока, Жана Ренуара,
братьев Люмьер, Ива Монтана, Греты Гарбо и других.
Эти монеты выпустили маленьким тиражом: всего 15000
серебряных и 5000 золотых монет. Их сразу же дорого
оценили коллекционеры.
Дима. Что только на монетах ни гравируют. С 1
января 1999 г. одиннадцать европейских стран –
Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия,
Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды,
Португалия и Испания – перешли на единую
европейскую валюту евро. До января 2002 г. евро и
национальные валюты использовались параллельно
во взаимных безналичных расчетах. Только с 1
января 2002 г. в обращении появились монеты и
банкноты евро, которые тоже используются
параллельно с национальными валютами. С 1 июля
2002 г. планируется полный переход
стран-участниц на евро. Но я начал с рисунков на
монетах. Оказывается, уже в 1996 г. парижский
Монетный двор выпустил первые коллекционные
монеты евро. Они сделаны из золота, а нарисован на
них знаменитый "Мыслитель" Родена. Эти
монеты имеют двойное достоинство – 75 евро и 500
франков. Таких монет выпустили всего 5000.
Катя Б. Я вам сейчас расскажу, как
экономика связана с русским языком. Я и не думала,
что они связаны.
Учитель. Это ты о чем?
Катя Б. О евро, конечно. Научный сотрудник
Института русского языка имени Виноградова РАН
Владимир Лопатин сказал, что евро в русском языке
может быть и среднего, и мужского рода, но мужской
род русскими людьми воспринимается как более
весомый, поэтому название валюты лучше
употреблять в мужском роде. Конечно, этот евро
еще и не склоняется, как какао. Экю тоже имеет
мужской род. Ну просто никуда без грамматики!
Учитель. Очень интересно, я даже не
задумывалась о том, в каком роде нужно
употреблять "евро". Продолжу тему. Многие
европейские фирмы, владеющие автоматами (для
продажи билетов, сигарет и т.п.), опасаются
массовой подделки евро. Европейские автоматы
часто "путали" польские злотые и эстонские
кроны с полноценными немецкими марками, что
приносило владельцам заметные убытки. Но
эксперты уверяют, что евро-мелочь будет
абсолютно невозможно подделать, потому что
изготавливаться она будет из двух разноцветных
металлов, а середина – из трех слоев металла.
После моего рассказа, я думаю, вам легко будет
справиться с загадкой из задания 52.
Дети читают загадку.
Вова. Это китайские детские игрушки.
Учитель. Докажи!
Вова. На них никогда не написано, кто их
сделал. Нет адреса и телефона фирмы. Те, кто их не
знает, покупает их детям, а кто знает, что там
может быть краска со свинцом, которую дети
оближут и отравятся, те такие игрушки даже в
подарок не возьмут.
Учитель. Логично. Наверное, можно сказать, что
речь идет о некачественных товарах, но мне
кажется, что здесь отгадка не совсем такая.
Вспомните тему урока.
Глеб. Это поддельная монета. Фальшивая.
Дети согласны.
Учитель. Хорошо. Мы уже не раз говорили о
подделке монет и купюр. Фальшивомонетчиков во
все времена наказывали с особой жестокостью, я не
буду называть вам виды казни, но, поверьте мне, их
наказание было страшным. Самым древним из
дошедших до нас законов о фальшивомонетчиках
является римский закон IV в. до н. э. – закон
Корнелия о подделке завещаний и монет. Он
предусматривал изгнание из отечества за
примешивание в золото посторонних веществ и
подделку серебряной монеты. В период укрепления
монополии императорской власти на чеканку монет
фальшивомонетничество стало расцениваться как
оскорбление императора, посягательство на
"священный лик Цезаря", изображенный на
монетах. В современном мире все законы различных
стран об изготовлении и сбыте фальшивых
платежных средств основываются на Декларации
Международной конвенции по борьбе с подделкой
денежных знаков, принятой в 1929 г. в Женеве.
Тамара. Да, деньги всегда старались защитить
от подделок. Семь веков назад в Италии появились
водяные знаки на денежных бумагах. К сетчатому
дну отливных форм для бумаги прикрепляли
узорчатые фигуры из тонкой проволоки. В России
водяные знаки стали использоваться с 1723 г.
Первое время они представляли собой изображение
герба и слова "гербовая бумага". Водяной
знак в виде вертикальной линии называется
"пантюзо", а в виде горизонтальной –
"вержер".
Леша Ч. Я нашел материал про то, как нарочно
испортили монеты. Есть такая легенда, что когда
прусский король Фридрих II завоевал Силезию, то
оставил всех прежних чиновников, в том числе и
мастера монетного двора, во Вроцлаве. Очень скоро
король захотел иметь монеты со своим портретом.
Его приказ тут же выполнили, но мастер монетного
двора вдруг куда-то исчез. Как только все
прочитали надпись на новых талерах, поняли
причину. Вместо слов "Ein Reichtaier"
(императорский талер) мастер выгравировал слова
"Ein Reich stahl er" (он украл королевство). Все эти
талеры отправили на переплавку.
Учитель. Да, с деньгами связано много
интересных историй, но наш разговор о деньгах
подходит к концу. Сдайте, пожалуйста, свои
рисунки монет. На следующем уроке мы будем
говорить о конкуренции.
|