Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2002

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА - В.В.ДАВЫДОВА

Ирина СЛЕПНЕВА

Решение задач на равномерное движение

Урок по решению задач на движение более эффективен, если проводить его в форме путешествия. Использование таблиц, чертежей, заданий разного уровня сложности дает возможность каждому ребенку выбрать посильную задачу и максимально проявить себя.

Тема. "Решение задач на равномерное движение".

Цели и задачи урока. Формировать умение анализировать и решать задачи на равномерное движение; закреплять навыки устных вычислений в пределах 100; продолжать формирование общеучебных умений и навыков; развивать мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение и обобщение); воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Оформление доски.

От Новгорода до Москвы можно доехать на автобусе со скоростью 50 километров в час за 10 часов. За какое время можно проехать это расстояние на поезде со скоростью 100 километров в час?
На другой доске висит карта с отмеченным маршрутом путешествия.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Устный счет

Учитель. На любом уроке, в любом деле нам необходимо внимание, поэтому мы начнем наш урок с игры "Кто самый внимательный?". Я буду показывать вам два числа. Если они написаны на красном фоне, то их надо сложить; если на синем – вычесть; если на зеленом – умножить; если на желтом – разделить. В тетрадь надо записать только ответы.

Учитель показывает.

39 и 13 на желтом фоне;
240 и 40 на желтом фоне;
23 и 14 на синем фоне;
84 и 7 на желтом фоне;
150 и 10 на желтом фоне;
400 и 382 на синем фоне;
90 и 69 на синем фоне;
18 и 9 на красном фоне;
17 и 2 на зеленом фоне.

Проверка

На доске.

6, 9, 12, 15, 21, 27, 3, 18, 34

– Сравните ряд чисел у вас в тетради и ряд чисел на доске. Что общего? Чем отличаются?
Ответы детей.
– В каком порядке записаны у вас числа?
Дети. В порядке увеличения.
– Кто же в нашем классе самый внимательный? Какие знания были необходимы для выполнения этого задания?
Ответы детей.
– Эти числа записаны у вас на квадратах.

– Определите – квадрат магический?
Д. Нет.
У. Изменив только одно число, превратите квадрат в магический.
Дети выполняют задание.

III. Объявление темы урока

У. Сегодня на уроке мы с помощью этого магического квадрата отправимся в путешествие по стране. Мы поедем по маршруту Петербург – Псков – Новгород – Москва – Петербург.
Чтобы все успеть, нам надо точно рассчитывать время и скорость на каждом участке пути, то есть решать задачи на движение. Какие же знания понадобятся нам в путешествии?

IV. Работа по теме урока

1. Блиц-турнир
У. Запишите в тетради формулу и выражение к каждой задаче.
Три человека выполняют это задание фломастером на альбомных листах.

Проверка

Ученик, который писал на альбомном листе, показывает и объясняет свое решение, остальные учащиеся выражают свое согласие или несогласие, показывая карточку или .
– Итак, мы готовы к путешествию и можем ехать.

V. Физкультминутка

У. Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.

VI. Работа по теме урока (продолжение)

У. Как мы ехали из Петербурга в Псков, расскажет таблица.
На доске.

 

Расстояние

Скорость

Время

Поезд

120 км

60 км/ч ?

 

Автобус

150 км

50 км/ч ?

 

– Составьте задачу. Проанализируйте по алгоритму.
Дети работают по алгоритму, который записан в справочнике у каждого ученика.

– Какие формулы потребуются для решения задачи? Решите и покажите ответ на блокнотах.
Дети выполняют задание.
– Какой чертеж подходит к задаче?
От Пскова до Новгорода 180 километров. 2 часа автобус ехал со скоростью 30 километров в час. С какой скоростью он ехал оставшиеся 3 часа?
На доске.

Анализ задачи по алгоритму.
– Какие формулы потребуются для решения задачи? Решите и покажите ответ на блокнотах.
– Прочитайте задачу, записанную на доске.
На доске.

От Новгорода до Москвы можно доехать на автобусе со скоростью 50 километров в час за 10 часов. За какое время можно доехать от Новгорода до Москвы на поезде со скоростью 100 километров в час?

– Как будем делать краткую запись? Сделайте краткую запись в виде таблицы и решите задачу.

Проверка

Один ученик пишет решение на доске.
– Кто решил другим способом? Какой способ рациональный?
О том, как мы возвращались в Петербург, расскажут задачи на карточках, которые лежат в конвертах у вас на партах. Эти задачи трех уровней сложности: первый уровень самый легкий, а третий уровень самый сложный. Выберите задачу.

Уровень 1

Поезд выехал из Москвы в 10 часов утра. 200 километров он двигался со скоростью 100 километров в час, а 440 километров – со скоростью 110 километров в час. Во сколько часов поезд прибудет в Петербург?

Уровень 2

Поезд выехал из Москвы в 10 часов утра. 200 километров он двигался со скоростью 100 километров в час, а затем увеличил скорость на 10 километров в час и проехал с этой скоростью 440 километров. Во сколько часов поезд прибудет в Петербург?

Уровень 3

Расстояние от Москвы до Петербурга 640 километров. Поезд выехал из Москвы в 10 часов утра. 200 километров он двигался со скоростью 100 километров в час, а затем увеличил скорость на 10 километров в час и оставшийся путь проехал с этой скоростью. Во сколько часов поезд прибудет в Петербург?

– Сделайте краткую запись чертежом и решите задачу.

Проверка

Каждому ученику дается лист с решением всех трех задач.

Лист решений задачи 4

Уровень 1

t = s : v
1) 200 : 100 = 2 (ч) – время на первом участке пути.
2) 440 : 110 = 4 (ч) – время на втором участке пути.
3) 2 + 4 = 6 (ч) – время в пути.
4) 10 + б = 16 (ч) – время прибытия в Петербург.

Ответ: в 16 часов.

Уровень 2

t = s : v
1) 100 + 10 = 110 (км/ч) – скорость на втором участке пути.
2) 200 : 100 = 2 (ч) – время на первом участке пути.
3) 440 : 110 = 4 (ч) – время на втором участке пути.
4) 2 + 4 = 6 (ч) – время в пути.
5) 10+6=16 (ч) – время прибытия в Петербург.

Ответ: в 16 часов.

Уровень 3

t = s : v
1) 100 + 10 = 110 (км/ч) – скорость на втором участке пути.
2) 640 – 200 = 440 (км) – второй участок пути.
3) 200 : 100 = 2 (ч) – время на первом участке пути.
4) 440 : 110 = 4 (ч) – время на втором участке пути.
5) 2 + 4 = 6 (ч) – время в пути.
6) 10 + 6 = 16 (ч) – время прибытия в Петербург.

Ответ: в 16 часов.

– Кому удалось вовремя вернуться в Петербург?

VII. Итог урока

У. Кому понравилось наше путешествие? Чему учились в путешествии?