Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2002

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Аркадий КУЗНЕЦОВ

Путешествие в Страну исторических источников

Путешествие седьмое

В глубь времен

– Сергей Сергеевич! Мы хорошо отдохнули в каникулы и готовы очень серьезно путешествовать! – сообщила педагогу Настя в самом начале первого в новой учебной четверти занятия по введению в историю. – Какие там еще остались области в Стране исторических источников?
– Сергей Сергеевич, а когда у нас будут раскопки? – задал, со своей стороны, вопрос Ваня.
– Именно сейчас и будут раскопки! Потому что, если вы хотите серьезно путешествовать, мы отправляемся во владения Археологии в области вещественных источников. Эта область еще не очень освоена вами, а Археология занимает в ней самое видное место.
– Нам не взять лопаты? – деловито вставил Алеша.
– Нет, все необходимое ждет вас на месте! Произношу заклинание...

Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные,
Откройтесь нам, таинственные
Источники удивительные!

Первое, что увидели ребята и Сергей Сергеевич, был гигантский раскоп, пропастью уходивший вниз.
– Осторожно! – воскликнула Даша. – Тут все спускается ступеньками!
– Эти ступеньки называют культурными слоями, – пояснил Сергей Сергеевич. – Чем ниже слой, тем он более древний.
– А чем выше, тем новее, – догадался Алеша.
– Это ты точно сказал, – похвалил его педагог. – А вот и молодой специалист по раскопкам!
К путешественникам подошел длинноногий и длиннорукий человечек в рабочей одежде с лопатой в руках.
– Давайте знакомиться! Я – Копа, практикант на Большом раскопе при дворце Археологии.
– А мы – ученики, а это – Сергей Сергеевич, наш преподаватель, – сообщила Даша. – А чем вы здесь занимаетесь? Вы тут копаете, да?
– Сейчас я определяю границы культурных слоев.
– А что это за слои? – спросила Настя.
– Постараюсь популярно объяснить. Вы знаете, зачем вообще проводятся раскопки?
– Конечно! В земле находят остатки прежней жизни людей – камни, изделия... – ответил Ваня. – Они покрылись от времени землей, поросли травой...
– Давайте, Копа, я покороче объясню ребятам, что такое культурный слой, – вмешался Сергей Сергеевич. – Видели ли вы когда-нибудь, как копают землю в городе там, где залит асфальт? Все эти ямы-канавы, куда укладывают водопроводные и газопроводные трубы?
– Конечно! – сказали дети.
– Тогда вспомните: под верхним слоем асфальта в месте проведения земляных работ оказывается еще один – почему?
– Потому что его заливали раньше – это же всем понятно! – отозвалась Настя.
– А еще ниже – еще более давний асфальт, еще ниже может быть булыжная мостовая, которая была еще до асфальта. В детстве я еще застал время, когда асфальт клали прямо на старый булыжник.
– Но вы сказали, – перебил Алеша, – что это слои асфальта. А что же культурные слои – это, значит, насыпали когда-то культуру, потом на нее еще культуру, а потом – современную культуру?
Сергей Сергеевич и Копа дружно расхохотались.
– Нет, не совсем так, – наконец сказал Копа. – За сто-двести лет на поверхности земли накапливаются предметы определенного времени. Потом они постепенно уходят под землю, и над ними оказываются уже памятники новой культуры.
– А как археологи находят место, где под землей осталась старая культура? – спросила Даша.
– Пусть Копа вам расскажет, – предложил Сергей Сергеевич.
Копа немного смутился, шмыгнув носом.
– Я вообще-то закончил только первый курс землекопательного факультета нашей Академии археологии и изучил еще не так много. Но попробую рассказать. Во-первых, на помощь приходят письменные источники...
– А разве мы в области письменных источников? – удивился Леша.
– Нет, но в стране исторических источников все области приходят на помощь друг другу – это один из ее законов. Книги и документы, в самом деле, могут многое подсказать – например, где проходили оживленные торговые пути, на которых могли быть исчезнувшие города. Еще нужно как следует изучить природу. Где могли в древности селиться люди? В морской бухте, на удобном берегу реки, на холме. Там можно начинать раскопки.
Из-за каменного уступа послышался голос:
– Копа, что ты разводишь канитель? Достаточно упомянуть, что есть правило трех "П", которым пользуются все археологи.
Ребята оглянулись и увидели девушку, такую же худощавую, как и Копа, сидящую на корточках и что-то перебирающую.
– Добро пожаловать на раскопки, – сказала она. – Меня зовут Капа. – Я тоже прохожу практику. Только Копа роет раскоп, а я очищаю, сортирую и, если можно, восстанавливаю находки.
– А какое это правило трех "П"? – спросил Капу Ваня.
– Археологи ищут три "П": пожары, помойки, погребения. Если найдется что-нибудь из этого, то, можно сказать, к нам пришла удача.
– Вот еще – пожары, помойки... Какая тут может быть удача? – засмеялся Алеша.
– А ты напрасно смеешься, – сказал Сергей Сергеевич. – Именно в таких местах остается много свидетельств жизни людей: спасаясь от пожара, люди бросали все нажитое, на помойку, естественно, все выбрасывали...
– А погребения? Неужели так интересно находить кости тех, кто похоронен? – фыркнула Настя.
– Во-первых, – вмешался Копа, – и кости нужны для науки: по ним можно восстановить облик умершего. Этим заведует младшая сестра Археологии – Антропология.
– Антропология – это тоже целая наука, – пояснил Сергей Сергеевич. – Представьте себе, что по черепу можно нарисовать портрет и вылепить бюст. Например, наш выдающийся антрополог Герасимов воссоздал по останкам портреты Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского, Ивана Грозного и многих других людей, чьи изображения были неточными или совсем не сохранились.
– Ничего себе! – воскликнул Алеша.
– А теперь представьте себе, – продолжил Копа, – древние языческие времена, когда люди верили в то, что положенные в могилу вещи или сделанные там изображения оживут в загробной жизни. Если археологам попался, скажем, надгробный курган вождя кочевого племени, то они найдут, кроме украшений покойного и остатков его одежды, оружие, конскую упряжь, посуду...
– Копа, расскажи им про Египет, – предложила Капа.
– Ну, конечно, Египет – это просто страна чудес, где люди помещали в гробницы знатных людей все, что угодно, и еще оставляли множество изображений. Правда, многие гробницы правителей – фараонов – в Долине царей были разграблены, и лишь однажды, в 1924 году, английский археолог Говард Картер совершил великое открытие. Он, можно сказать, наткнулся на нетронутую гробницу Тутанхамона.
– Я знаю, что там было четыре саркофага – это так называют гроб в Древнем Египте, – сказал Ваня.
– Не только саркофаги – все, что было найдено в гробнице, занимает теперь целый этаж Национального музея в Каире! Маски фараона, оружие, медицинские инструменты, сосуды... И многое – из чистого золота!
– А чем занимается Капа? – спросила Настя, украдкой наблюдая за тем, как Капа складывает и склеивает черепки.
– Это называется восстановление древнего сосуда из глины по фрагментам, которые нашел Копа, – ответила Капа, не переставая подбирать черепки, сходящиеся краями.
– Как у вас красиво получается! – отметила Настя.
– Это как в детской игре, где надо из кусочков выложить целое изображение, – заметил Копа. – Да еще надо все черепки пометить номерами...
– Посмотрите, а вот там что-то откопали! – Ваня всматривался вдаль, где на склоне раскопа копошились еще несколько археологов – видимо, тоже практиканты.
– Вот это и есть, гробница. Посмотрим, что там нашли, – и Копа повел путешественников к месту раскопок.
– А почему археологи работают тут не с лопатами, а с совками? Я уже давно с совком не играю, а они – как маленькие дети, – не поняла Настя.
– А вы сами подумайте. Если бы здесь копали лопатами, то они могли бы разрушить стенки и крышу погребального сооружения или поцарапать их. Вот и копают осторожно, не врубаясь в землю, а черпая ее совками или рабочими лопатками. Видите – постепенно открывается древняя каменная кладка.
– Здорово... – произнесла Даша. – А чья это гробница?
– Знаете что? – предложил Сергей Сергеевич. – Попробуйте определить это сами. Посмотрите – в стороне лежит то, что уже выкопали внутри.
– Так... – начал изучать Леша. – Какая-то плетеная веревка, лоскутки... Ого! Шлем. Значит, это солдат... то есть воин.
– Это не простой воин, это, наверное, начальник – смотри, тут бляшки с пояса, – поправил Ваня и спросил Сергея Сергеевича: Они золотые или бронзовые?
– Как видно, золотые. Но точно определить материал можно лишь по химическому анализу, который проведут в специальной лаборатории.
– Глядите, а рядом – конское снаряжение – уздечки, седла, – обратил внимание Ваня.

Рисунки Н. Трениной

Продолжение следует