Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2002

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ...

А.С. Пушкин был собирателем народного творчества. Он записывал все, что слышал: сказки, песни. Вместе с Ириной ЛЕОНОВОЙ, учителем школы № 52 из г. Воронежа, вы можете провести литературоведческую исследовательскую работу по определению примет устного творчества и народных образов в произведениях поэта.

Ирина ЛЕОНОВА,
учитель школы № 52,
г. Воронеж

А.С. Пушкин. Душа народа – душа поэта

Тема. "А.С. Пушкин. Душа народа – душа поэта".

Цели. Познакомить учащихся с отдельными этапами жизненного пути поэта; пробудить интерес к творчеству поэта; развивать умение проводить сравнительный анализ поэтических произведений; нравственное воспитание учащихся; воспитывать умение видеть красоту родной природы.

Оборудование. Портрет А.С. Пушкина; эпиграф (плакат с отрывком из стихотворения "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."); отдельные иллюстрации из альбома "А.С. Пушкин"; фотография дома, в котором родился поэт, портреты матери, отца, маленького Пушкина; конторка пушкинских времен (подсвечник, чернильница, гусиное перо); иллюстрации художников к сказкам А.С. Пушкина; стенд с рисунками детей по произведениям поэта; выставка книг; раздаточный материал – стихотворения А.С. Пушкина "Еще дуют холодные ветры...", "Гонимы вешними лучами..."; на развороте доски – литературный словарь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала

Учитель. Сегодня перед нами трудная задача. Мы делаем серьезную заявку на взрослость. Мы будем говорить о судьбе величайшего поэта – Александра Сергеевича Пушкина, о его душе, которая раскрывается в стихах, сказках, поэмах, прозе.
Конечно, ребята, понять душу человека невозможно, а Пушкина тем более, он загадка. Даже самые близкие ему люди не смогли понять его до конца.
Но мы все же попробуем с вами выяснить, почему он, дворянин, был так любим простым народом, почему мы до сих пор черпаем в нем силы.
Итак, тема нашего урока "Душа поэта – душа народа".

III. Изучение нового материала

1. О значимости поэта А.С. Пушкина

У. На один из этих вопросов дал ответ Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед, ученый, изучавший законы развития литературы.
Лихачев вспоминает, как после революции 1917 г. в школе, где он учился, был учитель литературы, влюбленный в свое дело. И этот учитель в одном из старших классов целый год изучал с учениками Пушкина. Лихачев пишет, что этот год был годом воспитания души. Как вы понимаете выражение "воспитывать душу"?
Размышления учеников.
– Пушкин воспитывает душу, он учит нас жить, любить, дружить, учит великодушию, состраданию.

2. Пушкин и народ, народное творчество

У. Наша сложная тема требует еще одного уточнения. Как и почему Пушкин, дворянин, сблизился с простым народом? Поэт жил в трудное время. Самодержавие, царь, который держал творчество поэта под своим контролем, хотел сделать его придворным поэтом, постоянная слежка полиции, непонимание в семье, нехватка средств для существования – все это делало жизнь поэта, особенно в последние годы, невыносимой. "Черт догадал меня родиться в России с душою и талантом!" – сказал однажды Пушкин.

Дом, в котором родился А.С. Пушкин

Дом, в котором родился А.С. Пушкин

Тяжелые предчувствия томили поэта, он был одинок, задыхался в этой жизни, для творчества нужна была свобода. И Пушкин находит свое спасение в народном творчестве, в народной фантазии, в общении с простым народом. Я просила вас найти и прочитать литературу о Пушкине.
Ответы детей.
– Как общался поэт с народом?
Мы уже говорили, что любовь ко всему русскому – языку, природе, фольклору – заложили в маленького Пушкина бабушка и няня.
Любопытно, что первое стихотворение Саша написал в 6 лет на французском языке. Но бабушка и няня свое дело сделали. Любовь ко всему народному Пушкин пронес через всю жизнь.
Дополнения детей, взятые из книг о Пушкине.
– Знаете, Пушкин был собирателем произведений народного творчества, записывал все, что слышал у народа. Какие виды народного творчества вы знаете?
Учащиеся определяют жанры устного народного творчества: песни, сказки, былины, пословицы, поговорки.
– Какие народные песни вы знаете?
Дети. "Во поле береза стояла".
– "Я на горку шла".
– "Ax вы, сени мои, сени".
– "Коробейники"...
У. Около 60 песен записал Пушкин, 49 из них он передал фольклористу Киреевскому, при этом сказав: "Когда-нибудь от нечего делать разберите-ка, которые поет народ, а которые смастерил я сам". Вот такую загадку без малого 200 лет назад загадал Пушкин. Одному ли Киреевскому? Попробуем разгадать?

3. Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина

У. Я предлагаю вам два стихотворения. Оба они написаны Пушкиным. Давайте выясним, какое из них "подслушано у народа".
Чтение вслух стихотворения "Еще дуют холодные ветры...", и начала седьмой главы "Евгения Онегина" "Гонимы вешними лучами..."

* * *

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать:
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

* * *

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

– Прочитайте про себя более вдумчиво, проникнитесь стихами Пушкина, поймите их.
Самостоятельное чтение учащимися стихотворений.
– Чтобы ответить на наш вопрос, мы должны проделать с вами очень трудную литературоведческую работу, то есть исследовать стихотворения, провести сравнительный анализ. Что значит сравнить?
Ответы детей.
– Итак, сравнить – это значит найти общее и различия. Что общего вы увидели в этих стихотворениях?
Д. Тема – изображение природы весной.
– Объем стихотворений – 14 строк.
У. Итак, тема и объем стихотворений – это общее.
А теперь самое трудное – нам нужно определить различия.
Прежде вспомним любую русскую народную песню, например "Во поле береза стояла". Давайте напевно проговорим первые четыре строчки этой песни.
Учащиеся вместе с учителем вслух проговаривают четверостишие.

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла.

– Найдите подобные по простоте слова и выражения в стихотворениях Пушкина.
Учащиеся подбирают слова и выражения из стихотворений.
Д. Холодные ветры, утренние морозы, проталины весенние, ранние цветочки, первая пчелка, красная весна, гостья дорогая, кудрявая береза, клейкие листочки, черемуха душиста.
– Мутные ручьи, потопленные луга, прозрачные леса.
У. Да, образы простые, конкретные, из жизни, за каждым именем существительным – предмет. В каком стихотворении – первом или втором – больше просторечных выражений, образов, предметов?
Д. В первом стихотворении больше слов и выражений из простой речи народа.
У. Найдите и прочитайте выражения более красочные, поэтические, литературные.
Дети выполняют задание.
– Работа с текстом стихотворения.

Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой.

Что такое царство восковое? Как Пушкин описывает царство?
Ответы детей.
Отрывок из другого стихотворения.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

Ученики высказывают свое мнение об образных выражениях, приведенных в этом фрагменте.
– Несколькими словами поэт нарисовал целую картину весны. Это образ весны. Так точно, емко и красочно может сказать только поэт.

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.

– Как вы понимаете эти фразы: "синея, блещут небеса", "за данью полевой", "из кельи восковой".
Ответы детей.
– Такие сравнения подвластны только поэту. В каком же стихотворении больше красочных и поэтических образов?
Д. Во втором стихотворении больше встречается поэтических образов.
У. Теперь посмотрим, какие приемы народной поэзии использовал автор. Для этого еще раз вспомним русскую народную песню "Во поле береза стояла".
Учитель читает первый куплет, логически выделяя повторяющийся глагол "стояла".

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла.

– Это повторы – прием устного народного творчества. Найдите повторы в текстах.
Д. Скоро ль будет гостья дорогая.
– Скоро ли луга позеленеют.
– У кудрявой у березы.
У. Итак, первый прием устного народного творчества – повторы. Теперь давайте посмотрим, что делает стихи яркими, красочными.
Д. Эпитеты.
У. Найдите эпитеты в текстах.
Учащиеся находят эпитеты в тексте стихотворения.
Д. Красная весна.
– Гостья дорогая.
– Кудрявая береза.
У. Итак, употребление эпитетов – второй прием устного народного творчества. Какие еще приемы устного народного творчества вы знаете?
Д. Слова с неполными окончаниями: утренни морозы, черемуха душиста.
У. Итак, неполные окончания – третий прием устного народного творчества. Какие еще слова, характерные для устного народного творчества, вы встретили в тексте?
Учитель читает и интонацией выделяет отдельные слова: ранние цветочки.
Учащееся находят подобные выражения с уменьшительно-ласкательными суффиксами слов.
Д. Клейкие листочки.
– Из душистой келейки.
У. Значит, четвертый прием устного народного творчества – слова с уменьшительно-ласкательными значениями. Итак, какие приемы устного народного творчества использовал Пушкин?
Учащиеся называют приемы, обнаруженные в тексте первого стихотворения.
Учитель открывает оборотную сторону доски, на которой написаны приемы устного народного творчества. Дети читают их.
На доске.

  • повторы

  • эпитеты

  • неполные окончания

  • слова с уменьшительно-ласкательным значением

– Встретились ли эти приемы во втором стихотворении?
Д. Эти приемы во втором стихотворении не применялись.
У. Итак, давайте соберем воедино все исследованное. Что мы можем сказать о первом и втором стихотворениях?
Дети отвечают, один ученик записывает на доске.
На доске.

– Каково главное отличие этих стихотворений?
Д. Главное отличие – язык.
У. Поясните.
Д. В первом стихотворении язык народа и поэта, во втором – поэта.
У. Есть еще одно отличие. Послушайте стихи.
Учитель выразительно читает оба стихотворения.
– Чем они отличаются?
Д. Интонацией, ритмом, темпом.
Дети называют отличия, ученик записывает их на доске.
На доске.

У. Во втором стихотворении больше чувств автора, его переживаний, его души. Итак, общее в стихах – тема, объем – 14 строк. Различия: язык, ритм.
Да, различия в языке – и отсюда разные интонации, ритм стихотворения. Какое же стихотворение подслушал Пушкин у народа?
Д. Стихотворение "Еще дуют холодные ветры..."
У. Но Пушкин не был бы великим, если бы он просто подсмотрел, подслушал, записал и отдал издателям печатать. B чем же заслуга поэта?
Учащиеся высказывают свои мнения и оценки, находят подтверждения из критической литературы.
– Пушкин обогатил, расцветил своей фантазией творчество народа. Ввел народные образы в литературу. "Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу... Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменными их смысл и силу", – сказал о Пушкине писатель Горький.

IV. Обобщение

У. Итак, тема нашего урока "Душа народа – душа поэта". Как вы понимаете это выражение?
Учащиеся дают толкование этому выражению, наиболее удачные мысли записывают, затем зачитывают.

  • "Душа народа – душа поэта". Это значит, что в душе у народа, то в душе стихотворений А.С. Пушкина. Он переносит радость, горесть, восхищение народа в свои стихи, прозу, сказки.

  • "Душа народа – душа поэта". Народ – это мы, поэт – это Пушкин. Он описывал природу, он писал о народе. Пушкин писал историю стихами. Он писал не для царя, он писал для себя и для народа.

  • "Душа народа – душа поэта". Мне кажется, поэт пишет то, что говорит народ, только более поэтично, он брал фразы народа".

  • У Пушкина была добрая и нежная душа. Вот поэтому народ и любил Александра Сергеевича Пушкина.

Учитель обобщает ответы учеников.
– Сам поэт о своем творчестве сказал:

"И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал..."
Это эпиграф к нашему уроку. Он взят из стихотворения Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Вы согласны с Пушкиным?
Высказывания детей.
– Без малого 200 лет человечество черпает силы в произведениях Пушкина. И потребность в Пушкине все растет с каждым днем. Когда мы вспоминаем и читаем стихи Пушкина? Тогда, когда нам плохо и когда хорошо, когда мы влюблены и когда разочарованы. Я думаю, что и вас не минует эта потребность в Пушкине. Он – наше лекарство, наше спасение, особенно в тяжелые времена для нашей Родины.