Л.И. СЕДЫХ,
средняя школа № 14,
г. Владивосток
Мудрость слова*
(урок русского языка)
Мудрые слова и мудрые высказывания...
Как важно довести их до души ребенка. Любовь,
красота, душа – это именно те слова, которые
должны освещать человеку путь. Именно об этом
этот урок
ХОД УРОКА
Учитель. Здравствуйте, ребята. Вы
хорошо отдохнули, набрались сил. Пожелайте себе
успехов. Закройте глаза, опустите голову. Скажите
себе, что будете внимательными. Повторите
мысленно:
Я буду внимательным.
Буду думать, думать, думать.
Буду сосредоточенно размышлять.
Буду догадлив, старателен.
Дети выполняют задание.
– Пожелайте и мне удачи, мне ведь нужно
провести для вас интересный урок. Какая тема
урока?
Дети. "Мудрость слова".
У. Вы знаете слово "мудрость"? Что оно
значит?
Дети работают со словарем.
– О ком говорят "мудрый"?
Д. Умный, сосредоточенный; знания, ум,
размышления, догадливость.
У. "Мудрость – источник наук". Какие
пословицы об уме, знаниях вы знаете?
Д. Азбука – к мудрости ступенька.
– Век живи – век учись.
– Учиться никогда не поздно.
У. Все народы стремятся к знаниям,
уважительно относятся к достижениям других
народов. Соедините на доске первую часть
пословицы со второй.
На доске.
Учение – |
а ум – силу. |
Сила сломит все, |
путь к умению. |
Повторение – |
двух неученых дают. |
За одного ученого |
мать учения. |
Дети выполняют задание.
– Из отдельных частей сложите
пословицы и прочитайте их.
Каков разум, |
а плод сладок. |
Корень учения горек, |
а человек знанием. |
Красна птица оперением, |
таковы и речи. |
Д. Каков разум, таковы и речи.
– Корень учения горек, а плод сладок.
– Красна птица оперением, а человек знанием.
У. Ищем мудрость чего?
Д. Слов.
У. Отвечайте тихо, шепотом. Мудрость, как
солнце, освещает человеку путь. Какие мудрые
слова вы знаете?
Д. Жизнь, истина, знания, ум...
У. На доске зашифрованы мудрые слова.
Давайте их разгадаем.
– Посмотрите на круг. Там буквы.
Прочитайте, какие слова записаны. Не можете,
тогда следите за указкой.
Д. Сердце.
У. Прочитайте мудро, без крика, с любовью. У
вас оно есть? Что оно делает?
Как понимаете "от всего сердца", "тяжело
на сердце"?
Ответы детей.
– Древние мудрецы называли сердце солнцем
всех солнц. Запишите это мудрое слово – сердце.
Дети выполняют задание.
– Читаем по кругу остальные буквы. Что
получилось?
Д. Честность.
У. Это мудрое слово? Как понимаете –
"быть честным с самим собой"? Запишите это
слово – честность.
Дети выполняют задание.
– Прочитайте слоги в середине круга. Какое
слово получилось?
Д. Истина.
У. Что это такое?
Д. Главное в жизни.
– Правда в жизни.
– То, ради чего стоит жить.
У. Это слово мудрое? Запишите его.
Дети записывают.
– Готовы к более сложному заданию?
Д. Да.
У. Сложите в левом круге слово. Кто
догадался, скажите мне на ухо. Не получается? Что
же делать?
Простите, ошибка – вместо "Р" поставьте
"В".
Теперь правильно? Тихо произнесите это мудрое
слово.
Д. Любовь.
У. Запишите слово.
Дети выполняют задание.
– А знаете, что это?
Вот еще задание (в овале). Кто догадался? Что нужно
сделать, чтобы получить слово?
Д. Вместо "Л" поставить "А".
У. Шепните, какое слово.
Д. Красота.
У. Красота (чего?) человека: души; тела, лица,
мыслей. Как понимаете? Запишите это слово.
Дети записывают.
– А какое слово в правом прямоугольнике?
Д. Вера.
У. Тихо, таинственно произнесите – вера.
Вера во что? В добро, справедливость, будущее,
друзей.
Запишите это слово.
Дети записывают.
– А здесь какое слово зашифровано?
Д. Душа.
У. У человека она есть? Как понять
выражения: душа поет, душа болит?
Ответы детей.
– Рассмотрите узор. Какое слово видите?
Д. Совесть.
У. У кого ее нет?
Ответы детей.
– Перечитайте эти слова шепотом.
Еще раз прочитайте про себя.
Все эти слова являются мудростью.
Запишите это слово.
Дети записывают.
– Запомните эти слова. В них заключена истина
жизни. Думайте, что обозначают эти слова, где их
употребляют. Всю жизнь помните эти слова.
А сейчас восстановим древние мудрые
высказывания. Думайте, советуйтесь. Пусть дома
родители вам помогут. И подумайте вместе с ними
над мудрыми высказываниями:
_______ есть царица неба и земли.
Твоя ___________ в твоей доброте.
Живи по _____ – не будет горести.
Если веришь – ________ меришь.
Солнце всех солнц есть _________
Любовь есть ______________ .
Дети выполняют задание.
– Дома нарисуйте или зашифруйте "мудрое"
слово.
* Идея урока предложена Ш.А. Амонашвили
на авторском семинаре "Система
гуманно-личностного подхода к детям в
образовательном процессе".
|