Зоя БАРАНОВСКАЯ,
учитель школы № 659,
г. Москва
Продолжение. Начало см. № 1, 5, 9, 13, 18, 21, 25, 29, 33, 36,
40, 46 /99; 1, 5, 9, 16, 18, 22, 28, 30, 38, 43, 47 /2000; 3, 9, 13, 17, 21, 25,
29, 33, 37, 42, 47/2001; 4, 8,
12/2002
Поэзия в красках
Урок эстетики 38
Тема. "Художник-баталист Франц
Алексеевич Рубо и его выдающееся произведение
панорамного искусства "Бородинская
панорама".
Цели. Продолжить знакомство с
историей создания музея Бородинской битвы,
судьбой полотна Рубо. Познакомить с созданием
панорамы "Бородинская битва". Прививать
чувство гордости за русский народ, разгромивший
сильного противника. Прививать любовь к
искусству.
Оборудование. Фотография
"Здание Музея-панорамы "Бородинская
битва", "Портрет Кутузова" Р.М. Волкова,
портрет-репродукция Наполеона I, репродукции –
фрагменты панорамы "Бородинская битва",
словарь энциклопедический.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Друзья! Мы вновь
встретимся с Францем Алексеевичем Рубо –
выдающимся русским художником-баталистом,
основоположником панорамной живописи в России.
Узнаем дальнейшую судьбу полотна "Бородинская
панорама" и познакомимся с содержанием
панорамы.
III. Сообщение о реставрационных
работах над полотном и строительстве музея на
Кутузовском проспекте
У. В 1961 г. было принято решение
завершить реставрацию и открыть панораму к
150-летию победы в Отечественной войне 1812 г. В
короткий срок художники-реставраторы воссоздали
утраченные части батальной живописи, заново
написали небо. Группой художников был сделан
новый предметный план.
Здание решено было построить на Кутузовском
проспекте, вблизи Поклонной горы. Это место
непосредственно связано с событиями 1812 г.
Здесь, на территории бывшей деревни Фили, в избе
крестьянина Фролова 1 сентября состоялось
заседание военного совета, на котором было
принято решение оставить Москву без боя, чтобы
сохранить армию для последующих сражений. С тех
пор это место глубоко почитаемо. Постепенно
складывался историко-мемориальный комплекс,
посвященный героическому 1812 г. Здесь
находится один из старейших музеев Москвы –
"Кутузовская изба", в которой воссоздана
обстановка военного совета.
Перед ней – верстовой столб со старой смоленской
дороги, своеобразный немой свидетель военных
событий. И здесь же – памятник М.И. Кутузову.
Это был единственный в стране музей великого
полководца.
Рядом находился памятник с братской могилы
трехсот воинов, умерших в Москве от ран,
полученных в Бородинском сражении. Неотъемлемой
частью этого комплекса стало здание
Музея-панорамы "Бородинская битва".
11 июля 1962 г. сюда было доставлено
отреставрированное полотно и вместе с
предметным планом размещено в специальном зале.
С 18 октября 1962 г. у панорамы началась вторая
жизнь.
Учитель показывает фотографии.
– Вашему вниманию предлагаю фотографию
"Здание Музея-панорамы "Бородинская
битва" на Кутузовском проспекте в Москве".
Дети. На переднем плане всадник на коне на
высокой подставке. Это ведь Кутузов?
– Вокруг него стоят солдаты в форме того
времени.
– Здание музея круглое с голубыми стеклами.
– Вокруг много зелени.
У. Друзья! Мы с вами рассмотрели здание
панорамы, перед ним вы увидели памятник Михаилу
Илларионовичу Кутузову. Прежде чем начать наше
путешествие внутрь панорамы, мне хотелось бы
остановить ваше внимание на двух великих
личностях: Кутузове и Наполеоне.
IV. Знакомство с Михаилом
Илларионовичем Кутузовым и Наполеоном I
Бонапартом
У. Я немного расскажу вам о
Кутузове и Наполеоне, но прежде рассмотрите
портреты этих великих полководцев.
Учитель показывает портреты Кутузова, затем
Наполеона.
– Это "Портрет Кутузова" работы Волкова.
Д. Видна только половина лица.
– Он немолодой, волосы седые.
– Одет в красивую куртку с высоким воротником.
– Очень интересные погоны – с кисточками.
– На груди много орденов, они все крупные.
– Облокотился на подзорную трубу, а рядом с
другой рукой сабля.
– Через плечо перевязана полосатая лента.
– Выражение лица доброе.
У. Народ знал и уважал Михаила
Илларионовича Кутузова как талантливого
полководца, человека большого сердца и сильной
воли.
Родился Михаил Илларионович Кутузов в 1745 г. в
семье военного инженера. Образование получил в
инженерно-артиллерийской школе, которую
блестяще окончил, и в девятнадцать лет начал свой
боевой путь. Молодой Кутузов, увлекающийся,
беспредельно смелый, был участником нескольких
сражений.
Мужество, непреклонная воля, оперативность
Кутузова сыграли большую роль в осаде Очакова и
штурме Измаила. "Он шел на моем левом фланге, но
был моей правой рукой", – писал о нем А.В.
Суворов.
К этому времени основные черты Кутузова как
полководца окончательно определились. Личную
доблесть он считал естественной и необходимой
для каждого офицера. Тесно связанный с
солдатской массой, близкий ей по духу, Кутузов
пользовался громадной любовью и уважением в
армии.
Назначение Кутузова главнокомандующим повсюду
приняли как радостную весть. Именно такой
полководец, обладающий огромным опытом, близкий
по духу русскому солдату и русскому народу, нужен
был армии.
29 августа 1812 г. М.И. Кутузов прибыл в армию.
Сражаться ему предстояло с не менее опытным и
сильным противником. Главнокомандующим
французской армии был Наполеон I Бонапарт.
Рассмотрите репродукцию его портрета.
Учитель показывает репродукцию.
Д. Выражение лица злое.
– Острый нос.
– На голове необычная шляпа.
– На груди орден.
– Одет в китель, а сверху накинуто пальто.
У. Наполеон I Бонапарт выдающийся
французский полководец. Родился на Корсике в
семье мелкого корсиканского дворянина.
Выдвинулся на военной службе, возглавил
французскую армию в Отечественной войне 1812 г.
с Россией.
V. Знакомство с панорамой
"Бородинская битва"
У. Друзья! Хочу вам напомнить
размеры полотна: длина – 115 метров, высота – 15
метров.
Поднимемся мысленно на смотровую площадку
панорамы. Рубо показал один из самых напряженных
моментов сражения – события, которые произошли в
12 часов 30 минут дня. Идет вторая атака французов
на деревню Семеновское.
Вашему вниманию предлагаю первый фрагмент
панорамы. Обратите внимание, как плавно
предметный план переходит в полотно.
Учитель показывает репродукцию.
Д. Ясный солнечный день.
– Горит крыша дома. Около дома стоит лошадь, а
на нее собирается сесть всадник.
– До леса рядами стоят группы солдат со
знаменами.
– Много разрушенных домов.
– Справа рядами стоят пушки и стреляют: от них
идет дым.
– За оврагом находятся группы людей, это,
вероятно, французы, стреляют в их сторону,
валяется несколько убитых лошадей.
– Солдаты направили ружья в сторону врага.
У. Вы правы, друзья! Рубо изобразил позиции
русского войска.
Перед нами – полуразрушенная, горящая деревня
Семеновское. В нашей беседе будут упомянуты
фамилии многих героев Отечественной войны. Их не
обязательно запоминать, но знание этих имен вам
пригодится. Некоторые фамилии увековечены
народом в названиях улиц, станций метро,
проспектах.
На переднем плане, у барабана, генерал
Д.С. Дохтуров. Он только что прибыл на левый
фланг, сменив тяжелораненого П.И. Багратиона.
Рядом с Дохтуровым его адъютант. По приказу
Дохтурова в атаку спешат гренадеры Московского и
Астраханского полков. За горящими избами
расположились войска, которые героически
сражались на Семеновских флешах.
Обратимся к словарю, чтобы понять значение слова
"флеши". Флеши – это полевое укрепление из
двух частей, образующих угол, обращенный
вершиной в сторону противника.
Впереди группы – на белом коне генерал
П.П. Коновницын. Далее за ним спешенные драгуны
Харьковского и Черниговского полков и
артиллерийский резерв.
Справа на втором плане в боевом каре стоят
лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки. Они
отражают атаки французской кавалерии. Тесно
прижавшись друг к другу, выставив вперед штыки,
свыше шести часов простояли гвардейцы на поле,
потеряли почти половину своего состава, но
отразили все три атаки неприятеля. От леса по
двум большим дорогам на помощь им спешат русские
кирасиры. Успешным действиям пехоты на этом
участке во многом способствовала легкая
артиллерийская рота полковника Козина, которая
заняла позицию вдоль Семеновского ручья.
Перейдем к следующему фрагменту. Ваши
впечатления.
Учитель показывает репродукцию.
Д. Небольшая речка, через нее перекинут
мостик.
– Слева пушки, а рядом с ними солдаты стреляют
через речку в сторону французов.
– Людей очень много, много убитых.
– На конях всадники переправляются через
речку, коней тоже много убитых.
– Все бело от дыма.
– Вдали виден лес, а битва происходит по
берегам речки.
– Забор повален, им была отгорожена чья-то
земля.
У. Слева видна французская кавалерия.
Мощными рядами устремилась она вперед, имея
задание обойти деревню Семеновское справа и
зайти в тыл к ее защитникам, этих грозных
кирасиров Наполеон называл "железными"
людьми. Казалось, нет такой силы, которая могла бы
остановить их натиск. Но на пути их встали
русские пехотные полки. Атаку кавалерии
неприятеля поддерживает артиллерия, которая
расположилась вдоль Семеновского ручья.
Неприятельские ядра и картечь градом сыпались на
русских воинов. Ближний и дальний планы полотна
равномерно насыщены действием: солдат энергично
взмахивает штыком – убивает противника, раненый
опирается на руки, пытается подняться... Эти
детали боя сливаются с общим движением массы
войск. На картине более трех тысяч фигур, но нет
ни одной повторяющейся. Линия фронта в момент
изображаемых событий проходила по Семеновскому
оврагу, часть которого хорошо видна на переднем
плане картины. Через этот овраг идут в контратаку
русские воины сводно-гренадерской дивизии и
гренадеры Павловского полка.
Вброд и по дощатому мосту переходят они через
протекающий по дну оврага Семеновский ручей и
там вступают в рукопашную схватку с передовой
колонной французской пехоты. Падают убитые и
раненые. Неприятельская пехота мощными
колоннами движется к деревне Семеновское.
За пехотой на втором плане картины хорошо видны
два русских укрепления. Это Семеновские
(Багратионовы) флеши. Здесь недавно гремели
ожесточенные бои. У флешей множество убитых
солдат, трупов лошадей – все это свидетельствует
о кровопролитном сражении. В момент изображаемых
событий флеши заняты наполеоновскими войсками.
На одном из укреплений видны французские
знамена.
Друзья! Нас ждет следующий фрагмент. Рассмотрите
его.
Учитель показывает фрагмент.
– Хочу сразу предупредить, что мы будем
рассматривать французские позиции.
Д. Огромное поле, а вдали лес.
– Небо почти безоблачное, но не ярко-голубое, а
бледноватое.
– Пушки развернуты в сторону наших солдат.
– Справа кони везут пушки, а за ними далеко,
около леса, большая группа солдат.
– Слева пушка стрельнула, около нее дым.
– А у другой пушки солдат чистит ствол.
– Рядом с каждой пушкой стоят солдаты с
палками.
– На переднем плане большая яма, наверное,
ядро попало туда.
У. Вы видите, что готовится к бою
гвардейская артиллерия генерала Сорбье, которая
получила приказ поддержать атаки французской
кавалерии и пехотной дивизии генерала Фриана.
Конная батарея неприятельской артиллерии
выдвигается к самому краю Семеновского оврага.
Солдаты на ходу отцепляют орудия, подносят
снаряды, прочищают стволы пушек, вкладывают в
каналы стволов порох, забивают снаряды.
Здесь Ф.А. Рубо показал последовательность
подготовки к бою артиллерийского орудия (справа
налево), на втором плане картины хорошо видна
правая Семеновская флешь. Правее, на опушке леса,
стоят остатки корпусов Даву и Нея, отошедшие сюда
после боев на Семеновских флешах. Эти корпуса
понесли огромные потери. Не случайно Семеновские
флеши называли "могилой французской
пехоты".
Правее, на втором плане картины, видна старая
гвардия Наполеона. Вместе с молодой гвардией,
которая находилась справа от редута, старая
гвардия являлась последним личным резервом
французского императора. На многочисленные
просьбы маршалов и генералов ввести в бой
гвардию Наполеон отвечал, что не может
жертвовать последним резервом в восьмистах лье
от Парижа.
Важное место при написании панорамы Ф.А. Рубо
отводит пейзажу. С большой любовью и тонким
пониманием природы написано Бородинское поле в
мягкий солнечный день ранней осени. Художник
умело подчиняет пейзаж задачам построения
композиции и дает ему смысловую нагрузку.
Спокойствие и красота подмосковной осенней
природы противопоставляются кровопролитию и
разрушению.
Друзья! Хочу переключить ваше внимание на
следующий фрагмент.
Учитель показывает следующую репродукцию
панорамы.
– Ваши впечатления.
Д. На переднем плане справа пушка, а ведь
она не на карте, а рядом с ней, левее – бугорок, и
трудно угадать, где граница полотна.
– Слева возвышается холм, в овраге по реке
конники везут пушку.
– Слева большая группа всадников и справа.
– Во всех группах есть всадники на белых
конях. Это, вероятно, командиры.
– Лежат убитые французы и лошади.
– Дым кучками.
– У леса тоже стоят группы французов.
У. На втором плане этого фрагмента –
возвышенность. Это Шевардинский редут. 24 августа
здесь героически сражались войска,
возглавляемые генералом А.И. Горчаковым. В
день Бородинского сражения в районе редута
располагался командный пункт Наполеона.
Художник изобразил императора у подножия редута
на белом коне (на фрагменте отмечен квадратом),
за ним – его свита. Со всех сторон к Наполеону и
от него направляются гонцы с сообщениями о ходе
боев, с очередными приказами главнокомандующего.
Ему сообщают о героическом сопротивлении
русских, просят подкреплений, докладывают о
появившихся в тылу его армии казаках Платова и
кавалеристах Уварова. Через некоторое время он
отправится в тыл армии для выяснения обстановки.
Справа от редута – молодая гвардия. На переднем
плане картины – вступающая в бой кавалерия.
За вводом в бой кавалерии на этом участке
наблюдает маршал И.Мюрат – командующий
резервной кавалерией (у обочины дороги на
светло-сером коне, в головном уборе с высоким
плюмажем из страусовых перьев).
Кирасиры идут в бой стройными рядами. Перед
Семеновским оврагом строй нарушается. Медленно,
поодиночке переправляются кавалеристы на
противоположный берег. Ослаблен наступательный
порыв конницы. Позиция русской армии, изрезанная
многочисленными оврагами, речками, ручьями,
создавала дополнительные трудности
неприятельской кавалерии. На опушке леса –
итальянская гвардия. За рекой Колочей –
командующий 4-м корпусом вице-король Италии
Е.Богарне со свитой. Его войска готовы по первому
приказу двинуться в атаку на центральное
укрепление русских – батарею Раевского.
На этом мы прервем наше путешествие по панораме
Бородинского сражения и продолжим беседу на
следующем уроке.
VI. Итог урока
У. Кто руководил русской армией
во время войны с французами?
Кто возглавлял армию французов?
Как называется место, где разместили Бородинскую
панораму и почему ее там построили?
Как выглядит здание панорамы?
Кому рядом со зданием поставлен памятник?
Какие фрагменты панорамы вам наиболее
запомнились, понравились?
Фамилии каких русских полководцев вам
запомнились?
Ответы детей.
Продолжение
|