Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара ИГНАТЬЕВА,
главный специалист Департамента образовательных программ
и стандартов общего образования МО РФ,
Людмила ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник Института
общего среднего образования МО РФ.

Чтение

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся по данному предмету.
Предлагаемые контрольные работы по чтению являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня подготовки учащихся класса с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтения вслух) дает достаточно полное представление об уровне обученности младших школьников.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации ошибок при чтении, определении числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, и ответов на поставленные вопросы делает выводы об уровне техники чтения учащихся.
В 1-м классе не рекомендуется проводить строгий контроль по проверке навыка чтения, который иногда приводит детей к стрессовым ситуациям. Текст для прочтения следует предлагать первоклассникам мягко с тем, чтобы ребенок потянулся к чтению.
Во 2–4-м классах контроль навыка чтения проводится как индивидуальное чтение вслух, так и чтение "про себя". Тексты большого объема в 3–4-м классах при чтении вслух могут читать 2–3 ученика.

1-Й КЛАСС (1–3)

Прочитай внимательно! Посмотри на знаки в конце предложений. Вспомни, как читаются предложения, когда в конце стоит . ? !

Чудо

Ты ещё
Не видел
Чуда?
Никогда
Не видел
Чуда?
Вот беда –
Не видел чуда!
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное
Чудо:
Там,
Где магазин
"Посуда",
Возле дома
Номер три,
Сквозь асфальт
У перекрёстка
Пробивается
Берёзка.

(Р.Сеф)
(38 слов)

Вопросы и задание

1. Почему в стихотворении так необычно рассказывается о том, что выросла берёзка?
2. Почему Роман Сеф назвал своё стихотворение "Чудо"?
3. Какие чудеса в природе удалось заметить тебе? Поделись своими впечатлениями с друзьями.

Как Львёнок и Черепаха пели песню

– Черепаха спела:
– Рядом Львёночек лежит
И ушами шевелит.
Только я всё лежу
И на львёнка не гляжу.
– Какая красивая песенка! – сказал Львёнок. – А теперь покатай меня!
Он прыгнул Черепахе на спину, и она покатала его по пустыне.
– Ты придумаешь завтра новую песню? – спросил Львёнок, когда они расставались.
– Конечно! Приходи завтра! – сказала Черепаха.
И Львёнок пошёл домой, напевая:
– Носорог идёт,
Крокодил плывёт... (61 слово)

(С.Козлов)

Вопросы и задания

1. С какими сказочными героями ты познакомился?
2. Проследи по тексту за их общением. Какими они тебе показались?
3. Найди и прочитай песенку, которую пела Черепаха. Прочитай песенку, которую пел Львёнок.
4. Эту сказку написал Сергей Козлов. Подумай и скажи, почему эту сказку называют ещё киносказкой.

Стыдно перед соловушкой

Оля и Лида пошли в лес. После длинной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яички. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
– Зачем ты берёшь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
– Стыдно... перед соловушкой, – тихо ответила Лида. (90 слов)

(В.Сухомлинский)

Вопросы

1. Какая из девочек вызывает у тебя добрые чувства? Почему?
2. Что хотела сказать Лида словами: "Стыдно... перед соловушкой"?
3. Если бы ты оказался на месте Оли, что бы ты почувствовал, о чём подумал?

Про умную собаку

Когда я был маленький, у нас жила собака. Она была очень умная и очень любила маму.
Однажды мама пришла очень усталая, сняла туфли и прилегла на диван.
– Поставь чайник, – попросила мама.
Я сказал:
– Сейчас, – а сам стал приклеивать трубу к пароходу.
А собака взяла в зубы одну тапочку и принесла маме.
Мама сказала:
– Спасибо!
Потом собака принесла вторую тапочку.
Мама сказала:
– Умница, – и погладила собаку.
А мне она ничего не сказала. Только посмотрела на меня и вздохнула.
Сейчас-то я понимаю, что, когда человек устал, ему нужно помочь. А тогда не понимал. А жалко. Может быть, сейчас моя мама не была бы старенькой. (101 слово)

(А.Седугин)

Вопросы и задание

1. Как умная собака проучила ленивого мальчика?
2. Что звучало в словах и взгляде мамы, когда она обращалась к собаке?
3. Прочитай последний абзац рассказа. Что чувствовал мальчик? Почему?

2-Й КЛАСС (1–3)

Самый правдивый человек на Земле

(Отрывок)

Маленький старичок с длинным носом сидит у камина и рассказывает о своих приключениях.
Его слушатели смеются ему прямо в глаза:
– Ай да Мюнхгаузен! Вот так барон!
Но он даже не смотрит на них.
Он спокойно продолжает рассказывать, как он летал на Луну, как он жил среди трёхногих людей, как его проглотила огромная рыба, как у него оторвалась голова.
Однажды какой-то проезжий слушал-слушал его и вдруг закричал:
– Всё это выдумки! Ничего этого не было, о чём ты рассказываешь.
Старичок насупился и важно ответил:
– Те графы, бароны, князья и султаны, которых я имел честь называть лучшими своими друзьями, всегда говорили, что я самый правдивый человек на Земле.
Кругом захохотали ещё громче.
– Мюнхгаузен – правдивый человек! Ха-ха-ха!
А Мюнхгаузен, как ни в чём не бывало, продолжал рассказывать о том, как на голове у оленя выросло вишнёвое дерево... (133 слова)

(Р.Эрих)

Вопросы и задание

1. О каких приключениях рассказывал барон Мюнхгаузен?
2. Если ты читал книгу "Приключения барона Мюнхгаузена", попробуй подробно рассказать о каком-либо случае.
3. Какое чувство вызывает у тебя "самый правдивый человек на свете"?

Жёлтая сказка

Солнце, как яичный желток, висело над землёй.
А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, жёлтые.
Жёлтая пчела подлетела к цыплёнку, стала приглашать в свой жёлтый улей. Но цыплёнку в улей не залезть: дырочка маленькая.
"Ладно, – подумал он. – Вот жёлтые бабочки летают, полетаю с ними".
Цыплёнок подпрыгнул, но тут же вспомнил, что у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев.
"Стану курицей, – мечтал цыплёнок. – Буду летать высоко".
А солнце сияло на небе, как жёлтый блин с такими вкусными хрустящими краешками.
Пчёлы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой жёлтый улей. А соты в нём похожи на жёлтые телевизоры, только вместо экранов блестит жёлтый мёд.
До самого горизонта желтели луга – это цвели жёлтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков.
Все холмы сияли одуванчиками.
И казалось, что солнце только что на вершине холма лежало в одуванчиках.
Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики.
Опылился весь, облепился, обсыпался жёлтой пыльцой.
Подошла жёлтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, жёлтого. Так что писать дальше нет возможности. (177 слов)

(По И.Зиедонис)

Вопросы и задание

1. Почему это сказка, да ещё "жёлтая"?
2. Что произошло с автором? В этом месте рассказа тебе было обидно, смешно, весело, радостно, горько? Подчеркни.
3. А что хотелось совершить тебе, читая эту сказку?
4. Если ты прочтёшь книгу Зиедониса, то узнаешь, что есть ещё сказки другого цвета.

Эхо

Я бегу у самого откоса
И смешную песенку пою.
Эхо звонко и разноголосо
Повторяет песенку мою.
Я спросила эхо:
– Замолчишь ты? –
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне:
– Ишь ты, ишь ты! –
Значит, понимает речь мою.
Я сказала:
– Ты поёшь нескладно! –
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне:
– Ладно, ладно! –
Значит, понимает речь мою.
Я смеюсь – и всё звенит от смеха,
Замолчу – и всюду тишина...
Иногда гуляю я одна,
А не скучно, потому что эхо... (81 слово)

(Е.Благинина)

Вопрос и задания

1. Приходилось ли тебе слышать эхо и играть с ним? Расскажи.
2. Прочитай в стихотворении строки, в которых говорится, как девочка играла с эхом.
3. Попробуй в тексте найти слова, от которых эхо повторяло окончания.

Орёл

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.
Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.
Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орёл устал и не мог лететь опять на море; он прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и будто просил их подождать немного.
Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.
Тогда орёл сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю.
Он вернулся только поздно вечером. Он летел тихо и низко над землёю, в когтях у него опять была большая рыба.
Когда орёл подлетел к дереву, он оглянулся – нет ли опять вблизи людей. Орёл разорвал рыбу и накормил детей. (149 слов)

(По Л.Толстому)

Вопросы и задания

1. Где орёл свил себе гнездо? Какая беда приключилась с его семейством?
2. Прочитай самую трагическую часть рассказа. Попробуй понять, что чувствовал орёл в этот момент.
3. Почему орёл так долго не возвращался во второй раз? Опиши словами момент возвращения орла к гнезду.
4. Какие чувства испытывал ты, читая разные части рассказа?

3-Й КЛАСС (1–3)

Ивовый росток

(Японская сказка)

Хозяин достал где-то ивовый росток и посадил у себя в саду. Это была ива редкой породы. Хозяин берёг росток, сам поливал его каждый день. Но вот хозяину пришлось на неделю уехать. Он позвал слугу и сказал ему:
– Смотри хорошенько за ростком: поливай его каждый день, а главное – смотри, чтобы соседские дети не выдернули его и не затоптали.
– Хорошо, – ответил слуга, – пусть хозяин не беспокоится.
Хозяин уехал. Через неделю он вернулся и пошёл посмотреть сад. Росток был на месте, только совсем вялый.
– Ты, верно, не поливал его? – сердито спросил хозяин.
– Нет, я поливал его, как вы сказали.
Я смотрел за ним, глаз с него не спускал, – ответил слуга. – С утра я выходил на балкон и до самого вечера смотрел на росток. А когда становилось темно, я выдёргивал его, уносил в дом и запирал в ящик. (134 слова)

Вопросы и задание

1. Как слуга выполнял наказ хозяина?
2. Почему он не выполнил задание господина?
3. Попробуй подобрать пословицы как итог этой сказки.

Лиса и дрозд

(Русская народная сказка)

Дрозд на дереве гнёздышко свил, яички снёс и вывел детёнышей. Узнала про это лисица. Прибежала и – тук-тук хвостом по дереву.
Выглянул дрозд из гнезда, а лиса ему:
– Дерево хвостом подсеку, тебя, дрозда, съем и детей твоих съем!
Дрозд испугался и стал просить, стал лису молить:
– Лисонька, матушка, дерева не руби, детушек моих не губи! Я тебя пирогами да мёдом накормлю.
– Ну накормишь пирогами да мёдом – не буду дерево рубить.
– Вот пойдём со мной на большую дорогу.
И отправились лиса и дрозд на большую дорогу: дрозд летит, лиса вслед бежит.
Увидел дрозд, что идут старуха со внучкой, несут корзину пирогов и кувшин мёду.
Лисица спряталась, а дрозд сел на дорогу и побежал, будто лететь не может: взлетит от земли, да и сядет, взлетит, да и сядет.
Внучка говорит бабушке:
– Давай поймаем эту птичку!
– Да где нам с тобой поймать!
– Как-нибудь поймаем. У ней, видать, крыло подбито. Уж больно красивая птичка!
Старуха со внучкой поставили корзину да кувшин на землю и побежали за дроздом.
Отвёл их дрозд от пирогов да мёду. А лисица не зевала: вволю пирогов да мёду наелась и в запас спрятала. Взвился дрозд и улетел в своё гнездо. А лиса тут как тут... (192 слова)

Задание и вопросы

1. Перескажи кратко эту сказку.
2. Как ты думаешь, какое продолжение сюжета?
3. Чем закончится сказка по закону построения русских народных сказок?

День рождения

Наутро, как только я проснулся, сейчас же вскочил с постели и хотел бежать за подарком. Но бежать никуда не пришлось: возле моей постели стояли у стены две новенькие складные удочки и тут же на гвоздике висело выкрашенное в зелёную краску ведёрочко для рыбы, с крышкой, совсем такое же, как у папы, только поменьше.
От радости я даже захлопал в ладоши, подпрыгнул на постели и начал поскорее одеваться.
– Ну, поздравляем тебя! Хорош подарочек? Доволен? – спросил папа. – Это уж настоящие удочки, не то что твои палки с нитками. На такие и щуку вытащить можно.
– Очень, очень доволен! – радовался я.
– Сегодня мы все вместе рыбу ловить поедем, – весело сказала мама. – Умывайся скорей, пей чай – и поедем. Погода чудесная!
Я поскорее позавтракал, схватил свои удочки, ведёрко и выбежал во двор. У крыльца уже стояла запряжённая в тележку лошадь.
Вскоре вышли и папа с мамой. Уложили в тележку удочки, чайник, котелок и мешок с провизией.
Мы все уселись и тронулись в путь.
Когда выехали за село, папа дал мне вожжи и сказал:
– Правь, ты ведь теперь уж не маленький.
Я с радостью взял в руки вожжи. Но править лошадью и не нужно было. Дорога никуда не сворачивала, а шла ровная, прямая среди ржаных полей.
Рожь уже выколосилась, и по ней плыли лёгкие тени от облаков.
То и дело впереди с дороги взлетали жаворонки и, отлетев немного, снова садились на землю.
Мы проехали берёзовый лесок и выехали прямо к речке.
На самом берегу её находилась водяная мельница. В этом месте речка была запружена плотиной и разливалась в широкий пруд.
Мы оставили лошадь во дворе на мельнице, взяли из повозки удочки, ведёрки для рыбы и пошли удить.
Я всё это видел будто первый раз в жизни и не мог оторвать глаз от чудесного зрелища. (281 слово)

(Г.Скребицкий)

Вопросы и задание

1. Можно ли этот день назвать счастливым днём для мальчика? Почему?
2. Какие картины тебе хотелось бы нарисовать к рассказу?
3. Расскажи, как проходят твои дни рождения.

Нарцисс

Это было очень-очень давно в Древней Греции. Жил тогда юноша по имени Нарцисс. Был он очень хорош собой и очень любил рассматривать своё отражение в воде. Не было в округе ни одной речки, ни одного озерца, гладь которых хотя бы раз не отразила лицо юноши. Не проходило и часа, чтобы Нарцисс не любовался блеском своих прекрасных глаз, чёткостью линий рта и носа, прелестью вьющихся волос. Казалось, что сами боги, спустившись на землю, сотворили это чудо.
Как-то раз Нарцисс прогуливался среди скал и в хрустально-чистой воде глубокого горного озера вновь увидел своё отражение. Нарцисс склонился над водной гладью и зашептал:
– Как ты прекрасен, Нарцисс! Нет такой красоты на всём белом свете! Как бы я хотел всю жизнь любоваться тобой!
Он склонился над водой и уже почти коснулся губами своего отражения, но не удержался и упал в воду.
Боги видели всё и решили оставить в людях память о прекрасном юноше. На месте гибели Нарцисса расцвёл нежный весенний цветок, который с тех пор так и называется – нарцисс. (162 слова)

(Пересказал Л.Кузнецов)

Задания и вопрос

1. Попробуй нарисовать словесный портрет юноши по имени Нарцисс.
2. Почему Боги сжалились над молодым юношей и оставили о нём память на Земле?
3. Вспомни, герои каких сказок, так же как и Нарцисс, любовались собой и чем это закончилось.

1-Й КЛАСС (1–4)

Внучка

Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду также
Бабушкой и я?
Разве оставаться
Маленькой нельзя? (35 слов)

(А.Плещеев)

Вопросы

1. Как ты думаешь, какое настроение было у девочки в начале беседы с бабушкой?
2. Почему к концу беседы внучка загрустила?
3. Как ты думаешь, что бабушка ответила внучке?

Глоток молока

Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она отвёртывалась. Позвали меня.
– Лада, – сказал я, – надо поесть.
Она подняла голову и забила хвостом. Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её глазах.
– Кушай, Лада, – повторил я и подвинул блюдце поближе.
Она протянула нос к молоку и залакала.
Значит, через мою ласку ей силы прибавились. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли её жизнь. (66 слов)

(М.Пришвин)

Вопросы и задание

1. Что случилось с Ладой?
2. Что помогло ей выздороветь?
3. Порассуждай, что помогает человеку или животному выбраться из беды.

Зайчата

Однажды на даче ребята принесли с лугов трёх зайчат.
Ну и славные же были зайчата! Этакие мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие. А лапки мягкие, будто зайчата в валеночках ходят.
Захотели мы зайчат покормить. Дали им травы – не едят. Налили молока в блюдце – и молока не пьют...
А спустили их на пол – прямо наскакивают на ноги, ищут мать-зайчиху.
Видно, голодные, а есть не умеют. Сосунки ещё.
Как же нам накормить зайчат? На-до им непременно найти кормилицу.
Тут я вспомнил, как кошка лесника зайчика кормила.
На счастье кошка к нам сама пришла. Рыженькая, худая. Мы накормили её и принесли зайчат. Зайчата сразу присосались, даже зачмокали – попили молоко!
А кошка вылизывать их стала и песенку замурлыкала. Всё в порядке. А потом зайчата подросли и убежали в лес. (125 слов)

(По Е.Чарушину)

Вопросы и задание

1. Какая история приключилась с маленькими зайчатами?
2. Есть ли у тебя дома животные? Какие? Расскажи.

Мужик и водяной

(Басня)

Мужик уронил топор в реку; с горя сел на берег и стал плакать.
Водяной услыхал, пожалел мужика, вынес ему из реки золотой топор и говорит:
– Твой это топор?
Мужик говорит:
– Нет, не мой.
Водяной вынес другой, серебряный топор.
Мужик опять говорит:
– Не мой топор.
Тогда водяной вынес настоящий топор.
Мужик говорит:
– Вот это мой топор.
Водяной подарил мужику все три топора за его правду.
Другой мужик задумал то же сделать: нарочно бросил свой топор в воду и заплакал.
Водяной вынес золотой топор и спросил:
– Твой это топор?
Мужик обрадовался:
– Мой, мой!
Водяной не дал ему золотого топора и его собственного не отдал – за его неправду. (104 слова)

(Из "Азбуки" Л.Толстого)

Вопросы

1. Какое несчастье приключилось с мужиком?
2. Как второй мужик решил разбогатеть? Почему ему это не удалось?

2-Й КЛАСС (1–4)

Как Львёнок и Черепаха пели песню

Жил-был в Африке Львёнок. Звали его Ррр-Мяу.
Вот вышел он однажды погулять по пустыне и встретил большую Черепаху. Черепаха лежала на солнышке и мурлыкала себе под нос весёлую песенку.
"Я на солнышке лежу, – пела Черепаха, – я на солнышко гляжу. Всё лежу и лежу и на солнышко гляжу!.."
"Какая весёлая песенка!" – подумал Львёнок и подошёл поближе.
А Черепаха мурлыкала себе под нос, не замечая Львёнка, потому что глаза у неё были закрыты от удовольствия. «Носорог идёт, крокодил плывёт, – пела Черепаха. – Только я всё лежу и на солнышко гляжу!»
Львёнок подкрался совсем близко, лёг на песок рядом с Черепахой и приподнял одно ухо, чтобы лучше слышать.
«Рядом Львёночек лежит и ушами шевелит, только я всё лежу, и на Львёнка не гляжу!» – спела Черепаха и открыла глаза.
– Здравствуй, – сказала она. – Я – Большая Черепаха. А ты кто?
– А я – Львёнок Ррр-Мяу! – сказал Львёнок.
И они запели вместе:
– Носорог идёт, крокодил плывёт... (148 слов)

(С.Козлов)

Вопросы и задания

1. Это сказка, которую написал Сергей Козлов, и одновременно это мультфильм. Попробуй описать Львёнка и Черепаху, какими ты их себе представляешь.
2. Как ты думаешь, почему Львёнок и Черепаха так легко подружились?
3. Каким цветом и в виде какого предмета ты изобразил бы своё настроение после прочтения этой киносказки?

Родные края

Широкие, привольные
Родимые края...
Берёзка бе-ло-стволь-на-я,
Любимица моя,
Стоит, как свечка белая,
Глядит она вокруг:
Ей рожь кивает спелая,
Ей кланяется луг.

Кругом так славно, солнечно,
Куда ни поглядишь,
Над озером тихонечко
Колышется камыш.
Плывут протокой узкою
Утята чередой...
Люби природу русскую,
Храни, читатель мой! (45 слов)

(Е.Серова)

Вопросы

1. Если бы ты был художником, какую картину нарисовал бы ко второй части стихотворения?
2. Прочитав это стихотворение, о чём хочется тебе помечтать?

Котёнок

(Отрывок)

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались, глядя на него. Потом они нашли подле дороги щавеRль, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: "Назад!" – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки – увидали котёнка и хотят схватить.
А котёнок глупый, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась, побежала прочь. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
И уж больше не брал его в поле. (98 слов)

Задание

В этом рассказе можно выделить три части. Озаглавь их:

1)
2)
3)

Охота за бабочкой

Жулька, моя охотничья собака, носится как угорелая за птичками, за бабочками, даже за крупными мухами.
Вот была такая история.
Жёлтая бабочка-капустница привлекла его внимание. Жулька бросился за ней – хап! Бабочке хоть бы что: летит, будто смеётся.
Хап – мимо. Хап, хап – мимо и мимо.
Хап, хап, хап – и бабочки в воздухе нет.
Где наша бабочка? Среди детей началось волнение. "Ах, ах!" – только и слышалось.
В это время Жулька открыл пасть – и оттуда вылетела бабочка, как будто с ней ничего не было!
Жулька проводил бабочку глазами, которые сразу стали маленькими и глупыми. (90 слов)

(М.Пришвин)

Вопросы и задание

1. Какая история приключилась с Жулькой?
2. Что тебе особенно понравилось в этом рассказе?
Эта сцена тебя рассмешила, насторожила, испугала, удивила, лишила дара речи и т.д.? Подчеркни.

3-Й КЛАСС (1–4)

День рождения

(Отрывок)

Мы уложили в тележку удочки, рыбу и все пожитки, запрягли лошадь и поехали домой. Так закончилась рыбалка и вместе с нею и мой день рождения.
Вечер был прохладный, ясный.
На западе уже догорала заря. В полях громко кричали перепела, словно выговаривали: "Спать пора! Спать пора!"
Слушая их, я и вправду немного задремал...
Вдруг мама тронула меня за плечо:
– Смотри, Юра, смотри скорей!
Я очнулся. Мы проезжали через берёзовый лесок. В воздухе пахло свежей берёзовой горечью. Я поглядел в глубь леса, куда указывала мама.
Что это? Будто крохотный голубой огонёк светится в тёмной ночной траве... А вот, немного подальше, ещё и ещё. Или это в каплях росы отражаются звёзды? Нет, не может быть...
– Видишь, светлячки, – сказал папа.
– Хочешь, набери их в коробочку, а дома выпустим в сад. Пусть у нас живут. (129 слов)

(Г.Скребицкий)

Вопросы и задания

1. О чём ты узнал из вступления к тексту?
2. Попробуй представить и рассказать, как мама, папа и мальчик возвращались с рыбалки. Какие чувства они испытывали?
3. Попробуй найти самую главную часть рассказа. С каких слов она начинается? Прочитай её ещё раз, доставив себе и окружающим удовольствие.

* * *

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне. (72 слова)

(Е.Баратынский)

Вопросы и задания

1. Попробуй объяснить выражения и подчеркнутые слова.

Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит
мне очи он.

2. Как бы одним словом ты назвал то, что происходило на реке?

Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!

 

 

 

 

 

 

 

3. Как можно объяснить эти слова?

Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.

Попробуй вспомнить, что это за песня – "гимн"?

4. Читая какое четверостишие, ты особенно почувствовал, что весна идёт и наступает? Перечитай его с особым чувством.

Лисята

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.
Это были шустрые и беспокойные зверьки.
Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню – носились по всей комнате до самого утра.
Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.
Эти лисята были настоящие ловкачи.
Раз! – и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.
Два! – он уже на высоком шкафу.
А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.
Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать...
Заглянул на шкаф – на шкафу нет. Отодвинул комод – и там нет никого, и под стульями нет. И под кроватью нет.
И тут мой приятель даже испугался. Видит: охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.
И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, подпрыгивает.
Что за чудо такое?
Подскочил сапог поближе.
Глядит охотник – из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога; встряхнул сапог – и другой выскочил.
Вот какие ловкачи! (172 слова)

(Е.Чарушин)

Вопросы и задания

1. Какой рассказ Н.Носова напомнил тебе рассказ Е.Чарушина? В чём разница двух произведений?
2. Раздели текст на части.
3. Озаглавь части текста.

Жук

В конюшне жил глупый Жук. Он завидовал лошади, потому что Император, её хозяин, приказал подковать свою любимицу золотыми подковами. Жук почувствовал себя униженным, когда кузнец стал смеяться над ним оттого, что он тоже потребовал себе золотые подковы. И вот обиженный Жук решил уйти прочь из конюшни и поглядеть на мир.
Он так много о себе воображал, что говорил всем: "Я женюсь по меньшей мере на принцессе!"
Вскоре его гордость была уязвлена снова: маленький мальчик схватил его, привязал к палочке, а палочку воткнул в старый башмак. Получилась мачта. И корабль тотчас же спустили на воду.
"Помогите! – кричал Жук. – У меня начинается морская болезнь!"
И помощь подоспела вовремя. Одна девочка осторожно освободила Жука.
Бедное насекомое опрометью бросилось наутёк. Он влетел в открытое окошко и сел на мягкую шелковистую гриву императорской лошади.
– Вот удача! – воскликнул тщеславный и глупый Жук. – Я сижу верхом на императорской лошади! Как же глуп я был! Теперь я всё понял. Кузнец подковал лошадь золотыми подковами ради меня, чтобы я выглядел более величественным, когда поеду на ней верхом!
Что поделаешь? Глупый Жук был уверен в собственной важности... (175 слов)

(Х.К. Андерсен)

Вопросы и задание

1. Почему кузнец посмеялся над тщеславным Жуком?
2. Расскажи о втором невезении Жука.
3. Какой случай помог Жуку стать счастливым, спокойным и гордым?
4. А каким тебе показался Жук?

4-Й КЛАСС (1–4)

Кошка Машка

(Отрывок)

Поехал я зимой в северный край охотиться на медведей. Поздно вечером добрался я наконец до глухой лесной сторожки. Там жил знаменитый охотник дядя Дрон.
Хорошо после долгого пути по холоду, среди таёжных лесов очутиться в жарко натопленной избушке за самоваром.
Мы не спеша допивали большой самовар и обсуждали, куда завтра отправиться на охоту.
Вдруг в наружную дверь кто-то начал громко царапаться.
– Дядя Дрон, наверное, собака в дом просится, – сказал я.
– Нет, это кошка Машка домой вернулась.
Дядя Дрон встал и открыл дверь.
В комнату ворвались клубы морозного пара, и вместе с ними вбежал кто-то серый, большой, не меньше дворовой собаки.
В избушке было темновато, и я не мог сразу разглядеть, кто именно, только уж никак не кошка. "Конечно, собака", – подумал я. Но в этот миг Машка бесшумно, по-кошачьи, шмыгнула в дальний угол и в один прыжок оказалась на печке. Оттуда из темноты на меня блеснули два зеленоватых кошачьих глаза.
– Дядя Дрон, кто же это у тебя? – удивился я.
– Говорю – кошка, – засмеялся хозяин.
– Да что ты? Какая это кошка? Такая огромная!
– А это кошка не городская, а наша лесная, таёжная... Кис, кис, кис! – поманил он. – Иди-ка, молочка налью.
Он взял крынку и мисочку.
Машка спрыгнула с печи и направилась к столу.
Я с изумлением увидел перед собой большого серого зверя с кошачьей мордой и куцым, словно обрубленным хвостом.
Зверь недоверчиво покосился на меня и подошёл поближе к хозяину.
– Да это же рысь! – вскрикнул я.
– А разве рысь не кошка? – опять засмеялся старик.
Я ничего не ответил и с любопытством разглядывал редкого лесного гостя. (248 слов)

(Г.Скребицкий)

Задание и вопросы

1. Коротко расскажи, какой случай произошёл с писателем в далёкой северной сторожке.
2. Почему охотник посмеивался над гостем? Почему он сам не боялся лесной кошки?

На Белом море

(Отрывок)

Мы отплыли метров на сто от берега. Вот теперь можно и половить рыбу. Вдруг невдалеке от лодки из-под волны вынырнула чья-то большая тёмная голова.
Я вздрогнул и не успел ещё сообразить, в чём дело, как голова фыркнула и скрылась под водой.
– Ишь, нерпа играет, – недовольно проговорил Иван Галактионович. – Всю треску теперь и разгонит.
Нерпа вновь вынырнула, но уже поодаль.
– Ушла, – сказал мой товарищ. – А то иной раз начнёт нырять кругом лодки, рыбу распугает, тогда снимайся с якоря и переезжай на новое место.
– А можно её из ружья убить?
– Осенью можно, а теперь нельзя. Запрещается летом бить. Летом хоть и убьёшь, враз утонет. Летом нерпа тощая, вода её и не держит. А к осени она жир нагоняет, на воде как поплавок будет держаться.
Мы посидели ещё немного, но рыба не бралась.
Подул холодный ветер. Залив заволновался. Наш ботик начинало сильно покачивать.
– Теперь толку не будет. Надо ко двору подаваться, – сказал Иван Галактионович.
Мы поплыли домой.
– Ну как дела? – закричала, выбегая на берег, Наташа. – Я и корзину для рыбы принесла.
Мы начали выкладывать из лодки в корзину треску. Её оказалось тридцать две штуки за какие-нибудь полтора-два часа.
Мы пришли домой обедать. Я никак не мог примириться с тем, что мой товарищ по рыбалке не одобрял наш замечательный улов.
– Иван Галактионович, а сколько же нужно наловить рыбы, чтобы ты был доволен? – спросил я.
– Полную лодку, – ответил он, уплетая кашу и весело улыбаясь. – Вот это было бы дело... (236 слов)

(Г.Скребицкий)

Задания

1. Расскажи об особенностях рыбалки на северном море.
2. Раздели текст на части. Придумай заголовки.

Письмо к сыну

Алексей Максимович по состоянию здоровья должен был жить на юге Италии. Жил он в то время на острове Капри. Отец и сын переписывались.
Вот одно из писем Алексея Максимовича сыну:
"Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю твою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, – легка и приятна была бы твоя жизнь.
Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять".
Живя на Капри, Алексей Максимович очень много работал. Но в конце 1907 года ему удалось выбрать время, чтобы посмотреть Флоренцию. Оттуда он писал сыну:
"Милый мой сынище и дружище!
За письмо – спасибо, ждал я его от тебя лет 600 и очень рад, что, наконец, ты раскачался, на старости лет потрудился и написал.
И пишешь недурно – толково, ясно. Только вот твоё мнение насчет учителей не очень мудро, ну, да это не беда! Я верю, что, когда ты будешь старше, заговоришь о людях иначе, получше.
И если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне.
Учись, дружище, это сначала немножко трудно, а потом – сам не оторвёшься, так хорошо, и легко, и приятно – будешь узнавать, как люди жили, живут и как думают жить...
Обнимаю и целую". (261 слово)

(М.Горький)

Вопросы и задание

1. Ты прочёл письма Алексея Максимовича к сыну. Какое впечатление они произвели на тебя? Почему?
2. Какие важные слова тебе хотелось бы выделить жирным шрифтом, подчеркнуть в письмах? Отчего? Выдели эти слова.

Немая принцесса

Жил-был царь, и было у него три сына. И решил царь женить сыновей. Вывел их в чистое поле и сказал:
– Пусть каждый из вас пустит стрелу из лука туда, куда сердце подскажет. Куда упадёт стрела, там и найдёт он себе жену.
Тогда старший сын взял свой лук и пустил стрелу направо. И упала стрела в сад, где гуляла дочь богатого купца.
Взял свой лук средний сын и пустил стрелу налево. И упала стрела под окном у дочери прославленного генерала.
Ну а младший сын, Данила, был лучшим стрелком во всём царстве. И стрела его улетела так далеко, что пришлось ему за ней отправиться в дремучий лес. Там нашёл царевич стрелу, торчащую из земли. Рядом с ней сидела девушка невиданной красоты, одетая в лохмотья.
– Кто ты? – спросил царевич.
Девушка улыбнулась, но ничего не ответила. Тогда Данила вытащил из земли стрелу и сказал:
– Я – царевич Данила. Я буду рад взять тебя в жёны. Ты согласна?
Глаза у девушки засияли от счастья. Она кивнула головой и дала Даниле руку.
Все три сына были счастливы...
Но младший почти не показывался с женой отцу на глаза. Все спрашивали: "Почему она всегда молчит?"
– Почему ты молчишь, – рассердился царь. – Отвечай! Я приказываю!
Девушка вздрогнула и подняла глаза, полные слёз.
Тогда царь взял её за руку и ласково произнёс:
– Завтра во дворце будет великий праздник. И мы с тобой вместе откроем бал.
На следующий день, когда появилась жена младшего сына, в зале воцарилась мёртвая тишина.
А царь взял её за руку и спросил:
– Дочь моя, ты позволишь мне пригласить тебя на танец и открыть бал?
И впервые услышал голос принцессы:
– Буду рада, ваше величество!
И лицо её озарила чудесная улыбка. Казалось, весь дворец осветился ярким солнцем, и чары колдовства рассыпались... (283 слова)

(Сказка в пересказе М.Тарловского)

Вопросы и задания

1. Какую русскую народную сказку напомнила тебе сказка "Немая принцесса"?
2. Чем эта сказка отличается от сказки "Царевна-лягушка"?
3. Как царь сумел расколдовать немую принцессу?
4. Раздели сказку на части. Озаглавь их.

Тексты для чтения про себя

3-Й КЛАСС (1–3)

Пётр Великий

Однажды ночью над Москвой на тёмном небе засияла большая звезда.
В ту же ночь царю Алексею и жене его Наталье Кирилловне Бог послал маленького сынка. И люди говорили: "Царский сын будет великим человеком: Сам Бог приветствует новой звездой его появление на свете!" И все радовались. Маленького царевича назвали Петром.
Отец его, добрый царь Алексей Михайлович, скоро умер, но мать царевича, Наталья Кирилловна, нежно любила своего сына, берегла его и заботилась о том, чтобы сделался добрым и умным мальчиком. Царевич Пётр рос не по дням, а по часам: в девять лет казался пятнадцатилетним юношей. Был он высок ростом и очень красив лицом. Умно и весело смотрели его большие чёрные глаза, волосы его вились чёрными локонами.
Он был очень умён и смел. За всякое дело брался охотно и с любовью. Очень любил учиться. Всё ему хотелось знать и понимать: учителя его не успевали отвечать на его вопросы. В свободное от ученья время царевич очень любил играть в солдатики.
Раз московские купцы подарили ему на именины саблю. С тех пор он не расставался с нею. Набрал он себе много товарищей, потому что принимал играть всех мальчиков, которые приходили к нему, даже незнатного рода. Учил их маршировать: раз, два! Раз, два! Учил их строить игрушечные крепости и брать их.
"Забавляется наш царевич со своими потешными", – говорил народ.
Но когда царь подрос и потешные выросли вместе с ним и стали настоящими солдатами, таких хороших и красивых солдат ещё не видел русский народ. Пётр назвал своих солдат Преображенским и Семёновским полками по имени двух сёл около Москвы, где царевич когда-то обучал своих товарищей.
Пока Пётр был маленьким, государством управляла за него его старшая сестра, царевна Софья. Но Пётр вырос, а она всё не хотела передать ему царство.
Ей нравилось быть царицей, и она подговорила своих друзей убить царевича Петра, чтобы никто уже не мешал ей.
К счастью, Пётр узнал об этом и спасся. Он разгневался на царевну Софью и приказал ей жить в монастыре, а сам стал править Русью.
Около Москвы было большое село Измайловское, где жили иностранцы, приехавшие на Русь. Там было много разных мастеров, докторов и художников; всё это были весёлые умные люди, и царь Пётр нашёл себе здесь немало друзей. Однажды, гуляя по Измайловскому селу с одним своим знакомым голландцем, Францем Тиммерманом, Пётр увидел в сарае старую лодку.
Что это такое? – спросил он Тиммермана.
Это лодка; называется ботом, ходит по морю на парусах при всяком ветре. Только она сломана!
Нельзя ли её починить? – спросил царь.
Вот я пришлю сюда моего знакомого, Брандта, – сказал Тиммерман. – Может быть, он и починит этот бот.
Брандт поправил бот, и царь стал кататься на нём по Переяславскому озеру. Это была первая русская лодка, и её называют "дедушкой русского флота"! Если хотите увидеть "дедушку", попросите, чтобы увезли вас на Петербургскую сторону в домик Петра Великого: там хранится старый бот. Скоро Петру показалось тесно и скучно на озере в маленькой лодке. Он поехал на Белое море, чтобы повидать там настоящие корабли. Белое море лежало среди пустынной страны и многие месяцы было покрыто льдом. Плавать по нему было очень неудобно. Поэтому Пётр захотел завоевать у турок другое море – Чёрное. Но у царя не было больших кораблей, и русские не умели их строить. Решил царь поехать за границу, чтобы самому посмотреть, как надо строить корабли.
Приехал царь в Голландию, назвал себя здесь простым плотником Петром Михайловым и надел на себя плотничью одежду: красную куртку и чёрную круглую шляпу. Нанял царь в городе Саардаме у знакомого кузнеца крошечную комнатку, сам сколотил себе кровать из досок, а поутру после своего приезда пошёл на то место, где стоят корабли. Взял топор и сделался простым плотником, работая на корабле без устали с утра до вечера.
Сначала голландцы не знали, кто это. Они называли его Питер-басом.
Питер, чего ты зеваешь по сторонам? – сказал ему раз голландский плотник. – Помоги нам поднять бревно!
И Пётр сейчас же взялся за бревно.
Но скоро голландцы узнали, Питер-бас – сам русский государь. С тех пор за Петром ходили по улицам целые толпы любопытных. Это ему надоело, и он уехал в другой город, Амстердам, а оттуда перебрался в Англию, где окончил свою науку. Он так хорошо умел строить корабли, что сами англичане удивлялись его искусству.
Вернувшись в Россию, он построил много кораблей; он уже не работал сам, а только распоряжался и смотрел за рабочими и учил их.
На новые корабли царь посадил своих солдат и поехал отнимать у турок берега Чёрного моря. Скоро царь взял крепость Азов, и с тех пор русский флот стал плавать на Чёрном море. (736 слов)

(И.Головин)

Вопросы и задание

1. Что нового и интересного ты узнал о русском царе Петре Первом?
2. Каким представляется тебе царь Петр, какие черты характера помогали ему вводить новшества на Руси?
3. Назови книги об истории России, которые ты уже успел прочитать.

3-Й КЛАСС (1 - 4)

Коротышки из Цветочного города

(Отрывок)

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.
Самым известным среди них был малыш по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал.
Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу, жёлтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, Незнайка по целым дням слонялся по городу, сочинял небылицы и всем рассказывал.
В особенности Незнайка прославился после одной истории.
...Однажды он гулял по городу и забрёл в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Незнайка кубарем покатился на землю. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам и смотреть, кто это его ударил. Но кругом никого не было.
"Кто же это меня ударил? – думал Незнайка. – Может быть, сверху упало что-нибудь?"
Он задрал голову и поглядел вверх, но вверху тоже ничего не было. Только солнце ярко сияло над головой у Незнайки.
"Значит, это на меня с солнца что-то свалилось, – решил Незнайка. – Наверное, от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове".
Он пошёл домой и рассказывал эту историю всем, кого встретил... (206 слов)

(Н.Носов)

Вопросы и задания

1. Попробуй нарисовать портрет Незнайки самыми яркими и точными словами.
2. Какой забавный случай произошёл с нашим незадачливым героем?
3. Какое чувство вызывает у тебя Незнайка, когда ты читаешь про его похождения?
4. Советую прочитать книгу Н.Носова "Приключение Незнайки и его друзей".

4-Й КЛАСС (1–4)

Лён

Лён цвёл чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже ещё нежнее!
Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было так же полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.
– Все говорят, что я уродился на славу! – сказал лён. – Говорят, что я ещё вытянусь и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!
– Да, да, да! – сказали колья изгороди. – Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, видишь, какие мы сучковатые! – и они жалобно заскрипели: оглянуться не успеешь, как уж песенке конец.
– Вовсе не конец! – сказал лён. – И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдёт дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!
Но вот однажды явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнём, будто хотели изжарить. Ужас что такое!
– Не вечно же нам жить в своё удовольствие! – сказал лён. – Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!
Но льну приходилось уже плохо. Чего-чего только с ним ни делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали – да просто всего и не упомнишь! Наконец он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!
"Я ведь так долго был несказанно счастлив! – думал он во время этих мучений. – Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам надолго! Да, надо, надо!.. Ох!"
И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошёл на этот кусок.
– Но ведь это же бесподобно! Как мне, однако, везёт!
А колья твердили: "Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!"
– Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! (362 слова)

(Х.К. Андерсен)

Вопросы

1. Как великому сказочнику удалось рассказать нам о таком чудесном растении, как лён?
2. Что ты узнал нового об этом растении?