Зинаида НОВЛЯНСКАЯ
Литература как предмет эстетического
цикла
1-й класс (1–4)
Задание 1*
1. Прочитай текст.
ЗАЙКА
Заинька у елочки попрыгивает,
Лапочку о лапочку поколачивает.
"Экие морозцы-то свирепые стоят,
Елочки от холоду под инеем трещат.
Елочки от холоду потрескивают,
Лапочки от холоду совсем свело.
Вот как бы мне, зайке, мужичонком быть,
Вот как бы мне, зайке, да в лапотках ходить.
Жить бы мне да греться в избушке
Со своей хозяюшкой серенькой.
Пироги бы мне есть да все с капустою,
Пироги со сладкою морковкою.
По палатям зимушку полеживать,
По морозцу в саночках покатывать".
2. Ответь на вопросы и выполни
задания.
Есть ли в этом произведении
рассказчик? Если есть, то подчеркни его слова
прямой линией.
Найди слова, которые говорит герой.
Подчеркни их волнистой линией.
Найди и подчеркни цветной линией
слова, которые показывают, что чувствует герой и
как меняется его настроение.
2-й класс (1–4)
Задание 1
1. Прочитай текст.
ПОД УТРО
Вечер тихий
И морозный,
Только снега
Нет и нет.
За окном
Включили звезды.
В доме
Выключили свет.
Из-за леса
Туча вышла.
Дом притих
И замолчал.
Ночью кто-то
Еле слышно
В окна лапками
Стучал.
А под утро
В серебристой,
В белоснежной
Тишине
Кто-то чистый
И пушистый
На моем лежал
Окне.
(В. Орлов)
2. Ответь на вопросы письменно.
1. Какой рассказчик в этом
произведении? Подчеркни в тексте слова, которые
подтверждают твое мнение.
2. Какое настроение выражено в стихотворении?
Меняется ли оно от начала к концу текста?
Подчеркни слова, которые яснее других говорят об
этом.
Задание 2
1. Прочитай текст.
ЛИСА И ТЕТЕРЕВ
Тетерев сидел на дереве. Лиса подошла к
нему и говорит:
– Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как
услышала твой голосочек, так и пришла тебя
проведать.
– Спасибо на добром слове, – сказал тетерев.
Лиса притворилась, что не расслышит, и говорит:
– Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек,
мой дружочек, сошел на травушку погулять
поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
– Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно
ходить по земле.
– Или ты меня боишься? – сказала лисица.
– Не тебя, так других зверей боюсь, – сказал
тетерев. – Всякие звери бывают.
– Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ
объявили, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж
звери друг друга не трогают.
– Вот хорошо, – сказал тетерев, – а то вот
собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить
надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и
хотела бежать.
– Куда ж ты? – сказал тетерев. – Ведь нынче
указ, собаки не тронут.
– А кто их знает! – сказала лиса. – Может, они
указа не слыхали.
И убежала.
2. Ответь на вопросы письменно.
Какой рассказчик в этом произведении?
Подчеркни слова, которые подтверждают твое
мнение.
Какими качествами отличаются герои и
как к ним относится автор? Приведи слова из
текста, которые подтверждают твое мнение.
3. Творческое задание.
Напиши сочинение, которое называется
"Разговор мячика с ботинком".
3-й класс (1–4)
Задание
1. Прочитай тексты.
1. Рыжая хозяйка
По лесу прошла,
Стежки и дорожки
Хвостом подмела.
2. Ай, гу-гу, ай, гу-гу,
Не кружитесь на лугу,
На лугу-то лужица,
Голова закружится,
Прямо в лужу упадешь,
Мокрый к ужину придешь!
3. Тучи, тучи, тучи, тучи.
Скачет конь большой, могучий,
Через тучи скачет он.
Кто не верит – выйди вон!
4. Козел-мукомол, кому муку молол,
кому не молол?
5. – Филя, есть хочешь?
– Да нет, батюшка, я перекусил.
– А чем перекусил?
– Да съел кусок пирога, горшок сметаны, решето
калачей да ведро карасей.
2. Ответь на вопросы и выполни
задания.
Определи, к какому жанру принадлежит
каждое из этих произведений.
Выдели ведущий уровень формы каждого
произведения.
3. Творческое задание.
Сочини произведение в одном из малых
жанров (по выбору).
4-й класс (1–4)
Задание 1
1. Прочитай текст.
МУЖИК И КОЛДУН
Жили-были мужик да баба. Было у них трое
детей. Поехал мужик в лес за дровами, влез на
дерево, да и стал сук рубить, на котором сидел.
Ехал мимо старик незнакомый и говорит:
– Дядя, ведь свалишься.
– Не свалюсь, – мужик отвечает, а сам знай
рубит.
Старик проехал, сук подломился, мужик на землю
полетел.
– Ну, – говорит, – догоню старика. Видно,
колдун он. Как он мог наперед знать, что сук
хряснет?! Догоню. Узнаю – может ли он угадать, как
мою жену зовут.
Догнал он старика и спрашивает:
– Старик, а, старик. Коли ты колдун, скажи, как
мою жену Агафью зовут.
А старик усмехнулся и отвечает:
– Агафьей твою жену зовут, Агафьей!
– А скажи, колдун, сколько у меня коров?
– А дойные у тебя коровы? – старик спрашивает.
Мужик и говорит:
– Чернуха и Пеструха – дойные, а Белоножка –
недойная.
– Ну, – старик говорит, – думаю я, что у тебя
три коровы.
Удивляется мужик:
– И это-то он знает! Ну, силен колдун! А скажи,
раз ты такой сильный колдун, когда я помру?
– Три раза чихнешь, а и помрешь, – старик
засмеялся и дальше поехал.
А мужик чихнул раз, чихнул два, чихнул три – и
говорит:
– Ну, помер я!
Лег на землю в снег и руки сложил. Да на счастье по
дороге сосед проезжал из его деревни. Растолкал,
на ноги поставил, высмеял и домой повез.
А ведь не то замерз бы наш мужик, как карась в
проруби!
2. Ответь на вопросы письменно.
К какому литературному роду и жанру
относится это произведение? Почему?
Какими чертами характера отличаются
герои и как к ним относится автор? Приведи
доказательства, подтверждающие твое мнение.
Задание 2
1. Прочитай текст.
* * *
Поклонюсь-ка я, помолюсь-ка я
Красну солнышку, лику радости,
Поклонюсь-ка я, помолюсь-ка я
Бледну месяцу, что в поднебесье,
Поклонюсь-ка я, помолюсь-ка я
Утренней зореньке да лазоревой:
Не удастся ль мне, не случится ль мне
Обежать вокруг доли маятной,
Мужа лютого, свекра жадного,
Свекра жадного, свекрови-воRлчицы?..
И молилась я красну солнышку,
Поклонялась я бледну месяцу,
И я жалилась ясной зореньке –
Ни к чему были все моления:
Изжила я жизнь, как и все живут,
Как и все живут люди бедные:
Доли радостной не случилося,
И вся жизнь прошла черным горюшком...
2. Ответь на вопросы письменно.
К какому литературному роду и жанру
принадлежит это произведение? Почему?
Какое настроение у героини? Меняется
ли оно от начала к концу текста? Приведи
доказательства, подтверждающие твое мнение.
3. Творческое задание.
|