Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №47/2001

Архив 1999-2004

Наталья Шабельник

На катке

Наталья ШАБЕЛЬНИК, учитель-дефектолог из г. Москвы, показывает возможность работы по коррекции поведения детей на уроках чтения, по воспитанию чуткого отношения друг к другу и взаимопомощи.

3-й класс

Тема. В.Осеева "На катке".

Цели. Формировать правильную читательскую деятельность; расширять читательский кругозор; осуществлять коррекционную направленность обучения; воспитывать доброту, отзывчивость.

Оборудование. Распечатанный текст рассказа для каждого ребенка; карточки со словами для словарной работы; несколько иллюстраций к тексту (одна подходящая); листочки с пронумерованными фразами, тетради по чтению.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

II. Вступительная беседа

Учитель. Какое сейчас время года?

Дети. Сейчас зима.

У. Какие зимние игры и развлечения вы знаете?

Д. Катание на лыжах, на коньках, на санках, игра в снежки; зимой можно лепить снежную бабу...

У. Какие из них вы любите?

Ответы детей.

– Где можно кататься на коньках?

Д. На коньках можно кататься на катке.

У. Сегодня я хочу познакомить вас с рассказом Осеевой "На катке".

Учитель читает рассказ, предварительно поставив вопрос.

– Назовите действующих лиц.

Д. Маленькая девочка, три школьника, одного из которых зовут Витя.

Далее дети читают текст и проводят словарную работу (см. Приложение).

– Как вы думаете, кто был старше – Витя или девочка?

Д. Старше был Витя.

У. Почему? Подтвердите словами из текста.

Дети выполняют задание.

III. Анализ текста

У. Как маленькая девочка ездила на коньках? Прочитайте.

Дети выполняют задание.

– Как вы думаете, почему она так ездила?

Д. Она еще неуверенно стояла на коньках.

У. А что выделывал Витя? Прочитайте.

Дети выполняют задание.

– О чем это говорит?

Д. Витя очень хорошо катался на коньках.

Дети повторно читают текст с постановкой вопроса.

У. Что случилось во время того, как Витя показывал свое умение кататься на коньках?

Д. Когда Витя показывал свое умение кататься на коньках, он наскочил на маленькую девочку, и та упала.

У. Чем ударилась маленькая девочка?

Д. Маленькая девочка ударилась коленкой.

У. Как поступил Витя?

Д. Сначала Витя начал помогать девочке, но потом отвернулся и уехал.

У. Почему Витя изменил свое поведение?

Д. Витя изменил свое поведение потому, что остальные школьники стали смеяться над ним.

У. Оцените поведение Вити.

Д. Витя поступил неправильно, оставив девочку одну. Вите не надо было обращать внимания на смех других школьников.

У. Что нового вы узнали о взаимоотношениях людей?

Д. Не надо стыдиться, стесняться помочь другому, стыдно смеяться над несчастьем другого человека.

IV. Физкультминутка – игра "Запрещенное движение"

Учитель показывает детям "запрещенное движение", которое нельзя за ним повторять. Учащиеся воспроизводят за педагогом различные движения, кроме "запрещенного". Если ребенок ошибается, его можно посадить на место. В конце выявляется самый внимательный.

V. Работа с иллюстрациями

Учитель показывает иллюстрации, дети должны выбрать иллюстрацию, подходящую к тексту, и объяснить свой выбор.

У. Что изображено на иллюстрации?

Д. На иллюстрации изображено, как маленькая девочка сидит на скамейке, трет ушибленную коленку и плачет, а трое школьников, взявшись за руки, уезжают на коньках.

У. Что произошло до этого момента, который изобразил художник?

Ответы детей.

VI. Составление плана рассказа

Учитель читает часть рассказа, дети устно рисуют картину к прочитанному ("словесное рисование") и дают название.

У. Сколько картин мы с вами нарисовали?

Д. Мы нарисовали три картины.

У. Каждой картине соответствует смысловая часть рассказа. Сколько в рассказе смысловых частей?

Д. В рассказе три части.

У. Каждой смысловой части рассказа мы дали название, и получился план рассказа.

Учитель записывает план рассказа на доске.

На доске.

1. Дети на катке.
2. Происшествие.
3. Поведение Вити.

Дети по плану пересказывают рассказ. Далее следует контроль и самоконтроль понимания текста.

Детям раздаются листы с проставленной нумерацией. Учитель зачитывает набор пронумерованных фраз, соответствующих или несоответствующих содержанию рассказа. Ученики должны напротив номера фразы поставить знак "+" или "–". Время на размышление минимальное. Учащиеся должны аргументировать свой ответ, если поставили "–". Или же ученик объясняет, почему он выбрал вариант ответа, не совпадающий с эталоном.

1. Витя и девочка были одного возраста. (–)
2. Витя нечаянно толкнул маленькую девочку. (+)
3. Витя остался, чтобы помочь девочке. (–)

VII. Подведение итогов

У. Мы сегодня читали рассказ Осеевой "На катке", пересказывали его и рассматривали иллюстрации. Чему же нас научила Валентина Осеева?

Д. В беде нужно помогать людям, а не смеяться.

– Не нужно стыдиться и стесняться помощи другим.

Учитель выставляет отметки за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание

У. Напишите в тетрадях характеристику Вити.

Приложение

Словарная работа

Слова для разбора и выражения с отмеченным ударением печатаются на карточках и вывешиваются на доску. Проводится работа по усвоению и пониманию учащимися отдельных слов и словосочетаний, при этом можно использовать такие приемы, как разбор слова по составу, объяснение значения его корня, подбор однокоренных слов, указание на историю происхождения слова, установление ассоциативных связей, объяснение значения слова, введение слова в понятную фразу.

Невидаль – необычайное; не видали (так говорили раньше). "Эка невидаль ...?" – как по-другому это сказать? (ничего особенного).
Кружился волчком – быстро вокруг себя (провести связь с детской игрушкой – юлой).
Лихо завернул – резко, неожиданно.

Карточки со словами и словосочетаниями не следует убирать в течение урока, чтобы дети имели возможность обращаться к ним.

TopList