Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №39/2001

Я иду на урок

Марина Иванушкина

Обучение грамоте

1-й класс (1–4)

Тема. "Согласные звуки [л], [л’], буква Л, л".

Цели. Познакомить учеников со звуками [л], [л’] и буквой Л, л; упражнять в выделении звуков [л], [л’] в словах и обозначать их буквой л; развивать навык записи звуковых моделей слов; обогащать словарный запас учеников; развивать интерес к чтению и желание читать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение

Учитель. С какой буквой вы познакомились на прошлых уроках?

Дети. С буквой т.

У. Для чего нужна буква т?

Д. Для обозначения звуков [т], [т’].

У. Дайте характеристику звукам [т], [т’].

Д. Эти звуки согласные, глухие, образуют пару по твердости/мягкости.

У. Между какими буквами в алфавите находится буква т?

Д. Между с и у.

III. Сообщение темы урока

У. Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми звуками и эти звуки мы обозначим буквой.

IV. Выделение звуков [л], [л’] и построение звуковых схем

У. Приготовьте все звуковые схемы и тетради для печатания.

На доске.

– Что нарисовано на рисунке?

Д. Стул.

У. Для чего он нужен?

Д. На нем сидят.

У. Назовите первый звук в этом слове, дайте ему характеристику и обозначьте схемой.

Д. [с] – согласный, твердый, глухой, обозначаем буквой с.

У. Следующий звук?

Д. [т] – согласный, твердый, глухой, обозначаем буквой т.

У. Дальше, какой звук?

Д. [у] – гласный, обозначаем буквой у.

У. И последний звук [л]. Кто может дать новому звуку характеристику?

Ученики дают звуку характеристику и доказывают его признаки.

Д. [л] – согласный, твердый, звонкий, обозначать буквой не умеем, обозначим схемой .

На доске.

       С         ТУ

Аналогично проводится работа со словом лиса.

          И        СА

– [л’] – согласный, мягкий, звонкий, обозначать буквой не умеем, обозначим схемой .

[и] – гласный, безударный, обозначаем буквой и.

[с] – согласный, твердый, глухой, обозначаем буквой с.

[а] – гласный, ударный, обозначаем буквой а.

У. Какой новый звук выделили в слове стул?

Д. [л].

У. Какой новый звук выделили в слове лиса?

Д. [л’].

У. Что вы можете о них сказать? Какие они?

Д. Согласные, звонкие, твердый и мягкий.

У. Сейчас мы с вами поиграем в игру "Доскажи словечко". Вы будете договаривать слова, называть новый звук и говорить, где он находится в слове.

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а...

Д. Лук.

У. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую...

Д. Лису.

У. Подготовлен самолет,

Он отправится в...

Д. Полет.

У. На скамейке у ворот

Лена горько слезы...

Д. Льет.

Дети называют звуки и указывают их расположение в словах.

V. Физкультминутка

VI. Обозначение звуков [л], [л’] буквой л

У. Какие новые звуки вы сейчас называли в словах? Что осталось нам сделать в звуковых моделях слов стул и лиса?

Д. Обозначить звуки [л], [л’] буквой.

На доске.

Буква Л, л.

У. Звуки [л], [л’] обозначают буквой л. Какой буквой обозначим звук [л] в слове стул?

Д. Буквой л.

У. Какой буквой обозначим звук [л’] в слове лиса?

Д. Буквой л.

Над схемами слов выставляются карточки с печатной буквой л.

VII. Анализ и сравнение печатной буквы Л, л

На доске.

Учитель читает стихотворение о букве л.

У. Из скольких элементов состоит эта буква?

Д. Из двух.

У. На что она похожа?

Д. На шалаш.

У. Почему две буквы?

Д. Одна заглавная, другая строчная.

У. Когда будете писать заглавную букву Л?

Д. В начале предложения, при написании имен.

У. На каком уроке работаем с буквой л?

Д. На чтении.

У. Какие это буквы?

Д. Печатные.

Дети на партах из счетных палочек выкладывают букву л. Затем они показывают букву Л, л на веере букв.

VIII. Печатание буквы Л, л в тетрадях

У. Чем отличаются строчная и заглавная буква Л, л.

Д. Высотой элементов.

IХ. Физкультминутка

Х. Работа по Азбуке

Дети работают с учебником "Русская азбука", с. 63.

  • Рассматривание старинного изображения буквы л и сравнение ее с современной буквой.
  • Рассматривание рисунка и называние слов со звуками [л], [л’].
  • Составление предложений и схем к ним по рисунку в Азбуке.
  • Работа ведется на доске и в тетрадях.

ХI. Закрепление

Дети находят букву Л, л в словах стихотворения, которое напечатано на с. 63 "Русской азбуки".

ХII. Итог урока

У. С какой новой буквой познакомились на уроке?

Д. С буквой л.

У. Для чего она нужна?

Д. Обозначать звуки [л], [л’].

У. Что это за звуки? Дайте им характеристику.

Д. Согласные, звонкие, парные по твердости/мягкости.

У. Молодцы! Урок окончен.

Марина ИВАНУШКИНА,
учитель школы № 1904, г. Москва

TopList