Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №34/2001

Я иду на урок

Елена Тихомирова ,
г. Троицк, Московская обл.

Я знаю шесть падежей

3-й класс

Тема. "Обобщение знаний о падежах имен существительных".

Цели. Развивать умения различать падежи по их признакам, правильно употреблять существительные в нужном падеже.

Оборудование.   Дидактический материал по русскому языку для учащихся малокомплектной школы (авт. В.П. Канакина), таблица по русскому языку для 3-го класса (падежи с вопросами и предлогами), раздаточный материал, репродукции картины Левитана "Золотая осень", карточки с названиями падежей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока

Учитель. Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка – склонением. Цель урока – повторение и обобщение знаний о всех падежах, отработка умений и навыков в определении падежей существительных и правильном употреблении их в устной и письменной речи.

III. Теоретическая работа

У. На первом этапе урока я проверю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы, а затем отвечайте. Что такое склонение?

Дети. Изменение имен существительных по вопросам.

У. Сколько в русском языке падежей?

Д. Шесть падежей.

У. Назовите их с вопросами.

Д. 

– Именительный – кто? что?
– Родительный – кого? чего?
– Дательный – кому? чему?
– Винительный – кого? что?
– Творительный – кем? чем?
– Предложный – о ком? о чем?

IV. Закрепление пройденного

У. От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны, иначе в конце урока вы не справитесь с творческим заданием. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворения, в которых вы услышите много существительных в одном и том же падеже. Ваша задача: определить этот падеж. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали.

Туча, туча, хлынь дождем!
Громыхай сильнее, гром!
Чтобы желтая пшеница
Стала в поле колоситься,
Чтобы пекарь мне испек
Плюшку, сушку, пирожок,
Сайку, слойку, булку, пышку,
Крендель, сдобу и коврижку!

Д. Здесь существительные плюшку, сушку, пирожок, сайку, слойку, булку, пышку, крендель, сдобу, коврижку стоят в В.п.

У. 

Самолетик-самолет!
Захвати меня в полет!
Пролети над облаками,
Над лесами, над лугами,
Над полями, пашнями,
Над домами нашими.

Д. Существительные над облаками, лесами, лугами, полями, пашнями, домами стоят в Т.п.

У. 

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане!

Д. Существительные в ушате, корыте, лохани, реке, ручейке, океане, ванне, бане стоят в П.п.

У. Молодцы! Я вижу, что вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним ее. Откройте дидактический материал на с. 36 и учебник на с. 50. Прочитайте задания № 1–3 в пособии.

Дети читают задания.

1. Вставь пропущенные буквы.
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи падеж имен существительных в каждом сочетании слов.
3. Проверь по таблице в учебнике на с. 50, правильно ли ты определил падеж.

– Прочитайте предложенные словосочетания. Чтобы правильно вставить пропущенные орфограммы, вы должны вспомнить материал, пройденный в 1–3-м классах (словарные слова). Будьте внимательны и подчеркивайте вставленные буквы, чтобы их легче было проверить. Это упражнение будем выполнять по вариантам: I  в а р и а н т: с 1 по 5 словосочетания; II  в а р и а н т: с 6 по 10 словосочетания. У доски это задание будут выполнять (учитель называет имена учеников). Дополнительно к этим заданиям предлагаю вам вспомнить тему "Состав слова" и разобрать по два слова. Они записаны на доске.

На доске.

I  вариант


заведовал б...бл...отекой
посм...трел на п...ртрет
пок...залось на г...р...зонте
р...ботал ...гр...номом
был на ...кскурсии

II  вариант


к...тался на авт...м...биле
был ш...фером
собр...лись около к...стра
вы...хал на ш...ссе
под...ехал к в...кзалу

Дети выполняют задание.

– Давайте проверим, если есть ошибки – исправим. Как мы определяем падеж существительных?

Д. От главного слова ставим вопрос к существительному и по вопросам определяем падеж.

У. Все, что мы сейчас повторили, нам пригодится при выполнении следующего задания. Вам раздали карточки, на которых есть задания. Прочитайте их.

1. Составь и напиши предложения по картинке и вопросам:

– Где малыши спрятались от дождя?
–  Где появилась радуга?
– Кто не испугался дождя?

2. Обозначь падеж имен существительных.

Дети читают.

– Рассмотрите картинку. Вместе отвечаем на поставленные вопросы.

Один из учеников идет к доске и записывает первое предложение.

У. Какое это предложение?

Д. Повествовательное, невосклицательное, распространенное.

У. Сейчас я проверю ваши умения разбирать предложения по членам предложения и частям речи. Вы должны выполнить полный разбор предложения, выписать словосочетания.

Дети выполняют задание.

спрятались (от чего?) от дождя
спрятались (где?) под елью

– Продолжаем отвечать на вопросы, заданные в карточке. Что нужно сделать во втором задании?

Д. Обозначить падеж существительных.

У. Это относится ко всем трем предложениям. Чтобы я могла проверить работу всех вас, возьмите карточки с падежами.

Дети выполняют задание.

Проверка с помощью сигнальных карточек.

– Молодцы! Давайте вспомним еще один момент, который мы с вами не оговаривали особо. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают существительные в каждом падеже. А теперь ответьте: в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?

Д. Во всех, кроме именительного.

У. В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов?

Д. В предложном.

У. А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?

Д. Они могут употребляться с предлогами и без них.

У. Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в каком-то одном падеже?

Д. По таблице.

V. Творческая работа

У. Теперь мы подошли к тому творческому заданию, о котором я говорила в начале урока. Перед вами репродукция картины, с которой мы уже немного знакомы. Вспомните и назовите имя художника и название картины.

Учитель показывает репродукцию картины.

Д. Исаак Левитан "Золотая осень".

У. Задание, которое вы будете выполнять, покажет ваше умение применять знания на практике. Ваша задача составить небольшой связный рассказ по картине, используя опорные слова, которые надо употребить в том падеже, который указан в скобках. Здесь вам понадобятся все ваши знания о словосочетаниях, связи слов в предложении и склонении существительных. Изменяя слова, помните, что они могут употребляться с предлогами, которые помогут вам связать слова в предложении. Вы можете использовать сразу несколько слов опорных в одном предложении или по одному. А может быть и так, что некоторые слова не войдут в ваш текст.

Работаете вы самостоятельно, в конце урока сдаете тетради, хорошо проверив работу. Опорные слова записаны на доске.

На доске.

Картина (П.п.), осень (И.п.), день (И.п.), синева (В.п.), река (Р.п.), голубизна (В.п.), небо (Р.п.), земля (И.п.), ковер (Т.п.), опушка (П.п.), осинки (И.п.), березки (И.п.), наряд (В.п.), пригорок (П.п.), зелень (И.п.), поле (Р.п.), художник (И.п.), красота (В.п.), природа (Р.п.).

VI. Домашнее задание

У. Дома выполните упражнение 122 и повторите словарные слова.

Приложение

Примерный текст учащихся

На картине И.Левитана изображена осень. Стоит ясный день, светит солнце. Мы видим синеву реки, в которой отражаются прибрежные растения, и голубизну неба. Земля покрыта ковром из разноцветных листьев. На опушке леса стоят осинки и березки. Они надели желтый и оранжевый наряд. На пригорке видна зелень поля. Там еще не собрали урожай.
Художник в своей картине смог передать красоту родной природы.

Елена ТИХОМИРОВА,
г. Москва

TopList