Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №34/2001

Я иду на урок

Светлана Яковлева ,
ФНМЦ им. Л.В. Занкова

Умноженье и деленье для ребят,
как развлеченье...

Разнообразить проведение уроков по теме "Табличное умножение и деление" поможет материал, который предлагает учитель московской школы № 1934 Светлана Яковлева.
Вашему вниманию предлагается два наглядных пособия и задания по данной теме.

Умножай и дели

Для изготовления потребуется картон, фанера или оргстекло для основания и прозрачный материал (целлофан, файл, оргстекло) для отделений. К основанию прикрепляют два равных отделения для полосок с цифрами и одно отделение, в которое вы будете вкладывать карточки со знаками . 

Вам потребуется 8 полосок с цифрами одна полоса для умножения; 8 полосок для деления.

 И одна для умножения.

  

 Это пособие можно использовать для устного счета или математического диктанта. Если учителю нужно проверить, как дети умеют умножать, то он использует полосу № 9 и любое число от 2 до 9, на которое нужно умножить.

Когда учитель проводит устный счет, он указывает на число, которое нужно умножить, например, на 4. Если же это математический диктант, то дети сами работают с этой таблицей. Они записывают только ответы в тетрадь. (Также вы можете эту таблицу использовать в дальнейшем и для действий сложения и вычитания, но заготовив другие карточки.)

Волшебный квадрат

Эта таблица стоит на парте у каждого ребенка в классе. Используется для устного счета и математического диктанта. На каждое число отведено две клеточки "волшебного квадрата". В начале изучения таблицы умножения дети решают все примеры по порядку, затем вразброс. Учителю нужно назвать ребенку номер квадрата, в котором необходимо выполнить вычисления, а ребенок либо устно, либо письменно выполняет задание.




Секреты 9

2 ґ 9 = 18
3
ґ 9 = 27
4
ґ 9 = 36
5
ґ 9 = 45
6
ґ 9 = 54
7
ґ 9 = 63
8
ґ 9 =72
1 + 8 = 9
2 + 7 = 9
3 + 6 = 9
4 + 5 = 9
5 + 4 = 9
6 + 3 = 9
7 + 2 = 9

Учитель. 2 ґ 9. Сколько получится?

Дети. 18.

У. Посмотрите на произведение, если мы сложим эти два числа, то получим ...

Д. 9.

Дети наблюдают, что будет с произведениями, которые получаются при умножении на 9.

История про котят

Прочитаю вам, ребята,
Историю, которую прислали нам котята.
Три котенка под окном
Гуляли поздно вечерком.
Если б я умел считать,
Знал бы сколько шестью пять. (6
ґ 5)
Если б я умел считать,
Мог делить и умножать.
Например, 40 на 5! (40 : 5)
Коль не будем мы гулять,
То домой пойдем считать.
Сколько будет шестью два. (6
ґ 2)
И умножим 7 на 2. (7
ґ 2)
Разделим 20 на 4. (20 : 4)
А ребята бы решили?
Надо будет им сказать
Как делить и умножать.
Так котята те решили
И заданья сочинили.

1

В одной большой квартире
Четыре кошки жили.
Все вечера болтали,
И марки собирали.
У них 36 марок было,
По скольку каждая кошка
Себе положила? (36 : 4)

2

3 котенка вечерком
Заглянули к кошке в дом –
Свяжи-ка нам носочки
Из шерсти, что в клубочках.
Помогите сосчитать,
Сколько надо ей связать.

3

Сварила им кошка
27 рыбешек.
По 3 хватило всем.
Сколько котят рыбок съедят? (27 : 3)

4

У каждой мамы-кошки
По 3 маленькие крошки.
Сколько всего котят
Во дворе сидят,
Если кошек 8. (8
ґ 3)

5

3 котенка в лес пошли,
И по 6 грибов они нашли.
Сосчитайте, кто готов,
Сколько найдено грибов? (3
ґ 6)

6

Заглянули в класс котята,
Там за партами зверята.
За каждой партой по два:
По 2 лисенка, по 2 зайчонка.
Сколько же всего зверят,
Если в классе 8 парт. (8
ґ 2)

7

Поручил учитель Ваське
Подровнять все стулья в классе.
Сколько стульчиков ровнять,
Вам придется сосчитать.
Если в классе у котят 8 парт всего стоят,
По 2 стула у стола –
Вот задача такова! (8
ґ 2)

8

16 тетрадок Мурзик взял,
Он зверятам их раздал.
Каждый по 2 получил,
Сколько зверяток учитель учил? (16 : 2)

9

Котята любят рисовать,
А вам придется сосчитать.
Нарисовали они 6 осьминожек,
Скажите, сколько у них всего ножек? (6
ґ 8)

10

Учитель задал всем вопрос:
9 пар танцуют польку,
Всех танцоров будет сколько?
Но котики не знали,
А вы бы сосчитали? (9
ґ 2)

11

Вот еще одна задачка.
В лесу на опушке
Стоит избушка.
В ней живут 8 котят,
Каждый воспитывает 3 мышат.
Сколько мышек у этих шалунишек? (8
ґ 3)

12

Мы умножали на 4 и на 4 мы делили.
Карандаши нам предложили
Их было 28,
Мы на четверых их поделили.
Скажите, сколько получили? (28 : 4)

13

Котята вечером играли:
Делили долго, умножали.
Они достали 20 спичек
И дали их пяти лисичкам.
Подумай, как лисичка разделит
Поровну все спички? (20 : 5)

14

На перемене 6 котят
Листочками шуршат.
По 2 листика взяли
И тихонечко их смяли.
Учитель попросил их не шуршать.
Сколько листочков пришлось убирать? (6
ґ 2)

15

Как-то котята на лыжах катались,
В лесу им друзья повстречались.
Сосчитай, сколько там было лисичек,
Если у них 18 рукавичек? (18 : 2)

16

В нашем доме беспорядок,
Не найдешь у нас тетрадок.
В трех шкафах по 6 тетрадок
Мурзик разбросал.
Сколько же всего тетрадок,
Кто бы сосчитал. (3
ґ 6)

17

Кто старше?
Отгадай, сколько лет каждому котику и кошечке?

18

Кто решил верно: Мурзик или Васька?

Мурзик

134 + 134 + 134 + 134 = 134 ґ 4
143 + 143 + 134 + 431 < 143
ґ 2 + 134
431 + 431 + 431 + 431 = 431
ґ 5

Васька

134 + 134 + 134 + 134 > 134 ґ 4
143 + 143 + 134 + 431 > 143
ґ 2 + 134
431 + 431 + 431 + 431 < 431
ґ 5

19

Какие цифры спрятали котята?

TopList