|
|
Елена БаженоваЧитаем Пушкина1-й классТема. А.С. Пушкин "Зимнее утро". "Гармония". Цели. Расширить представление о творчестве поэта; продолжить знакомство с художественными средствами, используемыми поэтом, на примере сравнений; формировать умение составлять партитуру для чтения; познакомить с понятием "гармония". Ход урока У.
Кто догадался, в какую игру будем играть? По строчкам стихотворения, которые звучат всегда перед игрой "Неожиданное сравнение" дети без труда понимают первую задачу урока. Д. Мы будем искать сравнения. У. Совершенно верно. Попробуйте: гриб ... Д. Зонтик. – Старичок-лесовичок. – А если разделить, то будет груша и шляпа. – А если перевернуть – как лодка с парусом. У. Молодцы! Следующий предмет: пчела.. Д. Муха. – Нет, это неинтересно. Тут же появляются ответные реплики. Поправляю, что не очень удачно, но стараемся не обижать друг друга категоричными замечаниями. – Вертолет. – Пижама полосатая с крылышками. У. Спасибо! И еще один предмет: звезда на небе. Д. Цветок. – Бабочка. – Фара машины ночью. У. А теперь послушайте стихотворение Юнны Мориц, какие она нашла сравнения для этих предметов. Читаю, дети на слух без труда находят их: гриб – зонтик, пчела – полосатая, как зебра, звезда – серебристая, как рыба. – Оцените свою работу. Дети на пальчиках показывают, какую оценку ставят себе, кто "5", кто "4", кто-то и "3", кто ничего не показывает – не сумел найти сравнение или понял, что неудачно. – Я вижу, кто-то огорчился, не очень получилось сегодня. Каким стихотворением Пушкина мы могли бы их утешить, воодушевить? Д. Можно им прочитать стихотворение-утешение "Если жизнь тебя обманет", в нем поэт утешает всех, кому грустно. У. Давайте прочитаем его хором. Дети хором читают стихотворение, пытаясь передать настроение сочувствия, ласки, веры в будущее. – Спасибо! Легче стало на душе? А кто к этому стихотворению сделал свой рисунок? На предыдущем уроке было предложено: сделать рисунок или попробовать написать свое утешение в стихах или прозе для друга или близкого человека. Просматриваем работы детей, благодарим, отмечаем, что особенно понравилось и удалось, в случае необходимости – учимся формулировать советы, пожелания. – Ребята, а от чего зависит настроение человека? Дети советуются в парах. Д. Мы решили, что от людей. Сделают тебе что-то хорошее или скажут доброе – и тебе весело, радостно. Обзовут или толкнут – и тебе уже плохо. – Мы тоже решили, что от добрых слов – хорошее настроение, а от злых – плохое. – А мы подумали, что от дел. Вот тебе подарок сделали – и ты прыгаешь до потолка или наказали – и сразу плакать хочется. У. Все верно. Конечно, настроение зависит от окружающих нас людей: от их слов и поступков. Но тогда сделайте вывод, мы-то ведь тоже кого-то окружаем, и от наших слов и дел зависит настроение окружающих нас людей. Д. Надо только хорошие слова говорить. – Надо сначала думать, а потом говорить. – Не надо на плохие слова отвечать плохо, а надо отвечать добрыми словами, и человек изменится, и потом он тоже будет другому по-доброму говорить. У. Молодцы! Давайте еще подумаем, что может повлиять на настроение человека? Д. Может и погода. Когда дождь – мне грустно, если гроза и все сверкает – я боюсь... А когда солнышко светит – мне весело. – А еще и фильмы могут влиять. Я посмотрю ужастик – потом всю ночь дрожу. А если сказку посмотрю и во сне сказка снится – мне хорошо. И когда мультики смешные смотрю – тоже смеюсь. – А книги тоже влияют на настроение. Прочитаешь сказку – иногда радостно, а иногда страшно. – И не только сказки. Хоть какое произведение. А иногда вначале оно бывает грустное, а кончается радостно. У. Молодцы! Вы внимательные читатели. Вспомните, пожалуйста, в каком стихотворении Пушкина настроение сначала хмурое, затем спокойное и радостное. Не так давно дети знакомились со стихотворением "Вот север тучи нагоняя", поэтому они его вспоминают сразу и хором интонируют. – А теперь закройте глаза и мысленно рисуйте звучащие картины. Читаю стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро". – Кому понравилось? Чем? Кто какую картину себе представил? Дети делятся своими впечатлениями. – Как бы вы определили, о чем это стихотворение? Д. Это стихотворение про зимнее утро... – Это о красоте зимней природы... У. Хорошо. Откройте учебник, посмотрите, сколько строф содержит стихотворение? Д. В этом стихотворении всего пять строф. У. Давайте разберем каждую. В тетради запишите заголовок: А.С. Пушкин "Зимнее утро". Нарисуйте пять прямоугольников. Далее идет работа по каждой строфе по следующему алгоритму.
В результате работы в тетради
появляются пять прямоугольников – цвето- – Посмотрите на свою цветограмму, какой вывод можно сделать? Д. В основном, тон стихотворения будет бодрый, веселый, радостный, в конце – мечтательный. А вторую строфу надо читать хмуро, печально. У. Даю вам две минуты для самостоятельной работы: подготовиться к выразительному чтению вслух. Дети самостоятельно готовятся к чтению по созданной партитуре. У. Кто желает представить свою работу? По желанию дети читают по одной строфе, класс оценивает, насколько удалось передать открытые в коллективной работе секреты, дают советы друг другу. – Кому понравилась работа на уроке? Что именно понравилось? Кого порадовал результат своей работы? Какое настроение было у вас в процессе работы? Как правило, настроение у всех энергичное, творческое. – А что помогло создать такое настроение? Д. Нам понравилось стихотворение и хотелось открыть его секреты. У. Да, вы помогали друг другу, действовали дружно, пытались почувствовать ту красоту, которую увидел поэт и которую хотел открыть нам. И в стихо-творении Пушкина, и в нашей работе сегодня царила... На доске три слова.
Выберите нужное слово, посоветуйтесь. Идите от толкования слов. Дети обдумывают задание в группах (по четыре человека). Д. Гармонь – это инструмент, на котором играют. Не подходит. – Гормоны – это не знаем что, надо словарь посмотреть. Дети выясняют, что это активные вещества, вырабатываемые нашим организмом. – У нас царила гармония. Мы нашли в словаре, что гармония – это согласованность, стройность. У. Да, вот какое слово пришло к нам из греческого языка. Оно обозначает связь, соразмерность, согласие, слаженность, лад. Давайте подумаем, где можно наблюдать гармонию? Обсуждаем понятие гармонии: лад в семье, соразмерность, аккуратность – на примере записей в тетради; соразмерность, красота архитектуры – с помощью иллюстраций; красота живописных работ – также на иллюстрациях; ритм, слаженность – с помощью музыки и стиха. У. Что объединяет все работы? Д. Все друг другу подходит, вызывает удовольствие, эти произведения все красивы, ими любуешься и на душе тоже становится хорошо, красиво. У. А как вы думаете, какой должна быть душа, когда человек творит такие красивые, гармоничные произведения? Д. В душе тоже должно быть удовольствие, красота, что-то хорошее, все в ладу и согласии. Иначе ничего не получится. Когда я тороплюсь и думаю о другом, а надо уроки делать, у меня плохо получается. Я сейчас понял, почему так получается: я делаю одно, а думаю о другом, вот и нет согласия. У. В чем же секрет красоты стиха, музыки, рисунка...? Д. Надо чтобы в них была гармония, чтобы все сочеталось хорошо, подходило друг другу. Надо в работу вкладывать свою душу. У. А в чем же тогда красота души человека? Д. Я думаю, что в его доброте, любви к прекрасному. Надо самому уметь видеть красивое и другим уметь это показать. У. Молодцы, вы решили очень трудную задачу. А теперь еще раз посмотрите в свою тетрадь и оцените работу в тетради с точки зрения гармонии. Дети делают это на рефлексивных линеечках: чем выше крестик, тем лучше работа.
У. У кого крестик на самом верху? Значит, вам сегодня тоже удалось создать гармоничное произведение. У кого пониже? Получится в следующий раз лучше. Какое возьмем домашнее задание? Д. Можно стихотворение "Зимнее утро" выучить. А можно какую-нибудь работу выполнить, чтобы все в ней было в гармонии. У. Спасибо вам за работу и успехов в выполнении домашнего задания: выучите стихотворение по вашему выбору. Елена БАЖЕНОВА, |