Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №32/2001

Я иду на урок

Зинаида Володарская

Люблю узор оград чугунных...

Решила я с первоклассниками начать знакомство с архитектурой г. Санкт-Петербурга на уроках математики.

А почему бы и нет? На уроке три минуты всегда выкроить можно!

У шестилетних детей еще очень слаба мелкая мускулатура пальцев. Малыши плохо видят ограниченное пространство (клетку в тетради). Эти две проблемы и дали начало нашей работе.

Ребята часто спрашивают: "Где писать, куда вести линию?" Чтобы им помочь, делаем известные упражнения, но в ограниченной карандашом полоске. Отмечаем в тетради полоски в одну клетку и пытаемся изобразить узор.

Убеждаемся, что вариантов узоров множество. Потом усложняем задания.

В процессе усложнения задания возникла потребность в увеличении ограниченного пространства.

В результате мы отметили в тетради полоску уже в две клетки. Начали опять с простого.

Затем усложнили орнамент в меру нашей фантазии.

Учитель. Дети, на что похожа наша работа?

Дети. На решетку!

У. Где вы ее видели?

Д. На мосту, на набережной Невы...

У. Какого цвета эти решетки?

Д. Черные.

У. Из чего они сделаны?

Д. Из металла.

И стали мы на каждом уроке математики чертить решетки для набережной Невы и будущих мостов. Началось творчество!

Детям очень нравилось, когда я говорила, что изобретателем решетки, которую мы будем чертить сегодня на уроке, является ученик 1-го класса... (называла фамилию).

Автору изобретения наклеивали на обложку тетради ромбик (из дифракционной бумаги). Эта же эмблема стояла и около решетки в тетради. Дети на уроках стали внимательны, более активны, чтобы осталось время для любимой работы.

Когда стали изобретать сами, то зорче всматривались в настоящие решетки на Неве, старались запомнить их узор (сложный рисовали на бумаге), а потом приносили в класс.

Я показывала эти и другие решетки русских мастеров на фотографиях, иллюстрациях. Меня все больше и больше поражало творчество детей! Многим изобретателям стало тесно в двух клетках, тогда они брали полоску шире. Некоторые работы были настолько легки и изящны, что больше напоминали вологодское кружево...

Авторских работ накопилось так много, что нам пришлось сделать толстую книгу, которую мы назвали "Люблю узор оград чугунных..."

Кроме двух основных задач и знакомства детей с архитектурой знаменитого города, что еще дала нам эта работа? Параллельно мы решали следующие задачи:

– развивали память и творческие способности каждого ребенка;
– знакомили с различными профессиями (архитектор, инженер, скульптор, художник, литейщик);
– эта работа вызывала только положительные эмоции, значит, дети получали на уроке психологическую разгрузку;
– это своеобразная физкультминутка, так как происходило переключение на другой вид деятельности.

Во 2-м и 3-м классах мы продолжим эту работу, но уже не на уроке, а в творческом кружке. Мы будем делать свои решетки (из бумаги, проволоки, глины), строить композиции дворцовых парков, познакомимся с архитектурными постройками пригородов Санкт-Петербурга, напишем много сочинений на материале увиденного и придумаем свои сказки.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина Sport-Gold.ru. Перейдя по ссылке http://www.sport-gold.ru/catalog235_1.html, Вы можете купить складной или станционарный Массажный стол для загородного дома или квартиры. Sport-Gold.ru предлагает богатый ассортимент тренажеров, спортивных комплексов, шведских стенок и товаров для активного отдыха. Вместе с магазином Sport-Gold.ru Вы всегда сможете поддерживать себя в спортивной форме ивести здоровый образ жизни.

Зинаида ВОЛОДАРСКАЯ,
учитель начальных классов,
г. Санкт-Петербург

TopList