Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №29/2001

Я иду на урок

Светлана Сербина

Чтение – лучшее учение

Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Вопрос, как учить детей читать быстро, рационально и сознательно, интересует многих.
Обучение чтению основано на насилии: плохо читаешь – читай больше, это приносит издержки, которые мы имеем.
Светлана СЕРБИНА, учитель школы № 775 г. Москвы, на страницах нашей газеты делится своим опытом по этому вопросу. Главное, считает она, чтобы уроки чтения развивали у детей интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.

Несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать и, в конечном счете, к отставанию в учебе. Чтобы избежать этого, нужно проводить специальные тренировочные упражнения, условно разделенные на три группы: 1) зрительное восприятие, 2) произношение, 3) понимание прочитанного.

Работа всегда начинается с проверки осанки. Это прививает умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу. На протяжении урока необходимо расслабление, обеспечивающее максимальный отдых путем снятия напряжения со всей мускулатуры. Дети закрывают глаза, опускают руки на колени и производят вращательные движения глазными яблоками.

Первая группа упражнений, связанная со зрительным восприятием, направлена на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.

Для воспитания у учащихся зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения, начиная с букварного периода. Материалом для этого служат буквы, слоги, слова, например:

  • Какая буква, слог, слово "лишние"?

А, У, Р, О, Ы
ма, ра, ла, ны, са
река, речка, ручей, ручка, ручеек

  • Что общего в словах и чем они различаются?

Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.

После приобретения детьми навыка быстрого "схватывания" одного-двух слов можно перейти к такого рода прочтению трех и более сложных слов. Подобные упражнения можно проводить и с предложениями. Вначале записывая их так:

Было
теплое,
чудесное
утро.
Потом так:
Было теплое, чудесное утро.

Далее можно предложить стихотворение М.Яснова "Жизнь жука", в котором слова написаны на отдельных строчках сверху вниз, и стихотворения В.Данько "Крыша" и А.Санина "Чудеса", в которых слова также написаны на отдельных строках, но читать их нужно снизу вверх.

М.Яснов

Жизнь жука

1-я часть

Жил-
Был
Жук.
Жук
Был
Мал.
Он
Грыз
Бук,
Пил,
Ел,
Спал.
Бук
Был
Тверд,
Жук
Был
Горд:
Он
Грыз
Год,
Он
Грыз
Ход.

2-я часть

Жил-
Был
Дрозд.
Дрозд
Был
Мал.
Дрозд
Был
Прост.
Пил,
Ел,
Спал.
Скок
Да
Скок,
Тук
Да
Тук...
Вдруг
Глядь
Вбок:
Луг,
Там
Бук.

В.Данько

Крыша

свалиться.
Можно
что с крыши
о том,
забывать лишь
Нельзя
Все можно.
и лечь, развалиться.
можно
потом
побегать,
по крыше
Можно
влезть.
по лестнице
можно на крышу
есть,
и лестница
есть крыша
Если

А.Санин

Чудеса

сам.
может
Убедиться
чудесам,
Кто не верит
о таком?
Вы слыхали
мешком.
шел
в город
Путник
у печки.
Рыбаки сидят
пекутся в речке.
Пироги
таять мед.
дружно
начал
у ворот
В день весенний
кошка.
Со стола упала
ложка,
На чердак залезла
валит.
Дом из труб его
на улице стоит,
Дым

  • Следующий вид заданий тот, в котором слова записаны сверху вниз и снизу вверх.


В послебукварный период предложение можно разделить и записать так:

Гнездо у белки,
как у птицы устроено:
из веточек,
из сучьев.

В дальнейшем можно предложить небольшие тексты, оформленные также.

Вторая группа упражнений направлена на совершенствование произношения. Здесь необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Упражнения над дикцией включают в себя тренировку артикуляционного аппарата, отработку гласных и согласных звуков, упражнения на сочетание тренируемого звука с гласным; чтение чистоговорок, скороговорок; упражнения на узнавание звука по артикуляции (угадай, какой звук я произношу).

  • Артикуляционная гимнастика.

А-а-а-а-а – дети делают глубокий вдох и на выдохе произносят отрывно звук [а] столько раз, сколько букв написано.

Подобные упражнения можно проводить с любыми гласными звуками.

  • Постановка голоса и дыхания.

Чтение шепотом:

Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у нас в руках шары.
Ла-ла-ла – наша Танечка мала и т.д.

  • Упражнения для быстрого чтения слогов.

Третья группа – это упражнения, направленные на понимание прочитанного.

  • Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
Молоток, клещи, пила, грабли.

Ребенок должен не только прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу.

  • Раздели слова на группы.

Заяц, медведь, горох, капуста, ежик, волк, огурец.

  • К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы – клевер, щавель, подорожник, кедр, ель, яблоня.

  • Переведи слова с марсианского.

Гирт (тигр)
елв (лев)
солн (слон)
филту (туфли)
некл (клен)
буд (дуб)

пигасо (сапоги)
шафк (шкаф)
нуокь (окунь)
ущак (щука)
алпен (пенал)
чукар (ручка)

В дальнейшем подобную работу провожу на небольших текстах.

На келыбар

Ратеяб лоишп тиволь убры. Асаш есн дочуки. Кляо и алки лизяв тьес. Асаш мойпал тьяп кенуой. Кляо молайп щикале. Алкиу лаппося касарь.

На рыбалке

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нес удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался карась.

Ныснейж чайзик

Недь лыб плыйте. Генс лыб крымой. Лишыв тябаре ов дров. Точ ледать? Оляк талс пелить гевокисан. У асаш дубет девьмеь. У ежни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.

Снежный зайчик.

День был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.

  • Следующий вид работы: текст, в котором все слова написаны слитно.
  • Последний вид работы самый сложный – это текст, в котором печатная строчка стерта наполовину.

Дети должны не только прочитть текст, но и ответь на вопросы.

...ОнипопаливечеромвлесирешилитамзаночеватьОселисобакаулеглисьподбольшимдеревомакотипетух
забралисьнасукпетухвзлетелнасамуюмакушкудеревагдебылоемувсегонадежнейНопреждечемуснутьон
осмотрелсяпосторонамипоказалосьемучтовдалиогонекмерцаетионкрикнулсвоимтоварищамчтотут-пож
алуйидомнедалечепотомучтовиденсвет.

 

1. Где лежит дровяной склад?
2. Что свалено в кучу?
3. Кто дрова на зиму запас?
4. Как греет осинка в бобрином жи-воте?
5. Что вьется из бобровой хатки даже в стужу?

1. Где надо искать первые весенние цветы?
2. Что висит на ветках?
3. Какие другие цветы есть рядом?
4. Что они делают?
5. Что станет с каждым цветком?