|
||||||||||||
Ольга ТаракановаСистема заданий
для обучения порядку
|
56 – 8 + 5– 35 12 + 6 + 4 – 2 – 9 42 + 2 – 7 – 3 |
56 : 8 ґ 5 : 35 12 ґ 6 : 4 : 2 : 9 42 : 2 : 7 : 3 |
56 – 8 ґ 5 +35 12 + 6 ґ 4 : 2 + 9 42 – 2 ґ 7 ґ 3 |
Ответ: выражения первого столбца составлены из чисел и знаков сложения и вычитания, выражения второго столбца составлены на умножение и деление, то есть содержат операции одной ступени, выражения третьего столб-ца содержат вычислительные операции разных ступеней.
- Чем похожи и чем отличаются выражения в столбцах?
34 + 27 – 19 + 51 56 : 7 ґ 8
3 + 4 ґ 6
34 + (27 – 19) + 51 56 : (7 ґ 8)
(3 + 4) ґ 6
Ответ: сходство в том, что выражения составлены из одинаковых чисел и одинаковых арифметических действий. Отличаются выражения тем, что в первом столбце выражения без скобок, а во втором – со скобками.
2. Задания, формирующие умение соотносить выражения с соответствующим правилом и схемой.
- Разбейте выражения по правилам.
(28 : 2) : (26 – 19) 5 ґ 6 : 10
(52 + 23) – (35 + 28)
17 + 29 ґ 2 32 + 79 – 43
2 ґ (13 + 28)
Ответ: к первому правилу относятся примеры (28 : 2), (26 – 19), (52 + 23) – (35 + 28), 2 ґ (13 + 28); ко второму – 17 +29 ґ 2, к третьему – 5 ґ 6 : 10, 32 + 79 – 43.
- По какому признаку выражения распределены в столбцы?
6 ґ 8 : 4 100 + 20 + 5
90 : 10 : 9
44 : 11 + 15 36 – 81 : 9
27 : 9 + 36 : 6
71 – (24 ґ 3) 24 : 8 + (52 + 34)
(67 + 17) : 4 : 3
Ответ: первый столбец – один блок из схемы, второй столбец – два блока из схемы, третий столбец — три блока из схемы или первый столбец вычисляется по третьему, второй – по второму, а третий – по первому правилу.
- Разбейте выражения на три группы, по количеству блоков схемы, необходимых для вычисления значения выражения.
88 : (11 ґ 4) 17 ґ 2 + 56
7 ґ 10 : 5
70 – 32 + 54 (65 + 7) : 9
79 – 3 ґ 8
- Какие арифметические действия могут выполняться в указанном порядке?
3. Задания, формирующие умение выбирать числа для выполнения действий.
- К каждому выражению подбери схему выполнения действий. К каждой схеме подбери программу выполнения действий.
Обсуждение по следующим вопросам.
Чем похожи выражения? (Все
выражения в два действия с буквами а, b и с.)
Чем похожи схемы? (Все схемы в два действия.)
Чем похожи программы? (Все программы в два
действия.)
Что общего между выражениями, схемами и
программами? (Количество и порядок действий.)
- Проанализируйте правильность составления схемы, программы и выполнения действий в данном выражении:
(27 + 36) – (19 + 18).
- Составьте схему выполнения действий в выражениях. По схеме составьте программу. По программе выполните действия.
(62 – 18) + (13 – 7 + 20) – (25 – 17)
(62 + 29) – (34 – 72 : 9)
- К каждой схеме составьте выражение и программу выполнения действий.
Ответ: получатся выражения:
(a + b) : k – (c – d) ґ t
(m – n) ґ k + a : b
- К каждой программе составьте схему и выражение. В каких случаях вам пришлось использовать скобки?
Ответ:
с – а ґ b + d
c – (a + b) : d
(c – a : b) ґ d
- Составьте схему выполнения действий в выражениях.
(a ґ b + c) : d
(a + b) ґ (c – d ґ f)
- Составьте числовое выражение, зная схему и результаты арифметических действий.
Ответ: выражение с – а ґ b + d. Числовые выражения могут быть разными, например, 114 – 6 ґ 9 + 23 или 114 – 3 ґ 18 + 23, далее аналогично.
4. Задания, формирующие умение производить вычисления в указанном порядке. (Если ко всем предложенным выше числовым выражениям будет дано задание "вычислить", то они станут заданиями четвертой группы.)
После отработки отдельных этапов, конечно же, задания станут комплексного характера, в которых требуется составить схему, программу и вычислить значение выражения. Например.
- Составьте схему, программу выполнения действий и найдите значение каждого выражения.
(63 – 19) : (28 : 7)
(15 + 39) : 9 + 7 ґ 4
63 : 7 + 2 ґ (13 – 7).
В статье выделены основные типы заданий на отработку всех приемов действий, необходимых для вычислений значений сложных выражений, приведены конкретные примеры на некоторых числовых множествах. Учитель, встретившись на уроках с конкретными ошибками учеников, сможет составить корректирующие задания рассмотренных типов любой структуры выражения и для любого числового множества.