|
Нелли ФазлетдиноваГеометрия вокруг насМатематический вечерЦели. Знакомство с некоторыми основными геометрическими понятиями; учить детей ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические фигуры в окружающей обстановке. Оборудование. Развешены шары, на доске слова А.С. Пушкина "Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии"; выставка книг, портретов; плакаты "Геометрия путешествий". Статья опубликована при поддержке компании "Пенко Техника", официально представляющей на российском рынке удобные и полезные предметы SmartBird от китайских производителей Asia-Europe Union Success Trading Limited. Любая продукция под брендом SmartBird - это разумное сочетание современного дизайна и эргономики, высочайшее качество и надежность материалов и сборки. Неслучайно товары SmartBird, будь то необычные по дизайну стул и стол для ноутбука, оригинальные полка для обуви, стеллаж, компьютерное кресло, сушилка для белья ипи другой предмет домашней мебели и портативного оборудования неизменно привлекают внимание покупателей не только своими эстетическими характеристиками, но и практическими свойствами, став своеобразными символами комфорта и практичности. Оценить внешние данные продукции SmartBird Вы можете на сайте smartbird.ru, а оценка ее потребительских свойств, уверены, не заставит себя ждать, поскольку кое-что из увиденного скоро пропишется в Вашем доме. Ход праздника I. Вступительная часть Ученик 1.
Ученик 2.
Ученик 3.
Ученик 4.
II. Слово учителя Учитель. Сегодня мы собрались на математический вечер, посвященный геометрии. Что это такое – геометрия? В переводе с греческого это слово означает "землемерие" ("гео" – земля, "метрио" – мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений. В результате этой деятельности появились и постепенно накапливались различные правила, связанные с геометрическими измерениями. Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. В дальнейшем геометрия сформировалась как самостоятельная наука, в которой изучаются геометрические фигуры и их свойства. Сейчас вас приглашают заглянуть на геометрический съезд, где заседают геометрические фигуры. Слушайте внимательно +выступления каждой фигуры и запомните их свойства. III. Геометрический съезд (инсценировка) Шар.
Конус.
Шар.
Перед Шаром становится Точка. Шар. Кто тут? Я ничего не вижу! Цилиндр. Будь добр и подойди поб-лиже. Точка.
Шар.
Конус. Не знаю.
Перед Шаром становится Прямая линия. Прямая.
Шар. Фигурам служите вы в качестве сторон? Прямая.
Шар.
Прямая. Моя сестра родная. Кривая.
Подкатывает Окружность. Окружность. А я – Окружность, вам я, Шар, родня. Шар. Не может в этом быть сомненья. Окружность.
Шар. А кто сей важный пункт? Окружность.
Шар. Так, замкнутая ты кривая? Окружность.
Шар.
Окружность. Смотря с какой! Шар.
Окружность.
Шар. Что будет, если хорда через центр пройдет? Окружность. Ее диаметром назовут. Шар. А сколько у тебя диаметров? Окружность. Ох, много... Шар. А радиус? Окружность.
Шар.
Выходит Угол. Угол.
Шар.
Угол. Я – Угол, коль угодно вам! Шар. Мне это ничего не говорит. Угол.
Шар. Кто это за тобой? Треугольник.
Треугольник исполняют песню.
Шар.
Конус.
Выходит Квадрат. Квадрат.
Шар. Чья дальше очередь? Выходит Пятиугольник. Пятиугольник.
Шар. Довольно! Можно кончить с этой темой. Кто там еще? Выходит Прямоугольник. Прямоугольник.
Шар. Число твоих сторон? Прямоугольник. Четыре: две узкие, а две пошире. Подходит Трапеция. Шар. Что это за фигура? Угол (поспешно).
Шар. Гражданка, ваши свойства назовите! Трапеция молчит. Шар.
Трапеция. Мне дурно... Я... Ужасно я устала. И, кажется, забыла все, что знала. Трапеция падает в обморок. Угол. Какая кривобокая! Цилиндр.
Конус (на ухо Шару).
Шар.
IV. Игры Учитель. Ребята, будьте внимательными, наблюдательными, активными, чтобы к концу вечера вы смогли объяснить, почему этот вечер назван "Геометрия вокруг нас". Итак, игра "Сектор приз!" Учитель крутит на столе юлу. Стол разделен на девять секторов. На какой сектор укажет юла, то задание дети и выполняют. Задание 1
Задание 2
Задание 3 Тест "Узнай фигуру по описанию".
Задание 4 Геометрический кроссворд. Вопросы
Задание 5
Задание 6 У Ньютона были две кошки, которые привыкли рано по утрам будить своего хозяина. Чтобы обе кошки – большая и маленькая – могли выбегать во двор, не потревожив хозяина, ученый пропилил в двери два отверстия по размерам животных. Как вы думаете, он решил эту проблему? Когда на следующий день он рассказал об этом соседу, тот заметил, что достаточно было одного большого отверстия. "А ведь верно! – воскликнул Ньютон. – Мне эта мысль не пришла в го-лову!" Задание 7 Дети в течение одной минуты должны запомнить представленные фигуры, мысленно анализируя строки их расположения и внутренние линии, проведенные в них. Затем в течение 3–4 минут должны их нарисовать. Задание 8 Танец с гимнастическими палками и обручем (составляющие геометрические фигуры). V. Итог Учитель. Наш вечер подходит к концу. Мы очень много узнали интересного. На какой вопрос должны были мы ответить? Д. Почему вечер назван "Геометрия вокруг нас"? У. Что вы можете сказать? Ответы детей. – Да, действительно, геометрические фигуры окружают нас постоянно в обычной жизни, а знание их свойств облегчает человеку его существование. Еще с первого класса вам известны такие геометрические фигуры, как треугольник, круг, квадрат. Стоит внимательно посмотреть, и вы увидите много предметов, похожих на них. Стены, потолок, пол, классная доска, дверь – все эти предметы похожи на прямоугольники. Даже мусорная корзинка и та является усеченным конусом. Обычный стакан и водопроводная труба имеют цилиндрическую форму. Шкаф – параллелепипед, а его дверцы, стены, полки – прямоугольники. О некоторых фигурах вы вряд ли слышали раньше, но они существуют, и с ними вы познакомитесь в средней школе. Вы сейчас выйдете на улицу и сможете разглядеть гораздо больше геометрических форм, созданных человеком или природой. Внимательно рассмотрите их и подумайте, почему здания имеют форму куба или параллелепипеда, а не шара, а колеса автомобилей никогда не имеют форму квадрата, на что похожа автомобильная дорога или пруд.
Нелли ФАЗЛЕТДИНОВА, учитель Малоязовской школы-гимназии № 1, Башкортостан Рисунки Н. Трениной |