Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2001

Праздники

Вера Аввакумова ,
учитель ЦО № 1439, г. Москва

Удивительное рядом

Ход праздника

Ведущий. Уже не одну тысячу лет домашние животные живут рядом с нами. И как это ни странно, мы знаем о них гораздо меньше, чем о диких животных.

Мир домашних животных очень интересен. Наблюдая и изучая его, человек испытывает не только удивление и восхищение все новыми и новыми открытиями, но и проникается к животным добротою, любовью, снисхождением. Познавая животных, человек познает и себя.

Домашние животные играли и всегда будут играть огромную роль в нашей жизни. Общение с ними обогащает человека духовно и даже исцеляет от недугов. Теряя связь с ними, мы начинаем осознавать, что мир становится скучным. Сегодня мы по-
говорим о некоторых домашних животных.

Чтец 1.

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Спит под крылечком,
И хвост колечком!
Кто это?

Дети. Собака.

Чтец 2.

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится...
Угадали? Это...

Дети. Кот.

Ведущий. Правильно, ребята, сегодня речь пойдет именно о них. Давно уже устарела пословица "живут, как кошка с собакой". На самом деле кошки и собаки в доме прекрасно уживаются, дружат и любят друг друга.

Чтец 1. Собака – верный друг и помощник человека с давних времен. У первобытных племен первым прирученным животным была собака, вернее волк. Волки и люди жили рядом и охотились вместе. Находя волчат, люди при достаточных запасах пищи оставляли их жить "про черный день". Человек быстро понял – волк может быть хорошим помощником. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь, прислушивался к каждому незнакомому звуку. А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником. Известны два главных центра обитания собак – Индия и Малая Азия.

Индийский волк был родоначальником различных пород собак: легавых, гончих, борзых, терьеров, болонок, шпицев, пуделей; северный волк – лаек и овчарок.

Прошли тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак. Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали бы его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы собак любого размера, формы, окраса. Их условно разделяют на служебные, охотничьи, спортивно-служебные и декоративные. Сегодня в мире насчитывается около 400 пород собак.

Ученик читает отрывок из книги "Что за служба у собак".

Чтец 2. А зачем нужны декоративные собаки? Бесконечно преданные, они своей любовью приносят радость одиноким людям, рядом с собакой ребенок никогда не вырастет жестоким.

А если возникнет опасность, даже самая маленькая и слабая собака самоотверженно бросится на защиту хозяина.

Дети в костюмах собак разных пород читают стихотворение "Разные собаки".

Бассет.

Бассета
Кривые лапки
Красят.
Это подтвердит вам
Каждый бассет.

Левретка.

Как хороша,
Как изящна левретка!
Жаль, что левретки
Встречаются редко!

Бульдог.

Трудно поверить,
Что у левретки
И у бульдога –
Общие предки!

Колли.

Это – овчарка,
Красавица колли.
Колли, ребята,
Не учатся в школе:
Древнюю мудрость –
Науку овчарок
Колли от мам
Получают в подарок.

Доберман.

В названиях пород
Обман,
(А может произвол):
Не слишком добрый
Доберман
(Хоть и не так уж зол!).

Ньюфаундленд.

Что ты скажешь, водолаз?
Есть один закон у нас:
Утопающих спасай!
Нападающих кусай!

Лайка.

Что же ты не лаешь, Лайка?
Да ведь я не пустолайка!
Лайки, честно говоря,
Очень редко лают зря!

Чтец 1. Если хотите иметь хорошую собаку, приобретите щенка, сами его вырастите и воспитайте.

Ученица читает стихотворение С.Михалкова "Щенок".

Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
Может быть, его украли,
На веревке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь заставили?
Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился,
Ищет дом,
Мокнет
Бедный под дождем?

Дети исполняют песню "Люсси" (муз. и сл. О.Газманова).

Ведущий. Во многих сказках есть кошка и собака, и вовсе не обязательно, чтобы у них были главные роли.

Дети инсценируют сказку "Репка".

Автор.

Возле дома огород.
Бабка с внучкой у ворот.
Жучка – хвост колечком,
Дремлет под крылечком.
На крыльцо выходит дед,
Он в большой тулуп одет.
Из открытого окна
Деду музыка слышна.
"На зарядку, на зарядку становись!"

Дед.

У меня здоровье крепкое,
Посажу-ка лучше репку я.

Автор.

Лопату берет,
Идет в огород.

Бабка.

И у бабки без зарядки,
Слава Богу, все в порядке!

Автор.

Рот разевает,
Сладко зевает.

Внучка.

Клонит бедную ко сну!
С понедельника начну.

Автор.

На лавку садится –
Заплетает косицу.

Входит Жучка и Кошка.

Жучка. Поиграем лучше в прятки!

Кошка. Обойдемся без зарядки.

Автор.

Жучка за кошкой,
Кошка в окошко.
Выходит мышка
В спортивных штанишках.
Майка на теле,
В лапках гантели.

Мышка.

Раз и два! И три, четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать –
Бегемота поднимать!

Автор.

Бегает, прыгает,
Лапками дрыгает.

Дед. Ох, умаялся с утра...

Уходит.

Бабка. Да и мне на печь пора.

Уходит или садится на лавочку.

Автор.

Занимается рассвет,
На крылечке снова дед.
Видит репу в огороде
И себе не верит вроде.
Встал он возле репки–
Репка выше кепки.
Из открытого окна
Та же музыка слышна.

Дед.

Эх, бульдозер бы сюда,
Без него – совсем беда.

Автор.

Тянет – потянет,
Вытянуть не может.

Дед. Где ты, бабка?

Бабка.

Я сейчас!
Ай, да репка удалась!

Автор.

Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут – потянут,
Вытянуть не могут.

Дед.

Как тянуть?
С какого боку?
Выйди, внучка, на подмогу!

Автор.

Внучка за бабку,
Бабка за Дедку,
Дедка за репку.
Тянут – потянут,
Вытянуть не могут.

Внучка.

Ломит спину, ноют ручки!
Нет, не справиться без Жучки!

Автор.

Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за Дедку,
Дедка за репку.
Тянут – потянут,
Вытянуть не могут.

Жучка.

Разбудить придется кошку,
Пусть потрудится немножко!

Автор.

Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за Дедку,
Дедка за репку.
Тянут – потянут,
Вытянуть не могут.

Бабка. Мышку кликнуть бы на двор.

Кошка.

Мышку звать?
Какой позор!
Мы пока и сами,
Кажется, с усами.

Автор.

Тут из норки мышка – прыг,
Ухватилась за турник.

Мышка.

Чем топтать без толку, грядку –
Становитесь на зарядку.
Чтоб за дело браться,
Надо сил набраться!

Автор.

Все выходят по порядку,
Дружно делают зарядку.

Дед и Бабка.

Влево, вправо, влево, вправо –
Получается на славу.

Мышка.

Встали! Выдохнуть, вдохнуть!
А теперь пора тянуть!

Автор.

Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за Дедку,
Дедка за репку.
Тянут – потянут,
Вытянули репку.

Ведущий. Домашние кошки, ручные кошки, выставочные кошки. Мы видим их повсюду, каждый день. История кошки необычна. Она прошла путь от "богини" до "ведьмы". Отношение к ней неоднозначно: ее или любят, или не любят. Впрочем тех, у кого кошки вызывают нелюбовь, в общем-то, немного. Родоначальницей всех домашних кошек является нубийская дикая кошка, которую Египтяне вывезли 5 тыс. лет назад из Нубии. Древние египтяне высоко ценили замечательные способности кошки – уничтожать грызунов. Поэтому она была причислена к священным животным. Кошки жили в храмах, питаясь самой отборной пищей, у них были свои жрецы. При пожаре египтянин был обязан в первую очередь вынести кошку. Смерть кошки сопровождалась трауром, в знак которого обрезали волосы на голове и сбривали брови. Убийство кошки каралось смертью. Умерших кошек бальзамировали и хоронили в ящичках из золота или серебра.

Некоторые старинные приметы и обычаи дошли и до нас. В Англии существует поверье: пока черная кошка в доме, рыбаку не грозит опасность в море. Если черная кошка перебежала дорогу – это добрая примета, если она забежала в дом или комнату – хозяина ждет радость.

В России кошка всегда считалась признаком домашнего уюта и благополучия. Ряд народных примет и пословиц характеризуют отношение к кошке: "Кошка – хозяйка в доме", при въезде в дом эта "хозяйка" должна первой переступить порог нового жилища, иначе не будет в нем уюта и счастья, народное поверье утверждает: трехцветная кошка приносит счастье в дом.

В мире сейчас 400 млн кошек. Шумным событием в странах становятся выставки кошек. Большой вклад в создание многочисленных пород домашних кошек внесла дикая лесная европейская кошка.

Дети смотрят видеофильм "Выставка кошек" (5 мин). Далее инсценируют сказку "Отчего кошку назвали кошкой?"

Автор.

У старика и старухи
Был котеночек черноухий,
И белощекий,
Белобрюхий
И чернобокий.
Стали думать старик со старухой.

Старуха.

Подрастает наш черноухий.
Мы вскормили его и вспоили,
Только дать ему имя забыли.

Старик.

Назовем его черноухого "Тучей" –
Пусть он будет большой и могучий.
Выше дерева, больше дома.
Пусть мурлычет он громче грома!

Старуха.

Нет (сказала, подумав старуха),
Туча легче гусиного пуха.
Гонит ветер огромные тучи,
Собирает их в серые кучи.
Свищет ветер
Протяжно и звонко.
Не назвать ли нам "Ветром" Котенка?

Старик.

Нет, старуха,
Ветер только деревья качает,
А стена остается в покое.
Не назвать ли котенка "Стеною"?

Старуха.

Ты лишился на старости слуха!
Вот прислушайся вместе со мною:
Слышишь, мышка шуршит за стеною?
Точит дерево мышка-воришка...
Не назвать ли нам кошку – "Мышкой"?

Старик.

Нет, старуха,
Кошка мышку со шкуркой съедает.
Значит, кошка
Сильнее немножко!
Не назвать ли нам кошку Кошкой?

Ведущий. Кошка – одновременно доверчивая и хитрая, ласковая и хищная, домашняя и дикая. Ее мягкая лапа таит острые, цепкие когти. У кошки очень тонкий слух и хорошо развито осязание. Малейшие шорохи и колебания воздуха воспринимаются нервными окончаниями, расположенными на коже, у корня усов и у каждой шерстинки. Кошки могут состоять на государственной службе. Чтобы мыши не портили бесценные коллекции всемирно известного Британского музея, в его штат официально зачислена "кошачья рота" в составе шести кошек. Каждая из них получает жалованье в 50 фунтов стерлингов в год. Чтобы кошек никто не трогал и все посетители знали, что кошки – "служащие музея", им положена униформа – на шее повязан пышный желтый бант. Иногда кошки, вернее коты, помогают ученым делать открытия: йод, лечебные действия оказывают ультрафиолетовые лучи, зависимость урожая семян клевера от количества кошек.

Дети исполняют песню о кошках "Колокольчик".

Ведущий. У кошек есть свой "язык", состоящий более чем из 15 "слов" и множества интонаций. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос.

Дети инсценируют сказку "Кто сказал "Мяу"?

Автор. Щенок спит на коврике, вдруг сквозь сон он слышит: "Мяу!" Щенок поднимает голову, смотрит, никого нет.

Щенок. Это, наверное, мне приснилось!

Автор. Ложится поудобнее. Вдруг опять слышит "Мяу!"

Щенок. Кто там?

Автор. Щенок вскакивает и обегает всю комнату, заглядывает под стол, стулья. Затем влезает на подоконник – на дворе гуляет Петух.

Щенок. Вот кто не дал мне спать!

Автор. Щенок бежит к Петуху.

Щенок. Это ты сказал "Мяу?"

Петух. Нет, я говорю (хлопает крыльями) ку-ка-ре-ку-у-у-у!

Щенок. А больше ты ничего не умеешь говорить?

Петух. Нет, только кукареку.

Автор. Щенок почесал задней лапой за ухом и пошел домой. Вдруг слышит "Мяу!"

Щенок. Это тут!

Автор. Щенок быстро начинает рыть лапами, выскакивает маленький серенький мышонок.

Щенок. Ты сказал "Мяу?"

Мышонок. Пи-пи-пи! А кто так сказал?

Щенок. Кто-то сказал "Мяу"...

Мышонок. Близко?

Щенок. Вот здесь, совсем рядом.

Мышонок. Мне страшно! Пи-пи-пи! (Мышонок убегает.)

Автор. Пошел Щенок домой. Грустный улегся на коврике и вдруг услышал: "Мяу!" Он вскочил и увидел сидящую пушистую полосатую Кошку.

Кошка. Мяу!

Щенок. Ав-ав-ав!

Автор. А потом, вспомнив как рычал Пес, он тоже зарычал "Р-р-р-р-р!" Кошка изогнулась и зашипела "Ш-ш-ш!", изогнулась и зафыркала "Ф-ф-ф!" Щенок вернулся и улегся спать. Он теперь знал, кто сказал "Мяу!"

Ведущий. В народе было сложено немало колыбельных песен, прибауток, шуток о кошках.

Уж ты, котя-коток,
Котя – серенький лобок,
Приходи, котя-коток,
Во печурочке поспать,
Во печурочке поспать,
Мне Володю покачать!
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу –
Шубку новую куплю,
Шубку плисовую,
Шапку бархатную!
"Мне не надо, коту,
Шубки плисовой,
Шапки бархатной,
Только надо мне, коту,
Корки с мяконькой,
Только надо мне, коту,
Со сметаной молочка!"

Ученик читает стихотворение С.Маршака "Перчатки". Затем дети делятся на две команды. Им предстоит участвовать в конкурсе "Собака и кошка", то есть их задача нарисовать уши, глаза, нос, хвост, туловище, лапки с завязанными глазами.

Второй конкурс – это пантомима. Команды должны изобразить ситуации – кошка и собака – друзья, кошка и собака – враги, охота кошки за мышкой, кошка умывается.

Третий конкурс – изготовление мордочки кошки и собаки из бумаги – оригами.

Четвертый конкурс – "Скороговорка". Дети должны произнести скороговорку.

Черной ночью, черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота!

После конкурсов следует просмотр видеофильма "Наши любимые животные". Затем учитель вручает победителям шары и календари с изображением кошек и собак.

Вера АВВАКУМОВА,
учитель школы № 1936, г. Москва
Рис. М. Левиной