Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2001

Я иду на урок

Эльвира Галямова

Творческая сказка

"Ах, опять этот труд! Все думаешь, как бы уделить больше времени письму и счету, а тут еще и труд!" – так думают некоторые учителя, так думала некогда и я. И задумывалась: как соединить приятное с полезным.

"Сказка! – осенило меня. – Почему бы детям не почитать сказку, слепить ее, разыграть или нарисовать, а потом и пересказать?! Чего же проще?"

И решила я прочитать на уроке труда сказку. Но прежде попросила детей подумать во время моего чтения, какой характер у того или иного персонажа, вспомнить стишок, загадку, пословицу, поговорку, песенку про главного героя.

После того как дети засыпали меня загадками и стихами, я стала читать сказку по частям, а дети – рисовать отдельные предметы или героев, о которых шла речь. Это оказалось самым легким, но не самым интересным способом иллюстрирования.

На доске я нарисовала (используя цветные мелки, что очень важно для детей шести-семи лет) всех персонажей сказки. Вам может показаться, что для этого надо уметь хорошо рисовать. Ничего подобного! Мои рисунки были настолько просты, что их с первого раза могли нарисовать дети. После чего они пересказывали сказку по изображению.

Что самое удивительное, для детей это оказалось не сложно, ведь объем текста мал, и им удавалось даже соблюдать рифму.

Но рисовать не очень интересно. И я продолжала экспериментировать. Мы стали лепить, что развивает мелкую мускулатуру рук; вырезать и складывать из бумаги (оригами) – это развивает объемное видение предмета; а главное – разыгрывать! Вот это нравилось детям больше всего. Во-первых, участвовали почти все. Во-вторых, дети переселялись в сказку. И наконец, они наделяли персонажей характером. А с каким воодушевлением они пересказывали!

Лучшие работы выставлялись на выставку, лучшие выступления поощрялись.

Теперь о сказке. Думаю, уже нет необходимости вам объяснять, почему я назвала ее творческой?!

На первых порах я придумывала свои сказки. "Для чего?" – спросите вы. А для того, чтобы самой направлять детей в нужное мне русло (см. приложение).

Вообще же можно использовать русские народные сказки в обработке Афанасьева.

Во 2-м классе можно таким образом повторять Носова. Пересказывать Драгунского, Голявкина. Соединять внеклассное чтение с трудом.

Мы так заучивали стихи. Например, "Тучкины-штучкины" Маяковского. Представляли, что мы сами облака, и изображали зверей. А пластилин? Он так легко преображается!

В 3-м классе вместе с текстом усложняются и уроки труда. Мальчики должны конструировать, девочки – вышивать. А всем вместе можно запускать самолеты и ручных змеев. А для этого необходимы и математические знания. А также то воображение, которое они развивали в 1-м и 2-м классах. Как вам кажется, могут они придумать что-то новое?

Но вы можете спросить: зачем это нужно? Очень нужно. Для того, чтобы нашим детям было интереснее ходить в школу. Для того, чтобы фантазия, выдумка, независимость, творчество, самостоятельность или, лучше сказать, самобытность ребенка вышли за пределы детского сада и развивались в дальнейшем.

Контролируйте, моделируйте, лепите, вырезайте, а главное, выдумывайте.

Ведь это очень просто и не отнимает много времени на подготовку.

Приложение

Сказки

Сказка-присказка

Сказка с Карандашом заспорили: "Кто лучше?" Сказка говорит:
– Я. Что захочу, то и расскажу.
Карандаш говорит:
– Я. Что захочу, то и нарисую.
Услыхала тот спор Бумага и говорит:
– Глупости какие. Лучше-то всех я. Что вы без меня оба стоите?
Шли мимо мальчишки из школы и говорят:
– Что это вы тут шумите? Мы вас быстро помирим. Ты, Бумага, ложись, ты, Сказка, расскажись, а ты, Карандаш, рисунки будешь рисовать к Сказке. Давайте-ка начинайте.

Сказка о палке

– Лежали в поле палки. Худые-прехудые, смотреть жалко. Увидел палки мальчик и думает:
– Дай-кa я из них ходули сделаю.
Поиграл да и бросил. Нашел палки фермер.
– Что я время трачу? Хорошие штуки попали мне в руки. Насажу на них вилы да косу – нужны они мне к сенокосу.
Скосил фермер травушку-муравушку. Стог сена соорудил, палками сверху прикрыл, чтобы никто не стащил.
Летели мимо галки. Увидели палки. Их испугались – не сели, домой улетели.

Темы для работ

  • Расскажите сказку от лица палок. Например: "Лежали мы, палки, как-то в поле, вдруг подходит мальчик..." История может быть похожей, а может и нет.
  • Подумайте, что еще можно сделать из палок?
  • Обыграйте сказку, используя мимику и жесты, передавая характер героев.
  • Вырежьте из цветной бумаги всех действующих лиц (людей можно нарисовать схематично), наклейте все это на большой лист бумаги.
  • Кто и про кого мог так сказать:
    Коси, коса, пока роса.
    Роса долой и мы домой.

Про мышку-норушку

Положила мама на стол яйцо – и кругло оно и невелико. Вдруг бежит мышка-норушка. Бежит и говорит:
– Кто тут на столе лежит?
Яйцо испугалось, зашевелилось, к стене покатилось, ба-бах – об кастрюльку разбилось, по столу пролилось, со стола потекло...
А кот Васька тут как тут: языком взял да и все слизал. И мурлычет:
– Я ничего не видал.

Темы для работ

  • Перескажите сказку по картинкам.
  • Вспомните песенки про мышку. Например, про то, как мыши оседлали кота и катались на нем.
  • Разыграйте сказку, используя загадки, скороговорки, например:
    Мышонку шепчет Мышь:
    – Ты все шуршишь, не спишь.
    Мышонок отвечает Мыши:
    – Шуршать я буду тише.
  • Нарисуйте все персонажи сказки на бумаге, закрасьте их черной краской, получится силуэт. (Можно так же вырезать их из черной бумаги или использовать метод "рванинки" и наклеить на белую бумагу.)

Мышки-трусишки

Серые мышки,
Плутишки, трусишки,
У вас быстрые ножки,
Чего вы боитесь кошки?

Шли шесть мышей,
Несли девять грошей.
Три мыши поплоше
Несли по два гроша.
Уж они шли-шли,
Нога за ногу плели.

А за ними – Кот-Обормот
И мурлычет, и поет:
"Что-то вас я плохо вижу,
Подойдите-ка поближе!.."

Мышки испугались,
Убежать догадались,
На лесенке, ах! – оступились –
И денежки, дзынь! – покатились.
– Скок-поскок со всех медных ног.
Да в щели и пропали,
Вы их не видали?

Темы для работ

  • Обыграйте сказку, соблюдая интонации и характеры персонажей. Продолжите сказку или придумайте свой конец для нее.
  • Прочитайте стихотворение Б.Заходера "Вредный кот".
  • Нарисуйте на длинной полосе бумаги много мышей, оставьте их незакрашенными, а все остальное раскрасьте черной краской. Получатся белые силуэты мышей на черном фоне. Вся полоса будет называться бордюром.

Как мебель пошла гулять

Пошел раз Стол на прогулку.
Навстречу ему Стул – спину прогнул. Идет не нагнется – никому не улыбнется.
– Стул, а Стул, пойдем со мной вместе.
– Пойдем.
Идут. Навстречу им Диван, важный, как турецкий султан. Не идет, а словно по воде плывет.
– Диван, а Диван, пойдем с нами вместе.
– Пойдем.
Идут. Навстречу им Телефон, а под руку с ним Магнитофон. Один веселый – звенит, другой влюбленный – молчит.
– Телефон и Магнитофон, пойдем с нами вместе.
– Пойдем.
Только пошли, вдруг из-за угла мальчишка идет:
– Эй, вы куда?
– Гулять.
– А ну-ка назад! И Стул, и Стол, и Диван, и даже техника тут. Именно вас и не хватает мне, чтобы создать уют!

Темы для работ

  • Расскажите сказку про свои игрушки и нарисуйте к ней картинки.
  • Продолжите прочитанную сказку, наделяя каждого героя своим особенным характером. Разыграйте ее.
  • Про кого можно так сказать:
    Удобный и мягкий
    Ах, как на нем спать приятно!
    Или
    Сам на нем спишь,
    А ему стоять велишь.
  • Вырежьте всю мебель из коричневой бумаги и наклейте на желтую – получится комната. Можете добавить и то, что есть у вас в комнате.

 Гвоздь-иголка

Жил-поживал у портного в коробе расфуфыренный Гвоздь – остер, как иголка. Маленький да удаленький. Такой забияка, что ни день – то драка: никто от него не уйдет – либо щипнет, либо кольнет. Стали все на него самым сильным жаловаться:
– Спасите, пожалуйста, Ножницы! От наших ужасных горестей и тяжких-претяжких бед: просто от Гвоздя житья нет!
Ножницы отвечают:
– Позвать сюда Гвоздя, живо!
Стоит Гвоздь, усмехается: попробуй-ка его взять – брыкается!
Думали Ножницы да гадали и, наконец, сказали:
– Не нашего это ума дела. Зовите Портного.
Пришел тогда Портной (разбуженный, злой). С ним Клубок ниток – небольшой, а прыток, да Пила – без вина весела, да Сверло, кого хочешь превратит в решето...
Говорит Гвоздю Портной:
– Ты шумишь и кричишь – постой. Я с тобой не шучу. Быстро слушаться научу.
Снял Портной с Гвоздя шляпку Пилой, просверлил в голове Сверлом дырку, привязал крепкую нитку и говорит:
– А теперь, Гвоздь, беги быстрей.
Вот летит Гвоздь со всех ног вперед, а Портной положил под него ткань и смеется:
– Ай да Гвоздь! Hе испугался, небось... Скачет себе без остановки – исколол все обновки. Так пусть тебе имя будет Иголка.

Темы для работ

  • Попробуйте рассказать сказку "Про молоток – скок-поскок" или "Про зубастую пилу".
  • Разыграйте сказку, рассказанную от имени самого Гвоздя.
  • Вспомните загадки про гвоздь.
  • Вылепите из пластилина всех персонажей.

 Про Божью Коровку

Вышла раз Божья Коровка погулять, свежим воздухом подышать.
Говорит ей Майский Жук:
– Коровка, не торопись,
Быть пойманной берегись.
Но не сидится тебе дома.
Берегись! Вон летит колесо!..
Отвечает Жуку Коровка:
– Вот смеху-то,
Ну подумаешь колесо!..
Коль кругом такая Божья благодать,
Кому в голову придет меня обижать?
Только пропищала – вдруг в сеть и попала.
А Жук бежит и кричит:
– Без вины Коровка пропала.

Темы для работ

  • Расскажите сказку от имени Жука.
  • Какие загадки вы знаете про жуков? Вспомните приговорки, например:
    Божья Коровкa,
    Полети на небо,
    Принеси нам хлеба:
    Черного и белого,
    Да только негорелого.
  • Нарисуйте и раскрасьте коровку желтой краской, а жука – черной.
  • Нарисуйте всех персонажей сказки и перескажите ее.
  • Придумайте сказку "Про букашку-таракашку" или "Про паука и муху".
  • Нарисуйте бабочку или пчелку.
  • Спойте какую-нибудь песенку о каком-либо насекомом.

 Как мячик в Хрюшу превратился

Жил на свете маленький мячик. Надоело ему прыгать и играть. Стал он сильно горевать:
– Ах, какой я несчастный! У всех есть носы – только я один безносый. Только сказал – и раз: нос у него отрос. Перестали тогда с ним дети играть. Лежит мячик в траве и думает:
– Ох, как же мне скучно... Кабы ноги мне, я бы бегал.
Только подумал, как ноги и появились. И глаза заодно прорезались, чтобы видно было куда бежать.
Бежит мячик по дорожке на всех четырех ножках, вдруг видит собака да кошка. Сидят рядком да толкуют ладком.
Испугался мячик, да так сильно, что у него со страху иглы из спины вылезли...
Стал теперь мячик ежиком, живет себе в саду, кушает разную еду, днем отдыхает, ночью промышляет.
Одного еж боится – филина. Только ночью из норы нос покажет, а филин уж тут как тут.
Начал ежик опять горевать:
– Нет мне житья от филина: того и гляди съест... Были бы у меня ноги подлиннее.
Только профыркал, а у него и ноги, и уши длинные стали, и иголки пропали. Стали у ежика хвост – крючком, нос – пятачком...
С этих пор живет мячик во дворе, валяется на траве, ест что попало, хотя ему все мало да мало, а как до грязи доберется – на весь мир улыбнется...
Кто не пройдет – все хвалят:
– Ай, да Хрюша! Ай, да свинья!

Темы для работ

  • Расскажите сказку про слона, как он из большого шара вырос. Попробуйте ее обыграть.
  • Подумайте, какое явление природы иногда принимает образ различных животных, но сначала прочитайте стихотворение В.В. Маяковского "Тучкины-штучки".
  • Попробуйте, используя метод "рванинки", сделать какого-нибудь зверя, он получится, как из облака. Или вылепите из глины мячик, кошку, собаку, свинку.

 Сорокин день рождения

Сорока-Белобока день рождения справляла, пирогов напекла, гостей позвала.
Собралось у нее друзей со всех лесов и степей. Прилетела Ворона:
– Кар-р! Летела я на базар-р... Увидала гостей... Нет ли каких новостей?..
Прилетел Дятел, как с ума спятил:
– Тук-тук-тук! Дайте мне сухой сук.
Прилетел и Аист – так красив, всем на зависть:
– Привет маленькой птице! Где бы тут примоститься?
Всем хочется пообедать, сорочьего пирога отведать. А Сорока-Белобока, сама не будь дуреха, давай пироги уплетать, а гостям говорит:
– Летите домой, дорогие гости.
А гости сидят – да гложут кости...
А Воробышка-воришка кричит:
– Погоди Сорока, не все коту масленица!

Темы для работ

  • Повторите сказку, добавляя в нее своих героев.
  • Что хотел сказать своими словами Воробей?
  • Расскажите сказку от лица Воробья. Разыграйте ее.
  • Применяя метод складывания из бумаги (оригами), сделайте всевозможных птиц.

 Мышка и Мишка

Жила-была на свете маленькая Мышка. Хоть не велик у Мышки рост, но есть усы и длинный хвост.
Жила та Мышка под кроватью Мишки.
Идет раз Мишка завтракать и видит: маленький пушистый зверь у чашки с чаем рядом сел. Как закричит тут Мишка с перепугу. А Мышь, увидев Мишку-великана, бегом на пол, затем на стул, потом на подоконник.
Опомнившийся Мишка за Мышкой вслед пустился.
Как бы не так: слетела Мышка на пол и – скок – забилась в школьный Мишкин рюкзачок.
Ища ту Мышку, Мишка сбился с ног. Устал. И снова спать прилег.
А Мышка в норку дорогую ей нырнула, лишь хвостиком своим она вильнула.

Темы для работ

  • Попробуйте продолжить эту сказку. Придумайте сказку "Как кошка пошла гулять сама по себе". Разыграйте ее.
  • Перескажите сказку по картинкам.
  • Нарисуйте свой рюкзак или вырежьте его из цветной бумаги.

 Бумажный змей

Чистый лист бумаги белой, четыре палочки, катушка прочных ниток да длинный хвост – вот и змей – хорош и прост...
Санька выбежал с ним в поле. Вон туда, где у реки ловят рыбу рыбаки. Он собрал друзей побольше!
– Эй, попробуй, догони! Змей мой чудный, змей мой прочный и летит стрелою ввысь.
Хвастал, Санька, очень хвастал, и бежал он вдоль реки.
Только, бац! и оступился... И уже лежит в пыли.
Ну а нитка затрещала, порвалась и унесла змея в дальние края. Плачь, не плачь, а змей прекрасный испарился в миг ненастный.

Темы для работ

  • Расскажите сказку от лица бумажного змея. Разыграйте ее.
  • Попробуйте дома с помощью взрослых сделать змея.
  • Поучитесь рисовать лицо: плачущее и улыбающееся.

 

 В новогоднюю ночь

Раз пошел Зайчишка-трусишка в новогоднюю ночь за елкой.
Идет-идет, по сторонам озирается – каждого шороха пугается.
Вдруг навстречу ему Еж – весь иголками оброс. Бежит, пыхтит, тоже за елкой спешит. А на колючках у него яблоко одно – откуда оно, не знает никто.
Говорит ему Зайчишка-трусишка:
– Пойдем вместе со мной за елкой.
– Пойдем.
Идут-идут. На пути берлога медведя. На ней надпись: "Не буди, а то съем".
Пошли Заяц с Ежом тише, чтобы не разбудить Мишу.
Идут-идут. Вышли на поляну. Там светло. Тихо. Да луна светит, и звезды горят. А на полянке елка стоит – красивая, нарядная, вся в снегу, под луной переливается.
Уже дело к полночи близится. Тут и другие звери к елке подошли. И лисы, и зайцы – все сейчас дружны. Так и встречают звери Новый год в лесу.

Темы для работ

  • Перескажите сказку по картинкам.
  • Нарисуйте, как вы встречаете Новый год.
  • Вылепите из пластилина героев сказки, сделайте из плотной бумаги елку и прикрепите ее вместе с героями на картонку белого цвета – у вас получится зимний лес и звери, встречающие Новый год у елки.

 

Эльмира Галямова,
аспирант МПГУ ФНК